Махасати — руководство по осознаванию (фрагмент)
Луанпо Тин Джиттасубхо

перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Развитие осознавания

Давайте осознавать движения тела, например, когда мы моргаем, то осознаем это, когда дышим, то осознаем этот процесс. Когда возникает мысль, мы так же осознанны. Это то, что мы называем сати или осознаванием себя. Осознавание бесценно. Мы не сможем его купить и никто не способен развить это качество за другого человека. Когда я сжимаю руку, сможет ли кто-нибудь осознавать то, что я переживаю при этом? Никто. Внешне вы можете увидеть, что я сжимаю кулак, но вы будете не способны пережить то, что я ощущаю. Точно так же, когда кто-то другой сжимает свою кисть, я могу лишь увидеть это.


Повторяющиеся движения

Существуют определенные техники выполнение которых приводит к достижению поставленной нами цели. Точно так же и развитие осознавания приводящее к достижения сати-самадхи-панньи (осознанности-прозрения), подразумевают наличие методов для его развития.
«Не сидите на месте, все время двигайтесь в одном ритме. Не закрывайте глаза. Вы можете находиться в любом положении — сидеть скрестив ноги или на стуле, стоять или лежать.»
Теперь я подробнее объясню вам этот метод.
1. Положите руки ладонями вниз на колени.
2. Осознавая, поверните правую кисть на ребро; делайте это медленно и затем ненадолго замрите. Выполняя это, не нужно ментально повторять: «Поворачиваю правую руку», достаточно лишь быть осознанным к этому действию.
3. Осознавая, поднимите правую руку вверх и затем ненадолго замрите.
4. Осознавая, опустите правую руку на живот и затем ненадолго замрите.
5. Осознавая, поверните левую руку на ребро и затем ненадолго замрите.
6. Осознавая, поднимите левую руку вверх и затем ненадолго замрите.
7. Осознавая, опустите левую кисть, так чтобы она легла на правую и затем ненадолго замрите.
8. Осознавая, переместите правую руку так, чтобы кисть легла на грудь и затем ненадолго замрите.
9. Осознавая, уберите правую кисть с груди вернув руку в предыдущее положение и затем ненадолго замрите.
10. Осознавая, опустите правую кисть ребром на колено и затем ненадолго замрите.
11. Осознавая, поверните правую кисть ладонью вниз и затем ненадолго замрите.
12. Осознавая, переместите левую руку так, чтобы ее кисть легла на грудь и затем ненадолго замрите.
13. Осознавая, уберите левую кисть с груди, верните руку в предыдущее положение и затем ненадолго замрите.
14. Осознавая, опустите левую кисть ребром на колено и затем ненадолго замрите.
15. Осознавая, поверните левую кисть вниз и затем ненадолго замрите.
Такова наша практика развития осознавания. Для этого нам не нужно изучать Священные писания, потому что они — всего лишь слова. Изучение Священных писаний — это не путь к Просветлению. Практика является этим путем.

 

Движение по Пути

Наша цель в практике Дхаммы — развитие осознанности. Мы должны, начав с основ, развиваться в ней шаг за шагом, как учил Будда. Если мы не будем следовать этому пути, то в нашей практике не будет никакого прогресса.
Для начинающих выполнять ритмичные движения руками будет полезнее, чем заниматься практикой при ходьбе. Двигайте руками ритмично, медленно, мягко и легко. Когда каждое отдельное движение прекращается и вы ненадолго замираете, осознавайте. Выполняя эти движения, так же осознавайте. Если вы двигаетесь слишком быстро, то не можете поймать телесные ощущения, связанные с ними, потому что ваша внимательность к этому процессу не будет достаточно сильной для этого.
Вы должны выполнять эту практику непрерывно, вне зависимости от возникающих ощущений усталости. Если мы, думая, что устали, делаем перерыв в своей медитации, то теряем её непрерывность. После того, как вы смогли пережить феномен ум-материя (тело-ум), вы можете начать практиковать при ходьбе. Но вы должны по-настоящему на личном опыте осознать его.

