Родители и дети — Передача буддийского наследия из поколения в поколение
Дост. Ваджираньяна Медагама Наяка Тхера

 

перевел — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

«Основы нашего поведения закладываются нашими родителями; интеллект развивается школьными Учителями; семейная жизнь строится на основе личного опыта; мир оцениваеться при помощи воззрений близких и взаимодействия с людьми; понимание взаимозависимости познается через поступки, а наша главная цель достигается при помощи духовных наставников.»

Общество — это сложная система, состоящая из личностей, каждая из которых имеет определенные отношения друг с другом. Каждый человек занимает особое место и свои обязанности в этой упорядоченной системе. Благополучие общества зачастую зависит от того, насколько успешно функционирует каждый его член.

Одним из важнейших требований для достижения счастливого общества является — спокойствием ума каждой составляющей его личности. Это спокойствие возникает из чистоты мыслей, слов и действий, что означает соблюдение нравственного образа жизни, основанного на пяти предписаниях. Как человеческие существа, мы уникальны в своей способностью видеть разницу между добром и злом. Мы обладаем способностью в своих поступках руководствоваться нравственным выбором и тем самым влиять на собственную жизнь и жизни окружающих нас людей. Это влияние осуществляется через наши мысли, речь и действия. Если мы способны развить внутреннюю чистоту и силу ума, то у нас появляется основа, за счет которой мы можем путем нашего взаимодействия с окружающими людьми давать им все, что им нужно. Мы – те кто может создать гармоничное и безопасное общество.


Моральные, экономические и социальные стабильность и благополучие общества — все это коренится в семейных и супружеских отношениях, разумном удовлетворении своих потребностей, действий на благо других и радости от этого. Это важнейшие элементы способствующие росту нас всех как единого общества.


Социум развивается через сеть обусловленных взаимосвязей. Любые отношения считаються искренними обязательствами поддержки и заботы. Мир — это общество существ, которые полностью зависят друг от друга. Мы не можем совершенствоваться ни материально, ни духовно, если не будем преданы друг другу. Функция всех социальных связей состоит в том, чтобы обеспечить нам жизненный путь являющийся как развивающей дисциплиной, так и возможностью для самореализации, которая направлит и вознаграждит нас на каждом своем этапе от рождения и до самой смерти. В этой прочной паутине взаимо зависимости — брак играет центральную роль.


Отношения родителей и ребенка, учителя и ученика, мужа и жены, друга и компаньона, работодателя и служащего, духовного лица и мирянина — вот роли, которые мы играем. Они являются социальными ролями создающими определенные рамки нашего общества. В семье мы учимся ценностям, навыкам и дисциплинам, необходимым для выполнения своей роли в обществе. Эти отношения развиваются благодаря щедрости, доброй и мягкой речи, служению и теплым, отзывчивым качествам ума. Именно так ваше развитие служит окружающим людям. Давайте же поймем, что истинная Свобода заключается в неумирающей заботе и защите института семьи. Учитывая это, мы никогда никогда не должны допускать разводов или нарушения нравственности.

Буддийское Учения призвано дать возможность мужчинам и женщинам достичь самореализации и удовлетворения в этой жизни при помощи своих собственных усилий, и установить всеобщее социальное благополучие, пропагандируя такой образ жизни, который обеспечит создание здорового общества. Буддизм дает понимание сути самой природы человека и всего происходящего в этом мире. Он предоставляет средства для развития простой и практичной дисциплинированной жизни, соответствующей личному темпераменту каждого человека и условиям в которых он находится. Такая жизнь способствует устойчивому росту уверенности, щедрости, нравственности, энергии, чувствительности, концентрации и понимания. Это столпы как духовной, так и семейной жизни. Работа, стабильность, щедрость и радость — вот отличительные черты такого образа жизни. В этом Учении причины этих положительных черт личности таковы, что позволяют им быть максимально независимыми от изменений и грубых поверхностных источников. Прежде всего, такой вид взаимозависимостиь является защитой от страдания. Основа Учения Будды состоит в том, что каждая мысль, слово и поступок имеют значение как для собственного блага, так и для блага окружающих нас людей.

