Объяснение поведения
Даттадживо Луанг Пор

 

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

 

 

Наше поведение является результатом наших мыслей и действий: того, как мы в соответствии с нашей природой и каммой (хорошими или плохими поступками прошлого), реагируем на внешние ситуации и условия. Наши мысли и реакции могут развиваться и изменяться как позитивными, так и негативными, как прямыми, так и косвенными факторами — воспитания и социальных взаимодействий.
Для воспитателя хорошее поведение должно стать второй натурой, если он хочет придерживаться правильных мыслей и практики. Мы судим других людей и они судят нас по поведению; как педагоги мы должны научиться контролировать свое собственное поведение, чтобы килесы (загрязнения ума) не создавали иллюзий, неуместных для адекватной самооценки. Стремление постоянно создавать благую камму в своей повседневной жизни: истинно — испаряет заблуждения ума.


Не здравое поведение

Без правильного образования человеку легко вовлечься в нездоровую практику, поведение и привычки. Без соответствующих знаний мы можем не замечать вредных и пагубных последствий своих мыслей, речи и действий. Отсутствие образованности в Дхамме может привести нас к тому, что мы станем жертвами таких пагубных пристрастий, как алкоголь, наркотики, азартные игры, физическое удовлетворение, унижающее достоинство других и даже преступные, бесчеловечные поступки. Такова сила килес: без противодействия им обученного ума, способного распознавать разрушительные последствия, которые они оказывают не только в этой жизни, но и в будущей.
Жизнь без образования ставит нас в невыгодное положение: не давая сопротивляться килесам и страданиям, которые она приносит. Мы должны быть правильно обучены, чтобы признать и осознать, что килесы — мастера маскировки, предлагают только страдание, скрытое под фальшивым плащом мимолетных удовольствий, удовлетворений и радостей. Важными причинами страданий в общественной жизни являются эгоизм и предвзятость:
Эгоизм — ведет к страданиям, когда каждый человек думает в основном о своей выгоде, а не о поддержке, поощрении и материальных благах других. Когда в семье, группе или общине возникают проблемы, если в них отсутствует дух сотрудничества и люди ведут себя эгоистично: возникают страдания и конфликты.
Предвзятость обычно проявляется в четырех аспектах: любовь, гнев, неправильные взгляды и страх. Семьи, группы и общины, страдающие от эгоизма и предвзятости, не могут быть гармоничными, поскольку каждый человек в них действует только в собственных интересах, в ущерб другим, вызывая хаос и конфликты. Без обучения этот недостаток внимания к другим будет невозможно преодолеть, поскольку личный эгоизм и предубеждение являются очень мощными причинами страдания, как для отдельного человека, так и для всех окружающих его людей.
Для решения проблем и страданий, которые возникают из-за эгоизма и предубеждения, необходимо структурированное обучение, развивающее добродетель, нравственность и приводящее каждого человека к осознанию страданий, вызванных собственным эгоизмом и предубеждением. Знающие об этом люди будут поощрять других в понимании преимуществ благих дел в своей собственной жизни и в обществе.

Есть три способа, которыми человек может это сделать: щедрость, соблюдение обетов нравственности и медитация. С помощью этих трех практик люди развивают сопереживание к другим и способность создавать гармонию и счастье в обществе. При помощи них страдания от эгоизма и предвзятости будут устранены и атмосфера конфликтности начнет меняться к групповому рассмотрению проблем, сотрудничеству и взаимной поддержке. Для того чтобы воспитать такие отношения в обществе, Учителям необходимо прививать своим ученикам чувство открытости, чтобы они могли легко жить бок о бок с людьми, которые могут не разделять их собственные точки зрения, ценности и взгляды на жизнь.
Ученик должен понять, что никто в этом мире не совершенен и что для гармонии не так важно: богаче ты или беднее других, являешься ли ты агностиком или верующим и так далее. Что действительно важно и что делает человека добродетельным, измеряется качеством его мыслей, слов и действий. Не все люди являются хорошими, но и не все они плохие: ученика нужно поощрять к пониманию и практике разумной терпимости, чтобы успешно интегрироваться в общество.
Важно также, чтобы учащийся признавал и преодолевал дискриминацию в отношении других, будь то по признаку возраста, пола, инвалидности, расы, религии, статуса или внешности. Никто не может жить в одиночестве в этом мире; каждый человек прямо или косвенно связан с другими через экологические, социальные, экономические и политические факторы, которых мы просто не можем избежать. Как люди, мы все подвержены этим факторам, влияющим на нашу жизнь. Только люди, работающие вместе под эгидой человечности будут способны преодолеть проблемы, на которые имеют влияние эти факторы. Эта цель может быть достигнута только путем преодоления дискриминации и предвзятости.


Правильное поведение


Правильно и нравственно обученный с раннего возраста практик уважает и понимает истинную природу того, что значит быть человеком, особенно в отношении причин и следствий своих помыслов, слов и поступков в повседневной жизни и встречающихся в ней человеческих страданий. Такой человек несомненно, создаст наиболее благоприятные условия для реализации своим учеником полного потенциала в этой жизни.
Хорошие привычки и поведение, которые приобретет ученик, облегчат или устранят три типа страдания: связанные с существованием, жизнью в обществе и противостоянием килесам. Такова конечная цель Буддизма — воспитание как отдельно личности, так и общества в целом. До рождения нового человека его родители сами должны иметь достаточные знания и опыт, чтобы поддерживать питание Четырех элементов ребенка (подходящие пища, жилье, медицина и одежда) и обеспечивать его защиту, обучение и руководство.
Если они не имеют достаточных знаний для этого, ребенок не будет процветать, а станет физически слабым, будет иметь плохое здоровье и не сможет развивать хорошие привычки. Будучи ребенком, подростком и взрослым, он или она не будут иметь достаточных знаний и понимания, чтобы иметь возможность накапливать хорошую камму при помощи благих мыслей и действий. Килесы неизбежно породят плохую камму и за этим последуют страдания.
Килесы передаются через нашу камму из жизни в жизнь: даже маленький ребенок будет подвержен этим страданиям. Например, когда он голоден и не будет вовремя накормлен, он будет испытывать эмоцию гнева: агрессивно хватать и пинать свою маму из-за уже внедренных в его ум загрязнений. Кроме того, эффективная система Буддийского образования имеет важное значение для оказания помощи родителям в продолжении формирования знаний молодой личности о правильном Пути: целях дальнейшего укрепления структуры человеческого общества таким образом, чтобы это приносило пользу и уменьшало страдания всех людей.
Хорошее общественное образование способствует укреплению психического и физического здоровья, формированию хороших личных и социальных привычек, а также расширению возможностей получения и усвоения знаний. При правильном образовании ученик будет развивать способность создавать благо и противостоять килесам с раннего возраста.