Один день из жизни Будды
Дост. д-р. Ревата Дхамма

Пер. с англ.: Цветкова Павла

 

С момента основания Сангхи (монашеской общины) в возрасте тридцати пяти лет и вплоть до своего ухода в возрасте восьмидесяти лет Готама Будда оставался предводителем и тем, кто искренне посвятил себя обучению и руководству других людей. Он непрерывно вёл простую жизнь бхиккху (монаха) в течение сорока пяти лет, неважно, где он был или в чьей компании находился. Помимо трёх месяцев, которые он проводил в одном месте во время сезона дождей, он имел обыкновение бродить пешком, распространяя свое учение и ведя других по пути освобождения и пробуждения. Будда следовал обычному ежедневному распорядку. Каждый день был у него разделён на пять частей: утро, дневное время и вечернее время, причём последняя вечерняя часть была поделена на три стражи. Типичный день в жизни Будды был примерно таким:

 

Утро

 

На рассвете, после пробуждения, поглощённый великим состраданием, Будда применял свою способность к  ясновидению, чтобы узнать, кому он мог бы помочь. Затем он мог отправиться туда пешком, или посредством своих сверхъестественных способностей для того, чтобы дать наставление. Если его никто не пригласил для подношения ему еды, то он мог иногда пойти собирать подаяние в одиночку или с другими бхиккху. Он всегда заканчивал приём пищи перед полуднем. После принятия пищи он мог провести беседу перед присутствующими, и даровать Прибежище и пять предписаний нравственного поведения, дав при этом соответствующие объяснения. После этого он мог посвятить в монахи тех, кто захотел стать бхиккху.

День

После полудня Будда мог давать объяснение Дхаммы монахам, которые собрались вокруг него, и он также мог давать наставления относительно медитации тем, кто в этом нуждался. Бхиккху могли затем  почтительно покинуть Будду и удалиться к своим собственным жилищам, чтобы практиковать оставшуюся часть дня.

В случае необходимости Будда мог уединиться в своём временном жилище, и для отдыха прилечь на правый бок, поддерживая  осознанность. Поднявшись, он мог снова обозреть мир, чтобы узнать о тех, кто нуждался в его наставничестве и мог пойти к ним. Если они были далеко, то он мог использовать свои сверхъестественные силы, чтобы встретиться с ними. После всех своих встреч, он возвращался к себе во временное жилище.

Конец дня оставался для того, чтобы обучать Дхамме мирян. Эти беседы всегда учитывали их особые нужды, индивидуальные характеры и уровень их духовных достижений. Будда всегда призывал людей не принимать его наставления на веру, для того чтобы они могли самостоятельно  увидеть подлинную природу вещей. Он поощрял людей тщательно исследовать то, чему он учил, и вдохновлял их самостоятельно открывать, обнаруживать всё это для себя, если для них это был благотворный путь практики. Одно из таких наставлений – это его беседа с каламами, цитата из которой приводится ниже:

 

«Внемлите, каламы. «Не руководствуйтесь преданиями, традиционностью учения, слухами, священными писаниями, умозрительными доводами, логическими доказательствами, рассуждениями о причинах, умозрительным принятием взглядов, кажущейся осведомленностью говорящего, или мыслью «этот монах – наш учитель, но когда вы узнаете сами, что «эти способы поведения умелы, эти способы поведения безукоризненны, эти способы поведения одобряемы мудрыми, а будучи практикуемы и доведены до полного развития, ведут к благоденствию и счастью» – тогда вам следует пребывать в них»».*

Будда позволил людям свободно следовать Дхамме, если они считали, что она оказывалась для них полезной, что им не разрешала делать слепая вера в других религиозных вероучениях. Этот совет столь же уместен сегодня, как и в то время, когда жил Будда.

Вечер

Первая стража длилась с 6:00 до 22:00 часов, во время которой монахи консультировались с Буддой и просили его наставлений в отношении их медитационной практики, поднимая любые вопросы, которые могли быть у них касательно Дхаммы.

 

Вторая стража длилась с 22:00 до 2:00 часов. В это время небожители навещали Будду, и он наставлял их в соответствии с их потребностями.

Третья стража длилась с 2:00 до 6:00 часов. В это время Будда проводил первый час, прогуливаясь туда-сюда в качестве медитативного упражнения полезного для здоровья. В течение второго часа он мог спать и, проснувшись, в течение третьего часа, пользовался плодом арахатства, пребывая в блаженстве Ниббаны. Последний четвёртый час третьей стражи Будда пребывал в блаженстве великого сострадания, распространяя мысли о сострадании по отношению ко всем существам в мире. После этого он мог обозревать мир с помощью своих сверхъестественных способностей и, увидев существ, нуждающихся в его помощи, мог к ним отправиться на встречу.

Примечание:

*Текст Калама сутты цитируется по пер. Арташеса Газаряна: http://dhamma.ru/canon/an/an3-65.htm#r5