Супружеская жизнь — это уникальный баланс просветленной самоуглубленности и бескорыстной преданности. Она должна стать духовным партнерством, отношениями свободными для развития, с взаимным доверием и свободой от страха. Такие разные, но одновременно взаимодополняющие, супруги прикладывают усилия что-бы развивать сильные, поддерживающие его самого и содновременно своего партнера, черты характера, при этом не превосходя его, но и не уступаятаковым должно быть настоящее партнерство.

«Если, миряне, муж и жена надеются видеть друг друга до тех пор, пока длится эта жизнь, а так же и в будущей жизни, то они должны иметь одну и ту же веру, одну и ту же нравственность, одну и ту же щедрость, одну и ту же мудрость; тогда они будут видеть друг друга до тех пор, пока длится эта жизнь, и будущая жизнь тоже.»

Это утверждение Будды подчеркивает четыре качества, которые оба партнера должны развивать одинаково в своих намерениях, мировоззрении и поведении. Это вера, нравственность, щедрость и мудрость.

Все настоящие отношения должны быть основаны на разумной преданности одного партнера другому. Каждый из них должен жить прежде всего для того, чтобы поддерживать, охранять и направлять другого и это должно происходить в атмосфере любящего принятия.

Удовлетворения сердца и ума находящихся в браке партнеров – зависят от нахождения сбалансированного решения на пути через, постоянно бросающее вызовы и полное неудовлетворенности, существование. Это не быстрая и требующая терпения задача поддерживания в уме постоянных осознавания и любви. Это путь для тех, кто стремится одержать победу над трудностями и ограничениями, и развивать добродетель, терпение, сосредоточенность, мудрость и свободу. Жесткая идея о четких мужских и женских ролях, о правах и привилегиях, скорее всего, породит разногласия во мнениях, конфликты и следующее за ними разочарование.

Короче говоря, брак рождается из понимания, а не спонтанности, из истинной верности, а не потворства своим желаниям. Брак может существовать только как понимание общего баланса потребностей обоих партнеров, а не как персональное удовлетворение двух разных людей. Институт брака обеспечивает основу для воспитания и культуры, а также защиту от одиночества, лишений и страха. Здоровые, надежные и любящие взаимотношения в браке имеют первостепенное значение для благополучия семьи и общества.

Истории, содержащиеся в Джатаках, содержат много превосходных сравнений, которые помогают прояснить Учение Будды. В истории Рукхадаммы (Джатака № 74) мы можем найти хороший пример такой общности:

“Очень важно, чтобы родственники жили вместе в согласии и единстве. Ибо, когда они едины, враги не найдут никакой возможности, что-бы причинить им вред. Даже лишенные чувств деревья всегда растут вместе защищая друг друга. Что уж говорить о людях? В давно минувшие дни в Гималаях буря обрушилась на лес деревьев Сала; но так как деревья, подлесок, кусты и вьюнки были переплетены друг с другом, то буря не смогла опрокинуть ни одного дерева и прошла не причинив лесу никакого вреда. В то же время во дворе дома одиноко стояло могучее дерево; и хотя у него было толстый ствол и много ветвей, все же, поскольку оно не был соединено с другими деревьями, буря вырвав его с корнем, бросило на землю. Поэтому и вам надлежит жить вместе в согласии и единстве.»

