ПОМЕХИ НА ДУХОВНОМ ПУТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

автор — Леша Тэль
редакция — Ксения Тэль

 

Роскошь

Этим постом мы начнем серию статей, в которых изложим причину — почему, по нашему мнению, сейчас достичь состояния Святости, Самадхи или Просветления сложнее чем в прошлом. В исторических писаниях изложено множество ситуаций, когда люди древности, практикуя, с непонятной для современного человека легкостью достигали того или иного уровня духовной реализации, общаясь с чудесными существами, попадая в различные необычные ситуации, которые сейчас почти не случаются. Да — и в наше время судя по поисковикам интернета есть Просветленные и чудеса. Дэвы, духи, русалки, лохнеcское чудовище и полтергейст… Но почему то что раньше было массовыми явлениями сейчас проявляется перед нами лишь в виде сомнительных роликов в сети? Почему современные святые учителя утверждающие о своих духовных опытах говорят либо мистично, либо настолько убедительно что начинаешь сомневаться а не деньги ли им нужны?
Что же случилось? Почему людям стало сложнее видеть и осознавать тонкую реальность ума и материи. В этой серии мы опишем несколько причин которые по нашему мнению этому препятствуют.
1 — Роскошь. Раньше люди жили проще. Кругозор стандартного человека и его материальная возможность в аспекте чувственных удовольствий и развлечения себя были довольно малы. Путешествия — занимали годы сложных переходов, в течении которых странники легко могли погибнуть от условий климата? Голода?жажды, разбойников и диких животных. Пища в основном сводилась и двум трем типам приготовления сезонных продуктов этого региона. Одежда и обувь были грубыми. Жилища простыми. Условия в которых проживает нынешний рядовой человек в прошлом не мог позволить себе даже король. Наши супермаркеты предоставляют богатейший выбор продуктов со всех концов света по сравнительно низким и доступным ценам. Богатые прошлого ИНОГДА люди могли позволить себе музыкантов, танцоров, циркачей и редко когда большое соревновательное зрелище типа турнира, олимпийских игр итп — наше телевидение позволяет нам наслаждаться лучшими шоу с лучших ракурсов столько сколько мы хотим, слушать любую музыку в любом количестве повторений, не слезая с дивана или по дороге на работу. Попробуйте заставьте музыканта сыграть вам одну и туже композицию 5 раз подряд! Все доступные в настоящее время фильмы или книги человек не сможет прослушать за всю свою жизнь если только этим и будет заниматься. В наших домах всегда тепло. Есть горячая вода. Мы Защищены физически и оберегаемы развитой медициной. В настоящее время наш уровень чувственной роскоши в тысячи раз более развит чем любая роскошь прошлого. Это сильно расслабляет и балует ум. Духовные опыты зачастую связанны с тем, что человеческий ум уходя от более грубой реальности материальной чувственной сферы начинает осознавать все более тонкие тонкие аспекты ДУХа. Именно в них и находятся все чудеса описываемые в древних духовных текстах. Избалованный тонкими наслаждениями ум, при желании своего хозяина от них отрешиться, переживает очень жесткие и неприятные ощущения связанные с привязанностью к этим наслаждениям и зависимостью от них. Зачастую эти эмоции настолько неприятны что желающий чудес человек вскоре оставляет свои стремления. И чем избалованнее ум в чувственной сфере тем неприятнее будут эти ощущения. Тем сложнее начать переживать что то более глубокое и прекрасное.

 

Обилие информации.

