Медитация, составляющие ума, мудрость.

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Аудитория : Бханте а зачем нужна медитация? Зачем очищать свой ум?

Бханте : Да. Действительно. Скажите, зачем очищать свой ум? Какова причина? (обращается к аудитории)
Аудитория: Чтобы очиститься от неведения..
Бханте : Да, правильно. Зачем нам его очищать? (спрашивает другого человека)
А : Ну… из-за санкхар.
Бханте : Да, зачем нам следует очищать свой ум видно из самого вопроса — наш ум загрязнён. Его состояние указывает на то, что его нужно очищать. Полная его чистота означает, что мы, практикуя Випассану, достигаем Пути и Плода. Так же точно, чтобы выпить болотистой воды, мы в начале должны её очистить. И для этого нам нужен фильтр, правильная фильтровальная система. Если мы прогоним через нее воду из болота, то в итоге получится абсолютно чистая, подходящая для питья вода. Ум до медитации также не чист, и, медитируя, мы фильтруем его от загрязнений. Именно поэтому для очищения ума нам нужно практиковать медитацию. Это то, что нам следует делать если мы хотим добиться его чистоты.

А: Бханте, но привычки нашего ума укоренены очень глубоко. Очень сложно их менять. Иногда мы даже не можем понять чем мы охвачены в данный момент. Если мы даже не можем увидеть как он меняется как же нам им управлять?

Бханте: Большинству людей сложно отслеживать вещи охватывающие ум. Кто-то более способен к этому, но будучи начинающими медитаторами, вы не можете стопроцентно отслеживать это, но до какой то степени вы все таки на это способны. Но даже те процессы, которые мы осознали, мы не можем остановить по нашему желанию. Единственный способ воздействовать на них — это вводить в него причины, создающие следствия, которые будут редактировать или ослаблять этот тип ума. Напрямую же остановить их мы не способны.

Например, я постоянно злюсь. Я знаю, что вот неожиданно возник гнев, но не могу его остановить, так как этот этот гнев уже охватил меня. Я считаю, что это мой гнев. Правильно? Но этот гнев является просто составляющей ума. В прошлом мы создали причину, развившую этот гнев, и сейчас он возник. Что нам нужно делать сейчас? Нам следует порождать причины помогающие его уменьшению. Я понимаю что сейчас ничего не смогу поделать с этой возникшей эмоцией. Сегодня, завтра, послезавтра, после послезавтра — все дни в уме возникает одно и то же, но я продолжаю создавать причину ослабляющую и уменьшающую это качество.

Чтобы уменьшить гнев, нам следует создавать Здравый ум (кусала читта). Так как гнев, в основном, несёт в себе качество несчастья, нам следует создавать счастье, практиковать: Размышление о качествах Будды (Буддаанусати), Любящую-доброту (Метту), практики отсутствия сущности (Анатта) и пустоты (Суньята). Когда вы развиваете подобные техники, вы начнете понимать, что сейчас ваш гнев очень силён, но через неделю он станет слабее. Например, сегодня ум охвачен гневом на 50%, на следующей неделе уже 48-49%. Именно таким образом вам следует останавливать его. Только так мы можем уменьшать свой гнев. Гнев не должен восприниматься как «я» или «моё», нам следует воспринимать его только как составляющую ума. Работать с ним следует только таким образом.

Мы опустошаем горячую чашку напитка, отхлёбывая от неё по чуть чуть. Делая так, мы в итоге достигнем такого уровня, когда она будет абсолютно пуста. Так же и с гневом. Ослабляя его по чуть чуть, мы в итоге добьёмся его полного растворения. Повторюсь. Не следует считать этот гнев собой или своим. Гнев, влечения, иллюзии — это просто природа ума. Относитесь к ним как к силам захватывающим его. Сила гнева, сила страсти, сила иллюзий. Теперь вы знаете, как ослаблять эти силы. Не пытайтесь их остановить. Если вы хотите растворить гнев или какие либо другие загрязнения, направляйте ум на противоположные им или ослабляющие их качества ума, и это обязательно в итоге их растворит. Причём так будет происходить, даже если вы не будете отмечать ослабление своих загрязнений.

Например, в начале медитации вы можете чувствовать себя более возбуждёнными и эмоциональными, но потом, помедитировав и сравнив своё состояние до медитации и после неё, вы можете заметить, что эти качества стали слабее. Так происходит, потому что в медитации были созданы причины для этого. Поэтому нам следует создавать подобные причины до тех пор, пока все наши загрязнения полностью не растворятся. Только так и развивается человеческий ум.

Многие йоги мечтают «О! Я так хочу иметь Джханы! Я бы закончила весь курс Па-Аука Саядо… Ох если бы у меня только была правильная концентрация, тогда бы во мне не было гнева и других злых вещей.» И это правда… Если ты переживаешь поглощение Джханы, в твоём уме не присутствует подобных качеств. Но если у тебя есть сильный гнев или другие сильные загрязнения, то как ты в эту Джхану попадёшь?

Человек попадает в Джхану, только когда эти вещи полностью растворены — такова истина. Но пожалуйста не думайте, что привычки вашего ума являются вашими привычками. Это просто привычки приобретённые умом. Эмоциональность, беспокойство — относитесь к ним как к дхаммам, составляющим ума, его природе. Они не принадлежат вам. Это просто то, что вы имеете в уме. Например, в один момент умохвачен влечением, в другой отвращением, в третий иллюзиями — просто отмечайте, что в нем происходит сейчас. Как загрязнения, так и его добродетели. Добродетели нам следует укреплять и развивать, а загрязнения следует растворять.

А: Бханте, иногда, наблюдая других людей, я отмечаю, что у кого-то есть какое-то хорошее качество, которого нет у меня и хочу развить в себе такое же, что бы достичь Просветления. Является ли это завистью или нездравым состоянием ума?

Б: Это здравое состояние ума, в котором присутствует неведение. Так происходит потому, что в уме присутствует стремление стать Просветлённым, стать Архатом, стать Буддой. Это здравое намерение. Но оно несет в себе неведение, потому что в нем присутствует иллюзия «Я». «Я» думаю, «я» хочу, «я» считаю, что: «Этот человек очень хороший и я хочу стать таким же как он». По настоящему, если вы видите истинную природу вещей (Дхамму), то не существует людей, есть только вызревающая карма. Конечно, чтобы прийти к такому уровню понимания, вам необходимы намерения подобные вашему. Таким образом этот ум является здравым, но всё таки находящимся в неведении.

Перевод — тхеравада.рф