Послание об осознанности (Сати Пасала)
Дост. Дхаммаджи

источник — тхеравада.рф
перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

«Внимательный ребенок подобен свежему цветку, молодому и неиспорченному, излучающему позитив, энергию и хорошие вибрации.»    Почтенный У. Дхаммаджива

Содержание

Стихотворение 
Предисловие Бханте Гунаратана
Предисловие Бханте Дхаммаджива
Неделя 01 – Понедельник
Неделя 01 Вторник
Неделя 01 — Среда
Неделя 01 — Четверг
Неделя 01 — Пятница
Неделя 02 — Понедельник
Неделя 02 Вторник
Неделя 02 — Среда
Неделя 02 — Четверг
Неделя 02 — Пятница

Стихотворение

«Нет другого места,
Нет другого времени,
Никто не сделает тебя счастливым,
Кроме тебя самого,
В настоящий момент,
Без суждений,
Прямо здесь и сейчас.
Это и есть «осознанность»,
Настоящий друг, который объективен,
Никогда не оставляющий вас в боли или счастье,
Он всегда,
Проложит вам путь к прозрению и мудрости.
Сати Пасала сеет плоды осознанности,
В сердцах малышей
Чтобы сделать их мудрыми,
В дружелюбии, любви и умиротворении.»

 

Предисловие Бханте Гунаратана

Достопочтенный Хенепола Гунаратана Махатхеро

Настоятель общества Бхавана, Хай Вью, Западная Вирджиния, США

Когда я потерял свою фотографическую память в возрасте 20 лет, я был очень опечален. До этой потери я успел выучить несколько языков, но после не мог понимать даже алфавит родного языка. Мои родители, учителя, родственники и друзья разделяли мою грусть. Они делали все, что могли, чтобы вернуть мою память, но ничего не помогло.

В итоге я попробовал практиковать медитацию осознанности. Примерно через шесть месяцев практики, у меня начало получаться понимать буквы и предложения. Я так и не вернул свою фотографическую память. Однако, к счастью, я стал читать на сингальском, пали, санскрите, английском, хинди и тамильском языках, которые изучал до того, как потерял память. Теперь я могу на своем личном опыте сказать, что осознанность укрепляет нашу память.

Если вы хотите жить хорошей жизнью, у вас должен быть хороший ум. Хороший ум происходит от практики понимания осознанности. Вся тренировка осознанности вращается вокруг непостоянства, страдания и отсутствия сущности. Эти три неизбежные характеристики ясно проявляются во всем вашем чувственном опыте. Вы переживаете непостоянство в том что видите, слышите, обоняете, вкушаете, осязаете и думаете. Некоторые из этих переживаний очень приятны. Другие неприятны. Некоторые из них ни-приятны-ни-неприятны. Тем не менее, все они непостоянны, неудовлетворительны и не имеют сущности. Эти три характеристики являются главными в любом нашем переживании — каждом опыте и каждой Основе осознанности (Сатипатхане). Когда мы обращаем осознанное внимание на любое переживание, мы видим, как оно меняется даже быстрее, чем наш разум способен уловить полный спектр его изменения от начала и до конца. Так происходит потому что, при наличии влечений, ум не может сохранять абсолютную непривязанность к вещам, происходящим внутри или снаружи. Медитирующему необходимо тренировать свой ум в пребывании с объектом практики.

«В прошлом этот ум блуждал,
Где хотел, как ему нравилось и как ему ему было угодно.
Теперь я буду переучивать его с мудростью,
Как дрессировщик обучает дикого слона» (1)


Что мы пытаемся делать в практике медитации Осознанности?
Оставаться свободными от всего, что мы переживаем. Это самый важный и фундаментальный принцип медитации. Когда мы начнём следить за изменениями нашего переживаемого опыта, мы заметим, что ум не остаётся на месте. Осознавайте изменения, которые он претерпевает. Ум должен изменяться, чтобы заметить изменения других вещей. Ум должен изменяться, чтобы вы могли учиться, играть, разговаривать, ходить, практиковать осознанность и делать что-либо в вашей жизни. Ваше дыхание, чувства и мысли меняются все время.