Если возникают мысли, не останавливайте их. Пусть они продолжают свое течение, просто не следуйте за ними, возвращая ум к осознаванию движений. Всегда помните об этом.
Иногда в уме возникает пити (восторг). Он обычно уносит нас прочь от осознания движения рук. А отсутствие осознавания начнет постепенно притуплять остроту внимательности нашего ума.
Позволяйте мыслям свободно возникать. Если вы начнете подавлять их, то можете почувствовать головокружение похожее на состояние, возникающее от нехватки воздуха. Будьте расслаблены и не беспокойтесь о том, насколько успешна ваша практика.
Первым этапом вашего прозрения станет, глубокое понимание объектов ума и материи. «Это — материя (тело). Это ум. Вот действие тела. Вот действие ума.» Вам нужно будет осознавать движения рук снова и снова, пока вы не сможете ясно их различать.
Когда мы следим за ними, в уме буду возникать мысли. Отпустите их. Всякий раз, когда мы внимательны к ним, ум находиться с объектом феномена ума и материи. Продолжайте переживать движения от самого начала и до полного окончания снова и снова, пока эта привычка не укоренится в вашем уме.

Иногда возникающие в уме мысли будут отвлекать нас, и наши движения автоматически станут более быстрыми. Мы же должны всегда оставаться внимательными и не торопиться. Не имеет значения, сколько времени займет ваша практика до получения результатов — просто выполняйте её. Для более четкого осознавания отвлекающих мыслей примите решение ускорить ритмичные движения рук или начать двигаться чуть быстрее. Не подавляйте мысли. Выполняйте движения плавно и легко. Сделайте ваше осознавание мыслей легким. Всякий раз, когда возникает мысль, будь то радость или печаль, просто осознавайте движения тела, и она сама прекратится.

Обычно, когда возникает мысль, ум бежит за ней, подобно котенку, пытающемуся поймать большую крысу. Крыса (мысль) больше и сильнее котенка (осознавания). Когда она появляется, котенок, автоматически, пробует её поймать. Крыса, пугаясь, убегает, унося с собой держащегося за неё котенка. Через некоторое время котенок устаёт и отпускает крысу.

Мысли все время будут возникать и исчезать сами по себе. По мере того как мы будем все больше и больше развивать свое осознавание — мы как будто кормим своего котенка, до тех пор пока он не станет большим и сильным. Такой сильный ум уже не сможет быть захвачен и унесен возникшей мыслью, но будет способен сразу ее остановить. Если же появившаяся мысль слишком сильна, мы должны крепко сжать кулак или делать любое другое движение, позволяющее нам вернуться к осознаванию ощущений тела. Если оно будет достаточно сильным — внимание ума перейдет к нему.


Продолжайте практику. Всякий раз, когда возникает мысль, то немедленно осознайте её. Как я часто уже говорил вам, если есть два человека и всего один стул, то займет его тот, кто сильнее и быстрее. Если мы всё больше и больше развиваем осознавание, оно постепенно будет заменять состояние «неосознанности» и эта «неосознанность» будет постепенно уменьшаться.
Пусть мысли возникают, чем больше их возникает, тем больше мы осознаем. Когда ваше осознавание усиливается, его возможность сразу «ловить» возникающие мысли так же растет.


Так предположим, что у вас в уме возникает 100 мыслей, мы осознаем из них только 10. С постепенным развитием практики, у вас уже получится осознавать 20 мыслей из 100. Затем, постепенно развиваясь, мы доведём количество осознаваемых мыслей до 80 из 100. И так далее. 90 мыслей. затем 95. Но даже когда мы будем осознавать 95 мыслей из 100 — мы все еще должны продолжать серьезно практиковать. Не впадайте в уныние, не расслабляйтесь и не ложитесь спать в дневное время.
Когда возникают мысли, продолжайте немедленно осознавать их снова и снова, при помощи наблюдения движений. Именно этот момент меняет наше осознавание. Путь начинается отсюда. Таково начало Ниббаны.


Раньше наш ум пребывал во тьме и не знал Пути. Когда же он сможет «обгонять» возникающие мысли, тогда он достигнет озарения. Это будет подобно возникновению света. Не того света, который можно увидеть невооруженным глазом. В этом состоянии сам ум становиться свободным и просветленным. Это называется «Око мудрости», возникновение паннья-ньяна випассаны (прозрения).

Мы должны продолжать практиковать осознавание ритмичного движения рук или ходьбы. Тренируйтесь в этом с любой удобной для практики скоростью. Продолжайте практиковать. Пусть паннья (прозрение) само проникает в объекты осознавания. Это нельзя пережить, слушая какого-либо учителя или читая Священный текст.