Нравственность всегда стоит на первом месте в семейной жизни. Без нее ни одна семья не сможет избежать эгоистичных желаний и обид. В семье родители стремятся охранять, поддерживать и направлять своего ребенка в равной степени и в сложные, и в счастливые времена, в успехах и неудачах, всегда помня, что настоящий авторитет всегда связан с прощением. Семья, которая учится справляться с болью и разочарованием, влечением и жадностью, сама по себе является лучшей школой жизни. Такое воспитание совести осуществляется при помощи двух великих защитников нравственности — стыд (Хири) и страх (Оттаппа). Хири — это смущение, испытываемое человеком, если он обнаруживает, что не придерживается здравого поведения, ожидаемого от него. Оттаппа — это страх наказания или возмездия, если он пойман за совершением какого-то неправильного поступка, или страх перед его каммическим результатом. Совесть развивается по мере того, как человек обнаруживает, что он не может позволить себе нарушить нравственность или быть замеченным за этим. Что может быть более постыдным, чем разрушить доверие, которое питает вас и является источником нашей уверенности в себе и радости? С доверием и взаимным уважением, к мнению близких семья становится сплоченной и могучей ячейкой общества — единицей, в которой уважение к возрасту и старшинству, ощущаемое в умах более младших ее членов, проявляется как в поступках, так и в речи.

Ни одна настоящая религия, ни одно общество не смогут развиваться, если они превыше всего не ценят отношения родителей и детей. Согласно Буддийскому Учению, семья является наиболее важным и формирующим аспектом для общественного взаимодействия ребенка. Сыновья и дочери когда подростают учатся различным вещам под руководством учителей, но первые, самые важные уроки они получают дома от своих родителей — например, как разговаривать, как есть, как ухаживать за собой, как себя вести и т. д. Поэтому Будда говорил, что родители – являються Брахмами или Богами маленького ребенка и его первыми учителями: «Брахматаково название ваших родителей. Учителя детстватаково название ваших родителей. Родители достойны помощи и уважения, потому что мать и отец всегда так много делают для своих детей. Они воспитывают их, кормят и учат как жить в этом мире.» Независимо от того, где находятся ваши родители, когда вы подрастете — вы должны навещать их, обеспечивая их всем что им нужно и дарить подарки. Когда Будду спросили: «Кто такие боги?” Он ответил: “Пусть твои отец и мать будут твоими богами.»

Считается, что Брахма обладает четырьмя благородными качествами сознания (Brahma Vihара), а именно: любящей добротой (mettа ), состраданием (karunnа ), сорадованием (muditа) и невозмутимостью (upekkha). Мудрые родители сохраняют эти четыре качества в отношении различных событий происходящих с их детьми, начиная с самого момента их зачатия. Взаимотношения между родителями и детьми определяются этими четырьмя качествами. Будда советовал своим последователям развивать эти чувства, применяя их ко всем живым существамони в идеале должны лежать в основе отношений ко всем окружающим нас людям и обществу. Вначале они проявляються больше как аспекты социального поведения, но впоследствии развиваются в духовные состояния сознания, которые будучи правильно развитыми дают высочайшие уровни блаженства.

Когда ребенок рождается, он не может прожить даже несколько дней без помощи окружающих. Именно родители заботятся и ухаживают за ним. Родители должны обеспечивать всю необходимое до тех пор, пока он не вырастет и не будет в состоянии жить самостоятельно. Любовь родителей к своим детям не возможно описать словами, она безгранична. Они делают все, что только в их силах, чтобы заботиться о своих детях. Родители ухаживают за ними, не высыпаясь, а иногда и проводя бессонные ночи в заботе о своих детях. Папа и мама ухаживают, кормят, моют, стирают одежду и заботятся об их удобствах настолько хорошо насколько только могут. Родители готовы потратить все свое богатство и отказаться от собственного комфорта ради своих детей. Они щедро тратят деньги на их образование с единственной целью — видеть, как их дети процветают и живут счастливо. Радость детей — это радость родителей, процветание детей это и процветание их родителей. Если ребенок попадает в какую-либо трудность, его родители также начинают страдать. Помощь и содействие, которые родители готовы оказать своим детям — безграничны.

“Как мать готовая отдать собственную жизнь ради своего ребенка…”- Это цитата из проповеди Будды о Любящей доброте Метта Сутта. Такова самоотверженная любовь любовь, которая стремится защищать и заботиться, кормить и учить, даже ценой крайних усилий и неудобств, является материнской любовью. Именно этой любви и учил Будда. Она практична, заботлива, щедра и бескорыстна. Но такой уровень любви не должен быть направлен только на собственных детей — это любовь, которую необходимо чувствовать ко всему человечеству фактически ко всем существам.

