Обучение детей практике Любящей-доброты
Грэгори Крамер

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
Источник — тхеравада.рф

 

Вступление


Практика
Любящейдоброты, или Метты, может выполняться одним из двух способов: либо при помощи интенсивной длительной медитацией для развития глубоких состояний сосредоточения (джхан), либо в повседневной жизни в любое время, когда практик встречает людей и животных или просто думает о них. Систематическая практика сосредоточения на Любящей-доброте, как она практикуется в различных медитационных центрах, уже была представлена в книге «медитация Любящей-доброты» или «Метта Бхавана» достопочтенного Судживы.

Чтобы узнать о практике Метты ко всем живым существам детьми, мы должны обратиться к опыту, накопленному мирянамиродителями. Это знание должно быть взрощено многими годами любящей практики в семье с детьми и подростками. Грегори Крамер, отец трех мальчиков, показывает нам, какие тонкие, но значимые изменения в жизни своих детей он заметил при их практике Метты.

Три аспекта в медитации Метты Мистера Крамера с его сыновьями кажутся нам особенно важными для достижения успеха в практике:
Родители должны
на личном опыте знать, что такое Метта, и иметь привычку направлять ее своим детям и всем живым существам.
Детей никогда не следует принуждать посылать
благопожелания самим себе или другим людям.
Родители должны доверять свое
й интуиции в понимании детей и быть достаточно гибкими, чтобы адаптировать этот метод к их возрасту и уникальным аспектам личности каждого ребенка.

Есть много замечательных способов практиковать Любящую-доброту с детьми и подростками. Я надеюсь, что этот материал побудит родителей делиться своим опытом, успехами и препятствиями в практике Метты со своей семьей.


Посадка семян Любящей-доброты в детские сердца


С тех пор как мой первый ребенок стал достаточно взрослым, чтобы понимать речь, я каждый вечер практиковал с ним медитацию любви и доброты перед сном. То же самое я продел
ывал и с двумя другими своими детьми. Прошло уже около шестнадцати лет. Я был бы счастлив передать вам кое-что из того, что узнал за все это время.

Любящая доброта — это медитативная практика, которой учил Будда, чтобы развить привычку ума к бескорыстной или альтруистической любви. Пробуждая в себе чувства доброты по отношению к себе, к тем, кто рядом с нами, и ко всем существам, мы создаем причину, для возникновения Метты и преграду для возникновения противоположных ей состояний ума. Ненависть не может сосуществовать с любящей добротой, она рассеивается и не поддерживается умом, если мы при помощи практики начиняем нейтрализовать мысли гнева, при содействии мышления, укорененного в любви.


Любящая
доброта делает ум более гибким, противодействует суждениям, возникающим по мере того, как мы становимся более восприимчивыми к себе и другим, и растворяет эгоцентричность ума. Её практика в обычной жизни очень важна для балансирования ежедневных сеансов медитации в положении сидя. Преимущества практики Любящей-доброты простираются далеко за пределы простой формальной практики. Она дает возможность обрести бескорыстие, радость, гибкость и энергию. Это действительно универсальная практика, и ее не следует связывать с какой-то конкретной религиозной концепцией.

Я всегда предоставлял своим трем сыновьям выбор. Большинство вечеров они явно хотели её практиковать. Однако, если кто-то из них был раздражен или расстроен, я предлагал: «Не хотите ли сегодня попрактиковать любящую-доброту?” Если ответ был отрицательным, я говорил: «Хорошо, дорогой«, обнимал его и желал спокойной ночи. Так они понимали, что я предложил это исключительно для их блага. Если они видят, что могут не практиковать и это не заденет моих чувств, тогда в их умах возникнет понимание, что это живая практика и часть их жизни. Это не даст медитации превратиться в бессмысленный ритуал.

Хорошее самочувствие от выполнения этой медитации стало тем, что привлекло её в жизнь моих детей. Теперь они связывают свое собственное счастье и умиротворение с этой медитацией, направленной на пожелание счастья и покоя себе и окружающим людям. Мне также приятно, что эта практика постепенно стала неотъемлемой частью наших вечеров, так же, как читаемые мной сказки на ночь. Она превратилась в особое время — время внимательности, мягкости, фантазии, раскрытия ума и семейной любви. Это открывает мне кое-что о том, как они воспринимают эту практику, когда после грубых эмоций, таких как например спор, они все еще хотят, чтобы я попрактиковал с ними Любящую-доброту. В такие моменты приятные и полезные чувства Любящей-доброты чрезвычайно уникальны и ценны.

Я долго ожидал, что настанет день, когда мой старший сын, которому уже исполнилось восемнадцать лет, не захочет больше практиковать. Но он и я продолжали получать пользу от этой практики перед сном ( и, конечно, во многих других случаях его подростковый возраст и его растущее ощущение независимости временами создавали проблемы, но эта особая связь Любящей доброты продолжала была очень сильной). Сейчас я переживаю подобный опыт с нашим средним ребенком, он вступает в подростковый возраст.

