Медитация Випассана

Саядо У Силананда.

Медитация випассана — это медитация осознанности. Она учит нас воспринимать настоящий момент, жить настоящим моментом. Эта медитация призывает нас принимать и осознавать все, что происходит с нами, все, что окружает нас. Важен только настоящий момент, а также все, что приходит в наш разум из окружающего мира через шесть путей (*в оригинале — «все, что приходит к нам в настоящий момент через шесть дверей*): глаза, уши, нос, язык, тело и ум – это должно быть осознано, увидено.

Когда вы практикуете медитацию Випассана, отмечая в уме происходящее или просто наблюдая за ним, вы можете повысить свой уровень осознанности, и тем самым вы приблизитесь к пониманию истинной природы вещей. Вы сможете увидеть настоящую природу ума и тела, всех ментальных и физических процессов, из которых состоит наша жизнь. «Истинная природа» означает природу непостоянства, природу страдания, природу отсутствия самости явлений — отсутствия постоянной души. Это очень важно — видеть эти три элемента природы, потому что это дает вам правильное видение жизни, вещей и приводит к избавлению от привязанностей к телу и уму, и может помочь удалить духовные загрязнения, став просветлённым.

При занятиях медитацией Випассана, вы выбираете объект, на котором вы концентрируете свой ум. Этот объект станет вашим основным объектом для медитации. (*в оригинале «объект станет «домом» для медитации»). Традиционно, таким объектом является дыхание. Вы сохраняете концентрацию ума на дыхании и мысленно отмечаете процесс дыхания «вдох-выдох-вдох-выдох» в течение медитации.
Если в процессе наблюдения за дыханием вы на что-то отвлекаетесь, вы должны просто отметить это как «думаю» или «слышу» или «эмоция» и т. п. Также следует мысленно отмечать все состояния тела, ощущения. Таким образом, вы сможете развить осознавание всех процессов, происходящих в теле и сознании.

Через сохранение своего ума на определенном объекте вы можете развивать концентрацию или однонаправленность ума, которая нужна для приближения к пониманию истинной природы вещей. Без концентрации такого приближения не будет. Поэтому, прежде всего, нам нужна концентрация. И для развития концентрации надо научить сохранять свой ум на определенном объекте. Если вы сможете удерживать внимание на одном или нескольких предметах, то достигнете необходимого уровня концентрации. Но вы можете обнаружить в начале практики, что концентрация требует больших усилий и много времени. Сначала тяжело сохранять концентрацию даже на короткое время. Это происходит потому, что наш ум не тренирован, им трудно управлять. Мы, конечно, можем оставить его в таком состоянии, но намного лучше будет ограничить его, научившись его контролировать. 

Как бешеный бык должен быть связан веревками, так и наш ум должен быть связан сосредоточенностью и осознанностью. Чтобы обуздать ум и оставить его на одном объекте, поначалу вашего сосредоточения может быть недостаточно, и медитация будет наполнена множеством отвлекающих явлений. Но когда на ваш ум воздействуют отвлекающие явления, приходящие через глаза, уши, нос и т. п., не надо стараться избавить от них. Необходимо превратить их в объект наблюдения, мысленно отмечая их.

Красота Випассаны заключается в использовании всех явлений в качестве объектов медитации. Дыхание — это начальный объект. Если нет других объектов, то мы концентрируемся на дыхании. Если мы научимся осознавать одновременно и дыхание и все отвлекающие явления, наша медитация станет по-настоящему хорошей. 

Когда вы практикуете медитацию Випассана, вы должны быть спокойными и уверенными. 
Не расстраивайтесь, если у вас не получить добиться нужной степени концентрации сразу. У всех был неудачный опыт в начале практики. 
Оставьте все ваши ожидания от практики — просто практикуйте! 
Наблюдайте настоящий момент. 
Если что-то вам мешает, сделайте из помех объекты медитации. 
Таким образом, вы сможете эффективно использовать все явления окружающего мира для практики, которая будет полезной и насыщенной.