Осознанность — это активность. Это тонкий процесс, который вы используете в этот самый момент. Её можно пережить и довольно легко. Её можно и описывать, но лишь до тех пор, пока вы помните, что слова — это только пальцы, указывающие на луну. Внимательность — это процесс чистого осознания, происходящий непосредственно перед тем, как вы начинаете концептуализировать и определять.

Я рад, что почтенный Уда Эриягама Дхаммаджива Маха Тхера с энтузиазмом развивает систему Осознанности на Шри-Ланке. Дети, обученные ей, смогут расти с осознанностью, жить с осознанностью и в конечном итоге осознано покидать этот мир. Осознанные дети — счастливые дети. Счастливые дети — здоровые дети. Они растут проницательными и имеют ясное видение своего будущего.

«Для хорошего человека творить добро легко,
Для плохого человека творить добро трудно,
Для плохого человека совершать зло легко,
Для благородного человека совершать зло трудно.»

Достопочтенный Хенепола Гунаратана Маха Тхеро
Настоятель общества Бхавана, Западная Вирджиния, США


Предисловие Бханте Дхаммаджива

Достопочтенный У. Дхаммаджива Махатхеро — Основатель и духовный советник Фонда Сати Пасала

При запуске второго издания книги Сати Пасала, программа была завершена за 23 месяца с момента ее открытия в марте 2016 года. Причин считать эту программу успешной — много. Самое главное, что Шри-ланкийские школьники приняли Послание об осознанности и учебное эссе, содержащиеся в первой книге Сати Пасала, с большим энтузиазмом. Это стало самым большим вдохновением и наградой за наши труды. Несомненно, это стало и движущей силой, которая заставила нас продолжать.

Вначале я не думал, что первая книга Сати Пасала будет иметь большое значение и актуальность для заинтересованных людей. Однако, после её перевода на английский и тамильский языки, энтузиазм, который она вызвала, вдохновил нас рассмотреть возможность значительного расширения программы и естественного продолжения первой книги.

Данный буклет содержит отредактированные эссе, которые содержались в первой книге, вместе с дополнительными четырьмя неделями практики, дающими дальнейшее инструкции по соблюдению осознанности на занятиях, в школе и дома.

Это коллективная работа нескольких участников команды Сати Пасала и я подтверждаю их преданность и бескорыстную радость. Очень полезно, что новая книга Сати Пасала выходит во время, когда сотрудничество и самоотверженность всех участников программы ошеломляет своей энергичностью для создания Сообщества Всеобщей Осознанности. Это благородное движение Осознанности, охватывает все человечество, как одну большую семью, выходит за пределы всех возрастных ограничений, этнических групп, религий и социальных слоев, и благодарно принимается всеми слоями общества. Это действительно знаменательный поворотный момент в истории человечества.

Я искренне надеюсь, что эта книга поможет вам быть активным участники этого исторического события. В соответствии со своим личным опытом практики осознанности почти в три десятилетия, я горячо верю, что мы все обладаем равными способностями и навыками, чтобы передать наш энтузиазм к осознанности детям Шри-Ланки. Это действительно одно из самых благородные качеств, присущих всем людям.
Осознанность — это меняющий жизнь умственный навык и глубокое свойство ума. Разъяснять и делиться этим умением с остальным миром, наша ответственная обязанность.

Досточтимый Уда Эриягама Дхаммаджива Маха Тхеро
Основатель и духовный советник Фонда Сати Пасала,
Руководитель,Мастер медитации и настоятель монастыря Ниссарана Ванная, Митригала


Послание об осознанности (Сати Пасала)

Учебные эссе

Сати Пасала: Неделя 01 — Понедельник
Осознанность в настоящем моменте

Послание, которое я намерен передать вам через Сати Пасала — идею школы Осознанности — очень важно. Оно будет одинаково важно как вашему директору, всем учителям и советникам школы, так же и всем ее детям. Я верю, что это послание и упражнения, которые мы будем пробовать, принесут значительные перемены всей вашей школе. Сати (просто осознанность и внимательность) создаст благотворное влияние на всех, независимо от того, являются ли они учителями, администраторами или учениками. Кроме того, всем вам как новичкам в этом деле нужно будет обучиться Сати (быть осознанными), чтобы получить от этого результаты.

