ОСМЫСЛЕННАЯ ЖИЗНЬ

Дост. Саядо У Джотика

 

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Саядо: Когда мы молоды и хорошо учимся в школе, тогда мы ощущаем удовлетворение и думаем: «Я такой значительный». То же самое происходит, когда на работе мы можем что-то выполнить или с чем-то справиться, и от этого мы ощущаем свою собственную ценность, значимость. Подобное происходит и в том случае, когда у нас есть дети и если они успешны, то мы также чувствуем себя очень довольными. Это чувство важности, значимости. «Я значительный». От этого чувства у людей появляется более высокая самооценка, и она также имеет некоторое отношение к тому, как наше окружение может возлагать на нас надежды, полагаться на нас, оценивать нас и т. д. Я уверен, что у вас было подобное раньше.

Тем не менее, все эти вещи зависят от внешних оценок и внешнего подкрепления. Само представление о том, что «я значителен» происходит и подкрепляется извне. Что происходит, когда такое ощущение собственной ценности, значимости пропадает? Тогда я становлюсь незначительным, обесцененным, ничтожным. Если из-за каких-то вещей или чего-то материального я ощущаю собственную важность, значимость, то я буду ощущать собственную незначительность, ничтожность, когда у меня больше не будет этих вещей или материальных ценностей. Я ощущаю силу, когда я обладаю этими вещами, но, также я ощущаю собственную неполноценность, когда у меня больше нет этих вещей.

В независимости от того, насколько всё хорошо идёт и насколько «я ощущаю свою значительность», внутри всё ещё присутствует небольшое чувство «неполноценности». Потому что однажды вещи, которые меня создали, исчезнут. И что я тогда буду делать? Когда всё это исчезнет, люди больше не будут меня ценить. Значит, мне нужно заниматься всеми этими вещами для того, чтобы люди продолжали меня ценить, представлять себя в выгодном свете, пускать пыль в глаза или делать что-то подобное. От такой жизни в уме появляется напряжение. Я видел нечто подобное после того, как люди выходили на пенсию и больше уже не могли всё это подкреплять, и тогда они впадали в депрессию.

Люди хотят, чтобы у них было это чувство собственной значимости, они испытывают в нём недостаток. Итак, старея, человек будет ощущать, что он больше уже не значителен, так как его окружение ценит его всё меньше и меньше. Чувство «значимости» покидает его. Этот человек не только плохо себя чувствует, но в итоге даже может стать циником.

Я прошу вас практиковать как можно раньше, практиковать с самой юности, чтобы вы по-настоящему поняли ценность своей жизни, чтобы вы не навешивали ценник на свою жизнь. Вам также не стоит больше зависеть от того, что другие люди устанавливают ценник на вашу жизнь, как-то её оценивают. Прямо сейчас вы можете ощутить, что кто-то оценивает вашу жизнь. Вам следует по-настоящему практиковать, чтобы увидеть подлинную ценность своей жизни. Когда вы взрастите мудрость, мудрость випассаны и т. д…., тогда не будет иметь значения, есть ли у вас материальные ценности или присутствуют ли вокруг вас какие-то вещи/люди, чтобы подкреплять это чувство значимости. Я действительно хочу, чтобы вы это поняли для того, чтобы вы практиковали, опираясь на свой внутренний опыт.

У людей нет возможности взглянуть прямо сейчас на эти внутренние вещи из-за всех этих развлечений, которые в наше время появляются со всех сторон. Омрачения замучивают людей своими причудами и прихотями, так как люди не могут посвятить хоть какое-то время на то, чтобы взглянуть на эти внутренние вещи и развить памятование (sati), сосредоточение – самадхи (samādhi) и мудрость – панню (paññā). До тех пор, пока у вас недостаточно* осознанности, у вас будет присутствовать ощущение, что вы как будто плывёте по течению, дрейфуете и может быть ощущение, что отсутствует направление, цель.

Примечания

*Прим. пер.: «Осознанности будет недостаточно» здесь имеется в виду, что ваша осознанность пока ещё слабая и у неё отсутствует непрерывность.

