Осознавай Ум — Дхамма-нупассана
Саядо Индобхаса (Пакоку Саядо)

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — Тхеравада.рф

 

То, что приходит в соприкосновение с чувственной дверью сознания (ума) называется дхамма-раммана. Я говорю не о взаимодействии с органом глаза, но с сознанием ума, которое называется мано. Незнание истинной природы объекта это заблуждение (моха четасика) — ментальное сопутствующее состояние ума. Избавьтесь от мохи — заблуждения — и в уме уже не будет никакого неведения (авиджа). А если в уме не будет неведения, это поспособствует возникновению мирного состояния Ниббаны. Ниббана скрыта от нас (именами, концепциями и понятиями ума) паннятти.
(1 : 00)


Все, что соприкасается с основой ума — это паннятти. В процессе сновидения также происходит контакт с сознанием. Объекты сновидений также являются концепциями (паннятти). Ум направляет свое внимание на эти объекты. Бхаванга читта (процесс фонового сознания) и внимание к объектам — это два типа сознания ума.
(1 : 35)


В дхамма-нупассане (осознавании ума) вы должны знать ум и его объекты. Мананча паджанати осознает мано. Будда говорил так: «dhammeca pajanati осознает объекты — dhammarammana». Касина (объекты для развития концентрации — саматха) и ниммита (знаки или символы), используемые для развития абхиннья (сверх-способностей) — каждый из них является концепциями ума (паннятти).
(2 : 30)


Бхаванга читта (процесс фонового сознания) и внимание — это мано (ум). В сновидениях также есть внимание, обращенное [на объекты]. Познайте же свой ум. Отсутствие правильного его осознавания создает иллюзию «я». Не понимания истинной сути ума — это неведение (авиджа). Принимая ум за «я» и «мое» — это диттхи (неправильные воззрения). Осознавайте ум правильно.
(3 : 10)


«Куда это ты собрался?»

«Я иду туда» — эта фраза рождается в сознании и выходит из уст. Речь — это вача паннятти рупа (речевая-материальная-концептуализация). Беседа о мире, о странах или городах — это концептуализация. Это все лишь имена и формы. Речь берёт своё начало в сознании, а не в чувственных органах. Она может зарождаться из-за сознания глаза, но глаз не может породить её.

«Живот поднимается и опускается» — это концепция. Только прямое осознавание его движения является параматтхой (абсолютной истиной). Осознавание этого процесса как «живота» или «сидящего тела» — это концептуализация. Только если вы осознаете их как процесс «толкание», «движение», «толкание», «движение» — это высшая истина. Образы и формы перед нашими глазами — это концепты ума. Только движение, которое является характеристикой воздушной стихии вайо, является параматтхой. Эта стихия также является тем, что двигает тело. Жар, тепло, лихорадка — это параматтха-теджо — высшая истина температуры или элемента огня. В этой истине нет имен. Только когда вы напрямую осознаете природу элемента температуры — вы видите абсолютную истину. Только когда вы осознаете толкание или движение — вы постигаете высшую истину элемента воздуха. Процесс навешивания ярлыков с названиями на процесс своего осознания — это паннятти.
(4 : 50)

Тяжелое и легкое, шершавое и гладкое, твердое и мягкое — это патави (материальная стихия земли). Когда даешь этому процессу название — это паннятти. Объектом кама читты (чувственного желания) также являются лишь концепции. Нам кажется, что существуют образы и формы (например, у органа чувств — глаза), визуально воспринимаемые нами как таковые, но это всего-лишь влечение ума (кама мано) или состояние влечения (кама читта) чувственного ума. Это лишь объект ума — мананча паджанати, дхамменча паджанати (знание ума и его обьектов). Все объекты ума — это паннятти.
(5: 50)


Объекты и концепции ума являются причинами неведения (авиджа). Они порождают его. Осознавайте их в соответствии с Дхаммой. Концепция Ниббаны также является объектом ума  (дхаммараммана). Ниббана может быть как идеей ума, так и прямым переживанием.