Я предполагаю, что маленьким детям (например четвертому классу) возможно будет легче тренироваться в осознанности, чем взрослым. Разве это не удивительно? Я считаю, что такие дети могут поделиться этой практикой с членами своей семьи и стать ее примером дома, среди своей семьи и друзей. Этим посланием я делюсь с вами в начале этой недели, вновь напоминая, что в следующий понедельник продолжу занятия в нашей Школе Осознанности. Послание, которым я намерен поделиться в ближайшие недели, будет полезно как продолжающим занятия, так и новоприбывшим.

Сати — это Палийское слово. По-английски оно называется осознанность или внимательность. Это просто означает, что, насколько это возможно, каждый день мы должны быть полностью внимательны и осознаны в отношении того, что мы делаем и что говорим. Это также означает — практиковать внимательность в повседневных действиях речи. Когда мы практикуем осознанность таким образом, наше внимание будет сосредоточено только на том, что мы делаем или говорим в настоящий момент. Так наш ум не будет уходить ни к чему другому. Тогда мы будем помнить обо всем, что мы делаем. Это большое преимущество для всех кто учится чему либо, потому что это поможет и в их занятиях. Однако, чтобы получить от этой практики выгоды нужно много ею заниматься.

Когда мы не осознаны, мы, скорее всего, забудем, что делаем. Так происходит, потому что наше внимание не полностью находиться с тем, чем мы заняты. Наш ум обычно прыгает в прошлое, или мы начинаем думать о будущем или ком-то другом. Мы редко бываем в настоящем моменте. Давайте же учиться быть осознанными и жить в настоящем. Такова идея нашей школы Осознанности. Я надеюсь, что вы будете практиковать осознанность и делиться ей со своей семьей и друзьями. Я уверен, что вся ваша школа и все окружающие люди получат от нее большую пользу. Я также хочу сообщить вам, что в проекте Школы Осознанности участвует множество людей находящихся сейчас вокруг вас, с которыми вы так же можете поделиться своими наблюдениями.

Сати Пасала : Неделя 01 Вторник
Осознанность во время сидения


Осознанность, о которой мы узнали вчера, может быть пережита разными способами. Сегодня мы узнаем, как можно быть внимательным, если у нас есть немного свободного времени, для того чтобы спокойно посидеть. Сидите ли вы в классной комнате или дома, постарайтесь спокойно наблюдать за тишиной в своем уме и попытаться привлечь его внутрь сидящего тела. Если ваше положение не удобно или не сбалансировано, это может быть довольно трудной задачей особенно сначала. Неважно, сидите ли вы на стуле или на земле, главное чтобы вам было удобно во время этого упражнения.

Всегда помните о том, что нужно настроить себя и сесть так, чтобы вам было удобно, прежде чем пытаться привлечь свой ум внутрь сидящего тела. После некоторой практики, со временем выполнять это упражнение станет довольно легко. Когда вы сможете легко сохранять свой ум внутри тела, вы обнаружите, что сидеть спокойно и осознанно также становится легче. Тело будет чувствовать себя более комфортно. Как только вы достигнете этой стадии комфортного сидения с осознанием позы, вы можете мягко закрыть глаза и продолжать осознанно сидеть, переживая покой осознанности.
Как же узнать, что ваш ум находится в теле? Откуда нам знать, что мы действительно его осознаем? Если осознанность действительно с нами, то через некоторое время мы почувствуем себя комфортно, ощущение неловкости уйдет, а ум будет легко оставаться в теле. В то же время, вы заметите, что ваш ум особо не прыгает в прошлое и не воображает себе будущее. На самом деле, вы сидите и осознаете, что: «Я сижу здесь и сейчас».

Вы, возможно, видели долго сидящих в такой позе монахов. Маленьким детям это, возможно, покажется трудным. Но вы можете просто попробовать и посмотреть, что из этого выйдет. Через некоторое время, после постоянной практики, вам станет еще легче спокойно сидеть с умом привлеченным к позе тела. Тогда вы сможете проводить так еще больше времени. Это означает, что ваша внимательность улучшается.
Некоторым из вас может быть легче практиковать в уединении от окружающих. Другим же будет легче практиковать в группе. В будущем мы планируем попробовать групповую практику сидя в классе. Сегодня же я лишь делюсь с вами некоторыми знаниями. На следующей неделе мы продолжим эту тему. По мере того, как проходят дни и недели, мы будем медленно развивать нашу практику осознанности.