Сейчас ввиду появления все большей свободы информации через телефон телевизор и в большей степени интернет можно узнать обо всем на свете, научиться всему чему угодно и найти человека живущего на другом конце земного шара. В таком информационном пространстве человеческое сознание приучается обрабатывать и воспринимать такое количество данных, что ему становится сложно удерживаться на одном объекте. Посмотрите с какой частотой меняются кадры современных фильмов или мультиков для детей. Сравните это с киносъемками 50 летней давности. Мир стал быстрее и информация в нем подается куда как обильнее, по сравнению с временами когда по земле ходил Готама Будда.
Даже психологически в наш век информации мы не привыкли фокусироваться на чем-либо в течении достаточно долгого времени. Сейчас популярно быть немного эрудированным во всем нежели глубоко и практично разбираться в каком-либо одном вопросе, что позволяет скорее казаться умным и разбирающимся нежели им быть. Сейчас легче сослаться на какой то уважаемые источник чем лично проверить вопрос на личном опыте.
У одного моего знакомого был друг индиец, которому на совершеннолетие вся деревня скинувшись подарила книгу по йоге. Стоила она дорого(около 50 долларов) но родственники мальчика (большинство жителей деревни) зная его интерес к духовному пошли на эти расходы. Это был самый большой подарок и фактически единственное личное имущество этого молодого человека (и одна из трех книг в небольшой библиотеке этой деревни) — не удивительно что за 5 лет он стал мастером умеющим делать все асаны, пранаямы и другие техники из нее. Брюс Ли говорил — «Я не боюсь человека умеющего делать 10 тысяч видов ударов я боюсь человека сделавшего один удар 10 тысяч раз». Духовная практика и духовные опыты (если конечно задатки не заложены глубоко в прошлом родителями или вами самими) требуют долгой и упорной концентрации. Старательности иногда доходящей до мужества и поистине сверхчеловеческого терпения. «Результат — требует внимательности и терпения. Сверхчеловеческий результат требует, сверхчеловеческих внимательности и терпения.» сказал другой мудрец. На такое терпение нынче мало у кого хватает желания — в мире же столько всего интересного чего можно познать и пережить. Само человеческое сознание без возможности постоянно проводить через себя какую либо информацию или оставаясь с одним ее объектом — начинает чувствовать сильное беспокойство. Такому сознанию очень сложно будет жить в инфо-вакууме в течении долгого времени и заниматься развитием и очищением ума.
это вторая причина.

 

Малоподвижный образ жизни.

Как известно, движение помогает крови более свободно циркулировать в теле. С её помощью по телу разносятся полезные вещества, а вредные отработанные продукты выводятся. Если человек перестает достаточно двигаться — процессы в его теле начинают стагнироватся и, в особенности, если он не очень здоров, любое внешнее влияние становится более разрушительным для его организма.
Бханте Ариянанда из монастыря На-Уяна рассказывал, что энергичность, внимательность и другие положительные и отрицательные аспекты человеческого ума связаны с составом крови, нервными окончаниями и мозговыми клетками. Если они, по той или иной причине, не получают достаточного питания или ухода — ум их владельца может начать переживать приступы слабости, невнимательности и депрессии. Так же это может значительно усложнить духовный прогресс.
«Каждый человек, занимающийся духовной практикой, для ее поддержки и развития, должен заниматься физическими упражнениями до состояния потоотделения, хотя бы в течении получаса, два раза в день. Если же вы занимаетесь долгими медитациями в позиции сидя то это время должно быть увеличено до часа — так же два раза в день.» Учит Настоятель На-Уяна.
Более того, монахи медитаторы одного из самых серьезных Монастырей Малазии приняли в свой кодекс дисциплины следующее правило — если монах не занимается какими либо упражнениями 1,5-2 часа два раза в день, он не может просить спонсоров мирян о визите к врачу, потому, что причиной недомогания явилась его невнимательность к собственному здоровью. Их настоятель Бханте У Мангала считает физическую активность важнейшим аспектом духовного роста.
Современный человек, по сравнению со своими предками, двигается и выполняет физические нагрузки значительно меньше. Постоянная эволюция средств передвижения и повсеместное упрощение и облегчение (смотри автоматизация) практически любой физической работы — делают среднего человека слабее и болезненнее своих предков.
Реализаторам кажется, что именно по этой причине в Йога сутры Патанжали (где все основные асаны(позы) изначально были позами сидячими — для практики медитации) со временем добавилось много новых гимнастических положений и связок, сделав йогу в уме современного человека из практики реализации Абсолюта просто странного рода акробатическую гимнастику.
Так, же нам кажется, что именно поэтому у Даосов больше практик в в движении или в позиции стоя — такая практика является синтезом духовных развивающих ум упражнений и физической, оздоравливающей тренировкой тела.
Сейчас практически любой процесс в сфере жизнедеятельности человека, подразумевающий под собой физические нагрузки, стремиться быть им максимально упрощенным, предполагаемо для блага, комфорта и освобождения времени людей с целью саморазвития и творчества, но…