Согласно Сигаловада Сутте, разъясняющей аспекты правильного поведения для мирян, есть пять обязанностей, которые должны выполнять родители по отношению к своим детям:

1. Родители должны защищать своих детей от совершения зла. Они — это первые учителя для них, те от кого дочери и сыновья получают свои первые уроки добра и зла. Поэтому родители должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы удерживать своих детей от всех видов зла, таких как ложь, воровство, нечестность, мстительность и так далее.

2. Вторая обязанность родителей состоит в том, чтобы вдохновлять своих детей творить добро. Своими словами и примером они должны убеждать их развивать и проявлять хорошие качества ума, такие как доброта, послушание, смелость, честность, настойчивость, простота, хорошие манеры и другие виды добродетели.

Третья обязанность родителей — дать своим детям хорошее образование. Самое лучшее наследство, которое родители могут завещать своим детям, — это правильные, достойные знания. Нет сокровища более ценного для человека, чем хорошее образование. Родители должны следить за тем, чтобы их дети обучились подходящему им искусству или наукам наряду, конечно же, со здравыми этическими и моральными принципами. Процесс образование развивает дисциплину, а дисциплинированный человек является благословением любой нации или страны.

4. Четвертая обязанность заключается в том, что родители должны найти для своих детей подходящего партнера. Существует два типа браков: браки по любви и браки по договоренности родителей. Первостепенная обязанность родителей — следить за тем, чтобы брак их детей превратился в пожизненное товарищество, потому что он должен начинаться с любви сочетающейся со следования советам родителей и в дальнейшем превратиться в дружбу. В буддийской литературе жену называют «вторым по значимости человеком в жизни» (Палийский термин — «дутия»). Жену также называют «лучшим другом» (Bhariy param sakh).

Если муж и жена не помогают, не любят друг друга, не делятся друг с другом своим счастьем и горем, не заботятся друг о друге, не уважают друг друга, то их союз станет пожизненным страданием. Родители должны давать советы своим детям относительно предполагаемых брачных партнеров. Они должны так же наставлять их, разъбъясняя им обязанности мужа и жены, как они объяснены в Сигаловада Сутте.

5. Пятой обязанностью родителей являеться — в надлежащее время передать своим детям наследство. В течение своей жизни любящие родители не только делают все для процветания и благополучия своих детей, но и совершают приготовления для их будущего комфорта и благополучия. Их собственность вместе богатством заработанным с тяжким трудом и являются надлежащим наслевством.

Буддисты учат, что родители для ребенка являются тем чем, сама земля являеться для всех растений и существ.

Изза всего вышеизложенного у нас нет никакой возможности вернуть долг благодарности своим родителям, даже если бы мы пожертвуем ради них своей жизнью. Если ребенок будет служить своим родителям всеми возможными способами в течение ста лет, утвердив их в верховной и абсолютной власти над всеми существами этой земли — даже гогда он не сможет выплатить свой долг родителям. Это подчеркивается Буддой в Собрании бесед разбитых по номерам в книге двоек 4-2: «Я заявляю, что невозможно полностью выплатить долго благодарности двум людям, а именно своим матери и отцу. Даже если вы будете сто лет везде носить их на своих плечах…. даже тогда вы не сможте выплатить им свой долг полностью. Почему же так? Причина в том, что родители много делают для своих детей: они дают им жизнь, кормят и воспитывают, знакомя их с окружающим миром.»

Есть дети, забывающие о том количестве любви и заботы, которое расточали им их родители. Родительская любовь всегда сильнее детской. Нельзя ожидать, что дети будут благодарны или послушны, поскольку они еще незрелы, но очень неправильным будет, если уже взрослые дети остаются неблагодарными, упрямыми или непослушными. Есть три типа детей, описанных в буддийских писаниях: Аваджата, Ануджата и Атиджата.
1. Тех, кто пал ниже уровня добродетели и благополучия своих родителей, называют Аваджата.