 

 

Сати Пасала : Неделя 01 Среда
Быть внимательным во время ходьбы


Cегодня мы проверим, сможем ли мы применить практику осознанности при выполнении простой задачи, такой как ходьба. Медленно ходя, сможем ли мы осознавать, мы не сидим, но мы находимся в процессе ходьбы? Если мы можем сделать это успешно, это означает, что мы применяем внимательность во время ходьбы. Для этого упражнения глаза должны быть широко открыты. Оно отличается от упражнения, которое мы обсуждали вчера, от практики внимательности, сидя, с закрытыми глазами.

В действительности, многие дети предпочитают практиковать внимательность во время ходьбы. При ходьбе мы можем ощущать прикосновение ног к земле и испытывать различные ощущения на подошвах левой и правой стопы. Так легче поддерживать внимательность. Когда мы двигаем ногами, мы можем ясно замечать различные движения и испытывать жару/холод. На самом деле, во время осознанной ходьбы ум становится более энергичным, чем при осознанности в сидячем положении. Если мы проведем сеанс осознанного сидения, то вскоре после такой ходьбы мы можем ощутить возможность сидеть дольше, чем раньше. И мы сможем легко привести ум к телу и сидячей позе.

Давайте посмотрим, сколько шагов мы можем сделать осознанно, когда идем. Если мы можем сделать большее количество шагов, будучи внимательными, это означает, что осознанность устанавливается. Мы можем практиковать это всякий раз, когда мы идем: идем ли мы домой из школы или идем ли мы на небольшое расстояние для некоторых поручений.

Я практиковался в этом, когда возвращался домой после школы. Никто не знал, что я делаю. На самом деле никто не должен знать, что мы помним во время ходьбы. Но это возможно только в том случае, если мы сможем свести разговоры к минимуму. Практикуя таким образом в течение некоторого времени, после вы обнаружите, что это становится естественной способностью. На самом деле, вы можете захотеть ходить в одиночестве и в тишине, чтобы хорошо практиковать осознанную ходьбу.

Многие ученые и философы получали яркие идеи во время таких периодов спокойной ходьбы. Когда ум спокоен, он автоматически становится творческим. Это не произойдет в одночасье, но со многими сессиями практики это возможно. Многие пожилые люди вечером отправляются на прогулку на пляж или в садовые парки. Эта деятельность здорова для тела и ума. В действительности, когда пациенты выздоравливают от хронического заболевания, им советуют сначала начать медленно ходить. Как только вы изучите эту практику, вы можете даже научить своих бабушек и дедушек и старейшин, как осознанно ходить!

 

Сати Пасала: Неделя 01 — Четверг
Быть внимательным в повседневных делах

 

Поддерживая достаточный уровень осознанности при сидении и ходьбе, быть внимательными в течение дня, повседневных дел это задача куда более сложная, даже для взрослого человека. Как правило, мы очень загружены работой, поэтому во время бытовой активности двигаемся довольно быстро. Из-за высокой скорости, с которой мы выполняем бытовые дела, нам становится очень трудно понять, осознанны ли мы или нет.

Вначале я поделюсь с вами своим опытом. Первоначально я узнал о внимательности от иностранного монаха, когда мне было около 26 лет, а затем я решил попробовать поэкспериментировать с ее развитием. Возможно, так случилось, потому что эту идею поведал мне монах иностранец! Я не помню как это точно произошло! Когда я был маленьким, я очень спешил, и хотя мне этого хотелось, я у меня никогда не получалось быть внимательным, во время формальной сидячей практики или при ходьбе. Я рассказал об этом монаху и он посоветовал мне развивать внимательность в своей повседневной жизни. Я был очень удивлен его советом и осведомился, как это можно сделать.

Монах предложил мне попытаться быть внимательным к действиям, которые я делаю, когда нахожусь один. Например, он спросил меня, могу ли я быть полностью осознанным, когда я чищу зубы и умываюсь утром. Поскольку я делаю это в одиночестве, я решил попробовать. Чистя зубы, я делал это медленно, чтобы быть внимательным к каждому движению. Вначале я не видел никакой разницы от подобных действий. Когда я объяснил это монаху, он подбодрил меня, сказав, чтобы я продолжал делать это снова и снова, поясняя, что однажды я действительно почувствую разницу.

