Охлаждайте сердце чтобы остановить Глобальное Потепление

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Я даю довольно большое количество бесед о Дхамме. В большей степени в Австралии, но так же и в Сингапуре, Малайзии и других странах мира. Все они о том как применять чудесные и невероятные Учения Будды в нашей современной жизни. Одним из важных аспектов которой является Глобально Потепление. И если Буддисты не будут правильно реагировать на этот феномен и своими действиями подавать пример окружающим — наш мир скоро станет еще более жарким. Поэтому эта беседа будет о том как сохранять наше сердце прохладным в период Глобального Потепления.

Глобальное Потепление к сожалению не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться людям современности. Сейчас существует довольно много беспокоящих нас вещей. Поэтому первая часть этой беседы будет посвящена тому как перестать беспокоиться и бояться. У меня самого был довольно сложный путь обучения этому навыку. Одна из вещей которая сильно беспокоит людей современности это то, что что-то в их жизни пойдет не так. Но если серьезно подумать об этом, вы скоро поймете, что в действительности мы не знаем что может случится в будущем.

Когда я был подростком все окружающие меня люди сильно волновались по поводу атомной войны. В поздние 60-е и начало 70-х существовала реальная возможность того, что между Соединенными Штатами и, еще существующим тогда, СССР могла начаться гражданская война. И эта война безусловно сказалась бы на всем окружающем мире. Я в то время, как и многие другие люди, сильно беспокоился по поводу того что это может произойти. И в Сезон Дождей — мой шестой Сезон Дождей как монаха в Тайланде, когда я жил где то в районе Чиангмая, тогда еще живший в нашем мире великий Учитель Лунг По Вэй, предсказал что в этом году, случится самый крупный «Банг Фай», который когда либо был известен. Банг Фай — это фестиваль ракет. Его обычно проводят в самые жаркие месяцы Тайского лета. И слова про «самый большой фестиваль ракет известный в мире» были восприняты нами как предсказание о начале атомной войны. Это предсказание стало очень полезным для меня тогда, потому что теперь наконец я вместо того чтобы беспокоиться, получил настоящую мотивацию для приложения усилий в своей практике медитации. Поэтому — не важно, что происходит — просто старайтесь заниматься чем то важным и полезным, при этом учитывая то, что даже предсказания великих монахов могут иногда не сбываться.

Поэтому Будда не рекомендовал монахам становиться предсказателями судеб. Я знаю что здесь в Тайланде люди любят посещать монахов, занимающихся подобными вещами. Я думаю вы скорее всего уже читали мою книгу. В ней есть история про моего Учителя Аджхана Ча. Он никогда не занимался предсказаниями, но один раз — ему все таки пришлось предсказать своему последователю его судьбу. История такова, что тогда при Монастыре жил мирянин, который активно помогал Аджхану Ча, в течении многих лет. Он делал это различными путями — возя его и других монахов по их нуждам, помогая организовывать мероприятия, жертвовал различные вещи для нужд Сообщества и помогал Монастырю финансово. И вот как то этот мирянин, придя к Ажхану Чаа попросил его «Не могли бы вы погадать мне по линиям руки и рассказать о моем будущем?» Аджхан ответил ему, что хорошие лесные монахи не могут так поступать. «Но уважаемый Аджхан» возразил мирянин «На прошлой неделе вы провели с нами такую чудесную беседу о важности благодарности. Я столько лет помогал вам, ничего не прося взамен и теперь зная, что вы великий Учитель, прошу прочитать линии на моей руке и рассказать мне о моем будущем.» Аджхан Ча попал в сложную ситуацию — если он не предскажет будущее мирянина он не проявит благодарность за заботу о нем, но сделав это, он нарушит правила Лесной Монашеской Традиции. Но Учитель решился и сказал «Хорошо я сделаю это. Дайте мне свою руку.» Это сильно взволновало мирянина потому, что это был первый раз, когда Аджхан Ча собирался предсказать чью либо судьбу. Все знали, что он всегда говорит только правду поэтому, это давало стопроцентную гарантию того, что все что он предречет сбудется. О, как же был взволнован этот мирянин! И когда Аджхан Ча своми короткими, толстыми пальцами стал чрезвычайно медленно водить по линиям его руки, этот мирянин настолько разволновался что не мог усидеть спокойно. Учитель исследовал его линии руки довольно долгое время, каждые несколько секунд останавливаясь и задумываясь. При этом он говорил что ни будь вроде «О!», «Хмм», «Интересно!» Бедный мирянин с каждой минутой ожидания становился все более возбужденным и когда Аджхан закончил, сразу же быстро спросил «Лун По, каким же будет мое будущее?!»

Аджхан Ча начал говорит очень медленно «Сэр. Вы знаете что я никогда не совершаю ошибок…»

«Да! Да!» вскрикивал мирянин.

«…и что я говорю только правду…»

«Да! И все что вы скажете должно сбыться!»

« Так вот! Ваше будущее…»

«Да? Да? Да?»

«Ваше будущее…»

«А?»

«Ваше будущее – не фиксировано.»(смех)

И Аджхан Ча не был не прав. Вот так поступают великие Учителя, попав в сложную ситуацию — они учат Дхамме. Он был абсолютно прав. Даже самые великие Учителя не могут со стопроцентной уверенностью судить о будущем, которое произойдет даже в течении нескольких дней, а иногда и в течении нескольких секунд. Никто не знает, что может случиться в будущем. Великий Учитель выходит из сложных ситуаций, обучая глубокой Дхамме. Никто не знает, что принесет будущее. Поэтому «не фиксированость» является самой глубокой и правильной метафорой по поводу того, что нас ожидает, а не определяемая — самым лучшим и верным прогнозом погоды из всех что вы увидите по телевизору.

Так зачем мы так много беспокоимся? Чего волноваться о том чего может и не случится? Так не случилась ядерная война, о которой мы так много думали в прошлом. А сейчас все волнуются по поводу Глобального Потепления. Но то, что будущее не фиксировано — совсем не значит, что больше не существует проблем. Суть в том, чтобы не беспокоиться о чем либо слишком много. Потому что чем больше мы о чем либо беспокоимся — тем меньше мы прямо сейчас сможем сделать чего либо полезного. Как я до этого уже говорил нескольким людям — нам не следует сильно волноваться. Зачем тратить столько времени в тревогах о будущем и забывать место, в котором оно на самом деле создается? Оно создается в настоящем. В этот самый момент мы и создаем наше будущее. Почему бы нам не уделять больше внимания тому, что происходит сейчас не думая о том, что будет происходить завтра, на следующей неделе или в следующем месяце? Нам следует уделять больше внимание настоящему потому, что в нем мы его и создаем. Здесь мы имеем хотя бы какой то контроль над ним. Когда же мы начинаем переживать и беспокоиться о будущем, мы отклоняем единственную возможность его изменить.

