Откуда приходит страдание?
Досточтимый Пхра Ратсами

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Сегодня у меня праздник. Я всегда рад прийти сюда и пообщаться с вами. У тех, кто пришел сюда первый раз, я сразу прошу прощения за мой английский. Он все еще не идеален хотя я уже два года как приехал сюда из Таиланда. Сегодня я бы хотел спросить вас — почему нам следует практиковать медитацию. Кто-нибудь хочет мне ответить на этот вопрос? Будда учил нас, что в этой жизни присутствует много страданий. Первое из них — это страдание тела. Второй тип страдания исходит от ума. Почему тело приносит страдание? Рожденный человек не может не умереть. Наше тело должно постоянно расти и меняться. Всем нам придется пройти через старость, болезни и смерть. Не правда ли?


Большинство же людей хочет жить постоянно и вечно, но к сожалению смерть является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы также страдаем из-за своих умов. Большая часть этих страданий происходит из-за неведения: мы не понимаем истинную природу вещей. Мы видим, что что-то происходит, но не понимаем природы этого. Мы привязываемся к форме своего тела, друзьям, местам и идеям. Мы, цепляющиеся за свои личные вещи, находимся в постоянном смущении и беспокойстве. Мы покупаем новые вещи, ожидая что они никогда не испортятся и не изменятся: например новый проигрыватель компакт-дисков или автомобиль. Но через некоторое время они царапаются, ржавеют или ломаются. Наши вещи постоянно действуют на наши умы, делая нас обеспокоенными.


Поэтому, если ум человека не понимает, что все непостоянно и должно обязательно измениться, он будет постоянно цепляться за свои вещи, причиняющие ему постоянные страдания.


Так как же нам понять Учение Будды, чтобы уменьшить свои страдания? Метод преодоления этих проблем состоит в том, чтобы дисциплинированно следовать предписаниям.
Первое из них рекомендует нам не причинять вреда другим и себе. Здесь можно привести в пример постройку здания: соблюдая предписания, мы возводим фундамент для того, чтобы на нем можно было построить высокое солидное строение. Например — у нас, монахов, существует 227 правил поведения, у послушников их 10, монахини следуют 8, миряне же соблюдают 5. Монахам нужно следовать 227 правилам, несмотря на то что они все еще являются смертными!


Во-вторых, нам не следует воровать. Воровство создает дисгармонию в обществе и неприятности для тех кто его практикует. В-третьих, нам следует избегать неправильного сексуального поведения: вступать в отношения больше чем с одной девушкой или парнем, женой или мужем. Такие отношения создают огромное количество проблем и конфликтов.
В-четвертых, мы не должны лгать. Эта четвертая заповедь очень важна. Человек пребывает в состоянии счастья и безопасности, когда знает, что окружающие люди честны с ним. Ложь породит большое количество зла в будущем для тех кто ее практикует. В-пятых, избегайте пить алкоголь и принимать наркотики. Чтобы быть хорошими людьми, мы должны следовать этим заповедям. Если в наших умах нет внимательности и концентрации, даже при здоровом и сильном теле, ум будет работать из рук вон плохо.


Потеряв рассудок, мы сбиваемся с пути и вовлекаемся в гневные эмоции. В таком положении даже при наличии хорошей концентрации, мы все еще можем быть вовлечены в страдания. Так происходит потому, что в уме нет ясного понимая сути того, что происходит и понимания причины страданий. Вы когда-нибудь задумывались о том откуда берутся ваши страдания?
Они рождаются из неведения и недостатка мудрости. Всё в этом мире должно когда-нибудь измениться. Мы должны учиться быть свободными от влечения и практиковать терпеливо: иначе у нас не получиться добиться успеха в достижения счастья, мира и покоя. И мудрость в этом будет гораздо полезнее интеллектуального знания. У нас есть те тело и ум которые мы имеем. Мы не можем контролировать свое тело: оно когда-нибудь исчезнет — изменится и умрет. Но мы можем контролировать наши умы — отпускать страдания возникающие в них…


Будда не учил, что следует отпускать своего мужа или жену, работу, семейные или общественные обязанности. Нам следует отпускать сомнения и то что нас беспокоит. Нам следует развивать Любящую-доброту. Нам не следует ожидать, что кто-то сможет полностью нас понять: потому что все мы разные. Поэтому всегда мы должны сами делать первый шаг в этом направлении: прощать других и относиться с Любящей добротой и состраданием ко всем существам живущим вокруг нас. Мы так же должны стараться всегда подавать хороший пример окружающим.


Будда сказал, что прошлое — это прошлое: он уже ушло. Будущее же — еще не настало. Мы не знаем, что в нем произойдет, поэтому должны жить в настоящем — продолжать нашу практику. Если мы не будем постоянно напоминать уму об осознанности и видеть причину своих страданий, то он всегда будет подобен распрыскиваемой воде, разлетаться сразу во все стороны.


Надеюсь, эта беседа вдохновит нас. Я всегда буду рад видеть всех вас в нашем монастыре — лесу Суньятарама в Бандануне. Там очень умиротворяющая атмосфера. И она может сильно повлиять на развитие ваше практики! Пусть вы все будете здоровы и счастливы.

Вопрос 1: Почтенный, вы говорили о настоящем. А как же будущее?
Ответ 1: Наше будущее зависит от намерений наших нынешних и прошлых поступков.

Вопрос 2: Как нам сделать так что бы наша практика привела нас к более хорошему будущему?
Ответ 2: В нашей жизни есть события происходящие сейчас. Если мы в настоящем испытываем удовлетворение, оно может быть частично связано с нашим текущими поступками и нашей прошлой кармой. Если мы обнаружили, что совершение хороших поступков, полезно для нас — нужно просто продолжать повторять их в настоящем чтобы обретать пользу в будущем. То же относится и к плохим поступкам, способным причинить нам боль в будущем!