Как он и предсказывал, через некоторое время я заметил, как зубная щетка касается десен и зубов. Я заметил вкус зубной пасты, покалывание при чистке и смог описать эти переживания монаху. Это дало мне уверенность в том, что я смог сохранить внимательность во время чистки зубов. Точно так же, когда вы моете руки, принимаете душ или делаете что-то в одиночестве, вы можете постепенно пытаться делать это медленно, осознанно и молчаливо.

Мне было очень интересно слушать звуки, которые я издавал, занимаясь повседневной работой. При этом я обнаружил, что автоматически становлюсь молчаливым и внимательным. Я хотел бы посоветовать вам попробовать делать все медленно, внимательно прислушиваясь к звукам, производимым в повседневной деятельности. Вот что значит быть внимательным во время повседневной деятельности. Как только вы познакомитесь с этой практикой, вы обнаружите, что быть внимательным во время сидения и ходьбы становится легко. Вы постепенно поймете, что эти практики очень расслабляют. Но вам следует практиковаться в этом ежедневно и регулярно. Могут быть дни, когда это не будет работать, но не унывайте, потому что при последовательной практике однажды вы обнаружите, что вы узнали что-то, что дает вам глубокое спокойствие ума.

 

Сати Пасала: Неделя 01 — Пятница
Быть внимательным, играя в радостные игры

 

Когда мы продолжаем практику внимательности в течение некоторого времени, то мы обнаруживаем, что повышается чувствительность ума. Я имею в виду, что мы начинаем осознавать даже небольшие и, казалось бы, незначительные проблемы. Они могут быть связаны как с телом, так и с умом. Это указывает на наш рост. Но когда даже незначительные вещи становятся значительными, наш ум может быть ими спровоцирован. Такие проблемы могут касаться вас самих или других людей. Ум может стать беспокойным и чрезмерно думающим. Такая ситуация касается как к детей, так и к взрослых.

Что нам делать, если мы почувствовали: «Мой ум легко раздражается и становится беспокойным»?

Во-первых, мы должны знать, что повышенная чувствительность ума полезна для нас и это не препятствие. Средства лечения таких ситуаций называются играми осознанности. Давайте сегодня познакомимся с некоторыми играми осознанности.
В Соединенных Штатах учителя обучали студентов вести себя как черепаха. Представьте себе ситуацию в школе: учитель отсутствует, а другой ученик провоцирует вас гневными словами или неприятными поступками.
Вместо того чтобы реагировать или возражать, попытайтесь обратить свой ум вовнутрь. Подобно тому, как черепаха поджимает свои конечности, когда сталкивается с опасностью или беспокойством, попытайтесь повернуть свой ум внутрь и стать внимательным. Если вы реагируете гневными словами или поступками, вы проиграли игру. Вместо этого, когда вы обращаете свой ум вовнутрь и становитесь внимательными, не реагируя на провокацию, значит вы выиграли игру! Когда учителя помогают вам, постоянно напоминая об этой игре, тогда когда кто-то провоцирует вас, вы можете «стать черепахой» и победить!

Более того, всякий раз, когда происходит что-то неприятное, мы можем научиться  размышлять об этом: «Все чтобы не происходило делается к лучшему«. Если мы практикуем такие размышления, то вскоре сможем увидеть каждую отдельную тревогу или неприятную ситуацию под другим углом. Вместо того чтобы жалеть себя, мы можем смотреть на каждый несчастный случай как на проявление доброты. Я называю это «радостной игрой». Мы можем научиться видеть светлую сторону каждого темного облака. Таким образом, мы можем научиться радоваться в любых обстоятельствах.

Предположим, у нас поранен палец на правой руке и мы не можем ей есть — в итоге мы научимся использовать левую руку для той же цели. Конечно, вначале не иметь возможности пользоваться правой рукой — неудобно, но все же мы привыкнем и приспособимся. Так мы используем проблему с правой рукой, чтобы развить новую способность в левой.Разве это не замечательно?

Если бы палец на правой руке не был поврежден, мы бы не научились этому навыку! Есть люди не имеющие рук вообще – но при этом они учатся жить с этим и при этом выполняют много дел. Вы наверное видели фотографии таких людей, пользующихся ногами как руками?