Когда Паннья начнёт проникать в объекты осознавания, ум будет шаг за шагом освобождаться. Существует 5 ступеней освобождения: первая джхана (стадия видения, познания и прикосновения ума к объектам прозрения), вторая джхана, третья джхана, четвертая джхана и пятая джхана соответственно.

Когда мы узнаем, увидим и поймем объекты осознавания ум станет очень быстрым. Тогда мы и достигнем последней ступени, ньяна возникает сама по себе. Когда я достиг этого состояния, я понял поговорку: «Господь Будда стрижет волосы лишь раз». (Когда принц Сиддхартха (Господь Будда) решил оставить мирскую жизнь и стать отшельником, он покинул дворец. Он переоделся и постригся на берегу реки. Говорили, что его волосы были длиной около двух дюймов и больше не росли.)
Когда бы вы не достигли «это», вы сможете понять суть. Вы не сможете осознать её, не пережив. Если вы думаете, что знаете «это» до переживания, то это знание джинтананы. Это не «личное переживание».

Когда я вижу, знаю и переживаю «это», я понимаю: «О! Господь Будда стрижет волосы только один раз», Эта поговорка не имеет отношения к волосам. Она означает, что «это” было отрезано. Когда мы туго натягиваем веревку между двух столбов и затем мы разрезаем её посередине, каждая часть, оставаясь прикрепленной к своему краю, уже не может быть соединена.
Мы будем осознавать и видеть процесс изменения. Он тонкий, легкий и как будто невесомый. Таким будет конец. Когда окончится всё, возникнет ньяна, и человек осознает окончание страдания.


Рекомендации

Есть два вида мышления. Мысль, которая возникает лишь на мгновение, а затем исчезает. Такого рода мысли вызывают гнев, жадность или заблуждение. Второй их вид — это мысли, которые мы сознательно думаем. Они не приносят гнева, жадности или заблуждения, потому что мы намеренно и осознанно думаем их.

В этом методе медитации не пытайтесь подавлять свои мысли. Пусть они естественно текут через ваш ум. Чем больше возникает мыслей, тем больше мы их осознаём. Некоторые практики раздражаются из-за того, что ум отвлекается от объекта, и беспокоятся, что он недостаточно сосредоточен. Это недопонимание медитации. Отвлечение ума полезно, потому что, чем больше мыслей в нём возникает, тем больше мы их осознаём. Продолжайте серьёзно развивать свое осознавание движений, не пытаясь при этом жестко на них концентрироваться.

Когда возникают мысли, не подавляйте их, но скорее отдаляйтесь от них, через осознание движения тела. Так на смену «неосознанности» в ум приходит осознавание.
Такое наблюдение мыслей — это важная вещь, которую игнорируют большинство практиков. Когда возникает мысль, мы сразу начинаем её критиковать или комментировать. Это означает, что мы «погружаемся» в неё. Это не является «отпусканием» мысли. Это «переживание» мысли, а не ясное её «видение». Если мы будем пытаться наблюдать мысли без осознавания какого-либо телесного движения, то, когда они возникают, наш ум будет легко поглощается ими. Поэтому нам и необходимо осознавать движения тела. Внимательные к ним мы легко сможем осознать мысль в момент возникновения.

Всякий раз, когда в практике мы видим призраков, божеств, изображение Будды, хрустальные шары или даже Господа Будду — это не истинное видение. Эти видения случаются потому, что ум отвлекается и блуждает. Мы перестаём осознавать мысли, и поэтому ум сам начинает придумывать их. Так происходит потому что мы перестаем видеть «источник мыслей».

Когда мысль возникает, неосознанная, она вызывает — призраков, цвета, свет, божеств, ад или рай. Что бы мы не увидели, нам следует ясно понимать что это. Это — иллюзии. Это уловки ума. Лишь осознавание истинно. Эти видения ложны и поэтому не способны освободить ум. Только если мы увидим истинную суть, ум сможет освободится от страданий.

Таков кратчайший путь. Когда возникает мысль — немедленно осознайте её. Такова истинная практика Дхаммы. Выполнение ритмичных движений — лишь техника (которая может помочь осознавать мысли).