Поэтому если вы осознаете то о чем я говорю, вы узнаете не только как решить проблему Глобального Потепления, но так же поймете как решать большое количество других проблем в своей жизни. Очень часто мы попадаем с сложные ситуации из за того, что не понимаем как нам правильно реагировать при их возникновении. Это происходит из за того, что в этот момент наш ум занят беспокойством о будущем вместо того, чтобы быть умиротворенным, довольным и ясно осознающим, что следует делать в настоящий момент. Так что же мы прямо сейчас можем сделать для решения наших будущих проблем? Некоторые люди так много беспокоятся, что совсем не могут понять, как им поступать. Другие же научились сохранять спокойствие и умиротворение в самых сложных ситуациях. Вы не представляете как успешны могут быть такие личности. Именно этому я и обучался в Тайланде.

Тогда я жил там уже около 5 или 6 лет, я ношу монашеские робы около 30 лет — значит это было 27 лет назад, проиошла необычная ситуация. Тогда в провинции Итан пользовались довольно старыми пассажирскими автобусами. За ними очень плохо ухаживали обслуживающие работники. Так вот часто случалось, что довольно большое число этих автобусов возгоралось. И во многих таких ситуациях погибало большое число людей. У меня был один знакомый монах, как раз оказавшийся в таком автобусе. Он был довольно удачлив и вовремя покинул его — но его спина и чашная сумка обгорели в сильном огне. Эта новость обсуждалась газетами в течении 2х недель, когда я сам попал в такой же автобус. Это случилось на северо западе провинции Нонкай, когда мы путешествовали — неожиданно из задней части автобуса повеяло дымом. Тайцы загалдели «Пай Май! Пай Май!» Пай Май — означает «огонь». На переднем сидении сразу же засуетился водитель. Вы знаете, что монахов обычно сажают в переднюю часть транспортных средств. И знаете почему? Миряне верят, что у монахов много хорошей кармы — поэтому уменьшается риск автокатастрофы и аварии. Монахи как бы прикрывают собой едущих сзади мирян. Я считаю это довольно интересной и полезной традицией. Поэтому когда я лечу куда то Тайскими авиалиниями я всегда предлагаю «Посадите меня ближе к кабине (первый класс самый удобный и обычно находится в передней части самолета — прим. пер) и у вам не будет проблем с авариями. Вы же всегда так делаете в автобусах.» Это интересный трюк, чтобы лететь более удобно. (смех) Но они мне отказали. Они посадили меня в хвост на самые дешевые места.(смех) Шутки шутками — вернемся к истории.

Я сижу на переднем сидении, тянет дымом и раздаются крики «Огонь! Огонь!» Водитель оборачивается, нажимает на тормоз и выпрыгивает из машины, даже быстрее чем она успевает остановится. Все остальные пассажиры начинают суетливо проталкиваться к выходу. Это же происходит и монахом сидевшим рядом со мной. По монашеским правилам ему следует быть осторожным при контакте с людьми, чтобы не допустить соприкосновения с женщиной, но в этот момент это его мало волновало. Я оставался сидеть, когда большинство пассажиров уже покинуло автобус. В его хвосте так же осталось несколько человек. Оказалось что кто то из них закурил и сигарета просто подожгла небольшой кусок бумаги. Когда эоб этом узнали и пассажиры потянулись обратно на свои места. Проходя мимо меня они уважительно кланялись моей невозмутимости «О Архат! О Архат!». Ведь я продолжал безмятежно сидеть при такой угрозе жизни. Хотя так случилось из за того, что в те времена я просто плохо знал Тайский язык и не понял о чем они кричат.(смех) Да и знай я, что происходит — я бы не стал так сильно волноваться. Зачем?

Сейчас я часто путешествую на самолетах. И меня не редко спрашивают не боюсь ли я катастрофы или того что террористы заминируют мой самолет? Не зачем волноваться по поводу того, что тебя подорвут высоко над землей — в этом даже есть три выгоды. Первую из них я называю мгновенной кремацией. Здесь в Тайланде организация кремации занимает много времени и денег. Это такая головная боль — звать монахов, приглашать родственников итп. А тут одна секунда и все готово!
Вторая выгода в том что вы погибните в самолете — авиакомпания, будь то Тайские Авиалинии или другая выплатит компенсацию вашим родственникам. Поэтому ваша смерть принесет вашей семье финансовое благополучие, вместо трат на церемонию похорон.

И последней и самой лучшей из них является выгода того, что если вы погибните высоко в небе, например в 30 тысячах футов от земли — то вы окажетесь на 30 тысяч футов ближе к Раю. (смех) Таковы эти три выгоды. Помните о них и смерть высоко в небе будет меньше беспокоить вас.

Теперь садясь в самолет и увидав большого темно-кожего парня в тюрбане и с большим животом, вы сможете улыбнутся ему и сказать «Саду Саду Саду!» Я иногда шучу в процессе своих бесед — это помогает пробудить людей. Так вот вам одна шуточная история. Лечу я как то в самолете. И тут вижу высокого человека ведущего на поводке собаку. Этот парень садиться на кресло моего ряда, а собака забирается на место рядом со мной.

«Как вы это провернули?» спрашиваю я «В салоне же нельзя находиться с собакой?»

«Все в порядке» отвечает мне он «Мы из службы безопасности. Это специально тренированная собака нюхач! Я покажу вам как она работает.»

Он посылает собаку вниз по дорожке в хвост самолета. Проходя мимо молодого европейца с длинными волосами она останавливается и принюхивается. Затем собака прибегает к нам обратно, забирается на свое место и, один раз вильнув хвостом, один раз гавкает.