 

Сати Пасала: Неделя 02 — Понедельник
Быть внимательным в настоящем моменте

 

Мы уже говорили о внимательности на прошлой неделе. На этой неделе я хочу поднять ваши упражнения по осознанности на новый уровень. В какой-то момент нам нужно ввести осознанность в нашу обычную жизнь. Пока мы не начнем эту практику и не поймем ее ценность, мы не продвинемся вперед. Даже при том, что мы можем быть очень умными в понимании многих вещей и искусными в выполнении многих задач, все же мы можем не видеть, что мы неосознанны. Простое понимание того, что нам не хватает осознанности, и что мы должны научиться быть осознанными, возможно, является хорошим моментом, чтобы начать вводить практику осознанности в школах как можно с более раннего возраста.

Поэтому мы должны начать с малого, делая небольшие шаги в введении этой ценной практики, и затем постепенно совершенствовать этот навык. Когда мы начинаем с малого, нам становится легче учиться, а когда мы становимся старше, это становится очень полезной практикой в нашей жизни.

На прошлой неделе мы говорили о том, как важно быть искренним и внимательным в решении как можно большего числа задач. Я также упомянул, что если мы сталкиваемся с гневом и раздражением, мы должны действовать как «черепаха», то есть спрятать свои конечности под панцирь и сознательно отступить внутрь, вместо того чтобы реагировать на ситуацию. Если мы хотим преуспеть в этой игре, нам нужно постоянно возвращаться к мысли о внимательности и напоминать себе, что ключом к этому является полное отсутствие реакции. Когда ум постоянно обучается такому примеру осознанного поведения, он учится и действовать соответственно. Однажды, уже без всяких подсказок, вы будете осознанны автоматически, особенно когда столкнетесь с неприятными или раздражительными ситуациями.

Давайте вспомним, что такое внимательность. Быть внимательным — значит полностью осознавать что вы делаете и находиться в настоящем моменте. Это также может обзначать, что мы полностью осознаем положение нашего тела. «Сейчас-я-здесь?» — хороший способ проверить, помним ли мы о том, чтобы быть внимательными. Когда мы полностью внимательны к настоящему моменту, мы начинаем замечать и наблюдать многие вещи – это могут быть ощущения, звуки, образы или запахи. Мы можем даже улавливать различные эмоции, которые приходят нам на ум в этот момент. На самом деле мы можем поймать их на ранней стадии, как только они всплывут на поверхность и до того, как станут неконтролируемыми. Такое раннее улавливание эмоций является проявлением внимательности. Когда мы развиваем это свойство ума, оно поможет нам быть быстрыми и быть похожим на «черепаху»!

Если мы не будем продолжать регулярно практиковать, то осознанность не сможет просочится внутрь нас и не станет глубокой. Давайте же до этой поры продолжать размышлять о ней и тренировать свой ум, чтобы осознавать как можно больше поступков, которые мы совершаем. Давайте попробуем выполнять все наши действия медленно, вдумчиво и молча.

Я могу порекомендовать вам книги, как «Поллианна» (Элеонора Х. Портер) и «Возвращение в настоящий момент» (Джозеф Гольдштейн), которые помогут вам лучше понять ценность осознанности. Это прекрасные книги, и их авторы в простом стиле передают очень глубокие мысли.

Давайте же и мы попытаемся объяснять окружающим практику осознанности простыми словами и вовлекать их в свои «игры радости», чтобы они тоже могли получить пользу от этой глубокой практики.

 

Сати Пасала: Неделя 02 — Вторник
Быть внимательным в положении сидя

 

В предыдущий вторник мы обсуждали, как мы можем установить внимательность во время сидения и что наша поза в это время должна быть правильной. Когда мы сидим, нам должно быть удобно, в теле не должно быть напряжения, так чтобы после некоторой практики мы смогли бы достичь состояния, в котором мы могли бы довольно легко поддерживать внимательность в течение значительного периода времени в этой конкретной позе. Устроившись удобно, мы начинаем наблюдать различные изменения, происходящие в теле.

Через некоторое время, при повторяющейся практике, вы сможете следить за своим дыханием и чувствовать, как тело вдыхает и выдыхает. Этот опыт происходит после того, как вы уже некоторое время будете практиковаться в осознанном наблюдении за своей позой сидя. Если вы не можете заметить своего дыхания, то просто очень терпеливо осознавайте свою позу сидя.