В итоге, когда старшему исполнилось около шестнадцати лет, я был занят перед сном, а он стал меньше просить о моем присутствии в вечерней практике. Время от времени я спрашиваю его, практикует ли он Любящую доброту самостоятельно, и мне приятно узнать, что он это делает.

Теперь я должен отметить, что процес утверждения в ней ребенка может занять много времени. Рассказы (обычно придуманные мною) и сама медитация занимали от двадцати до тридцати минут. Когда дети живут в разных комнатах, это может занимать до часа вашего времени каждый вечер. Как бы чудесно это ни было, иногда я просто не могу найти на это время. Знайте, что даже пятиминутная практика имеет огромную ценность. Интересно, что даже когда я занят, мальчики всё ещё просят хотя бы «короткую практику Любящей-доброты «, даже если перед ней они не услышат историю. Когда мне приходится уезжать, они уже прекрасно обходятся и без меня.

 

Направление Любящей-доброты


Вот как мы
в семье выполняем практику Любящей-доброты. Я прошу детей закрыть глаза и расслабиться, предлагаю им обратить внимание на свое тело, отмечая ощущение лежания. Затем они мысленно повторяют мои слова:


Посылай Любящую-доброту себе.
По-настоящему
полюби себя.
Пожелай быть счастливым.
Думайте:
Я люблю себя.
Пусть я
освобожусь от гнева.
Пусть я
освобожусь от печали.
Пусть я
освобожусь от боли.
Пусть я
освобожусь от трудностей.
Пусть я
освобожусь от всех страданий.
Пусть я буду здоров.
Пусть мое тело будет здоровым и сильным.
Пусть я буду исполнен
Любящей-доброты.
Пусть я буду счастлив.
Пусть я буду по-настоящему счастлив.
Да пребуду я в мире.
Я распространяю эту
Любящую-доброту.
Я посылаю привет папе и маме.
Пусть папа и мама будут свободны от трудностей.
Пусть они будут свободны от боли и печали.
Пусть они будут свободны от привязанностей,
Свобод
ны от гнева и злобы.
Пусть они будут свободны от всех страданий.
Пусть мама и папа будут здоровы и счастливы.
Абсолютно здоровы и счастливы.
Да пребудут они в мире.
Я посылаю любящую доброту обоим моим братьям.
Пусть они будут свободны от печали и гнева.
Пусть они будут свободны от болезней.
Пусть они будут свободны от всех страданий.
Пусть они будут счастливы и свободны.
Свобод
ны от всех страданий, свободны от всех трудностей.
Пусть они будут здоровы и счастливы.
Да пребудут они в мире.
Я посылаю любящую доброту своим учителям и
детям в школе.
Пусть они будут свободны от печали и страданий.
Пусть они будут свободны от гнева и трудностей.
Пусть они будут счастливы.
Свободн
ы от всех трудностей и печали.
Пусть они будут здоровы и счастливы.
Да пребудут они в мире.
Теперь я посылаю любовь всем людям,
Всем на этой земле.
Пусть все существа на планете будут свободны от страданий.
Пусть они будут свободны от боли, горя и отчаяния.
Пусть они будут счастливы, по-настоящему счастливы.
Да пребудут они в мире.
Пусть все существа во Вселенной будут свободны от страданий.
Пусть все существа во всех вселенных, где бы то ни было, будут свободны от страданий.
Пусть они будут здоровы и счастливы.
Да пребудут они в мире.
Пусть все существа всех видов, во всех направлениях будут счастливы и умиротворены.
Маленькие и большие, близкие и далекие, в вышине и внизу.
Все типы существ. Люди и нелюди.
Видим
ые и невидимые.
Все
 животные, птицы и рыбы.
Все существа и без
какого любо исключения.
Пусть они все будут счастливы.
Пусть они будут
Освобождены.
Я открываю свое сердце и принимаю любящую доброту от каждого
из них в ответ.
Я впустил
их любовь в свое сердце.
И я разделяю
заслуги от этой медитации со всеми ними.
Пусть все существа будут здоровы и счастливы.
Пусть все существа будут здоровы и счастливы.
Пусть все существа будут здоровы и счастливы.
Пусть
везде воцарится мир.
Пусть
везде воцарится мир.
Пусть
везде воцарится мир.

После медитации каждый ребенок получает поцелуй и восклицание: «Я люблю тебя.» Потом я немного полежу с ним, а потом уйду.

 

Как ее практиковать?


Эта практика немного отличается от
того, как я практикую со своими взрослыми учениками. Есть нюансы, которые я корректирую в зависимости от возраста и настроения, чтобы сделать медитацию чем-то таким, к чему дети могут относиться легко и эмоционально. По мере того, как они взрослеют и их мир растет, время медитации может увеличиваться.

Начав с инструкции о том, как ее выполнять, а не с самой практики, я создаю настрой. Это помогает переходу от слушания историй к сосредоточению внимания на своих чувствах, а затем к развитию в уме Любящей-доброты. Еще одна моя поправка заключается в том, что Любящаядоброта, отправляется каждому человеку, группе и направлению, немного разными словами. Я не хочу, чтобы эта практика стала зубрежкой. Избегая повторения, мы помогаем медитации оставаться живой.