«О!» Восклицает ее хозяин «Это знак марихуаны. Этот молодой человек везет ее с собой. После приземления мы обязательно задержим его!»
Затем собака отправляется вверх по дорожке к кабине, там на пути останавливается и обнюхивает молодую деловую девушку. Затем, вернувшись на свое место и дважды вильнув хвостом, она дважды лает.

«Кокаин!» еще более возбуждается ее хозяин «Эта особа везет кокаин! В аэропорту мы обязательно задержим и ее!»

Затем собака отправляется снова и в бизнесс-классе долго обнюхивая хорошо одетого бизнесмена, возвращается к хозяину. В этот раз она гавкает 3 раза и три раза виляет хвостом.

«У него героин!» шепчет хозяин «Вот это улов!»

Но собака не осмотрела весь бизнесс-класс и хозяин еще раз отправляет ее на разведку. В этот раз она долго обнюхивает полного, темнокожего мужчину в чалме. Вернувшись с поджатым хвостом, на вопросительный взгляд хозяина, она наваливает большую кучу прямо на кресло.

«Хмм. А знаком чего является это?» спрашиваю его я. «Бомба! Самолет заминирован и мы никуда не долетим!!» (смех)

Не стоит беспокоиться по поводу будущего. Оно не определено. И именно потому, что это так — мы всегда можем что то по этому поводу сделать. Если бы оно было фиксированным, жестко определенным — мы бы не могли его изменить. Но из за того, что оно не фиксировано — мы всегда может сделать что-то по поводу того что может произойти.

Это является самым простым объяснением Буддийского Учения о законе кармы. Этот закон звучит так — будущее не фиксировано и поэтому, что бы мы не встретили в жизни, мы всегда можем на это повлиять. Пример который я в этом случае люблю приводить это пример с двумя женщинами пекущими торт. Это одна из историй моей книги. Но она действительно является лучшим примеров, который я могу подобрать для объяснения Буддийского закона Кармы.

Так вот — две женщины пекут торт. Ингредиенты для торта у первой женщины далеки от идеала. Уже подвядшие бутоны цветов, из которого приходиться просто вырезать более менее свежие части. Для готовки у нее есть только сахар — обычный белый, вредный сахар, а так же самый вредный вид масла, можно сказать жидкий холестерин. Фрукты для торта настолько высушены, что стали похожи на камни. И для готовки у нее есть старая, грязная кухня — мало-функциональная и неудобная. Средства для приготовления у этой хозяйки — хуже некуда.

Другая же женщина использует самые лучшие и полезные вещи — цветы органически выращенного святого дерева, самый лучший и чистый мед, масло конолы, в котором вообще нет холестерина и самые свежие, спелые тайские фрукты. Кухня этой хозяйки — самая удобная и технически модифицированная кухня в Тайланде. Она владелец лучших возможных ингредиентов для торта.

Теперь мой вам вопрос — какая из этих двух хозяек приготовит лучший торт? Согласитесь что не всегда лучший торт получается у того, кто владеет лучшими ингредиентами. Потому что ингредиенты и кухня являются лишь частью самого приготовления. Так же его важные аспекты заключаются в умении готовить, соблюдении пропорций, внимательности к процессу и заботы с которой вы относитесь к приготовлению. Очень важно насколько все эти аспекты применяются в процессе приготовления торта. И иногда так случается, что у человека владеющего не самыми лучшими ингредиентами получается наивкуснейший торт. Так происходит и в жизни — иногда вы можете отведать самую вкусную еду в Банкоке в самой простой уличной палатке. Ее хозяева не могут позволить себе такого количества и качества ингредиентов, какими владеют повара больших ресторанов, но их искусность, внимательность и забота о том, что они готовят создают блюда, которые могут быть вкуснее того что подают в лучших ресторанах Бангкока. Так ингредиенты являются всего лишь частью нашей жизни. Куда более важно — что мы с ними делаем.

Со своего личного опыта я знаю, что условия жизни многих людей просто ужасны. Нам ум сразу приходит история одной женщины. Это мой старый друг живущий в Персе. Она родилась в Чехословакии. И когда ей было 16 лет туда вошли советские танки. Девушка 16-ти лет вышла на уличную демонстрацию, протестуя против захвата своей страны. И она оказалась одной из тех, кого задержали и на 25 лет бросили в тюрьму. Восточно европейская тюрьма — очень сложное место для жизни. Там было очень трудно. Она рассказывала мне, что ее регулярно и беспричинно избивали, как заключенными, так и надсмотрщиками. Так молодая девушка провела лучшие годы свой жизни в восточно-европейской тюрьме лишь за то, что боролась за свободу свое Родины. В итоге, после освобождения, она эмигрировала в Австралию и устроилась на работу социальным работником в местной тюрьме. Когда какие либо из наших заключенных негодовали, жалуясь на условия содержания — она рассказывала им про то, что пережила сама, этим помогая успокоиться и избавиться от неудовлетворенности. Она является по настоящему чудесной и замечательной личностью. Как то она рассказала что даже будучи избиваемой — она никогда не позволяя себе разозлиться на делавших это людей. Это было ее самопроверкой. Так, если бы она разозлилась и потеряла свое спокойствие, она бы потеряла то единственное, хозяином чего еще оставалась — свое самоуважение.

Я не знаю смог бы я повторить, то что сделала она — 25 лет в тюрьме, быть регулярно избиваемым и стараться не гневаться на тех кто это делает. Она пережила все это. И я безгранично уважаю ее. У этой хозяйки были наиужаснейшие ингредиенты для пирога, но то что она испекла из них является невероятным чудом. Прекрасным и вдохновляющим чудом. Она выполняла свою работу с заключенными настолько хорошо, останавливая их негативные эмоции, ослабляя гнев на условия жизни и постепенно помогая им прекращать криминальное поведение, из за которого они в эту тюрьму и попали, что эти люди оставляя тюрьму становились добрыми и нравственными гражданами. И этот пример — лишь один из множества примеров того, как ингредиенты, из которых мы готовим, являющиеся нашей кармой прошлого, не настолько важны насколько важно то, что мы делаем с ними. Той кармы которую мы создаем в настоящем. Мы можем сделать чудеснейший торт из ужаснейших ингредиентов. Нам только лишь нужно знать как.