 

ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ НАСТОЛЬКО ПРОСТОЙ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО 

(избранные отрывки)

Прежде, чем медитировать, почитайте книги, постарайтесь узнать, что означает самадхи, что означает нама (nama), что такое рупа (rūpa), что означает аннича (anicca, непостоянство), что означает дуккха (dukkha, страдание или тягота), что означает анатта (anattā).

Когда вы по-настоящему медитируете, то всё это отпускайте.
Просто будьте непосредственно в контакте с тем, что есть. Будьте очень простыми!

Вам следует быть настолько простыми, насколько это возможно. Просто будьте в контакте с ощущением, не пытайтесь размышлять, возникает ли оно или прекращается, является ли оно дуккхой или анаттой или даже намой, или рупой. Если вы можете оставаться в течение долгого времени без размышлений, то всё возникнет спонтанно, интуитивно. Чем является «это» или «то», обо всём этом невозможно говорить. На самом деле вы не можете говорить об аничче. В действительности вы не можете размышлять об аничче, потому что, когда вы по-настоящему её переживаете, то это то, о чём вы не можете говорить. В тот момент, когда вы пытаетесь о ней подумать, её там больше нет. Именно поэтому, когда вы медитируете, то вы не можете сказать: «О, что-то возникло и прекратилось, и это аничча». Потому что в этот момент вы больше не медитируете, вы используете свой процесс мышления. Вы снова находитесь в обычной действительности.

Когда я медитировал вместе со своими друзьями, то многие из них не были интеллектуалами и не прочитали так много книг как я, они прочли лишь несколько книг по Дхамме, а книг на другие темы они не читали. У них не было привычки много размышлять. По большей части благодаря тому, что я был молод, мне хотелось писать статьи, глубокие статьи, хорошие статьи по Дхамме. Благодаря таким желаниям, когда я медитировал, ко мне на ум приходили красивые мысли о Дхамме, и я не мог позволить им уйти. Мне хотелось их записать. По этой причине, медитация заняла у меня намного больше времени, чем у всех моих друзей, которые не были хорошо образованы и не были интеллектуалами. Они развили более глубокое самадхи и вошли в контакт с реальностью. Им удалось развить очень глубокое самадхи.
Иногда мне было очень стыдно: «Эти люди, у которых нет какого-либо образования, добились большего успеха, чем я». В моем уме стала появляться чувство соперничества: «Он добился большего успеха, чем я, а у меня так не получается». Когда мы пошли повидаться с нашим учителем, то он спросил меня: «Как твоя медитация?». «Ничего особенного» – сказал я. «Тем не менее, я чувствую себя счастливым». Мне было нечего сказать, кроме как об ощущении себя немного более счастливым.

Постарайтесь сделать свою жизнь настолько простой, насколько это возможно – в отношении еды, одежды, во всём. Независимо от того, чем вы занимаетесь, независимо от того, что у вас есть, всё это требует вашего времени и энергии, и это может вызывать своего рода беспокойство. У моего учителя в его монастырском жилище буквально ничего не было. У него были лишь три монашеских одеяния, и он стирал их по очереди. В его жилище вообще не было никакой мебели, пол был очень чистым. Если вы живете в пустой комнате, то ваш ум становится пустым. Когда вы идёте в супермаркет то, что, по-вашему, происходит? В пустой комнате нет никаких отвлечений. Если вы хотите как можно больше преуспеть в медитации, то живите очень простой жизнью.

Медитация подобна возделыванию земли.
Когда мы медитируем, тогда мы становимся очень простыми, ум становится чрезвычайно простым.
Размышление – это нечто очень сложное.
Переживания, чувственные стимулы без размышления
становятся очень простыми. Мы снисходим до этого простого уровня.
Мы лишь смотрим на всё это, не размышляя над этим.

Между тем, в чём мы нуждаемся и тем, что мы хотим, существует очень большой разрыв. Того, чего мы хотим очень много, а того, в чём мы действительно нуждаемся – довольно немного. Вы не поверите, насколько мало нам действительно нужно, чтобы быть счастливыми.