 

Объекты второго рода

Мы не знаем кто может рассказать об этом феномене искуснее Виктора Пелевина. Поэтому…

«…Темный век уже наступил. И связано это прежде всего с той ролью, которую в жизни человека стали играть так называемые визуально-психические генераторы, или объекты второго рода.
Говоря о том, что дуализм вызван условным делением мира на субъект и объекты, Будда имел в виду субъектно-объектное деление номер один. Главной отличительной чертой темного века является то, что определяющее влияние на жизнь человека оказывает субьектно-объектное деление номер два, которого во времена Будды просто не существовало.
Чтобы объяснить, что подразумевается под объектами номер один и объектами номер два, приведем простой пример – телевизор. Когда телевизор выключен, он является объектом номер один. Это просто ящик со стеклянной стенкой, на который мы вольны смотреть или нет. Когда взгляд человека падает на темный экран, движение его глаз управляется исключительно внутренними нервными импульсами или происходящим в его сознании психическим процессом. Неработающий телевизор ничем не отличается от предметов, с которыми люди имели дело во времена Будды,.
Но когда телевизор включают, он преобразуется из объекта номер один в объект номер два. Он становится феноменом совершенно иной природы. И хоть смотрящий на экран не замечает привычной метаморфозы, она грандиозна. Для зрителя телевизор исчезает как материальный объект, обладающий весом, размерами и другими физическими качествами. Вместо этого у зрителя возникает ощущение присутствия в другом пространстве, хорошо знакомое всем собравшимся.
Вопрос заключается только в том, кто именно присутствует. Можно ли сказать, что это сам зритель? Мы утверждаем, что нет. И вот почему.
Включенный телевизор практически никогда не передает статичный вид с одной неподвижной камеры, поэтому изображение на нем не является фоном. Напротив, это изображение интенсивно меняется. Каждые несколько секунд происходит либо смена кадра, либо наплыв на какой-либо предмет, либо переключение на другую камеру – изображение непрерывно модифицируется оператором и стоящим за ним режиссером. Такое изменение изображения называется техно-модификацией.
Смене изображения на экране в результате различных техно-модификаций можно поставить в соответствие условный психический процесс, который заставил бы наблюдателя переключать внимание с одного события на другое и выделять наиболее интересное из происходящего, то есть управлять своим вниманием так, как это делает за него съемочная группа. Возникает виртуальный субъект этого психического процесса, который на время телепередачи существует вместо человека, входя в его сознание как рука в резиновую перчатку.
Это похоже на состояние одержимости духом; разница заключается в том, что этот дух не существует, а существуют только симптомы одержимости. Этот дух условен, но в тот момент, когда телезритель доверяет съемочной группе произвольно перенаправлять свое внимание с объекта на объект, он как бы становится этим духом, а дух, которого на самом деле нет, овладевает им и миллионами других телезрителей.
Подведем первый итог. Объекту номер два, то есть включенному телевизору, соответствует субъект номер два, то есть виртуальный зритель, который управлял бы своим вниманием так же, как это делает монтажно-режиссерская группа. Чувства и мысли, выделение адреналина и других гормонов в организме зрителя диктуются внешним оператором и обусловлены чужим расчетом. И конечно, субъект номер один не замечает момента, когда он вытесняется субъектом номер два, так как после вытеснения это уже некому заметить – субъект номер два нереален.
Повторим этот чрезвычайно важный вывод: подобно тому как телезритель, не желая смотреть рекламный блок, переключает телевизор, мгновенные и непредсказуемые техно-модификации изображения переключают самого телезрителя. Переходя в состояние Homo Zapiens, он сам становится телепередачей, которой управляют
дистанционно. И в этом состоянии он проводит значительную часть своей жизни…» (Информация взята из Романа вышеупомянутого писателя Поколение П — глава Хомо-Zапиеннс.)

