Разница между развитием Способностей ума и Обузданием чувств
Сусила Саялай

 

источник: тхеравада.рф
Перевод: Леша Тэль
редактор: Ксения Тэль


Развитие Духовных способностей ума означает развитие реакции ума на объекты, переживаемые посредством органов чувств. Обуздание чувств (Индрия самвара) предполагает управление умом таким образом, что человека не цепляют «признаки и черты» окружающих его объектов: их отличительные, привлекательные и отталкивающие свойства. Развитие Духовных способностей несет в себе такой процесс контроля, что будучи сильно развитым, что способен волевым действием ума сразу устанавливать состояние Прозрения, даже в ходе чувственного восприятия. На самом высоком уровне развития этого качества человек приобретает способность радикально трансформировать субъективное значение воспринимаемых объектов, делая их восприятие совершенно противоположными тому, какими они обычно кажутся.

Как же мимолетны чувственные впечатления, они возникают и исчезают подобно каплям воды на качнувшемся листике.
Грубые (по сравнению с состоянием невозмутимости) — термин применим ко всем чувственным воздействиям; Зависимые — возникающие только когда созданы и пока существуют подходящие для них причины; Обусловленные (по сравнению с Необусловленным) существующие в виде процесса мгновенного возникновения и исчезновения.

Ученик двигающийся по Пути испытывает отторжение, отвращение к чувствам, потому что он видит в них препятствия и помехи для своего развития. Это отвращение – является сильным чувством, похожим на страх огня у недавно обожженного ребенка. Таково оно — мудрое отвращение к мирскому. Действия Архата свободны от жадности, ненависти и заблуждений; чувства все еще возникают, но он видит их такими, какие они есть на самом деле.