И частью моей работы и работы других Учителей является — обучение тому как не идти по жизни все время думая о том, что произошло и как все это плохо. Это кружение в негативности. Если у вас погиб близкий человек — ваш муж, родители или дети, вы потеряли богатство или наступает Глобальное Потепление — все это не настолько важно. Важно, что мы делаете о этому поводу. Карма прошлого уже совершена и мы не можем изменить ее. Важно какую карму мы создаем в настоящем. Великое послание Будды состоит в том, что вы можете создавать хорошую карму имея даже самые худшие ингредиенты. И эта леди является одним примером из огромного числа других. Таким же примером является и Нельсон Мандела. По моему, он находился в тюрьме на протяжении 26 лет. Посмотрите какой чудесный торт испек он. И если такие люди могут это сделать — почему этого не можем сделать мы?
Правильно понимая Дхамму мы никогда не должны позволять себе вращаться в негативности. В мыслях «почему это случилось со мной», «я не заслуживаю этого» итп. Просто прекратите подобные размышления! Как говорит древняя китайская поговорка «Они жалуются на тьму, вместо того чтобы зажечь свечу.» слишком часто мы просто жалуемся по поводу наших проблем.

Помните когда в Азии случилось цунами? В газетах тогда было много обсуждений различных религиозных лидеров — «Умерли ли все эти люди в Тайланде, Шриланке и других странах из за групповой плохой кармы прошлого, совершенной ими?» и «Неужели все это случилось из за совершенными ими когда то злодейства? И именно поэтому они погибли и пострадали.» Моим мгновенным ответом им по этому поводу всего этого было — «…прекратите думать почему это случилось. Вопрос над которым вам следует задуматься — чем мы можем помочь в данной ситуации? Ругать кого то — Бога, Аллаха, карму итд — это просто потеря времени. Там, сейчас находяться люди. Люди потеряли дома, люди ранены и потеряли своих близких. Вместо того чтобы размышлять почему это случилось — задумайтесь о том, чем вы можете им помочь. О Том как вы можете организовать помощь людям попавшим в беду?» И в какой то газете. Мало кто это сейчас помнит. По моему в Германской появилась ответная статья, которая была озаглавлена «Наконец то — хоть одна адекватная реакция духовного лидера.» И это правда — вместо того чтобы на что то жаловаться думайте, что можно по этому поводу сделать.

Это же касается и Глобального потепления. Важно что каждый из нас делает по поводу него? Лично я делаю свой вклад в его предотвращение, я знаю, что одной из его причин является перенаселенность — поэтому я стал монахом, который не может иметь детей. (смех) Я даже считаю что монахам следует выделять за это премии. Назовем из Углекислые премии. Правительства должны доплачивать нам потому, что мы используем не так много кислорода как миряне. На них мы бы построили больше Монастырей.(смех) Наша жизнь является хорошим примером того, как можно быть счастливым живя простой жизнью. Одним из великих Учений Будды является небольшое количество потребностей и владения малым количеством вещей.

Одна из вещей активное развитие которых я наблюдаю и на Западе, и в Тайланде — дома становятся все больше, делая их жителей все более одинокими. И если наблюдать это с пониманием то прямая взаимосвязь этих тенденций становиться очевидной. Если у каждого члена семьи появляется собственная комната, то им становиться не обязательно постоянно взаимодействовать друг с другом, так они потихоньку перестают общаться и разучиваются радоваться компании других людей. Один раз я был приглашен на церемонию благословения дома к очень богатой пожилой Тайской даме. Которая жила в огромном особняке на берегу реки. И поскольку до него было довольно долго добираться, когда я туда доехал я конечно же захотел в туалет. Этой даме пришлось нарисовать мне карту. Никаких шуток — я бы просто не смог его найти не будь у меня этой карты. Когда я спросил «Кто еще кроме вас проживает в этом доме?» Она ответила мне — «Никто». Она живет в этом огромнейшем особняке одна. Потому что сильно боится, что другие люди попросят у нее в долг — захотят ее богатства.. Этот страх делает ее очень одинокой. И тут я вспомнил группу людей с, которыми встречался до этого — это были камбоджийские беженцы не так давно переехавшие жить в Перс. Они ввосьмером сейчас живут в маленькой квартирке, буквально сидя друг у друга на шее. И они невероятно счастливы. Вы знаете, мне кажется что мы скорее всего строим такие большие дома для того чтобы просто впечатлить окружающих нас людей. Не правда ли? И из за того что у нас такие большие дома — мы делаемся более одинокими. Когда я был маленьким мы жили с моим братом в одной комнате потому, что наш отец был беден и не мог позволить себе большую квартиру. Мы постоянно находились вместе. И мне приходилось в своих планах учитывать его интересы. Потому что он всегда был где то рядом.

Проживая в течении долгого времени вместе мы изучили это замечательное искусство — взаимодействия друг с другом и прощения. Мне кажется для нашего общества будет все же куда полезнее если его члены будут иметь маленькие дома. Или например иметь общие детские спальни. Таким путем люди начнут учиться любить и по настоящему принимать друг друга.

Это одна из проблем которые я вижу в западных людях — они перестали уметь взаимодействовать. И эта проблема стала такой острой, что даже когда люди выходят за муж они не знают как общаться. Другими словами их отношения не длятся долго. Мы стали чрезвычайно авторитарны и потеряли искусство компромисса. Вот почему сейчас разрушается так много отношений и браков. И очень важным способом для развития искусства компромисса будет жить вместе в небольших местах.

Посмотрите на движение машин в Бангкоке. В его тесноте водители просто обязаны уметь взаимодействовать. Многие люди говорили мне об этом, но я не все же не до конца уверен, хотя это может и оказаться правдой — при таком сумасшедшем трафике в Тайланде почти не происходит аварий. В Автралии же при куда меньшем потоке машин случается куда больше автокатастроф. Я думаю так происходит из за того, что люди забыли как взаимодействовать друг с другом. Поэтому я считаю что если мы будем жить в небольших домах и иметь меньшее количество вещей, мы будем получать куда больше удовольствия от нашей жизни. Будем получать больше радости от общения и компании друг друга.

Та же картина открывается нам с автомобилями. Обычно сейчас ситуация такова, что в одной машине едет один человек. Почему бы не ездить в одной машине втроем или вчетвером? Представляете насколько веселее и интереснее было бы ездить на работу в компании своих друзей! Мне кажется это намного лучше чем, когда ты едешь туда один, просто слушая в дороге музыку. Что еще сказать? Нам следует делиться тем что мы имеем — нашим домом, нашей машиной итд. Если мы живем уединенно — мы начинаем страдать от одиночества. Так же при постоянном общении с окружающими людьми возникает замечательное социальное сообщество. И оно очень важно. Потому что когда вокруг вас есть люди — они всегда способны помочь вам в сложной ситуации. Например во время внезапной болезни.

