Медитация дома
Дост. Панньяваро

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Картинка в воображении людей, которая наиболее часто связана с медитацией — это изображение сидящего со скрещенными ногами и держащего спину прямо Будды. Хотя такое представление, несомненно, вдохновляет и эстетически приятно, оно, к сожалению, внушает непосвященному идею, что медитация статична. Следование подобному идеалу «статуэтки» практикуется в основном в монахами в храмах.

Если вы хотите чтобы медитация влияла на вашу повседневную жизнь, ее следует практиковать и дома. Это не значит, что вы делаете ее там только сидя, но скорее, что вы вообще способны практиковать ее в любом месте, где бы вы ни находились, если на это есть время. Для домашней практики требуется «практичная» динамическая система, которая не ограничивала бы вас каким-либо временем, местом или положение. При вашем включении в практику этого метода, она будет естественно интегрироваться в обычную жизнь и становится основой для медитативного образа повседневной жизни.

Однако следует признать, что сделать это довольно не просто. Поэтому вам следует целенаправленно настраивать себя; просто хороших намерений недостаточно. Вами должно быть выработано стремление к практике. Так вам нужно будет разобраться со своими приоритетами, что для вас более важно: час сидения перед экраном телевизора (или монитором компьютера) или 30-60 минут медитации сидя. Регулярная, ежедневная, домашняя медитация является основой для всей вашей практики. Даже если она используется только как форма гигиены ума, или процедура, практикуемая в качестве анти стресса, медитация сильно способствует гармонизации отношений в семье и на работе.

По большому счету медитация дома — это просто уделение внимания определенным вещам. Фактическое значение термина «внимание» здесь объясняется как практика «направления внимания» или «присутствия с чем либо». Так, путем тренировки внимательности развивается ваша способность ума к присутствию. Хотя в уме могут быть совершенно различные уровни внимательности (вплоть до ее полного отсутствия), можно сказать, что вся внимательность делиться на два основных типа: естественное внимание, которое является «автоматическим вниманием» и намеренно «прилагаемое» внимание, которое развивает практика медитации.

Прилагаемое внимание может быть либо пассивным, либо, при приложении большего количества усилий, активным. Пассивный режим «пустого внимания», является простым отмечанием того, что происходит, в осознаваемом нами уме, без реакции на это. В то время как активный режим внимания применяется в моменты, когда в уме происходят более активные и захватывающие его вещи или действия. В него уже включены активное мудрое реагирование и думание о том, что происходит и воспринимается.

Итак, на что вам следует обращать внимание? На собственные тело и ум. Существует четыре области, на которые следует обращать свое внимание:

Тело — либо настраиваясь на отслеживание качеств его внутренних элементов и/или ощущений, или активного осознавания движений своего тела и его частей;

Чувства – осознавание общего чувственного фона как приятного, неприятного или нейтрального (не путайте с эмоциями);

Состояния ума — счастье, печаль, спокойствие, восторг и. т. д.;

Ментальные идеи — вещи наполняющие ум, например – мышление, концепции, идеи.

Каким бы ни был преобладающий опыт в любой из этих «четырех сфер внимания», он используется как наблюдаемый материал, помогающий склонять внимание к тому, что происходит в вашем теле и разуме в каждую секунду настоящего времени.

Очень важно также постоянно осознавать поступающую чувственную информацию. Она буквально является материей мира, приходящей к вам через ваши органы чувств или шесть чувственных дверей: зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновение и шестое чувство или дверь ума, являющееся сознанием или наблюдающей частью ума. Направляйте ваше внимание на любую из этих шести чувственных дверей и наблюдайте, что происходит между органами чувств и наблюдаемыми ими объектами во время процесса их наблюдения.

Одна вещь, которой следует уделять внимание при наблюдении за органами чувств и их объектами — это чувственное впечатление, чувство, которое при этом возникает. Если чувство неприятно, возникает отвращение; если оно приятно возникает влечение. Таким образом, ум в основном просто реагирует: «нравится» и «не нравится». В результате объединения чувств и влечения и отвращения, вы вовлекаетесь в круговорот обусловленного страдания. Но в этом нет особой нужды. Перехват первичного чувства при контакте объекта с органами чувств не породит дальнейшей эмоции, что не позволит ему развиваться, поэтому не возникнет никаких привязанностей, гнева или неприязни. Конец истории. Конец страданий.