 

Препятствия и пути их преодоления

В этой практике есть препятствия. Сейчас я дам вам рекомендации, как преодолеть состояния, которые могут возникнуть в уме практикующего, мешающие развитию осознавания.

Напряжение, головокружение, оцепенение, удушье.
Когда мы только начинаем практику, мы склонны пытаться чрезмерно сосредотачиваться. Мы хотим знать, видеть, быть и иметь. Это неправильное понимание. Если вы медитируете с подобными намерениями, то довольно скоро можете начать переживать напряжение, головокружение, оцепенение или удушье. Это неправильный метод практики.
Когда мыслей много и они сильны, нам это не нравится, и мы зачастую стараемся их подавить. Это и приносит нам неприятности. Правильный метод — практиковать с легкостью. Направьте взгляд и развивайте осознавание движений легко и мягко. Не концентрируйтесь. Двигайтесь или ходите удобно, ритмично и с осознанностью.

Сонливость.
Если вы чувствуете сонливость во время практики медитации, вам следует переключиться на другой вид активности, например, подметание, уборку, принятие душа и стирку одежды. При помощи искусного осознавания этих действий мы обойдем это препятствие.

Безмятежность неосознанности.
Безмятежность неосознанности, которая так же называется пити (восторг) — это цепляние за спокойствие. Это препятствие. Развитие осознавания состоит не в том, чтобы достичь такого рода умиротворения, а в том, чтобы всегда быть внимательным к ритмичным движениям.

Випассана.
После того, как мы достигли познания ума и материи, мы достигли окончания начальной стадии практики. И здесь существует опасность, что кто-то из медитаторов может перестать практиковать, думая, что уже знает высшую Дхамму. На этой стадии прозрение в практике будет возникать постоянно, и мы можем начать им гордиться, и когда возникают мысли, уже не видя их, начать ими увлекается. Тот, кто привязывается к этому загрязнению, всегда разговорчив и высокомерен. В уме такого практика знание Прозрения скоро будет забыто, а ум станет чрезмерно гордым и самодовольным. Это называется препятствием випассаны. Его преодоление происходит через, осознавание легких ритмичных движений, отсутствие в уме жесткой концентрации на них и отсутствие в уме стремления скорейшего обретения плодов от практики. Выполняйте движения легко и мягко. Когда возникает мысль — осознавайте движение тела.


Джинтанана.
Когда человек осознает истинную суть объектов ума и материи, в уме возникает пити (восторг). Человек радуется этому. Можно сказать, что пити является хорошей подпиткой для практикующего, но в соответствии с этим методом это является препятствием для достижения окончания всех страданий. Когда возникает пити, человек сразу привязывается к нему. Мы должны выполнять движения энергично с как можно большими стараниями, чтобы отвлечь ум от восторга и вернуть его к осознаванию движений. Выполняйте их медленно и ритмично. Когда осознавание вновь станет сильным, пити постепенно исчезнет, и ум вернется в свое обычное состояние. Сразу после него могут возникнуть удушье, головокружение или напряжение. Тогда нам следует добавить в практику легкости, направить взгляд вдаль (иногда эти состояния сопутствует тому, что мы начинаем осознавать наблюдаемое как бы из глаз — прим. переводчика) и двигаться мягко. Нам не следует прекращать практику из-за этих препятствий, а старательно продолжать её. Не спите днем — отдыхайте лишь ночью.


Випалласа.
Согласно Священным текстам, випалласа означает — восприятие ложного как истинного, ада как рая, зла как добра. Випалласа — это состояние ума, когда человек обнаруживает что-то прекрасное и думает, что может сохранить это. Поэтому он оставляет своё осознавание, чтобы это обрести. Этот опыт похож на то, как буто прежние цели и намерения человека были украдены. Когда он начнет искать своё прежнее состояние осознавание, то обнаружит что его уже нет в уме. Оно исчезло. Практику не следует оставлять его даже в момент полного окончания страдания, не говоря уже о каком то другом опыте. Я осознал конец страдания лишь после того, как достиг его. В момент его возникновения я находился в состоянии випалласы — цеплялся за экстаз, потому что никогда раньше не переживал такого сильного счастья. Я практиковал при ходьбе, и мне казалось, что я парю над землей примерно в 1-2 метрах. На самом деле я просто ходил по ней. Я цеплялся за этот экстаз, но он длился недолго.