2. Тех, кто остается на том же уровне, что и их родители, называют Ануджата.

3. Те же, кто превосходит своих родителей называют Атиджата.

Даже находясь во сне родители всегда будут желать своим детям только счастья и благополучия. Все они без исключения хотят, чтобы их дети превзошли их в знании, в добродетели, в общественном положении и так далее. Поэтому каждый ребенок должен стремиться осуществить эти мечты. Единственная надежда родителей — видеть, что их дети вырастут хорошими и идеальными людьми. Они были бы счастливы, если бы их дети превзошли их, и наверняка растроятся если они будут жить плохо. Чтобы вести свох детей по правильному пути, родители должны сначала показать им пример для подражания.

В первые годы юный ум подпитываеться нравственностью своих родителей. Буддийское наследие не имеет догм, которые можно было бы передать будущим поколениям — это образ жизни, основанный на понимании неудовлетворенности жизнью обусловленной влечением. Это влечение искореняется практиками щедрости, нравственности и мудрости, и именно эти качества должны стать примером и руководством передающимися от одного поколения к другому. Следует помнить, что ребенок невольно и с любовью впитывает в себя не только то, что исповедуют родители, но и то, во что по они настоящему верят и как они себя ведут. Ребенок входит в мир, который создали для него его родители.

Пятью способами родители передают свое понимание добра и зла для защиты ребенка, семьи и общества:

1. Они радуются благополучию других; они сопротивляются порывам причинить вред другим рожденными жестокостью, гневом или ненавистью. Буддисты обязуются приучать себя избегать убийства или причинения вреда любому живому существу.

2. Отношению к собственности — они действительно уважают права других людей и деляться тем что имеют легко и мудро, предварительно позаботившись о себе и своем окружении. Буддисты обязуются не воровать и не обманывать.

3. Что касается чести и чистоты в отношений — если ваша верность всегда является стандартом, то никакие искушение и соблазны не нарушат безопасности семьи и брака. Для буддистов все окружающие люди, за исключением супруга, подобны либо родителям, либо брату, либо сестре, либо ребенку. Буддисты обязуются не совершать прелюбодеяний или сексуальных проступков ни в действиях, ни в мыслях.

4. Речь — их речь правдива, добра, справедлива и разумна. Буддисты обязуются не говорить неправду.

5. Ответственность — родители никогда не рискуют своей собственной или семейной честью или безопасностью из-за опьянения. Буддисты обязуются избегать галлюциногенов и опьянителей, которые могут вызвать беспечность.

Есть несколько способов для детей частично, но не полностью погасить свой долг благодарности перед родителями отговаривая их от совершения зла, побуждая их совершать благие дела и быть хорошими детьми, живущими как можно ближе к идеалу. Если вы живете как хороший и добрый человек —это один из способов отплатить своим родителям. Родители должны быть обеспечены не только мимолетным материальными удовольствиями, но и намного более высшими духовными, коренящимся в таких состояниях как уверенность, нравственность, мудрость и т. д. Послушные, любящие дети всегда внимательны к мнению родителей, которые даровали им любовь и сострадание своих сердец. Они должны старатся всегда осуществлять их желания, никогда не сердится, не провоцировать и не задевать их чувств. Достоные дети также всегда отстаивают свое доброе имя и честь, проявляя благородство характера и поведения и утонченность и искустность в общении. Во всех отношениях и в меру своих возможностей они должны стараться быть детьми достойными своих родителей не делать ничего, что могло бы опорочить доброе имя своих родителей даже после их смерти.