Я уже говорил, что вышел из бедной семьи и жил в коммунальной квартире. Это был даже не дом, а большая квартира расположенная на втором этаже рынка — апартаменты предоставленные бедным семьям государством. Мой отец почти постоянно был сильно болен и моя мама всю свою жизнь жила в таких квартирах, расположенных в бедной части западного Лондона. Один раз приехав к ней, я вспомнил о том как люди называют это место. Район Блочных башен — Башни криминала. По идее это место должно быть довольно опасно. Так вот, как то когда я посетил мою маму, я задержался у нее подольше потому что должен был дать Дхамма беседу в Шриланкийском храме, расположенном в часе ходьбы от ее дома. Когда я, уходя от нее, спускался вниз на лифте, а я был в лифте один и доехал до первого этажа, за открывшимися дверьми я увидел, лежавшую на полу в луже крови женщину. Она свалилась с бетонной лестницы. Я сразу забыл про беседу которую должен был дать — скорее всего она была о сострадании. Вместо того чтобы говорить о нем я решил проявить его на деле. Я помог этой женщине подняться и довел ее до квартиры моей мамы. Мы усадили ее там и позвонили в скорую. Помогли смыть кровь и узнали что с ней случилось. И в это время произошло чудо. Из за того что у нее было довольно сильное кровотечение, от места ее падения и до квартиры моей мамы все было испачкано в крови и в заботах о ней мы совершенно забыли захлопнуть дверь в квартиру. Так вот, за довольно короткой срок в квартире моей мамы было уже 6-7 человек желающих узнать чем они могут помочь. Все те годы которые эти люди прожили рядом друг с другом, сдружили их и научили их решать свои проблемы вместе. Я был очень сильно впечатлен.

Это событие не было бередящим умы социальным катаклизмом — однако окружающие люди сразу готовы были прийти на помощь, так как жили вместе, хорошо знали друг друга и всегда заботились о своих соседях. Поживая женщина, упав сломала ногу, в то время в ее квартире на кухне что то готовилось. Поэтому кто то из пришедших сразу пошел выключать газ, кто то стал звонить ее дочери, работавшей медсестрой, чтобы она приехала и помогла своей маме. Вы не представляете сколько заботы и ухода тогда получила эта пожилая дама. Скорее всего если бы она была богата и жила в большой одиноком особняке она бы просто истекла кровью. Но из за того что она жила в коммунальной квартире, она не только выжила, но и поспособствовала тому, что каждый ее сосед смог проявить свои хорошие качества в сложной ситуации.

Иногда и сейчас некоторые люди все еще живут вместе, как это было в древних деревнях, и проявляют заботу друг о друге. Так что одним из простых, но действенных способов как победить Глобальное Потепление, да и не только его, будет — искусство взаимодействия с окружающими тебя людьми. Будьте похожими на монахов.

Как вы знаете Будда своими правилами сделал нас намеренно зависимыми от мирян. Другими словами — будучи одинокими мы почти бессильны. Я самостоятельно не могу приготовить себе даже чашку чая. Потому что перед этим почти каждый его ингредиент должен быть мне предложен. Это было довольно большой проблемой, когда я только приехал на Запад и начал жить в Австралии. Иногда Автсралийские миряне просто забывали прийти в столовую чтобы предложить монахам еду. И вот ты сидишь. Она находиться где то рядом в холодильнике. Иногда ты даже можешь увидеть ее. Даже можешь услышать ее запах. Но поесть ты ее не можешь. Вот приходит девять утра. Потом десять. (смех) Потом одиннадцать. Половина двенадцатого. Без пяти полдень. И вот ты уже не можешь есть до рассвета следующего дня! И монах ничего не может сделать с этим так как ужина для него не существует. Так мы являемся взаимозависимыми друг от друга. И поэтому я говорю вам, что вы действительно нужны мне чтобы заботится обо мне. Взаимозависимость мирян и монахов была специально создана Буддой, как цемент на котором стоятся отношения двух сообществ. Она создает теплоту отношений. Вот почему нам следует быть зависимыми друг от друга. Именно поэтому если кто то что то пожертвует монаху — он просто обязан это принять. Если конечно это не является совсем неправильными вещами — такими как деньги, журналы плэйбой или что то подобное. Такого хорошие монахи принимать не должны. Как то одна пожилая женщина подарила мне носки. Даже будучи мирянином на Западе у меня была такая хорошая циркуляция крови, что я никогда их не носил. В Лондоне даже в снежные времена я ходил просто в ботинках. Так вот одна Австралийская дама, в стране где не так холодно как в Европе подарила мне носки. Это случилось сразу перед тем как я должен был дать Дхамма беседу. И я одел их на ноги прямо перед беседой — специально для нее. И на самой беседе я специально чуть показал свои стопы из под рясы чтобы она смогла их увидеть. Уголком глаза заметил, что она заметила их и была очень счастлива. Ее глаза светились радостью«Он носит мои носки! Он носит мои носки!» Потом конечно я снял их и убрал в шкаф. Я очень хотел чтобы эта дама порадовалась тому, что ее пожертвование было принято с благодарностью. Такова эта намеренная взаимозависимость.

Так очень большое количество проблем вашей жизни будет разрешено, если вы научитесь договариваться друг с другом, делиться вещами, заботиться друг о друге, вместо того чтобы делать все это только для себя. Потому что одной из самых главных причин создающих Глобальное Потепление на самом деле является страсть. Если мы будем работать над ее растворением, эта проблема автоматически разрешится потому что по настоящему нам не нужно так много вещей сколько мы привыкли использовать. Если мы будем использовать меньше вещей этого мира он будет продолжать жить намного дольше. Это одна из великих истин, способствующих увеличению счастья в вашей жизни, которой Учит Буддизм. Вам не нужно много вещей чтобы быть действительно счастливыми.