Феномен так хорошо описанный автором на самом деле возник довольно давно. В древности люди предавались слушанию историй, легенд, сказаний и песен у своих костров, зачаровываясь менестрелями и позднее читая первые книги. Ощущение полного погружения в интересную историю в той или иной степени сопутствует каждому из выше перечисленных повествований. В каждом из них состояние здесь и сейчас слушающего или читающего человека подменяется воображаемой историей которая закладывает ем в голову стереотип поведения отрывая от настоящего момента и личного опыта переживаний. Глубина этого зависит от вовлеченности самого человека в этот процесс. Бесспорно, такие вещи могут нести в себе как хорошее так и плохое в зависимости от их содержания и морали. Однако факт замены настоящего опыта человека на лицо.

К сожалению в современном мире человек все больше времени проводит поглощенным в чужой придуманный кем-то опыт, под гипнозом интереса и влечение вливая в свой ум новые стереотипы, что носить, что есть и как себя вести. К сожалению в отличии от мира древнего современный мир далеко шагнул в перед в зрелищности и аморальности своих информационных потоков..

Более того, порой человек становится жертвой своего собственного воображения. Достаточно вспомнить старый известный фильм про Бальзаминова. Один из способов убежать от действительности, неудовлетворённости тем что есть — убежать в мир своих грёз, где ты можешь быть и красивым, и богатым, и сильным, и смелым, каким только пожелаешь.. Однако грёзы в большей степени свойственны молодости, с возрастом ум становится всё больше склонен проваливаться в сюжеты воспоминаний о прошлом.
Кто то назвал воображение солнцем ума… Благодаря его теплу и свету произрастает и живёт всё, но если его интенсивность будет слишком велика, то оно всё сожжёт.

 

Философия материализма, подмена понятий и ослабление нравственности

Очередной проблемой ослабляющей, с нашей точки зрения, духовный прогресс современного человека является значительное, по сравнению с людьми времен Будды, Кришны, Христа и других известных Святых, изменение воззрений о мире. Этот феномен довольно многогранен поэтому в этом очерке мы постараемся по чуть-чуть разобрать каждый из осознаваемых нами его аспектов.
Во первых, сейчас у большинства считается незыблемым авторитетом точка зрения науки на то, что и как происходит в мире. Существует довольно много вещей которые не могут быть адекватно объяснены современной наукой с высоты уже существующих ею теоретических суждений и доказанных идей. Как известно, даже точка зрения науки на разные феномены, окружающие нас, иногда может претерпевать кардинальные изменения. Обычно они называются «революционными открытиями перевернувшими современную науку». Уже одно это вызывает сильное сомнение в постулатах и догматах ученых популярных в настоящее время. Те вещи, которые она отвергает потому что не может объяснить, отвергаются самим обществом. Так же пока что в официальной науке главенствуют взгляды материализма, что значит — первичность материи, когда сознание и ум остаются просто её функцией. А это значит не возможность постижение истины конкретным индивидуумом на основе материала собственных переживаний и опыта. Теряется смысл истинной нравственности и её взаимосвязи с переживаемым опытом и последствиями. В место этого появляется моральные правила, или правила приличия, просто поверхностные, цель которых лишь поддержание внешнего порядка в обществе, для удобства управления им. При этом заметно ослабление истинной нравственности, что является уже вторым аспектом.
Сейчас даже ребенку доступны для просмотра и скачивания фотографии и видео не здорово сексуального поведения, не говоря уже о многочисленных и прогрессирующих извращениях. Современные фильмы и мультфильмы содержат сцены убийства и причинения вреда, в них все больше откровенных вызывающих похоть и насилие сцен, что откладывается в подсознании людей их смотрящих. Такие вещи как скромность, вежливость, благодарность, уважение в современной медиа сфере считается чем то скучным , унылым и непопулярным. Куда привлекательнее быть остроумным, хитрым, веселым разбойником или находчивым и ярким подлецом . Или солдатом за Родину, семью или какую либо благородную цель косящего людей пачками — и это при всем при том, что в фильме как то само по себе отходит на второй план, что каждый из массы убиваемых им врагов переживает, думает, испытывает боль в той же степени что и главный герой фильма. У «второстепенного мяса» в боевиках так же есть цели, Родина и семьи которая будет по ним горевать, но упоминать об этом не принято — так пропадает дух самого фильма. Смотря, читая и слушая подобные жизненные истории — а фильмы, книги, сказки, компьютерные игры и являются такими историями, мы и наши дети неосознанно начинаем копировать их персонажей. И чем больше схожих по смыслу вещей мы проживем таким образом, тем больше возможность обусловленности нашего поведения в реальности, реакциями персонажей этих иллюзорных жизней. Нас программируют. И увы сейчас эта программа нацелена на пробуждение и развитие эмоций и поведения сильно далеких от просветления и могущих помешать его развитию в будущем.

