Нетерпение
Аджан Джаясаро

Отрывок из биографии аджана Чаа, в котором содержатся советы медитирующим.

Перевод с английского : Игорь Масленников
Источник : http://forestsangha.ru

Мне представляется, что продолжительность внимания людей становится в отсутствии тренировки все короче. Сегодня мы ожидаем, зачастую даже требуем, быстрых результатов по одному нажатию кнопки. Обычно за этим стоит наше убеждение, что скорость и удобство хороши при любых условиях. Но в духовной жизни это не обязательно так, потому что в ней нам не найти легких путей. Как объяснил Будда, это постепенный путь, предполагающий постепенное обретение нами мудрости. Если спешить, то невозможность в действительности ускорить ход вещей может вызвать разочарование. Аджан Чаа так учил одного беспокойного ученика:

«Медитировать с целью достигнуть покоя — не то же, что нажать на выключатель или включить электрический свет, ожидая, что пространство мгновенно осветится. Все дхаммы возникают из причин. Когда причины пресекаются, исчезают и их результаты. Вам следует исполнять это постепенно, упражняться постепенно. За день или два ничего не достичь.

Позавчера за советом о практике ко мне подошел студент университета. Когда он выполняет созерцание, его ум не расслаблен, не покоен. И он подошел ко мне с просьбой подзарядить его батарейку. [Смеется.] Вам следует стараться прикладывать равномерные усилия. Со слов другого человека этого не понять. Сделать такое открытие нужно самостоятельно. Нет нужды медитировать подолгу — достаточно коротких занятий, зато каждый день. И медитацию в ходьбе также выполняйте каждый день.

Неважно, помногу вы упражняетесь или понемногу, делайте это ежедневно. Будьте умеренны в своих речах и постоянно следите за умом. Просто отметайте все, что возникает в нем, — как удовольствие, так и боль. Все это непродолжительно, все обманчиво. Некоторые люди, никогда раньше не практиковавшие, не достигают покоя по прошествии двух-трех дней, — и вот они уже думают, что для них он недостижим. Если так получается, стоит спросить себя, получали ли вы учения до того, как вы родились? А в этой жизни, вы когда-либо пытались умиротворить свой ум? Ведь долгое время вы просто давали ему полную волю. Вы никогда не тренировали свой ум. И вот теперь вы некоторое время упражняетесь, хотите достичь мира. Но причины еще недостаточны — потому и результат не проявляется. Это неизбежно. Хотите освободиться — будьте терпеливы. Терпеливая стойкость — главный принцип в практике. Будда учил нас продвигаться не слишком медленно, но и не слишком быстро — чтобы практика была “в самый раз” для ума. Не перестарайтесь. Если же будете слишком стараться, поразмышляйте о том, что упражнения похожи на посадку дерева. Выкапываете яму, помещаете туда саженец. Затем ваша работа — засыпать яму землей, добавить удобрений, полить дерево и защитить его от вредителей. В этом ваша забота — этим и занимается хозяин сада. Быстро растет дерево или медленно, от вас не зависит. Если не знать сферу своей ответственности, будете пытаться делать за дерево его работу — и тогда вы будете страдать. Что от вас требуется, так это проследить за удобрениями и за поливом, и отгонять насекомых. Скорость роста дерева — забота самого дерева. Если знаете, где ваша ответственность, а где нет, тогда созерцание мягкое и раскованное — а не напряженное и порывистое.

Когда сидите в покое, наблюдайте за покоем. Когда покоя нет, наблюдайте за тем, что есть. Есть покой — значит есть, нет покоя — значит нет. Не нужно доводить себя до страдания из-за того, что ум беспокоен. Неправильно торжествовать, когда ум спокоен, и унывать, когда покоя нет. Вы бы стали страдать из-за дерева? А из- за солнечного света и дождя? Все такое, какое есть. И если понимать это, созерцание пойдет хорошо. Так что ступайте дальше по пути, продолжайте практику, продолжайте выполнять свои обязанности и медитировать в подходящее время. Плоды упражнений, обретаемый вами покой — это зависит от силы добродетели, которую вы накопили. Как у хозяина сада сохраняется хорошее настроение, когда он знает пределы своей ответственности по отношению к дереву, — подобно этому, если практикующий понимает свои обязанности в упражнениях, то и практика спонтанно получается “в самый раз” «.