Берите пример с монахов. Вот у меня например нет счета в банке. Я абсолютно беден. Иногда это приносит другого рода удовольствие — когда начинаешь заполнять налоговую декларацию. В ней есть различные вопросы —

Каковы ваша работа и доход. Я пишу — я работаю монахом и ставлю ноль.

Сколько вы получаете от своих инвестиций? Еще ноль.

Каковы ваши доходы от наследства или сдачи в аренду имущества. Опять ноль.

Иногда люди анализирующие эти декларации настолько удивляются, что посылают мне личные письма. «Как же вы тогда живете?» спрашивают они. «Абсолютно чудесно»отвечаю им я. Западные люди, чья жизнь в основном это заработок денег, сильно удивляются праведным буддийским монахам. «Как же вы выживаете ничего не зарабатывая?» спрашивают они. «Я живу очень хорошо и удобно» отвечаю я (смех). На самом деле очень интересно когда своим образом жизни ты можешь показать другим людям, что можно жить ничего не имя. Что можешь жить в горной пещере, иметь всего несколько вещей и при этом быть абсолютно счастливым.

Я часто вспоминаю одну домохозяйку, которая как то раз посетила мою хижину с осмотром. После того как оглядела ее, она сказала только одно «Ох! Если бы только у меня был такой маленький домик, я бы заканчивала всю работу по дому за пол часа!» (смех) Быть хозяином больших и дорогих вещей — занимает очень много времени и денег. Так почему не жить просто? Чем проще ты живешь тем более свободным ты являешься. И тем более счастливым. Это и есть древнее учение Будды. Оно справедливо и для настоящего времени особенно для того, чтобы избавиться от проблемы Глобального Потепления — жить более близко друг к другу, жить более просто и учиться взаимодействовать с другими людьми.
Вообще я бы хотел спросить почему мы проводим столько времени в спорах? Потому что мы все время говорим и совсем друг друга не слушаем. Это касается как рядовых людей так и правительств разных стран. Классическим примером этого является Австралийская история о двух женщинах спорящих из за апельсина. У них остался всего один апельсин и они никак не могут его поделить. Одна из них говорит «Это мой апельсин! Ты забрала себе прошлый!» Вторая женщина начинает спорить «Нет я его не брала». После долгого спора они разрезают его напополам. Первая женщина отчистила свой кусок от мякоти и съела. Вторая же сделав то же самое, забрала себе лишь кожуру так как хотела испечь пирог. Если бы они узнали друг у друга зачем каждой из них нужен этот апельсин они получили бы вдвое больше. Вот что может случиться когда мы спорим не слушая друг друга. Поэтому, то что нам действительно нужно делать, это разрешать наши проблемы с прохладным сердцем. Делясь с другими тем, что имеем.

Это тоже проблема лежащая в основе ГлобальногоПотепления — каждый из нас начинает медленно нагреваться. Но что мы хотим на самом деле? Что вы на самом деле хотите? Денег или счастья? Большого дома или счастья? Неужели вы скажете, что хотите лишь большого дома? Что вы хотите от своей жизни? Задавая себе такие вопросы, истинно мудрый человек сможет понять чего он действительно хочет. Деньги, известность — это просто пути которые как мы думаем, ведут к счастью. Но если вы заглянете глубоко под все эти желания то поймете, что просто хотите покоя, мира и счастья. Жить счастливо и безопасно со своей семьей. Заботиться друг о друге — все остальное для вас является лишь путями к этому.

Одним из хороших примеров этого является история о том, что на самом деле является богатством и для чего оно нужно. В своей книге я привожу историю мексиканского рыбака. Она о том как один американец в свой отпуск отправился в Мексику и там, отдыхая на берегу пляжа, познакомился с местным рыбаком. Как то увидев что тот по утренней прохладе на лодке уплывает в море удить рыбу, а ближе к обеду уже возвращается домой, он решил завязать с мексиканцем разговор« А почему вы так рано вернулись с работы?» « Ну я наловил достаточно рыбы нам и для своей семьи и для того чтобы выручить денег на рынке.»ответил тот.

«А чем вы собираетесь еще заниматься сегодня?»

«Ну сейчас я думаю пойти пообедать. Потом отдохну во время жары. Затем когда она начнет спадать скорее всего буду играть со своими детьми. Затем вечером встречусь с друзьями в баре и мы будем петь и играть на гитаре. Жизнь прекрасна» улыбнулся мексиканец. \

«Но сэр» возразил американец. «Вам не кажется, что этого недостаточно? Чтобы улучшить уровень своей жизни вам надо расширять свое дело. Если бы вы после обеда и отдыха опять выйдете в море, вы бы могли наловить втрое больше рыбы. Так вы бы заработали на рынке больше денег. Таким образом через пару месяцев у вас было бы уже 2 лодки. И ваши заработки выростут вдвое. Верьте мне — я дипломированный специалист по развитию бизнеса. Потом вы бы могли нанять себе команду и через пару лет у вас был бы рыбацкий флот из нескольких бригов и торговая комания поставляющая рыбу в США. Так вы сможете сделать миллионы.»

«Но сеньор» спросил рыбак «Когда я заработаю эти миллионы что мне делать?»

«Ну если у вас в банке будет несколько миллионов. Вы можете выйдя на пенсию, просто жить на берегу моря, рыбачить когда вам этого хочется и проводить свободное врем со своей семьей и друзьями»

«Но сеньор» недоуменно сказал рыбак «Но я же уже все это делаю» (смех)

Люди хотят быть богатыми, чтобы потом жить жизнью счастливых бедных людей. Так что прошу вас понимайте зачем вам нужны деньги. Для того чтобы быть счастливыми нам нет необходимости так жестко использовать наш мир. Нам следует помнить, что в этой жизни действительно важно и всегда отдавать этому приоритет . Особенно люди начинают осознавать это когда в нашей жизни происходит смерть. Смерть или как ее называют Буддисты один из небесных посланников. Я провожу довольно большое количество похоронных церемоний. Причем не только для Буддистов. Христиане тоже зовут меня на них. И я заметил что Буддисты на этих церемониях не ведут себя так расстроено, страдающе и печально. Они намного более веселые. Обычно я шучу на таких церемониях(Смех). Да это правда. А еще во время них я обычно слушаю, что говорят об умершем человеке. Вы думаете они вспоминают как много денег он заработал, насколько большим были его дом или машина или насколько он был знаменитым? Люди обычно вспоминают насколько человек был добрым, щедрым, любящим и внимательным, каким он был другом, отцом матерью или сыном. Вот что вспоминают люди. И я зову это самой важной частью жизни.

