Размышления о Самадхи
Миргхафори Никки

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — Тхеравада.рф


Саматха — это часть Тройной тренировки
Благородного Восьмиричного буддийского пути к освобождению, а именно сила (этическое развитие), самадхи (развитие ума) и паннья (развитие мудрости). В этом контексте самадхи означает нечто большее, чем просто установление однонаправленного сосредоточения, но также включает в себя культивирование других медитативных практик посредством развития внимательности и любящей доброты. Практика саматхи, тем не менее, закладывает основу для установления стабильности в уме для развития этих весьма значимых ментальных качеств.

Саматха часто переводится с пали как английское слово концентрация. Слово «концентрация», к сожалению, часто имеет коннотацию напряженного усилия и вызывает в воображении образ нахмуренного лба, когда практикующий нуждается в Геркулесовом усилии, чтобы остановить отвлекающие факторы на их пути, и усердно работает, чтобы привлечь отвлеченный ум к однонаправленной концентрации. Более удачный перевод, часто используемый многими буддийскими учителями — это стабилизация или успокоение ума. Здесь речь идет не столько о том, чтобы попытаться приручить льва непокорного ума силой или угрозой хлыста, сколько о том, чтобы дать нежные и ласковые, но непрерывные напоминания любимому щенку.

Тренировка ума и установление самадхи достигается не силой воли, а путем создания правильных условий для того, чтобы ум сам по себе стабилизировался в состоянии легкости и спокойствия. Точно так же, как мы не можем заставить себя заснуть (вы пробовали? и как это работает?!), мы не можем принудить себя к состоянию самадхи. Мы можем только расставить правильные условия по местам, с правильным вниманием, легкостью, добротой к себе, мягким, но настойчивым усилием (атапи) и ум сам естественным образом войдет в состояние покоя, подобно тому, как ребенок, которого кормят и нежно укачивают, засыпает в объятиях матери.