Преимущества медитации и жертвенности
Аунг Сан Су Куй

источник — тхеравада.рф
перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

 


Ритрит сезона дождей уже начался. Это время для того, чтобы преподносить монахам одеяния и прилагать усилия для достижения лучшего понимания буддийских ценностей. В Бирме мы смотрим на членов Сангхи (буддийского религиозного ордена) как на Учителей, которые поведут нас по Благородному восьмеричному пути. Хорошие Учителя не просто читают научные проповеди, они показывают нам, как мы должны вести нашу повседневную жизнь в соответствии с правильным пониманием, правильными мыслями, правильной речью, правильными действиями, правильным образом жизни, правильным усилием, правильной осознанностью и правильной концентрацией.

Незадолго до моего домашнего ареста в 1989 году мне была предоставлена аудиенция у достопочтенного Саядо У Пандита, исключительного Учителя в лучших традициях великих духовных наставников, чьи слова постоянно действуют на окружающих как помощь лучшему существованию. У Пандита, весьма глубокий Учитель, говорил мне о важности правильной речи. Человек должен не только говорить только правду, но его речь должна вести к гармонии между людьми, она должна быть доброй, приятной и благотворной. Нужно следовать примеру Господа Будды, который говорил только слова, которые внушают доверие и будут полезными, даже если такая речь и не всегда была неудобной слушателю.

Святой Учитель также призывал меня развивать внимательность. Из пяти духовных способностей (Вера, Энергия, Сосредоточение, Мудрость и Осознанность) только Осознанность никогда не может быть чрезмерной. Чрезмерная Вера без достаточной Мудрости ведет к слепой вере, в то время как чрезмерная Мудрость без достаточной Энергии ведет к нежелательной хитрости. Слишком много Энергии в сочетании со слабой Концентрацией приводит к скуке. Но что касается Внимательности — она никогда не бывает в избытке, но только в дефиците.

Истинность и ценность этой буддийской концепции, которую святой Учитель У Пандита так старательно объяснял мне, стала очевидной в годы моего домашнего ареста. Как и многие из моих буддийских коллег, я решила использовать свое время, проводимое под стражей, с пользой, практикуя медитацию. Это был нелегкий процесс. У меня не было Учителя, и мои ранние попытки были более чем разочаровывающими. Бывали дни, когда моя неспособность дисциплинировать свой ум в соответствии с предписанными медитативными практиками приводила меня в такое бешенство, что я чувствовала, что причиняю себе больше вреда, чем пользы. Я думаю, что сдалась бы, если бы не совет известного буддийского Учителя, что независимо от того, хочет человек практиковать медитацию или нет, он должен делать это для собственного блага.

Поэтому я стиснула зубы и продолжала практиковать, часто довольно мрачно. Затем мой муж дал мне экземпляр книги Саядо У Пандиты «В этой жизни — учение об Освобождении Будды.»

Внимательно изучив эту книгу, я научилась преодолевать трудности в медитации и осознавать ее преимущества. Я узнала, как практика медитации приводит к увеличению осознанности в повседневной жизни. Я вспоминала слова святого Учителя о важности Осознанности с признательностью и благодарностью.

В моей политической работе мне помогали и укрепляли меня Учения членов Сангхи. Во время моей самой первой поездки по Бирме я получила бесценные советы в разных частях страны. Ай Пром, святой Учитель, привел мне в пример отшельника Сумедху, который пожертвовав возможностью Освобождения для себя одного, прошел много жизней, стремясь спасти других от страданий. Так что вы должны быть готовы бороться так долго, как это может быть необходимо для достижения добра и праведности, увещевал меня святой Учитель.

В монастыре в Пакокку мне повторили совет, который настоятель дал моему отцу, когда тот приехал в этот город более 40 лет назад: «Не пугайтесь каждый раз, когда вас хотят напугать, но не оставляйте свой страх полностью. Не приходите в восторг каждый раз, когда вас хвалят, но и не старайтесь полностью от него воздержаться

Иными словами, сохраняя мужество и смирение, не следует отказываться от осторожности и здорового самоуважения.

Когда я посетила Натмаук, родной город моего отца, я пошла в монастырь, где он учился в детстве.

Там аббат произнес проповедь о четырех причинах упадка и неблагополучия: неспособность восстановить то, что было утрачено; не исправление того, что было повреждено; пренебрежение необходимостью разумной экономии; и возвышение в руководство тех, кто не имеет нравственности и знаний. Далее настоятель объяснил, как следует интерпретировать эти традиционные буддийские взгляды, чтобы помочь нам построить справедливое и процветающее общество в современную эпоху.

Из слов мудрости, которые я собрала во время этого путешествия по центральной Бирме, особенно запомнились слова 91-летнего святого Учителя Сагаинга. Он описал для меня, что произойдет при развитии демократичной Бирмы:

«На вас будут нападать и поносить за то, что вы занимаетесь честной политикой» сказал Учитель,»Но вы должны быть настойчивой. Инвестируйте в страдание (трудный, но правильный путь — прим. пер.), и вы обретете блаженство.»