К сожалению иногда только смерть человека может напомнить нам, что в этой жизни действительно важно. Одну историю которую я часто вспоминаю. Это история одного друга живущего в Сиднее. Он был бизнесменом — настолько занятым человеком, что у него не было времени на семью и детей. И вот однажды, после прохождения диспансеризации ему позвонили. Это был врач из диспансера. Очень мягко он рассказал что у бизнесмена нашли редкую, неизлечимую болезнь, которая приведет его к скорой кончине. Не раньше чем через месяц, но и не позже чем через три. Вот вам другая похожая история. Когда случилось нечто подобное и пациент приехав к доктору спросил сколько ему осталось жить. «Всего один месяц» ответил доктор. «Один месяц» воскликнул пациент «Но я не смогу за это время скопить достаточно денег чтобы оплатить ваши услуги!» «Хорошо» ответил доктор «Тогда я даю вам два месяца» (смех) Бизнес есть бизнес — непросто быть доктором. (смех) Но это шутка. Настоящая история такова. Те из вас кто переживал что то подобное знают, что такие новости просто шокируют. Вы были здоровы и вдруг неожиданно вам сообщают, что у вас серьезные проблемы. Бизнесмен мужественно принял эту новость. Потом он начал думать что действительно важного он может сделать за оставшееся время. И тут он вспомнил, что уже довольно давно обещал своей семье взять их на каникулы в Европу, но никак не мог найти на это время. Теперь же у него почти его не осталось. В неделю или две он не очень выгодно, но быстро продал свой бизнес. Купил лучшие билеты и самые лучшие номера в лучших отелях по маршруту который придумал сам. И вот через 2 недели с билетами в руках его застает новый звонок телефона. Это все тот же доктор. Он очень извиняется, говорит что какие то анализы однофамильца случайно попали в профайл этого бизнесмена и что он совершенно здоров. Все это правда до последнего слова. Герой этой истории говорит, что этот случай — лучшее, что случилось с ним в жизни и до сих пор зовет этого доктора лучшим другом. Это был пробуждающий звонок для того чтобы почувствовать, что в этой жизни действительно важно. Он съездил на каникулы с семьей в Европу. И у него осталось достаточно денег чтобы начать небольшой, несуетливый бизнес. Но это был уже совсем другой человек. С другими приоритетами и пониманием.

Иногда нам нужны такие звонки — Будда называл их Дэва Дутта (Послания Богов). Они учат нас что в нашей жизни действительно важно. Если мы будем стараться жить таким образом проблема Глобального Потепления будет решена ведь мы будем уделять больше внимания не вещам, а людям. Ведь даже в религии, у меня нет проблем с тем чтобы говорить то что я думаю и о Христианстве и о Буддизме, Христианстве мы строим такие большие и величественные церкви. Но никто туда не ходит, а если и зайдет то чувствуют себя неуютно. Это одна из причин почему, я люблю давать лекции в простых не религиозных местах — они нейтральны и удобны для слушателей. Пришедшие сидят на стульях — им не не надо кланяться или что то петь, тому кто проводит беседы. Так вы вы чувствуете себя удобно.

В Христианстве — знаете ли вы откуда пошло слово «Церковь»? Изначально это было просто собрание людей. И эти люди просто собирались вместе — неважно где. Потом они стали строить здания где им всем удобно было собираться. И так, со временем, слово «Церковь» вместо описания группы людей стало принадлежать самому зданию. И все внимание стало уделяться именно зданиям, а не людям. Они стновились все более и более величественными, а люди все больше и больше забывались. Вот почему так много Церквей на западе пустуют. Они забыли о людях. В этом мире важны люди — не вещи. Около пяти дней назад я встречался с группой людей из Буддийского содружества Сингапура. И один из них пришел ко мне плача. Оказывается кто то украл ящик для денежных пожертвований, который этот человек должен был пристегнуть специальным ключом. Но он забыл сделать это и ящик украли. Я успокоил его, объяснив что его счастье для меня куда более важно чем все эти пожертвования. Люди важнее вещей. Пожертвования рано или поздно придут. Но самое важное чтобы ты он не причинял себе вреда. Меня не волнует потеря и сотни таких ящиков. Мне важно чтобы хотя бы один человек почувствовал себя лучше.

Вот еще одна история. Уже не из моей книги. В одном из храмов Тайланда поздно ночью, монах живущий в нем, услышал какой то странный звук. Пойдя посмотреть, что происходит он увидел грабителя с ножом, который пытался взломать коробку для подаяний. Грабитель увидел монаха и начал угрожать ему. На что монах сказал «Не ломайте коробку и возьмите ключ от нее. Деньги лежащие в ней пожертвованы верующими людьми для нуждающихся. Видно, что вам они действительно нужны. Берите их. Я не буду звать полицию» Пока грабитель нервно открывал коробку и прятал по кармане деньги. Монах спросил «Когда вы в последний раз ели? На кухне есть немного пищи. Я не позову полицию. Я дарю вам эти деньги — вы не украли их. Считайте их пожертвованными вам. Так вы хотите есть?» «Не твое дело!!»(громко) Иногда я люблю повышать голос потому, что это будит спящих на беседе людей как это было пару дней назад в Бангкоке (смех) Так вот грабитель не веря монаху быстро сбежал. Через некоторое время ему сообщили что полиция поймала этого грабителя при взломе другого дома и надолго посадили в тюрьму. Много лет спустя когда этот монах был в главном зале, грабитель вернулся.

«Помните меня?» спросил этот человек. «Я тот кто ограбил вас много лет назад. И мне опять нужны ваши ценности.»

Когда монах протянул ему ключи от ящика для пожертвований, Тот покачал головой «В прошлый раз я взял неправильную вещь. В своей камере, в течении многих лет, я вспоминал вашу доброту и щедрость по отношению к человеку угрожающему вам ножом. Я хочу чтобы вы теперь поделились со мной вашими добротой и состраданием. Я хочу стать вашим учеником монахом».

Вот что он действительно хотел. Доброты и сострадания. Не денег. Вот что действительно нужно людям. И не чудесная ли это история о том, что людям действительно нужно. И если мы только сменим наши приоритеты от материализма такая угроза как Глобальное Потепление просто перестанет существовать. Мы ломаем ящик для пожертвований с ресурсами нашей планеты — это ли то, что нам действительно нужно?