Возможность утвердиться в этом действительно является ключом в этой практике. Осознавайте органы чувств и продолжайте держать в уме «четыре области внимания». Успех этого также сильно зависит от того, как вы будете к ним относиться: осознавая свой опыт, а не просто реагируя на него; принимая все возникающее мысли, чувства и состояния ума, без какого либо предпочтения или выбора. Подобное отношение позволит вам быть более восприимчивым и органичным с тем, что вы наблюдаете.Осознанность в повседневной деятельности.

Для осознанного углубления, непрерывного внимания, придающего импульс к развитию практики, его необходимо поддерживать по крайней мере в течение нескольких часов в день. Эта непрерывность возникает путем тщательного и точного внимания к своим движениям, действиям, чувствам и состояниям ума ко всему, что в нем возникает, как можно дольше в любой ситуации, в которую вы можете попасть в своей повседневной жизни.

Ни одна ситуация не должна быть отклонена вами как не важная: хлопоты по хозяйству, еда, чистка зубов. Любое движение и деятельность должны быть неоднократно отмечены для того, чтобы эта осознанность вошла в привычку. Чтобы отмечание во время повседневной жизни, стало вашей второй натурой. Конечно, по началу это будет нелегко, и поэтому вам потребуются терпение, настойчивость и чувство юмора, особенно когда вы будете испытывать разочарование от своей постоянной забывчивости.

Вводите себя в практику повседневной осознанности, используя различные «фокусы» в качестве напоминаний. Им может быть, например, настройка на то, что когда вы контактируете с водой, то напоминаете себе о том, что вы должны осознавать то, что вы делаете, пока длится этот процесс. Итак, в каких ситуациях вы контактируете с водой: мытье рук и посуды, полив растений в саду, мытье собаки и т. д. Если у вас получилось осознавать весь такой процесс, уделяя ему полное внимание, это может быть хорошим началом для установления привычки к внимательности.

Будет так же очень полезным для усиления вашего намерения к тренировке внимания вести и регулярно просматривать ежедневные записи об успехах в осознанности в конце дня. Вы можете записывать свои усилия в медитационный дневник. Делайте это, но но не начинайте критиковать качество своей практики.

Важно поддерживать ежедневную медитацию дома, как способ поддержания и стабилизации своей практики. С напряженной и активной жизнью вам будет очень легко убедить себя в том, что у вас действительно нет времени на регулярные сидения, или когда вы будете чувствовать усталость, сидячая практика будет вызывать лишь ощущение очередной работы от которой хочется избавиться. Это естественно, когда вы сильно возбуждены или переутомлены, существует склонность ума сопротивляться снятию этого стресса медитацией. Но, обычно, это только самый поверхностный уровень ума, которому вам придется противостоять, прежде чем уйти глубже. Кроме того, не оценивайте свою практику, думая что ваша медитация недостаточно хороша, вы просто в пустую тратите время. Все это лишь зерно в вашей мельнице, которое вам следует просто перемолоть, дабы создать стойкую привычку к практике и получить от этого долгосрочные выгоды.

Стоит процитировать Его Святейшества Далай-ламу для фокусировния на этом приносящем настоящее сострадание в нашу жизнь аспекте практики: «Я сам чувствую, а также постоянно напоминаю другим Буддистам, жаждущим скорейшего достижения Нирваны. Не торопитесь. Если изо дня в день вы ведете хорошую жизнь, жизнь честную, наполненную любовью, состраданием и уменьшающую ваше эго, она автоматически приведет вас к Нирване. И напротив, если вы только говорите о Нирване, о философии, но не очень заботитесь о развитии повседневной практики, то вы можете достичь очень странной Нирваны, неправильной Нирваны. Так происходит потому, что вы не работаете над повседневным развитием практики. Нам всем прежде всего следует внедрять ее в свою повседневную жизнь.»

Есть такая поговорка, что начало и конец путешествия по сути являются одним и тем же. Это особенно справедливо в отношении медитации. Ибо вам некуда идти, чтобы узнать свою истинную природу, кроме того места, где вы находитесь сейчас, медитируя там где постоянно живете.