Когда вы сидите и начинаете замечать свое дыхание автоматически, без каких либо дополнительных усилий, это означает, что в уме уже утвержден определенный уровень осознанности к телу. Непрерывное наблюдение за дыханием также означает, что ваш ум довольно успешно пребывает в настоящем моменте. В этот вторник я бы хотел побудить вас к практике этой техники.

Давайте представим себе, что в определенные моменты наш ум становится беспокойным и чрезмерно думающим. Если мы приучим себя сливаться с процессом дыхания, то в моменты возникновения подобного беспокойства, мы могли бы использовать эту технику, чтобы принести в свой ум умиротворение и безмятежность. Это очень полезная практика для нашей повседневной жизни.

Вот, например, ситуация, когда вам нужно отвечать на экзамене по математике. Если вы чувствуете, что возбуждены и ваш ум встревожен, вы можете попробовать эту технику наблюдения за своим дыханием. Просто последовательно наблюдайте три дыхания и посмотрите, как при этом успокаивается ум. Выполняя это упражнение в течение некоторого времени, вы затем сможете уже спокойно заняться математикой, и на самом деле даже можете даже понять что работаете куда лучше обычного!

Подобное упражнение может применятся в любой нашей деятельности, а не только к экзаменам. Попробуйте его, перед собеседованием или устными экзаменами. Я лично могу поручиться за пользу этой практики в таких сложных ситуациях. Когда ум напряжен, мы склонны забывать даже то, что знаем очень хорошо. И это очень печально, потому что все наши усилия по подготовке к экзамену в этом случае становятся бесполезными. Я бы настоятельно рекомендовал вам практиковать эту технику задолго до начала экзамена и посмотреть, как вы потом будете действовать.

 

Сати Пасала: Неделя 02 Среда
Внимательность во время ходьбы

На прошлой неделе в среду мы узнали, как быть внимательными при выполнении простых задач. Я объяснил, как вам следует ходить — медленно и вдумчиво. Сначала мы можем чувствовать напряжение, но постепенно эта практика становится все легче и легче. Через некоторое время, при регулярной практике, мы обнаружим, что медленная, вдумчивая и молчаливая ходьба — это весьма удобная и расслабляющая практика. Она и называется медитацией при ходьбе. Часто бывает трудно найти подходящее место, чтобы ее практиковать. Давайте разберем с этот вопрос позже.

Когда мы ходим, то замечаем, что почва, по которой мы идем, не всегда ровная и гладкая. Точно так же наша походка не всегда может быть гармоничной. Представьте себе, если мы будем постоянно ходить несбалансированным образом, что будет с нами, когда мы станем старше?

Точно так же, как нам удобнее пользоваться одной рукой больше, чем другой (большинству людей будет более комфортно использовать правую руку, а не левую), нам будет более комфортно пользоваться одной ногой больше, чем другой. Попробуйте и понаблюдайте за этим, и посмотрите, какая нога/ступня кажется более более удобной — правая или левая? Не пытайтесь исправить дисбаланс во время ходьбы. Когда мы ходим осознанно, это исправление происходит автоматически и естественно.

Когда мы начинаем подниматься по лестнице или когда пытаемся прыгнуть вперед, то можем заметить, что одна нога всегда является основной. Футболист, конечно, всегда знает, какая нога лучше подходит для удара! Точно так же мы должны осознавать свое тело и все его движения. И, пожалуйста, не ограничивайте это упражнение только средой, вы должны стараться осознавать свое тело и его движения каждый день всю неделю.

По возможности старайтесь заниматься практикой осознанной ходьбы примерно по колено в воде. Например, в мелководье реки или у берега моря. Попробуйте почувствовать, каково это, с каждым вашим шагом чувствовать ее сопротивление. Это даст вам прочную основу для осознанной ходьбы. Точно так же можно быть осознанным при нажатии на педали во время езды на велосипеде. Осознанная езда на велосипеде дает очень хорошее понимание о том, как двигаются ноги. На самом деле, мы можем быть внимательными и наблюдать, как наши ноги двигаются каждый раз, когда мы совершаем ими круг.

Мы получим максимальную пользу от практики при ходьбе, когда будем ходить босиком и ощущать, как ступни касаются песка или гравия на земле. Опыт, который мы получаем, когда подошва встречается с грубой и жесткой поверхностью земли, и различные ощущения, которые при этом испытываем уникальны. И пока мы не станем внимательны, мы просто не сможем их переживать.