Затем мы взращиваем чувство любви на самой плодородной для этого почве: самые близкие и любимые люди (животные или растения). Дети сами легко сосредотачиваются на этой практике, потому что все мы независимо друг от друга одинаково хотим не чувствовать боль, дискомфорт и другие страдания.

Мы проявляем любящую доброту к самим себе, к тем, кого очень любим (папа и мама), к другим существам, которых любим (братья), затем к тем, кто нам нравится (наши школьные друзья) или, по крайней мере, тем к кому себя нейтрально(учителя, другие дети), а затем уже ко всем живым существам. У взрослых медитаторов практика направляется от самого себя к любимому человеку, затем к нейтральному, затем к тому, тому к кому мы испытываем гнев, а затем к тем кого не знаем.

С детьми же мы медленно взращиваем умиротворение, мы не «пытаемся подтолкнуть поток«. Когда они готовы, мы распространяем свою любящую доброту на людей, к которым они испытывают некоторое напряжение. Практикуя даже с маленьким ребенком я, иногда, добавляю в медитацию людей, к которым он может испытывать гнев. С моим тринадцатилетним сыном мы делаем это куда чаще, хотя он, кажется, не испытывает особого напряжения по отношению к другим.

В том, как я провожу эту практику, каждый раз присутствует элемент импровизации. Если я чувствую, что дети достигли более глубокого состояния любви, я могу больше сосредоточиться на том, чтобы посылать её их учителям. «Пусть они действительно освободятся от всех от трудностей и страданий.» Это помогает им увидеть в своих учителях обычных людей, переживающих боль, живущих обычной жизнью вне школы и выйти за пределы своих ошибочных воззрений и привычных эмоций. Я также могу сосредоточить Метту на ком-то нуждающемся в ней в данный момент, например на больной бабушке. Так ребенку можно помочь осознать, что когда возникла необходимость, нужно оставить привычную практику и больше сосредоточиться на том, кто в этом нуждается.

Распространяя любящую доброту по направлениям и странам, я стараюсь что бы она не вызывала много вопросов в уме («Где же находиться этот город?») и не была настолько общей, что бы не понимать что я делаю («О, мы сейчас перешли к направлению любви к тому, чего я на самом деле не знаю, поэтому я просто полежу.»). С возрастом этот аспект практики может быть более подробным.
Но нужно быть осторожным, чтобы не превратить
медитацию в урок географии, хотя небольшая интрига иногда не повредит («Я посылаю Любящую-доброту через всю Азию, Африку, Австралию; через все океаны ко всем существам живущим в море»). Чувство расширения в практике имеет первостепенное значение. От меня к ним, ко всем на земле, ко всем во Вселенной, ко всем во всех направлениях, без исключения. Это помогает сердцу расширяться и смягчаться. Это мягко выводит детей (или нас) из ощущения «я».

Иногда, вопросы, которые могут возникнуть у детей, никогда не возникают у взрослых, как например в тот раз, когда мой младший хотел послать любящую доброту в «желтое одеяло». Я сказал ему, что желтое одеяло не имеет сознания. Это его не убедило. Тогда я согласился, что мы пошлем любящую доброту и его желтому одеялку, полагая, что «все существа» могут включать в себя и его тканевого друга, если мой сын так хочет. Однако, когда мы начали практиковать все пошло примерно так:
Я: «Я посылаю любящую доброту папе и маме . . .»
Мой сын: «. . . и желто
му одеялку
Я: «
Хорошо, и желтому одеялку

Когда мой старший сын повзрослел и его понимание возросло, я аккуратно расширил нашу медитацию. Сострадание — это продолжение любви, дальнейшее движение по её траектории выхода за пределы самих себя и охватывания окружающих. Поэтому старший может, получив наставление и послав всем существам любящую доброту, позволить себе почувствовать их страдания и позволить своему сердцу сопереживать им. Это было введено мною мягко и аккуратно. У него возникло чувство уважения и зрелости, которое он, возможно, хотя и неуловимо пережил из-за того, что смог практиковать уже на другом уровне.

Я не могу сказать наверняка, но я надеюсь, что сострадание будет расти в моих сыновьях по мере того, как они будут углубляться в богатый и сложный мир взрослых людей и действовать как противовес высокомерию и осуждению, которые приходят к нам с попаданием в эту сферу. Я особенно надеюсь, что они смогут развить в себе подлинное сострадание к тем, кто менее удачлив, чем они сами, к людям, не имеющим достаточного количества еды, адекватной одежды или жилья, к людям, находящимся в зонах военных действий или пораженным болезнями. В нашем привилегированном обществе, где многие из нас не видят внешних проявлений человеческого страдания, я хочу активно прививать способность к состраданию. Сострадание будет неуклонно расти вместе с опытом в практике.

Я стараюсь делать это без привязанности к результатам или самому процессу. Если мои дети решат, что они больше не хотят практиковать, я надеюсь, что смогу легко отпустить это. Но сейчас, как и в течение последних шестнадцати лет, они ценят практику Любящей-доброты.