Объяснение привычки
Даттадживо Луанг Пор

 

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф


Объяснение привычки

У каждого человека есть привычки: реакция, действия или модели поведения повторяющиеся снова и снова, даже если он их не осознает. Личные привычки можно разделить на три категории: полезные, вредные и безобидные. Безобидные привычки могут быть просто частью индивидуальности и личности человека и не иметь никаких последствий или препятствий для полной реализации благого кармического потенциала. Однако, если мы рассмотрим вредные привычки: они, по сравнению с хорошими играют очень важную роль в развитии этого потенциала.
По самой их сути так происходит что, привычки, с момента утверждения в уме, очень трудно изменить. Во-первых, человек должен их осознать, а во-вторых, у него должны быть разум и мотивация, чтобы от них избавиться. Для многих людей, даже имеющих для этого осознанность и мотивацию, тяга или принуждение таких привычек оказываются слишком сильны, чтобы их преодолеть, и в итоге привычки остаются. Есть много людей, которые неоднократно и безуспешно пытаются отказаться от определенной вредной привычки. Часто попытка отказаться от нее становится такой же привычной, как и тяга к ее повторению: такова сила плохих привычек. Дурные привычки — это проявления, вызванные вторжением килес (загрязнения ума) в наш разум и они всегда так или иначе разрушительны.
Хорошие привычки, особенно приобретенные в раннем возрасте, оказывают противоположное влияние на плохие привычки. Они дают нам дисциплину и силу воли, чтобы одолеть килесы прежде, чем они смогут овладеть нами. Иногда они настолько сильны, что мы избегаем даже мельчайшего возникновения многих килес. Если мы по привычке воздерживаемся от вредных, вызывающих зависимость и формирующих привычки практик и поведения: мы не будем страдать от их последствий. Последствия наших хороших и плохих привычек влияют на нас не только в этой жизни, но и в будущей, а так же в жизнях следующих за ними. Уступка дурным килесам увековечивает привычку страдать из одной жизни в другую и поэтому не должна восприниматься нами с пренебрежением.
Как только дурная привычка укоренилась, для ее преодоления потребуются основанные на правильном знании и практике, постоянные и целенаправленные усилия. Даже потерпев поражение, она все еще будет оставаться на заднем плане, ожидая момента уязвимости, чтобы снова одолеть свою жертву. Только когда жертва полностью осознает ее присутствие и будет вооружена мудростью, заключенной в предписаниях нравственности и Дхамме, она безбоязненно сможет следовать Благородным Восьмеричным Путем, не боясь того, что скрывается в тени подсознания.
На ранних стадиях жизни человека на него в первую очередь влияют его домашняя среда, примеры, которые ему подают окружающие и стандарты самодисциплины, навязанные ему обществом. Он прямо или косвенно получает знания и образование, формирующие его привычки. В этот период люди крайне уязвимы для килес: привычки легко приобрести и утвердить в уме, но весьма трудно бывает разрушить. Они должны формироваться только при правильном руководстве, правильном знании, осознавании, ясном понимании и заботе об их последствиях.
Родитель, опекун или Учитель должны стремиться поощрять хорошие привычки и информировать своих учеников о плохих, предоставляя им поддержку и руководство, чтобы искоренить или уменьшить свои нездоровые состояния ума, когда они становятся очевидными.


Три основные добродетели в развитии хороших привычек


Образование учащегося является несовершенным и имеет серьезные недостатки, если оно не включает в себя три основные добродетели, которые должны практиковаться в развитии хороших привычек: уважение, терпение и дисциплина. Первая из этих трех основных добродетелей — это уважение, которое мы оказываем, признавая добро, существующее в окружающей среде, людях, достойном поведении, знаниях, объектах, событиях и практиках, как истинно воплощенное в Дхамме.
Мы проявляем свое уважение мыслями и физическими проявлениями восхищения и почтения. Студентов следует поощрять не только к тому, чтобы они наблюдали доброту в других людях и вещах, как описано выше, но и к тому, чтобы они впитывали эти блага в свою собственную жизнь и поведение. Затем, с должным смирением в своих поступках речи, мысли и действия, в ответ они будут получать уважение и любовь от всех, кто их знает.


Вторая добродетель — это терпение. Это способность человека сохранять спокойствие, когда он сталкивается с задержкой желаемого им, провокацией или неблагоприятными обстоятельствами, которые препятствуют его личному прогрессу или заставляют его сталкиваться с трудностями. Человек, который обладает терпением, не будет страдать от раздражения или разочарования, но создаст вместо них доброе состояние ума. Мы можем рассмотреть четыре вида терпения.