Каменные эдикты великого индийского императора Асоки (280 г. до н. э.) делают сильный фокус на обязанностях детей по отношению к своим родителям: «Достойное поведение к матери и отцу — это послушание. Приносящие заслуги поведение по отношению к матери и отцу — это послушание. Слушайся своих родителей. Слушай мать и отца

В Сигаловада Сутте ребенку советуют как он должен почитать своих родителей:

“i) Как родители поддерживали ребенка, так и ребенок должен поддерживать родителей. Сыновья и дочери должны поддерживать своих родителей. Они должны ухаживать за ними, когда те больны или стары они должны считать великим благословением и привилегией служить своим родителям, ухаживать за ними и заботиться о них, когда те становятся беспомощными, старыми или обездоленными.


ii) Ребенок должен стараться выполнять обязанности родителей. Дети всегда следует стараться понять, каковы требования и потребности родителей, и стараться обеспечить их в меру своих возможностей. Дети должны без колебаний предоставлять все, что нужно родителям для удовлетворения. Они должны заботиться об их комфорте и счастье.

Бодхисаттва считал величайшей привилегией пожертвовать собственной жизнью ради своих родителей. Такова добродетель Бодхисаттвы. Идеал Бодхисаттвы — заботиться о своих матери и отце не только следить за их материальным счастьем, но и за их духовным ростом. Дети должны стараться поощрять своих родителей в развитии таких добродетелей, как щедрость, нравственность, благочестие, мудрость и т. д.

iii) Дети должны поддерживать семейные традиции. Важнейшей их обязанностьюбудет продолжать добрые дела, начатые родителями — именно так они и должны сохранять семейную традицию. Им следует продолжать любые благотворительные и добрые общественные начинания своих родителей, особенно после их смерти. Достойные дети должны сохранять доброе имя своих родителей в памяти людей. Хорошие и культурные дети не делают ничего, что могло бы его дискредитировать.

iv) Дети должны вести себя таким образом, чтобы быть достойными своего наследства. Любое наследство или имущество, которое они получили от своих родителей, должно быть защищено и, по возможности, увеличено. Дети могут много зарабатывать, но всегда должны хранить переданное им наследство с должным уважением и заботой.

v) Дети должны подавать милостыню именем своих умерших родственников — это одна из благородных обязанностей и традиционных методов помнить и почитать своих родителей после смерти. Дети принося пожертвования монахам и нуждающимся затем передают полученные таким образом заслуги усопшим.

Буддисты верят в перерождение. Они знают, что их умершие родители переродились и поэтому, совершив достойные похвалы поступки, разделяют с ними свои заслуги и излучают им пожелания благополучия и счастья, где бы они ни находились. Периодически разными группами и сообществами проводятся сборы для раздачи милостыни и пожертвований благотворительным учреждениям, на издание книг по Дхамме, создание школ, больниц, детских домов и так далее. Послушные и любящие дети участвуют в них, чтобы увековечить священные имена своих родителей. Они делают это в знак благодарности в память о своих любимых родителях.

Как сын или дочь, человек должен быть полезен своим родителям во всем, что только может сделать. Им не следует требовать от них того, чего они не могут себе позволить, но стараться наилучшим образом использовать те возможности, им предоставили. Ребенок должен развивать свои врожденные таланты, а также приобретать любые новые знания, чтобы вырасти способным человеком, готовым взять на себя ответственность в обществе. Когда человек вырастет, он должен быть в состоянии заниматься каким-то полезным ремеслом или профессией, чтобы зарабатывать достаточно, чтобы содержать себя, а также помогать своим стареющим родителям, другим родственникам и друзьям.

Если человек женат, он не должен быть обузой или доставлять неудобство партнеру, но быть в состоянии внести свой вклад в отношения любым возможным способом, облегчфя жизнь своему партнеру. Как родитель, он тоже должен стать источником силы и вдохновения для своих детей. Когда же человек становится старым и немощным, он должен стараться быть как можно меньшей обузой для своих детей.

Формирование сознательных и законопослушных членов семьи (как родителей, так и детей) способствует возникновение здравого социального строя, как известно, являющегося причиной для возникновения удовлетворенного человечества. Это и было целью Учения Будды. Так мы видим, что он учил, что счастье общества зависит от счастья в семьях его образующих. Такой образ жизни являеться идеалом заботы об окружающих.

