Sunnata (сунньята) — Прикосновение к пустоте
Дост. Тан Хэн Ху

источник — theravada.world

 

Самым важным и значительным учением Будды за 45 лет его служения является Сунньята (suññatā) — Пустота, пустотность. Это ключевая суть всей его философии. Именно это важнейшее учение о суннате и анатте имеет жизненно важное значение для открытия глаз йогина, практикующего, для восприятия Конечной Реальности.

Будда учил, что «сунньята — это ниббана, а ниббана — сунньята». Сунньята — это ум, лишенный жажды и восприятия «я» и «моё». Когда нет жажды или цепляния, ум пуст. Таким образом, за один день у обычного мирянина может быть много мгновений, свободных от жажды и восприятия «я» и «моё». Это также означает, что даже начинающий практик может также находиться в сунньяте в течение многих моментов в течение дня, в мгновения которых он также «находится в ниббане». Но эти моменты проходят так быстро, что разум их даже не осознает.

Давайте углубимся в тему. Учение об анатте означает, что в человеке — нет ни души, ни постоянной, неизменной сущности. Другими словами, индивид лишен «Я» или души. Это сунньята личности. Это также означает, что у каждого человека нет «Я» или души. Эта пустота также должна распространяться на все живые существа (животные, насекомые, бактерии и вирусы), растительные и минеральные вещества. Эта пустота материальных вещей также применима и к нематериальным вещам.

Таким образом, человек может знать сунньяту только тогда, когда он осознает сунньяту в своем разуме, который действительно пуст. Это означает, что сунньята его разума распознает анатту личности.

Это не просто знание того, что сунньята — это пустота как часть знания. Нужно ясно видеть или осознавать проявление пустотности в уме. Пустота должна проявляться в его осознании.

Даже если это не высшая сунната, знайте об этих кратких её проявлениях в эти драгоценные моменты. Это преходящие вкусы блаженства. Это моменты, когда переживания дуккха (страдания) отсутствуют.

Теперь мы можем увидеть два вида суннаты. Первый тип — то, что характер или природа всех вещей — пустота или сунньята. Все вещи включают в себя всё физическое и психическое (нама и рупа). Эта совокупность Всего также включает в себя Ниббану.

Это означает, что каждая пылинка в самой вселенной не имеет независимой существенной сущности или Самости. Все психические и эмоциональные компоненты личности также лишены Самости. Точно так же все духовные сферы, включая даже Ниббану, также лишены Самости.

Второе применение сунньяты — это качество ума, когда он ни к чему не привязывается и не цепляется. Это когда ум «не воспринимает вещи как себя» и «не воспринимает вещи как принадлежащие самому себе». Когда это так, ум находится в своем естественном состоянии, которое является суньята. Отметьте здесь, что ум — не достигает пустотности, и разум — не познает пустотность. Ум — это пустота. Чтобы дополнить картину, приведем здесь две строки из высказываний Будды:

Ниббана — высшая пустота.
Ниббана — это высшее счастье.

На практике пустота (suññatā) — это полное подавление
самости и эгоизма. В этой формуле нет опыта «я» и «моё».

Срединный Путь — это Благородный Восьмеричный Путь Четырех Благородных Истин. Это означает практику нравственности с медитацией, подкрепленную мудростью решимости, верного намерения и правильного взгляда. Медитация, отстаиваемая нами здесь, — это имманентность, в то время как другие мистики могут использовать метод трансцендентности. Имманентность здесь означает смотреть внутрь в своей медитации. Выполнив однонаправленную концентрацию (саматха), человек должен переключиться на випассану, чтобы достичь пустоты мыслей. Это только начало. Когда эта стадия отсутствия мыслей стабильна, тогда переходите к наблюдению за умом, наблюдайте само наблюдающее сознание.