Всё выше перечисленное вместе формируется в Третий аспект — более узкий и частный вариант современной философии материализма » Есть материальный мир и в нем мы живем лишь один раз.» Понятны и доступны самые простые наслаждения от самых грубых органов чувств. Поэтому основными целями современного человека являются заработок денег, партнерские отношения с как можно большим лиц противоположного пола, захват власти и использование ее с целью наживы, получение внимания и авторитета, для обеспечения себе большего количества разнообразных грубых удовольствий, иногда с целью растворения собственных комплексов. Мы не можем с абсолютной точностью утверждать правы ли мировые религии о существовании жизни после жизни, но нам очень понравилось высказывание одного друга Шведского психолога Мартина Эхдина «Нельзя точно сказать — существует ли жизнь после смерти или нет. Но давайте представим какой бы мир был лучше — там где люди, живя верят в перерождения, карму, ад и рай или где они считают, что им дана лишь одна жизнь в материальном мире без какой-либо ответственности за свои поступки — окончанием которой будет абсолютное небытие? Мне нравиться первое.». Вера во второй аспект описанный Мартином и пропагандируемый современным обществом не только скрыто потворствует развитию рабства от влечений человека, но так же закрывает от него мир духовного развития как таковой.

Последнее — прекрасным дополнением всего вышеперечисленного является наличие опьянителей, всё в большем количестве и ассортименте, которые все больше и больше входят в человеческую жизнь, как ее неотъемлемая часть. Из-за глобализации различные виды алкоголя, кофе, чаев, табака и наркотиков, которые могли быть как медицинское или ритуальное средство доступны небольшим этническим группам и полезны в небольших дозах два раза в жизни сейчас, из-за распространения информации, развития транспорта и рыночных отношений, стали дешевы и общедоступны среднему человеку практически в любых количествах . Думаем, тут уместно будет вспомнить высказывание Австралийского учителя Ачана Брахмавамсо — «Если бы обитатели Белого дома в Америке не пили по 10-12 чашек кофе на рабочем месте, то, возможно, внешняя американская политика была бы куда менее агрессивной.=)»

Все вышеуказанные нами факторы влияют на моральное здоровье каждой личности общества в котором они распространены с самого детства. Они разрушают здоровые партнерские, родительские и дружеские отношения. Расшатывают стабильность психики — способствуя развитию и прогрессу психических болезней в современном мире. Они так же влияют на отношение человечества к более слабым соседям по планете — истребление окружающей среды — насекомых, животных и растений, загрязнение и уничтожение пространства пригодного для жизни ради сиюминутных выгод. Это так же отражается на атмосфере, качестве воздуха, воды и пищи получаемых средним членом общества. Что влияет на развитие и прогрессирование физических болезней. Все это напрямую связанно с цельностью психики человека, а как известно только человек с стабильным, сильным, здоровым умом может прилагать волевые усилия к саморазвитию и самореализации.
На этом очерк постов о помехах для духовного развития современного человека заканчивается. Надеюсь каждый из вас вынес для себя что-то полезное из них, что поможет осознать или приложить большие усилия для устранения препятствий на духовном пути а значит и поспособствует его прогрессу. Чего мы вам и желаем.