Ниббана и безразличие — Бхиккху Бодхи
Достопочтенный Бхиккху Бодхи

 

 из статьи «Переступая порог мудрости»
источник — https://theravada.world 

 

… Говорить о Нирване как о состоянии «совершенного безразличия для мира» — это является весьма вводящим в заблуждение. Слова «равнодушие к миру» предполагают отсутствие интереса к судьбе других людей и общества в целом, это состояние полной апатии или черствость, уход в себя и сосредоточение на себе самом. Ничто не может быть дальше от идеала Араханта («Освобожденный»), — то есть человека, который в ходе прилежной практики учений Будды в течении определенного срока достиг Ниббаны.

На языке пали слово, которое совершенно неверно понимают иногда как «безразличие», — это вероятно, упеккха (санскр. upekkha). Истинный смысл этого термина «равенство» (вариант: равностность, непредубежденность), — а не «безразличие» в смысле отсутствия интереса к другим. Также в качестве духовного достижения упеккха означает невозмутимость (равностность) перед лицом колебаний и штормов в судьбах мира.

Это баланс ума, непоколебимая свобода сознания, сбалансированность и внутренняя мирная гармония ума, — ума, который уже не может быть поколеблен приобретениями или утратой, достоинством или бесчестием, хвалой и клеветой, удовольствием и болью. Упеккха это освобождение от всех точек отсчета, безразличие к требованиям эго, — а вовсе не безразличие к благополучию других людей.

В отношениях с другими людьми, и, на самом деле, со всеми живыми существами, — хороший настоящий искренний буддист по мере сил старается воплотить четыре качества, которые сам Будда называл как четыре «божественные обители» (брахмавихара, т.е. безмерные). К ним относятся:

— неограниченная любящая доброта (метта), активное
пожелание добра и счастья для других людей;
— неограниченное сострадание (каруна), чувство
сопереживания за страдания других существ, это искреннее
движение сердца, которое хочет облегчить страдания других в их беде;
— альтруистическая радость (мудита), желание разделить
удачу всех тех, кто счастлив и успешен в своих благородных начинаниях;
— равенство и равностность (это снова та самая упеккха),
которые по отношению к людям означает свободу от предвзятости,
предрассудков и фаворитизма (личной предпочтительности).

… Таким образом, быть без привязанностей — не означает быть без любви и сострадания; это значит, что любовь и сострадание возникает из внутренней глубины, из источника, более глубокого и чистого, чем узкую перспектива личного эго, очищая собой все следы беспокойства и тревоги.

Буддийские писания предоставляют обширные свидетельства того факта, что достижение Ниббаны не вызывает холодное равнодушие к миру. Сам Будда, Верховный Просвещенный, — после его Великого Пробуждения в возрасте 35 лет, в течение 45 лет вел активную жизнь, проповедуя и распространяя Учение (Дхамму) и обращая в него всех тех, кто с ним повстречался.

Вместо того, чтобы оставаться в безмятежном безразличии, он пересек долину Ганга из Дели в Бенгалию, проповедуя учение, которое ведет к Нирване, и установил Сангху, религиозную общину, которая носет его благую весть после его ухода. На протяжении всей истории великие буддийские духовные учители Дхаммы усердно следовали этому благому примеру Основателя, — следуя его рекомендациям, в которых было ясно и прямо сказано, что необходимо действовать «на благо и счастье многих и многих, из чистого сострадания для всего мира.» …

Ниббана и безразличие — Бхиккху Бодхи

… Говорить о Нирване как о состоянии «совершенного безразличия для мира» — это является весьма вводящим в заблуждение. Слова «равнодушие к миру» предполагают отсутствие интереса к судьбе других людей и общества в целом, это состояние полной апатии или черствость, уход в себя и сосредоточение на себе самом. Ничто не может быть дальше от идеала Араханта («Освобожденный»), — то есть человека, который в ходе прилежной практики учений Будды в течении определенного срока достиг Ниббаны.

На языке пали слово, которое совершенно неверно понимают иногда как «безразличие», — это вероятно, упеккха (санскр. upekkha). Истинный смысл этого термина «равенство» (вариант: равностность, непредубежденность), — а не «безразличие» в смысле отсутствия интереса к другим. Также в качестве духовного достижения упеккха означает невозмутимость (равностность) перед лицом колебаний и штормов в судьбах мира.

Это баланс ума, непоколебимая свобода сознания, сбалансированность и внутренняя мирная гармония ума, — ума, который уже не может быть поколеблен приобретениями или утратой, достоинством или бесчестием, хвалой и клеветой, удовольствием и болью. Упеккха это освобождение от всех точек отсчета, безразличие к требованиям эго, — а вовсе не безразличие к благополучию других людей.

В отношениях с другими людьми, и, на самом деле, со всеми живыми существами, — хороший настоящий искренний буддист по мере сил старается воплотить четыре качества, которые сам Будда называл как четыре «божественные обители» (брахмавихара, т.е. безмерные). К ним относятся:

— неограниченная любящая доброта (метта), активное
пожелание добра и счастья для других людей;
— неограниченное сострадание (каруна), чувство
сопереживания за страдания других существ, это искреннее
движение сердца, которое хочет облегчить страдания других в их беде;
— альтруистическая радость (мудита), желание разделить
удачу всех тех, кто счастлив и успешен в своих благородных начинаниях;
— равенство и равностность (это снова та самая упеккха),
которые по отношению к людям означает свободу от предвзятости,
предрассудков и фаворитизма (личной предпочтительности).

… Таким образом, быть без привязанностей — не означает быть без любви и сострадания; это значит, что любовь и сострадание возникает из внутренней глубины, из источника, более глубокого и чистого, чем узкую перспектива личного эго, очищая собой все следы беспокойства и тревоги.

Буддийские писания предоставляют обширные свидетельства того факта, что достижение Ниббаны не вызывает холодное равнодушие к миру. Сам Будда, Верховный Просвещенный, — после его Великого Пробуждения в возрасте 35 лет, в течение 45 лет вел активную жизнь, проповедуя и распространяя Учение (Дхамму) и обращая в него всех тех, кто с ним повстречался.

Вместо того, чтобы оставаться в безмятежном безразличии, он пересек долину Ганга из Дели в Бенгалию, проповедуя учение, которое ведет к Нирване, и установил Сангху, религиозную общину, которая носет его благую весть после его ухода. На протяжении всей истории великие буддийские духовные учители Дхаммы усердно следовали этому благому примеру Основателя, — следуя его рекомендациям, в которых было ясно и прямо сказано, что необходимо действовать «на благо и счастье многих и многих, из чистого сострадания для всего мира.» …