Важность Метты юбящей доброты) во всех типах взаимоотношений должна быть полностью признано каждым членом нашего общества. Ее сначала следует развивать и практиковать к самому себе — человек должен быть уверен в себе, прежде чем сможет полноценно помогать окружающим; затем эта любовь должна проявляться в отношении своих родителей: «Я счастлив, так пусть же и мои родители будут счастливы». Таким образом, мы должны излучать и проявлять эти чистые мысли и намерения благопожеланий к своей семье и друзьям; к соседям; к незнакомцам; к тем, кто может проявлять в отношении нас недружелюбие или враждебность; ко всему человечеству. Наиболее часто читаемая и практикуемая в Буддизме Сутта — это Метта Сутта. Ее ежедневно должен читать каждый Буддист.

Когда такая безусловная любовь практикуеться, становясь главной темой жизни человека, а статус семьи сохраняется в качестве ядра и основы общества, становиться легче понять, почему в буддийских странах все еще так сильно семейное единство. Однако по мере того, как современный материализм проникает в каждую культуру, как средства массовой информации, такие как телевидение, с его вечными восхвалениями алчности, становятся доступными даже в небольших деревнях, как в образовании придается все большее значение навыкам для получения денежной выгоды, нежели чем совершенству качеств характера мы можем увидеть признаки все большего упадка даже в бастионах Буддийской культуры.

Некоторые причины деградации нравственности могут заключаться в том, что современная молодежь все меньше обращает внимание на советы, традиционно передаваемые от одного поколения к другому советы, которые уже цитировались: «…они должны иметь ту же веру, ту же добродетель, ту же щедрость, ту же мудрость». Вместо этого дети отдаются земным эмоциям, которые больше связаны с коротковременным сексуальным влечением, нежели чем с пожизнеными брачными обетами. Не то чтобы Буддизм каким — либо образом умалял важность секса в семейных отношениях, ибо это, несомненно, самая сильная эмоция человечества, но такие эмоции следует использовать мудро и правильно. Супруги не должны оставаться зависимыми или игнорирующими истинную сексуальную природу своих взаимоотношений, но стараться освобождаться от нее – это понимание, несомненно, сохранит длительность и твердость их брака.

По мере того как молодое поколение со своим прекрасным образованием перемещаются из траиционной среды на работу в другие места, часто в чужую страну, постепенно «острие клина» развращенности и аморальности проникает в их ослабевающие сердца. Первое и, даже, второе поколение, возможно, сумеют сохранить этику, присущую их культуре — наиболее удачливыми же будут те, кто способен сохранять ее еще дольше.

Другая причина упадка человеческих отношений и ослабления древних традиций нравственности часто заключается в том, что у человека может быть слишком много целей, и он не только не сможет успешно завершить их все, но и может гонясь за многим не добиться ничего. Такой человек не сможет счастливо жить со своими родными и близкими из-за того, что его обязанности и обязательства по отношению к ним не будут выолняться из-за нехватки времени и сил.

Чтобы справиться с подобными сложностями, давайте не будем цепляться за старые правила только потому, что они казались подходящими прошлым поколениям, не будем настаивать на принятии догм, не будем пытаться победить противоположное мнение своим авторитетом, но привнесем в отношения самоуважение, уверенность и любовь к себе.

Истинная свобода обретается лишь в жизни, основанной на чувстве безопасности, которая требует постоянных защиты и заботы о семье. Учитывая все это, в ней никогда не должно быть человека, который чувствует себя потерянны или одиноким. Даже если все ближайшие родственники ребенка мертвы, у него все равно есть дяди, двоюродные братья и родственники. Все родные должны видеть в заботе о родственниках источник удовлетворения и усыновлять, кормить и любить одинокого ребенка. Это справедливо не только в отношении детей, но так же старых и немощных людей.

Формирование сознательных и законопослушных членов семьи (как родителей, так и детей) означает возникновение здравого социального строя, как известно, являющегося причиной для возникновения удовлетворенного человечества. Это и было целью Учения Будды. Так мы видим, что он учил, что счастье общества зависит от счастья в семьях его образующих. Такой образ жизни является идеалом заботы об окружающих.