Достигнув первых стадий пустоты, теперь нужно сосредоточиться на том, чтобы глубже и глубже проникнуть в самую пучину пустоты. Такое углубление восприятия пустоты в имманентности труднее всего достичь. На протяжении всего этого процесса углубления, осведомленность, осознанность должна поддерживаться. Хотя человек не является полностью однонаправленным, отвлечение не допускается. Концентрация пустоты должна быть стойкой. Это означает, что все внешние и наружные обстоятельства должны оставаться способствующими этой практике углубления в пустоту. Наша Цель — Пустота — Суньята. Нет ничего важнее в жизни. Это ситуация жизни и смерти, и всё же не должно быть ни малейшего опасения, напряжения, стресса или срочности.

Для достижения конечной цели «высшей непревосходимой пустоты» ум должен быть свободным и непривязанным, без признака, без символа. То есть не должно быть ни малейшего мерцания мыслей на протяжении всего процесса нисхождения в пустоту. Перед последней стадией эта пустота может вернуться к прежним поверхностным состояниям, в которых всё ещё происходят множественные, нерегулярные извержения мыслей. Это означает, что процесс всё ещё нестабилен, и этому проскальзыванию нужно противостоять.

Однако, испытав это много тысяч раз, можно с большой удачей и хорошей каммой, наконец, однажды прийти к этому состоянию беззнакового (appaṇihita) беспризнакового (animitta) сияющего ума, в котором нет ни малейшего понятия «я» или «моё». Это состояние может быть достигнуто только тогда, когда подсознание уже полностью уничтожило жадность, ненависть и заблуждение. Это означает, что пять оков, отбрасываемых невозвращающимися (анагамины) были уничтожены (см. статью о Тхераваде, древнейшей форме буддизма).

В этом погружении на различные стадии пустотности Ваш путь с единственным пунктом назначения может начинаться с огромного пространства природы, такого как лес, море или небо. В этих сценариях не должно быть никаких живых существ. Это не универсальный или неизбежный сценарий. Тогда следующий более глубокий слой можно рассматривать только как землю или море (это естественный способ погружения в глубины). Этот слой может возникнуть или не возникнуть: он не является естественным продолжением вышеперечисленного. Однако следующий более глубокий слой является более универсальным, постоянным: бесконечное пространство.

Но пространство всё ещё является формой и не является совсем пустым. Таким образом, каждый практик будет исследовать всё глубже, пока не достигнет бесконечного сознания. Это означает отстранение ума вовнутрь от внешнего пространства. Тогда это бесконечное сознание должно быть далее очищено в Бесконечное Ничто, потому что сознание всё ещё немного замутнено. По мере того, как мы движемся всё глубже, появляется больше ясности. Ничто — яснее, чем сознание. Отсюда мы приходим к предпоследней стадии, «ни опыта, ни неопытности». То есть ни восприятия, ни не-восприятия. Здесь чувствуешь себя так, будто находишься в другой реальности. Чувствуется, что и ни мертв, и ни жив.

Всё ещё есть осознание, но нет восприятия того, где вы находитесь. Человек просто «плывет» без физических чувств или эмоций. Это как бы между этим миром и следующим. В этом мире нет никакого напряжения. Это блаженное ощущение непринадлежности, бесприютности, непривязанности. Наконец, при условии благих заслуг можно упасть в Высшую непреодолимую пустоту. Этот момент вне нашего контроля. Это не может быть запланировано даже с чрезвычайно тяжелой работой. Это просто приходит. Высшая непревосходимая пустота существует всегда. Это наше наследие. Это может быть воспринято только тогда, когда последний пучок омрачений был полностью разрушен, но это также в руках Благодати.

Это — все равно что касаться суньяты голыми руками. Этот контакт с Пустотностью может произойти только тогда, когда человек полностью погасил все ментальные контакты с материальными и всеми нематериальными элементами вселенной. Это великое достижение многих лет или долгих жизненных периодов практики Благородного Восьмеричного Пути. Практика Дхаммы Будды — это видение пустотности себя (анатта) и пустотности всех материальных и нематериальных вещей в мире (сунньята). Йогин теперь понимает, что он — дома и что он никогда по-настоящему не покидал его.