НИЧЕГО ОСОБЕННОГО
Сестра Айя Кхема

 

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Духовную практику часто неправильно понимают и считают чем-то особенным. Это не так. Это просто наблюдение взаимодействия ваших тела и ума. Ничего особенного, только наблюдение самих себя. Многие люди считают медитацию ритуалом, практикой поклонения или пением мантр, которые должны выполняться в определенное время в определенном месте. Или думают что практика должна быть связанной с особым человеком, без которого она просто не может происходить. Такие точки зрения и мнения не способствуют прозрению.

В лучшем случае они могут вызвать спонтанную медитацию, а в худшем — нарушение гармоничной работы сознания и вместо того чтобы сделать его стабильным и целостным вызвать возникновение своего рода раздвоение личности. А именно создать обычного человека занимающегося обычными мирскими делами и другую личность, возникающую во время занятия духовными практиками. Медитация, ритуалы, практики преданности, пение, определенные места, определенные люди — все это может быть добавлено в нашу жизнь, но они не являются сутью духовности.

Наша практика состоит в постоянном очищении ума: ни для чего другого она не предназначена. В конце концов мы достигнем состояния, когда наши мыслительные процессы и чувства станут не только добрыми и любящими других, но и полными мудрости и приносящими пользу нам самим и людям вокруг.

Возможно, это и является окончательно целью духовности. Однако, чтобы достичь этой цели, нам нужно точно знать, где мы находимся. Иначе как мы сможем начать это путешествие? Многие люди ходят по кругу в своей духовной практике, преувеличивая или недооценивая себя. И первое, и второе состояния наносят ущерб основам собственного осознавания.

Нам необходимо исследовать любой дискомфорт, возникающий внутри. Представьте, что вы сидите на подушке, согнув одну ногу так, что дискомфорт становится все сильнее и сильнее. Признайтесь: вы предпочли что-нибудь с этим сделать или просто сидеть так всю оставшуюся жизнь?

Физический дискомфорт — это то, чего все мы хотим избежать, облегчить и отбросить как можно быстрее. Как насчет умственного и эмоционального дискомфорта? Что можно сравнить по важности с ним? Почему мы так часто чувствуем себя некомфортно? Никто не чувствует себя спокойно и комфортно в неряшливом и грязном пространстве: точно так же происходит, когда в нашем внутреннем доме возникают нездоровые аспекты, такие как сопротивление, неприязнь, страхи, чувство угрозы, беспокойство о нашем прошлом или будущем. Как такое может быть удобным?

Только когда мы осознаем, что являемся создателями собственных неудобств, у нас появляется возможность что-то изменить. Если мы все еще считаем, что виноваты другие люди, ситуации или отсутствие признательности, похвалы, любви или свободы действий: это значит, что мы еще не начали свою практику.

Мы должны достичь отправной точки. Если кто-то собирается бежать наперегонки, он должен найти линию старта. Мы должны найти отправную точку для начала практики, которая находится внутри нашего собственного ума. Только люди, полные решимости расти в духовности, найдут внутри ту изначальную основу, из которой возможен внутренний рост.

В это движение должен вовлекаться весь человек и каждый момент своей жизни, а не тольков течении несколько часов формальной сидячей практики и нескольких разрозненных мгновений осознанности в течении дня. Каждый из нас, постоянно работая над собой, будет способен достичь очищения.

Внутри ума не должно быть болтовни, он должен пребывать в настоящем. Весь дискомфорт внутри нас, все несчастья, страх или беспокойство были созданы нами самими.
Только понимание этого откроет поле деятельности для перемен к лучшему. Моменты принятия и осознания этого меняют весь наш мир, потому что теперь мы сможем изменять свою жизнь. До этих пор мы были просто беспомощными жертвами. Мы не способны изменить мир или окружающих, мы не способны даже изменить поведение собаки, но мы можем изменить себя. До тех пор пока мы продолжаем только верить в это, при этом не делая ничего, мы не начинаем практиковать. Мы можем даже сидеть в медитации, но в нашей жизни не будет возникать никаких перемен к лучшему.