Процесс наименования, объекты и формы ума — это все концепции. Будьте внимательны, чтобы ваше сознание не включалось в процесс их создания. Объекты ума — это паннятти, а то, что осознает их — это сознание. Ум и концепции порождают (привязанность) самйоджана. Связь между умом и его объектами является причиной привязанности (самйоджана). Например, желание, гнев, гордость, ревность, скупость, угрызения совести, лень, оцепенение — все это привязанность (самйоджана).
(7 : 20)

Ниббана — это место, где нет привязанности. Привязанность возникает из-за концепций ума и привязанности, если в сознании не будет привязанности, в нем возникнет Ниббана. Отсутствие привязанности и называется Ниббаной.
(7 : 45)

Откуда берется привязанность (самйоджана)? Привязанность к воззрениям (диттхи), воспринимает «руку» как «руку». Восприятие её как «моя рука» создает влечение или привязанность (танха). «Голова» — это диттхи, «моя голова» — танха. «Лицо» — диттхи, «мое лицо» — танха. Принимать материю за «грудь» — это диттхи, принимать ее как «мою грудь» — это влечение (танха). «Ноги» — это диттхи, «мои ноги» — танха. Все это процесс навешивания ярлыков и наименования, концептуализация. Из влечения и неправильного взгляда (танха и диттхи)  возникают действия (камма) — физические, речевые и умственные. Они все зависят от танха и диттхи. Считать внешний объект «мужчиной» — это неправильный взгляд. Считать его «своим» — развивать на основе этого воззрения страстное желание. Видеть «человека» — это диттхи. Считать его «своим» — танха. «Деньги» — это диттхи. «Мои деньги» — танха. Танха и диттхи порождают каммукамму, несущую в своей основе танху и диттхи (неправильный взгляд и влечение)
(8 : 55)

Танха и диттхи. Танха — это и лобха (жадность). Диттхи — это неправильное воззрение. И то и другое — умственные образования или ментальные состояния (четасика). Они порождают камму. Камма это четана (намерение или намерение поступков) ума, его ментальное состояние. Танха и диттхи порождают камму.

Что такое камма? Существуют ментальные, вербальные и физические каммы (действия). Мано камма — это четана (намерение или действие ума). Она возникает вместе с танхой и диттхи. Если в уме нет танха и дитти, то в нем возникает Ниббана. Всегда помните об этом. Осознавайте материю. Но если вы считаете что это ваша материя, то это диттхи-танха. Во время движения рукой, если вы считаете этот процесс рукой, то это концептуализация. Если же осознаете лишь ощущение движения, то это вайо рупа (материя воздуха). В таком осознавании материи уже нет наименования «рука». Отличайте же материю от её концептов. Осознавайте материальный процесс как чувство (ведана), восприятие (саннья) и намерение (санкхара).
(9 : 55)


Осознавайте тепло, жар, движение, твердость. Эти мельчайшие частицы материи  и есть рупа. Это является её основой. Внешне материя возникает из-за камма, читта, уту, ахара (камические деяний, ума, температуры, материальной подпитки), из-за невежества, из-за влечения, из-за привязанности, или цепляния. Если вы не можете распознавать эти причины все сразу, то осознавайте сначала только одну. Только когда вы полностью познаете причину и следствие, сомнение ума (вичикиттча) полностью рассеется.
(10 : 45)

В комментариях к Осознаванию ума говориться, что ум возникает по определенной причине. Все в мире возникает в зависимости от определенных условий. Где-то кто-то поет, поэтому вы слышите пение. Кто-то ударяет в гонг, и вы слышите его звук. Мимо проезжает машина и вы её слышите.

Зависимость от причин и условий — это особенность всего в этом мире. Познайте же возникновение сознания. Знание возникновения — это удайя ньяна (прозрение в суть причины возникновения). Познайте же причину, причину возникновения. Любой процесс возникает из-за определенных условий. Такова характерная черта нашего существования. Сознание связанное с ухом слышит звук. Процесс слуха имеет свои условия. Понимание как он возникает порождает удайя ньяна.
(11 : 40)

Знание об исчезновении — это вайя-ньяна (прозрение в суть причины исчезновения). Если есть слышание, вы считаете что слышите человека — это процесс концептуализации ума. Сознание уха слышит лишь звук. Любое возникновение происходит из-за определенных условий — такова природа. Если вы познали его причину, то постигли знание-прозрения удайя-ньяна. Если познали причину исчезновения, то постигли знание-прозрения вайя-ньяна.
(12: 07)

Осознавание постоянного растворение и исчезновения и понимание, что все в этом мире постоянно исчезает — это знание-прозрение бханга-ньяна (видение непостоянства). Только когда достигается бханга-ньяна, полностью постигается аничча (изменчивость). Непостоянство (аничча) означает, что вы понимаете, что после возникновения чего либо, его больше нет. Прежнего объекта уже нет, на его месте возник другой, который сразу же мгновенно начал исчезать. Это непостоянство также является объектом ума.

Непостоянство — это единственный объект ума (мудрость или ньяна), в котором нет мохи (невежества).

Садху. Садху. Садху.