Во-первых, это взаимодействие тела с окружающей средой, например, необходимость сделать крюк, который требует большего времени ходьбы, или необходимость терпеть жаркие или холодные погодные условия и всевозможные неудобства физической природы.


Во-вторых, есть вид терпения, необходимого для того, чтобы справиться с болезнью и болью внутри нашего тела, с страданиями наших близких, друзей или находящихся под нашей опекой знакомых.

В-третьих, требуется эмоциональное терпение, чтобы справиться со стрессом, рвением, разочарованием, отчаянием и душевной болью.

В-четвертых, мы должны развивать терпение, чтобы поддерживать выносливость для преодоления негативного вторжения килес, которые постоянно пытаются склонить наши позитивные мысли, слова и действия в негативную сторону.


Это подводит нас к третьей добродетели — дисциплине или, точнее, самодисциплине, которая заключается в способности применять сознательный самоконтроль и упорядоченность к своим мыслям, словам и действиям. Мы уточним качества этой самодисциплины поведения, контролируемо, спокойно и находиться в соответствии с требованиями общества: хороший человек, хороший Учитель, хороший ученик и добропорядочным членом общества.
Эта дисциплина своего «я » проникает в общество через взаимодействие с окружающими, уменьшая раздоры и конфликты, создавая атмосферу для правильных мыслей, слов и дел, которые должны создаваться только в соответствии как с законами общества, в котором мы живем, так и с нравственными законами, изложенными в Буддийской доктрине, которые применимы ко всем людям, где бы они ни находились. При правильном обучении дисциплина становится привычкой: второй природой, которая используется во всех аспектах жизни ученика, давая пример окружающим своими привычками к уважению, терпению и самоконтролю.

Условия, необходимые для эффективного обучения и развития уважения, терпения и дисциплины: это мирная и спокойная атмосфера, подходящие объекты для медитации, а также опытные и доступные Учителя, которые могут грамотно сбалансировать нравственные и академические аспекты Учения.
Однако мы должны отметить, что все это будет бесполезным, если учащиеся не были должным образом подготовлены к формальному образованию в том смысле, что они не развили соответствующие личные навыки, ценности и привычки в ранние годы своего становления в родном месте или общине, в которой они были взрощенны и воспитаны. Если юные годы подходящие для воспитания ума этих основ были упущены, Учителю следует сначала развить в ученике привычку заботиться о себе и совершать добрые поступки. Это позволит создать условия, чтобы признать преимущества достойного духовного образования. Последствия сформированных вами привычек и выбора, который вы совершаетеявляются законом Каммы.
Мы все индивидуальны: каждый из нас уникален в своем физическом теле и камме. Это то, что отличает одного человека от другого — даже идентичных с первого взгляда близнецов. Мы рассматривали тело и ум с учетом факторов, влияющих на их эффективную работу, но есть еще один фактор, который делает нас теми, кто мы есть: это наша Камма.


Каждый подчиняется закону Каммы. Когда мы ведем себя нравственно, мы вознаграждаемся хорошими — желательными результатами. Некоторые из результатов будут очевидны, в то время как другие будут перенесены в нашу следующую и будущие жизни. Обстоятельства нашей нынешней жизни — это результат последовательности наших мыслей и действий в предыдущих.
Хорошая жизнь — это подготовка к благоприятному перерождению в следующей жизни. Кроме того, жизнь с пренебрежительным отношением к собственному поведению и обществу в котором мы живем создают неблагоприятную Камму в ущерб наших будущих жизней. Накапливая плохие привычки, мы становимся подобны узникам в своих каммических камерах, не подозревающих о своем вечном заключении. К сожалению эта тюрьма жизни настолько обширна, что мы не можем видеть ее стены, часто не признаем наше заключение и не предпринимаем никаких действий для исправления этой опасной и вредной ситуации.
Поскольку Камма оказывает такое важное влияние на наше поведение и обстоятельства, знание ее природы наделяет нас способностью формировать ее характер и будущее влияние, которое она будет оказывать на нас. Камма — это побуждение наших действий; хорошая Камма — это действие, которое не зависит от жадности, гнева или заблуждения.
Мы можем воздействовать на нашу Камму тремя способами: мыслью, речью и действиями, помня, что хорошие мысли, слова и действия производят благую камму, в то время как плохие производят неблагоприятную, которая по сути приравнивается к страданию.
Поэтому для хорошего Учителя очень важно будет постоянно стремиться к созданию хорошей Каммы. Это будет полезно не только для него: это обеспечивает пример хорошей практики для его учеников. Если мы стараемся создавать хорошую Камму от жизни к жизни, в конце концов наша тюрьма будет разрушена и цикл перерождений и страданий выйдет за пределы концепций, позволяя человеческому существу достичь Ниббаны.