Практика начинается с внутренней мягкости, принятия и податливости. Мы становимся
открыты к людям и ситуациям вокруг нас. Если мы придерживаемся собственных идей и точек зрения, постоянно переживая симпатии или антипатии, то не сможем осознавать свои внутренние реакции. Мягкость, принятие и податливость могут привести нас к сильному дискомфорту, но это является частью практики. Эта часть болезненна и из-за этого часто отвергается: что, конечно, является абсолютно неправильным способом взаимодействия с самим собой. Если мы сломаем ногу и не захотим ее вправлять, потому что это больно, это означает, что мы будем хромать всю оставшуюся жизнь. Это равносильно поиску пожизненного обезболивающего, притупляющего сознание и удерживающего нас в постоянном полусне.

Поскольку все мы обладаем шестью основами: жадностью, ненавистью, заблуждениями и их противоположностями щедростью, любовью и мудростью, то постоянно проявляем одну из них. Любовь и ненависть, жадность и щедрость, как правило, более или менее уравновешенны у большинства людей. Заблуждение, однако же, является основополагающим фактором всей нашей умственной и эмоциональной деятельности, а мудрость в противовес этому встречается довольно редко. На самом деле мы ненавидим кого-то не потому, что он плохой, а скорее потому, что наша внутренняя ненависть ищет выхода. Это одна из величайших глупостей человеческого ума и лишь очень немногие люди осознают этот простой факт, который может изменить всю нашу жизнь. Когда мы ненавидим, мы делаем это не потому, что есть что-то, что стоит ненавидеть, а просто потому, что наша ненависть хочет проявить себя.

Становится несчастным в первую очередь тот, кто ненавидит. Эта отрицательная эмоция похожа на колючку, которую мы хотели бы использовать, чтобы причинить боль другим, но сначала она уколет того, кто за нее схватиться. Это закон природы, и настолько простой, что большинство людей полностью его игнорирует. Мы все двигаемся по жизни, имея четкую разделяющую грань: справа все, что нам нравится, а слева все, что не нравится.
На наш взгляд, определенные качества и характеристики всегда либо хороши, либо плохи. Иногда это не совсем так, но мы сильно не любим менять нашу привычную разделяющую грань. Так нам становиться не очень удобно существовать.

Так человек не может быть счастлив, потому что в жизни невозможно встречать только людей и вещи, которые ему нравятся. Поскольку жизнь не совершенна, нет и надежды на счастье укорененное в таком способе восприятия. Удивительно, что большинство людей до сих пор не осознали этого. Многие говорили и писали об этом, но достижение подобного понимания остается вопросом личной духовной практики.

Обобщим: Во-первых, теперь мы знаем, что мы являемся творцом всего, что с нами происходит: ответственны за все, что возникает внутри нас. Во-вторых, мы можем это изменить, путем осознания того, что неприязнь, ненависть, страхи и тревоги создают несчастье для нас самих.

Перемены требуют изменений. Здесь довольно ценным может стать обучение медитации, где нас постоянно призывают заменять наше мышление вниманием к дыханию. Для того, кто не медитирует, замена одной мысли другой остаеться абсолютно неизвестным навыком собственного сознания. Замен нездравой мысли на здоровую — процесс почти невероятный для людей, ничего не знающих о духовной практике. Так происходит потому что все мы склонны верить тому, что думаем. В то, что кто то другой может не придерживаться той же идеи, никогда не приходит нам в голову. Не знать что ты единственный человек среди четырех миллиардов жителей земли, имеющий уникальное видение мира — абсурд, который редко замечают.

Следующий важный шаг в нашем процессе духовного взросления — это признание вашего собственного страдания. Это кажется настолько простым, что задаешься вопросом, почему так часто бывает трудно довести это дело до конца. Если у нас возникает страдание, подобно всем остальным, мы в первую очередь склонны кого то обвинить. Мы можем начать делать это с окружающих нас людей, продолжить жизненными обстоятельствами и позднее подключить к этому объекты наших чувственных органов: то, что мы слышим, видим, пробуем на вкус, осязаем и обоняем.

