Повседневная жизнь и Взаимо-зависимое возникновение
Достопочтенный Доктор У Загара
перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф
Я очень рад снова посетить вас и побеседовать с вами о Дхамме. Прежде чем мы начнем, я бы хотел, чтобы вы все приняли 5 предписаний нравственности. 

Все существа проходят через непрерывный цикл рождения, взросления, старости, болезни и смерти. Около 2500 лет назад Будда глубоко исследовал процесс существования. Это исследование позволило ему открыть процесс Взаимозависимого возникновения. Продолжая процесс исследования, он смог остановить этот, управляющий каждым живым существом, цикл рождений и смертей. Но из-за своих неведения и заблуждений мы продолжаем быть в него вовлеченными. Мы совершаем множество поступков и развиваем множество привязанностей к существованию. Мы постоянно стараемся пробовать что-то новое, для того чтобы обрести состояние удовлетворенности. Гоняясь за удовольствиями, мы стараемся избавляться и избегать неприятных и болезненных опытов.Так мы живем, умирая в течении каждого нового момента свое жизни. С момента зачатия, в утробе матери, мы обязаны расти и, для этого нам постоянно приходиться избавляться от чего-то старого и становиться хозяевами нового. [Например: с начала мы питаемся грудным молоком матери, но потом, когда этого становиться недостаточно, нас начинают кормить мягким пюре. Но когда подрастаем и у нас появляются зубы, мы начинаем нуждаться в твердой пище: сырых фруктах и овощах. Так, что бы просто вырасти, нам необходимо продолжать меняться, отказываясь от старых привычек питания и постоянно осваивать для себя новые. В раннем детстве мы путешествуем, сидя на руках мамы, но потом, став слишком большими, чтобы она нас носила, должны начинать учиться ползать и ходить!] 

Так мы перерождаемся каждое мгновение. Если внимательно посмотреть на пламя свечи, которая может гореть в течении одного-двух часов, вы увидите что это пламя не является тем же самым, каким было секунду назад. Каждая его новая вспышка, рождаясь, подпитывается разной частью свечи. Каждое мгновение мы умираем и перерождаемся, но не осознаем этого.

В буддийских писаниях говорится, что мы постоянно и безостановочно странствуем по кругу Самсары. Даже сидя здесь в течении 1-2х часов, мы не осознаем, что движемся. Мы не чувствуем, что наша планета крутится и вращается вокруг солнца, что наше Солнце тоже движется в пространстве. Как мы можем дольше одной секунды находиться в одном месте? Мы движемся и меняемся, но не можем этого заметить. Изменение затрагивает каждую часть наших тела и ума. Оно влияет даже на самые твердые камни. Даже если такой камень существует уже миллионы лет, он все равно постоянно меняется и обновляется. 

Незнание или не распознавание изменений — это заблуждение. Не ведая о нем мы воспринимаем объекты вокруг себя как привлекательные и не привлекательные. Наши глаза фокусируются на видимом, наши уши слушают звуки, наш язык фокусируется на вкусах, наше тело осознает прикосновения. Зависимые от своего фокуса на видимом, если видя приятное – мы становимся счастливы. Если видимое неприятно, то наши умы начинают чувствовать себя расстроенными. Мы всегда либо любим, либо не любим то, что с нами происходит, не признавая вещи такими, какие они есть на самом деле. 

Открыв глаза, вы увидите чашку на столе рядом со мной. Каждый из нас распознает в этом объекте чашку. Но изначальная чашка уже изменилась. Ее образ все еще остается в вашем уме. Но концептуальный образ далек от реальности. Если в уме есть влечение, мы хотим находиться рядом с чем-либо. Если же нам что-то не нравится, мы хотим уйти от этого. Любовь и неприязнь порождают в нашем сознании эффект притяжения и отталкивания. Эти симпатия и антипатия порождают желание быть или не быть рядом с объектами, людьми и состояниями. Жажда порождает привязанности, но сама она возникает из-за недопонимания истинной природы всего в этом мире. 

Контакт с объектами органов чувств подпитывает наши эмоции и желания. С самого детства, нас приучали связывать различные чувственные объекты с разными эмоциями. Сейчас, став старше, мы все еще позволяем себе формировать эти эмоциональные паттерны

желаемых нами вещей, забывая переживать происходящее с нами в настоящий момент. Взрослым людям следует стараться развивать видение истинной природы вещей этого мира такой, как она существует на самом деле, без их эмоционального окраса и прошлых привязанностей. Мы должны видеть чашку, существующую сейчас, не допуская в уме мысли о том, что нам нравится, а что нет. Если мы разовьем в уме привычку жить в настоящем, мы перестанем воспринимать объекты этого мира как красивые или уродливые. Вместо этого мы увидим их такими, какие они есть, а наш ум перестанет волноваться и станет расслабленным и спокойным. 

Мы должны стараться не позволять эмоциональным образам влиять на объекты, которые мы видим, тогда мы сможем жить без привязанности. Если серьезно, на самом деле, это очень трудно. Но такова практика осознанности. Если мы будем стараться развивать ее, то сможем избавиться от влечения и привязанности. Но, к сожалению, большинство людей считает что подобное умиротворение может возникать лишь на короткие отрезки времени, а уж постоянный покой с этим миром просто не совместим. Жадность, неведение и заблуждение правят нашей жизнью, продолжая втягивать нас в неприятности. Если же человек получает правильные инструкции и будет пытатся развить, осознавание вещей такими, какие они есть на самом деле, он обретет великие покой и счастье. К сожалению, все мы привыкли жить с образами прошлого, а не настоящего. Но даже в такой ситуации развитие осознанности приведет к глубокому прозрению. А понимание, полученое из него, сильно нас поменяет. Человек может пройти через несколько его стадий, но через некоторое время он обязательно отпустит все свои страхи.
Пока в уме существуют влечение и привязанности, в нем всегда будет жить страх. Мы постоянно продолжаем беспокоиться о свей жизни и ее окончании. Но развитие мудрости приведет нас к состоянию, в котором нет ни влечения, ни цепляний, ни ненависти, ни гнева, ни жадности.

Почему же тогда эти состояния растворяются? Потому что наше понимание того, что все в этом мире постоянно меняется и исчезает становится очень глубоким. В мире не существует ничего, что не было бы подвержено изменению. Когда наши влечение и привязанности полностью растворяться, мы достигнем полного освобождения. В уме не останется забот или страхов, но только мирная безмятежность. Никто не сможет спровоцировать нас на гнев. Сама основа нашей личности претерпит глубочайшие изменения. Это долгий путь, но, возможно, если вы будете стараться, вы сможете пройти путь, который открыл для нас Будда, подобно ему самому. Я верю в вас.