О сохранении внутренней экологии
Буддадаса бхиккху

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Еще в первые годы существования конституционной монархии Таиланда Ачан Буддадаса исследовал взаимосвязь между демократией и Буддизмом. В 1970-х годах, когда тема коммунизма была весьма популярна, он представил обществу свои идеи Дхаммического социализма. Он также интересовался учением Фрейда, психоанализом, современной психологией и на протяжении десятилетий был ведущим сторонником межрелигиозного диалога Таиланда. Бханте критиковал идеологию урбанистического развития с тех пор, как она впервые появилась в Таиланде после Второй мировой войны и, обсуждая необходимость сохранения лесов, вдохновлял монахов и мирян-буддистов сохранять их задолго до того, как это движение стало популярным на Западе.

Из всей его активности можно выделить общие элементы:
1) Разрешение основных социальных и психологических проблем своего времени.
2) Высказывание убедительных доказательств, что Буддизм несёт в себе много важных идей касающихся этих вопросов, и что не существует никаких причин считать его отсталым в отношении идей запада поэтому вопросу.
3) Чувствуя, что в большинстве отношение ко всем этим проблемам замутнено материалистическим уклоном современного мышления, Бханте пытался исправить это, указывая обществу на более глубокую реальность — Дхамму.
4) Будучи одним из немногих тайских монахов, способных и желающих обсуждать эти темы, а также обычно наиболее выдающимся и образованным из них, он вкладывал весь свой авторитет в поддержку этих идей.

В нижеследующей статье Ачан Буддхадаса применяет свой Дхаммический подход к сохранению окружающей среды. Следует отметить, что первоначально эти беседы проводились в лесном монастыре, который оставался основной резиденцией Ачана на протяжении 50 лет. Пока леса вокруг монастыря вырубались под посадки каучука, он сумел сохранить этот лесной оазис.

 

Дхаммадхату: Естественная Сущность Дхаммы

Мы подошли к теме «Буддисты и защита окружающей среды», по поводу которой меня пригласили выступить. Только истинные Буддисты способны следить за чистотой окружающей среды на самом глубоком уровне — на уровне ума. Когда эта чистота успешно сохраняется, окружающая среда так же будет иметь возможность быть незагрязненной. Я постараюсь подробно раскрыть эту тему в данной беседе.

Когда мы говорим о внутренней природе ума, нам следует использовать другой термин — «дхаммадхату», обозначающий естественную сущность Дхаммы. Когда мы говорим об этом термине, мы имеем ввиду самую глубинную суть реальности или элемент Дхаммы. Когда этот элемент сохраняется в уме практикующих, окружающая нас природа, безусловно, сможет сохраниться в достаточной степени чистоты и безопасности. Когда мы бережно сохраняем дхаммадхату, в уме не может появиться ничего, что могло бы вызвать возникновения эгоизма или гордыни. Он помогает нам осознавать, что ничто в этом мире не стоит цепляния, или того, что-бы считать этим «я». Этот элемент освобождает ум от таких понятий, как «я» и «мое», и поэтому вызывает бескорыстие намерений поступков. Когда в уме отсутствует эгоизм в нем нет ничего, что могло бы проявиться и повредить окружающей среде. Когда же ничто не пытается повредить окружающей среде, она вполне способна сама защищать себя от всех остальных угроз. Считать, что охрана окружающей среды является единственной обязанностью буддиста — ребячество. Я считаю, что для каждого буддиста сохранение Дхаммадхату — является самой важной и серьезной обязанностью как последователя Будды. Это поможет разрешению многих проблем и поспособствует гармонии в окружающем мире.

Настоящий Буддист стремится глубоко проникнуть в эту внутреннюю природу, эту духовную природу ума, которая находится внутри каждого из нас, которая является глубочайшим законом природы и основой всего в этом мире. Буддист пытается осознать её, истину, которая присуща каждому из нас и всему в этом мире. Есть и другое название для этого феномена — это «закон идаппаччаяты», объясняющий, что все в этом мире взаимо-зависимо и взаимо-связанно. Если мы постоянно осознаем это, проявление эгоизма станет практически невозможным. Если закон идаппаччаяты полностью познан нашим умом, то не будет никакой возможности, чтобы он мог проявить эгоизм, не будет абсолютно ни одного шанса считать себя «я» или стать «эгоистичным». Если мы сохраняем осознавание этой внутренней природы, то легко можем сохранить и чистоту окружающей среды.

Нам необходимо познать два вида природы: внутреннюю природу ума и природу, окружающую нас, различные явления, возникающие в окружающем мире. Закон идаппаччаяты относиться и к той и к другой. Далее, исследуйте, какие аспекты природы имеют власть над другими и могут управлять ими. Если мы ясно осознаем это, то получим способность управлять различными аспектами этого мира так, чтобы сохранять чистоту окружающей среды.

Будда называл эту внутреннюю природу «дхаммадхату», дхату (элемент или сущность) Дхаммы (природы). Иногда он просто называл это «дхату». Этот дхату является источником и основой Дхаммы, всего мира. Он провозгласил ,что «независимо от того, родился Татхагата или нет, дхаммадхату существует всегда — абсолютно и естественно.»

Далее Будда уточнял, что дхаммадхату является идаппаччаята. Идаппаччаята — это название закона лежащего в основе всего и провозглашающего, что все в мире происходит при помощи и посредством причин и условий. Эта, касающаяся всего и существующая всегда обусловленность, и называется «идаппаччаята».

Другими словами, ничто не может возникнуть, не может существовать, не может изменится или исчезнуть само по себе. Ничто не может произойти без причин и условий. Все изменения этого мира происходят благодаря причинам и условиям. Даже смерть и разрушение требуют своих причин и условий, либо наличия того, что убивает и разрушает, либо отсутствия того, что поддерживает жизнь и существование. Далее, причины и условия одного феномена взаимо-зависимы и обусловлены другими причинами. Эти взаимодействия обусловленностей простираются через всё сущее как ментальное, так и физическое, соединяя все феномены обширной паутиной взаимозависимости, взаимосвязи, взаимосвязанности и переплетённости. Этот закон настолько велик, что мы можем назвать его «законом природы» или «Творцом». Нет ничего более могущественного и удивительного, чем эта самая фундаментальная и вездесущая Истина.