Возможности для обвинения бесконечны, но когда мы потворствуем им, мы отказываемся от своего первого прозрения, а именно, того что мы сами несем ответственность за собственные переживания. Если мы будем крепко держаться за него, тогда мы начнем видеть страдание совсем с другой стороны: считать его неотъемлемой частью человеческого бытия: универсальным, а не личным переживанием. Однако, до тех пор пока нам продолжает не нравится наша боль и мы все еще не готовы принять факт, что виноват в этом наш собственный ум, мы будем продолжать искать козла отпущения.

Это очень популярное занятие и у нас находиться бесчисленное множество возможных козлов отпущения. Если же мы вспомним, что сами создаем свое страдание, то сразу возвратимся к духовной практике. Если же мы начинаем ненавидеть свое страдание, наша ненависть его удваивает.

Используйте свое прозрение о причине страдания, как следующий шаг практики и вы получите шанс изменить отношение к дискомфорту внутри себя от неприязни и ненависти к, по крайней мере, их принятию. В конце концов в вас возникнет чувство мира от взаимодействия с самим собой, без которого медитация не сможет развиваться дальше.

Таковы фундаментальные аспекты нашего внутреннего мира, которые мы должны исследовать и пережить на личном опыте. Духовная практика включает в себя всю нашу жизнь: исследование собственных реакций, развитие чувствительности и гибкости в отношении окружающих и способность учиться на собственных неудачах. Так мы начнем осознавать, что в наша жизнь состоит из обучающих нас уроков и если мы не используем их, то продолжим снова и снова наступать на те же грабли. Если на мгновение оглянутся назад, то можно увидеть, что с нами постоянно происходят одни и те же ситуации. И так может продолжаться в течении многих жизней, если только мы не начнем менять себя.

Духовная практика — это не просто сидение на подушке, а скорее открытие для себя того, что и как происходит внутри. И если ваше осознание закрывается в тот момент, когда вы встаете с подушки, значит, что духовная практика неполноценна. Дело даже не в том, как долго мы можем следить за дыханием или ощущениями, но скорее в том, насколько осознанными и пробужденными мы от этого становимся. Если мы можем использовать нашу осознность в наших повседневных реакциях и мыслительных процессах. Существует картезианский взгляд: «Я мыслю, следовательно, я существую.» На самом деле все происходит с точностью наоборот: «Я существую, поэтому мыслю.» Если мы не добьемся хоть какой-то упорядоченности в собственных мыслях и эмоциональных реакциях следующих за ними, ум будет продолжать постоянно наводить беспорядок в нашем внутреннем доме.

Осознание того, откуда исходит наше страдание, должно сопровождаться пониманием того, что неприязнь к нему не заставит его исчезнуть; только освобождение от желания заставит его раствориться, что означает необходимость его безоговорочного принятия. Принятие себя приводит к способности принимать других. Трудности с другими людьми — это зеркало, в котором мы можем увидеть наши собственные ошибки. Для мудрого человека будет очень полезно иметь такое зеркало. Живя с другими, мы сможем видеть с них в них, как в зеркале, самих себя и в конце концов начать учиться жить вместе, подобно молоку замешенному с водой, полностью сливаясь друг с другом. Каждый из нас должен стараться жить таким образом и если мы все еще ждем, что первыми так должны начать жить другие: мы все еще не практикуем правильно. Это трудное, но так же и очень важное дело. В конце концов мы создадим состояние внутреннего комфорта, расширяющего наше сознание и осознанность до понимания всеобщего единства.

Жизнь постоянно требует нашего внимания и мы постоянно на что-то отвлекаемся. Внутренний мир так же очень неспокойное место, но с ним мы уже можем что-то сделать. У нас есть возможность успокоить его, чтобы лучше понять то, что и как в нем происходит. Путь духовной практики — это не что иное, как наблюдение наших тела и ума.