 

Сати Пасала: Неделя 02 Четверг
Быть внимательным в повседневных делах

В четверг мы обсуждали, как быть молчаливыми и внимательными в нашей повседневной деятельности. Чистка зубов была взята как типичный пример того, что мы можем делать осознанно. Мы также можем отмечать звуки, издаваемые во время этого упражнения. Если мы постоянно будем практиковать подобные упражнения, мы могли бы узнать много нового о себе и познакомиться с истинным собой поближе!

Постепенно мы можем увеличивать время, которое проводим наедине, и чувствовать себя все более легко и расслаблено. Когда мы обучаемся чему-либо самостоятельно, на собственном личном опыте, мы уже никогда не сможем это забыть, даже когда состаримся. Поэтому нам не стоит спешить. Когда мы начинаем познавать себя подобным образом наши переживания постепенно и самостоятельно стабилизируются и расширяются.

Слушать звуки внутри тела — это то, что мы можем продолжать делать постоянно. Это будет очень полезным для каждого человека в отдельности. В то же время, когда мы находимся в группе, осознанность одного ее члена принесет пользу всем, кто в нее входит. На самом деле, когда мы молча слушаем звуки, создаваемые телом, мы несем свою «проповедь внутреннего молчания» окружающим. Точно так же и подобное поведение окружающих людей служит нам важным напоминанием о необходимости быть внимательными и молчаливыми. Поэтому, когда мы закрываем дверь, моем тарелку или чашку, или когда говорим, мы всегда должны помнить о шуме, который производит наше тело. Эти звуки весьма полезны для роста нашей внимательности.

Те, кто практикует таким образом в нашей школе, скоро станут сильно и выгодно отличаться от обычных непрактикующих учеников. Скоро мы узнаем, как можно слушать звук тишины. Это будет очень интересная осознанная игра.

 

Сати Пасала: Неделя 02 Пятница
Быть внимательным, играя в радостные игры

В течение последних нескольких дней мы с большим энтузиазмом практиковали осознанность. Мне было очень приятно это видеть. Вы практиковали внимательность сидя, при ходьбе и занимаясь привычными действиями. За это время мы успели познакомиться с своим телом и друг с другом.

Это означает, что мы стали более счастливыми и удовлетворенными. Это также означает, что мы развивали радость, доброту и дружелюбие, вместо гнева, раздражения, стресса и горечи. Такова естественная сила внимательности. При отсутствии осознанности мы будем испытывать вечное недовольство, напряжение и неприятные чувства. Осознанность помогает нам преодолеть эти нежелательные состояния ума и быть довольными в любой момент времени. Внимательные дети источают аромат, подобно цветущим цветам!

Сегодня же давайте попробуем приветствовать и радоваться возникновению наших приятными состояниям ума. Мы можем становиться счастливыми осознанно, при помощи положительных качеств, которые развиваем в практике. Давайте же радоваться им. Так каждая задача, которую мы выполняем, может быть выполнена со счастливым и «улыбающимся» умом. Даже если мы совершаем ошибки, мы уже не будем раскаиваться или ворчать на себя. Вместо этого мы осознаем, что совершили ошибку, и примем ее. Вместо того, чтобы сожалеть, мы могли бы попытаться найти причину для радости в данной ситуации. Осознанность поможет нам глубже понимать ситуацию и продолжать пребывать в настоящем моменте. Так мы будем видеть свои ошибки или промахи с уравновешенным умом и начнем глубже осознавать природу своего ума. Поэтому радость весьма интересна, полезна и показательна!

Вы не должны пытаться критиковать или осуждать других людей, совершивших ошибки. Мы совершаем ошибки, и окружающие тоже будут делать это. Когда мы смотрим на мир таким позитивным образом, наш ум освобождается от напряжения и стресса. Это еще одна причина для радости! На самом деле, из-за нее мы чувствуем легкость. В нас развивается любовь к звукам тишины, и мы постоянно будем искать способы и возможности наслаждаться тишиной и одиночеством.

Кроме того, все вы станете ближе к природе и не будете слишком обеспокоены, когда столкнетесь с естественными изменениями этой жизни. Воистину, Вы станете счастливыми и довольными людьми. На следующей неделе мы будем учиться совершать случайные добрые поступки!