Любить и быть любимыми, заботится и быть тем о ком заботятся, быть добрыми и иметь умиротворенную жизнь. Для всего этого не надо разрушать мир. Так Буддизму есть, что сказать современным людям. Очень много вещей чему их научить. Таких вещей как простота, забота, доброта и правильное выставление приоритетов — сделают жизнь более простой. И здесь вам не надо приносить никаких жертв. Нужно просто чуть изменить образ жизни с того чтобы прилагать все усилия для того чтобы делать деньги, начать прилагать их для того чтобы быть счастливым. Создавать покой и безмятежность вместо безостановочной работы. Вы можете быть счастливее, имея меньше нежели чем гонясь за большим. Подобно мексиканскому рыбаку радоваться тому что имеете.

И еще одна важная вещь. В Буддизме мы верим в реинкарнацию. Скорее всего большинство и нас вернется в этот мир снова. Я стараюсь всем об этом напоминать. Один из членов нашего сообщества Автралиец стал изучать гипноз. И в итоге стал довольно искусным гипнотизером. Сейчас он занимается тем что при помощи гипноза пытается лечить болезни, от которых отказывается обычная медицина. Так больные приходят к нему и он при помощи гипноза расспрашивает их, что могло послужить причиной этой болезни. И часто бывает что какая то психическая травма прошлой жизни, проявляется как сильное заболевание в этой жизни. Так однажды ему привели девочку которая не хотела есть, а если она что то съедала то ее тошнило. Классический пример анорексии. По гипнозом эта девочка рассказала, что в прошлой жизни он жила в Автсралии и у нее в семье была сестра немногим старше ее. Она и сестра влюбились в одного и того же парня, но тот стал встречаться со старшей сестрой. Эта девочка, думая что это случилось из за ее полноты, покончила жизнь самоубийством и теперь не может есть потому, что думает что станет некрасивой. Когда она рассказывала эту историю ее мать затрясло. После того как девочка вышла из гипнотического состояния мама рассказал ей и доктору, что эта старшая сестра — она. Что парень которого они обе полюбили сейчас ее муж. Так ее младшая сестра родилась переродилась ее дочерью. Никто никогда не рассказывал маленькой девочке о самоубийстве в семье. Имя и вся память о младшей сестре были навсегда вычеркнуты из памяти не вызывать грусти, горя и чувства вины. Теперь оно всплыло таким необычным образом. Вспомнив прошлую жизнь девочка полностью излечилась от анорексии. Так сестра в прошлой жизни стала дочерью в настоящем.

И таких историй множество. Перерождения это факт. Я стараюсь как только могу помогать раскрыть миру правду об их существовании. Существует огромное число таких примеров и не только среди Буддистов.

Ритритный центр? который мы сейчас строим находится под патронажем доктора Джефа Кэлиба, бывшего премьера западной Австралии. Австралия поделена на штаты. При этом существует и федеральное правительство, которое занимается обороной, экономикой и многими другими вещами, но так же много власти сосредоточено и в руках локального правительств. Как например Арнольд Шварцнеггер имеет огромную власть в Калифорнии. Так вот этот человек является Арнольдом Шварцнеггеом западной Австралии. Два года назад он подал в отставку по причине клинической депрессии. Политик — очень сложная работа. Когда он обратился к врачу, тот сказал что это классический пример депрессии. Я так же довольно неплохо знал этого человека, потому что он Буддистом и вот как то он пришел ко мне за наставлениями по медитации. Сейчас же он полностью избавился от своей болезни и даже оставил именную заметку в начале моей книги «Открывая врата сердца», отметив, что излечился от своего недуга при помощи восточной религии Буддизма и медитации. Сейчас он последователь и управляющий ритритного центра — вот почему там все так четко работает. Но причина, по которой я все это рассказываю, в том что этот человек был хорошим другом во время учебы в Оксфорде еще одного известного джентлемена, чье имя — Тони Блэр. Он даже был шафером на его свадьбе. Так мы медленно начинаем пробираться во власть. (смех) Я уверен, что он послал мою книгу своему лучшему другу Тони (смех). А уж когда Тони станет Буддистом. Он сможет подтолкнуть к этому и своего лучшего друга Джорджа Буша.(смех) А если уж этот человек станет Буддистом — мы сможем спасти этот мир (смех).

(смеясь) Спасибо за понимание (смех). Так если люди у власти смогут понять и принять хотя бы такую простую истину как перерождение и реинкарнацию — это сильно повлияет на то что сейчас происходит в мире. Если Джордж Буш поймет, что после смерти ему придеться вернуться сюда и переродиться, например, в Ираке (смех) неужели это не изменит его методов которыми он пытается решать проблемы этого мира? Если вы знаете что вам придется вернуться и снова топтаться в грязи которую вы создали вы станете куда более осторожны в способах при помощи которых взаимодействуете с миром.

Поэтому я считаю очень важным чтобы как можно больше людей приняло уже настолько явно доказанную правду о реинкарнации. Мы не просто умрем здесь и попадем в Рай или Ад. Нам придется вернуться сюда в течении 40-ка, 50-ти или 60-ти лет. И жить на этой планете. Подумайте какую мотивацию такое понимание создает для людей. Мотивацию заботы об этом мире. Вот почему Буддисты и Индуисты должны заботиться о нашем мире больше всех остальных — потому что мы реально знаем что должны будем сюда вернутся. Христиане тоже должны будут сделать это, верят они тому или нет. Как и Мусульмане. Это истина применимая ко всем нам. Представьте как эта истина может помочь растворению проблемы Глобального Потепления.

Буддисты имеют много чего что можно предложить по поводу ее решения. Вот почему монахи подобные мне так много работают, чтобы донести это послание миру и его лидерам. Донести в мягкой прохладной форме, помня о том что будущее неопределенно, но помня и о законе кармы. Мы всегда что то можем сделать. Мы можем создать настоящую прохладу в этом мире ели будем практиковать правильно. Будущее — неопределено. Вы — те, я — тот, мы — те, кто создает его. Так что не будьте ленивыми и посмотрим, что мы сможем по поводу него сделать.

Перевод — тхеравада.рф