Любящая-доброта
Суджива Саядо

перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Предисловие

После нескольких месяцев интенсивной практики Метта бхаваны (Любящей-доброты) мой Учитель спросил меня: «Теперь то ты обучился, как практиковать Метту?» Я ответил, что, только познал основную структуру этой практики и мне еще так много нужно сделать, чтобы получить полное ее понимание. Даже сейчас я все еще чувствую себя недостаточно подготовленным для написания книги о Метта бхаване.
Во-первых, мой собственный опыт в обучении этой технике пока еще недостаточно широк. Но я надеюсь, что после того как я проведу больше ритритов, он станет более обширным. Во время нескольких интенсивных ретритов Любящей-доброты, я обнаружил, что большинство людей, участвующих в них, все еще нуждаются в практике Випассаны (Прозрения). Этой технике я также обучал в прошлом. После ободрения моего Учителя, я наконец то решился что-то сделать. В конце концов, я придумал основную структуру курса и кратко ее изложил.

Я считаю, что живое знание не должно пропадать, его следует нести другим. Есть так много вещей, которыми я хотел бы поделиться с некоторыми из моих друзей, которые теперь уже мертвы. Эти знания сделали бы их жизни лучше и счастливее.


Эта работа направлена на развитие глубокой и концентрированной Метты, о которой редко упоминается где-то, кроме древних палийских текстов. Эта практика также основывается на древних текстах источниках, таких как «Путь очищения» Буддхагхосы. В 1990 году она была написана в упрощенной форме в Кота-Тингги для удобства чтения.

Я уверен, что всему человечеству очень не хватает сильной и глубокой Любящей-доброты! Я также много почерпнул из «Брахма Вихар» Махаси Саядо — одной из лучших и наиболее информативных книг на эту тему. Я не претендую ни на какие высокие достижения. Я пишу лишь только то, что понимаю и узнаю из бесед более опытных людей, а также из той небольшой практики, которую выполняю сам.

Суджива Бханте

 

Метта Бхавана – развитие Любящей-доброты


Хорошим символом Метты (Любящей-доброты) является мама, убаюкивающая своего ребенка. Результатом ее заботы станет сладко спящий малыш. Я до сих пор помню, как мне было хорошо, когда мама укачивала на руках. Бескорыстная забота приносит много радости. Это является Любящей-добротой и результатами, к которым она приводит.

В древних текстах Метта соотноситься с состоянием благополучия. Дружелюбие, доброжелательность, приветливость и любящая-доброта – вот лишь некоторые из слов, используемых для описания этого ментального состояния. Нет лучшего способа познать ее, чем изучить в том виде, в каком она возникает в вашем собственном уме и умах других. Это абсолютно бескорыстное и чистое состояние ума, которое приносит пользу себе и другим, сейчас и в будущем.

Развитие этого состояния ума называется бхавана и обычно переводится как медитация. Когда мы развиваем его, оно становится сильным, могучим и приносящим пользу. Оно приносит нам благополучие, глубокийе мир и счастье.

Его развитие включает в себя:
1. Концентрирование Метты. Сконцентрированная, она становится сильной и могучей.
2. Гибкость Метты: натренированная так, что ее можно посылать кому угодно. Что делает это состояние гибким, универсальным и безграничным.
3. Когда это состояние станет по-настоящему сильным, мы сможем использовать его для творения многих чудес, делающих жизнь каждого человека лучше. Чтобы делать это эффективно – нам нужен метод. Приобретение навыка требует терпения. Все приходит с опытом.

Метта в буддизме — это состояние ума. Его объектом является любимое вами существо. Это состояние желания способствовать благосостоянию этого существа. В буддийских Учениях учение об анатте или отсутствии-самости – занимает первостепенное положение. Наличие практики Любящей-доброты в Дхамме Будды может показаться противоречивым. Это происходит потому, что в ней существует два типа истины: условные (саммутти) и абсолютные (параматтха).

Условные истины являются лишь общепринятыми идеями, и на самом деле иллюзорны. Если смотреть на них с точки зрения Абсолютной Истины (то есть с точки зрения ума, свободного от идей и понятий), они не существуют. Они подобны теням, отбрасываемым реальностью. Поэтому «человек» существует только условно. На самом деле «он» является лишь совокупностью умственных и материальных процессов. Если вы видите феномены этого мира таким образом, то вы осознаёте их такими, какие они есть на самом деле, что является Прозрением или (Випассаной). Чтобы развить это прямое видение реальности, нужно практиковать медитацию прозрения — Випассана бхавана.


Во время ее практики вы уже не сможете поддерживать практику Метты, так как природа этих двух состояний различна. Но когда мы возвращаемся к общепринятой реальности и переключаемся обратно к условным истинам, мы можем снова развивать Метту. Поэтому, Випассана является куда более глубокой и сильной практикой. Она полностью освобождает человека от всех страданий Сансары (цикла рождения и смерти).
Однако не стоит недооценивать Метту, хоть она и имеет свои ограничения.

Большинству из нас потребуется много времени, прежде чем мы сможем глубоко развить свое Прозрение. И даже после этого практика Метты будет все еще играть большую роль в нашей жизни. Даже Будды не всегда оторваны от концептуального восприятия. Идеи и концепты возникают вместе с умственной активностью.


В беседе с Субхой Будда отвечает на поставленные ему вопросы о причинах долгой жизни и так далее. Из ответов мы узнаем, что каммические результаты, которые ведут к долгой жизни, хорошему здоровью, красоте, удаче, богатству, благородному рождению – можно отнести к действиям, связанным с Любящей-добротой, состраданием и сорадованием.

Поэтому четыре возвышенные обители (Брахмавихара — то есть Любящая доброта, сострадание, сорадование и невозмутимость) действуют как успокаивающий бальзам для тех, кто все еще находится в круговороте рождения и смерти.

Кроме того, я также рассматриваю Метту как эффективное средство для:
1. преодоления гнева, так как оно противоположно насильственным и разрушительным психическим состояниям;
2. того чтобы создать необходимую базу сосредоточения ума для развития Прозрения, потому что с помощью Метты наш ум быстро концентрируется;
3. здоровых взаимоотношений с каждым живым существом — это важно для счастливой семьи, общества и всего мира.


Из чего мы можем понять, что Метта бхавана — это то, что должно практиковаться каждым в той или иной степени. Без этого состояния человек не только потерпит неудачу в социальных взаимодействиях и личных отношениях, но и может находится в весьма невыгодном состоянии ума для духовной практики.

Саматха Бхавана — развитие спокойствия


Метта Бхавана — это один из 40 объектов для развития медитации спокойствия, объясненных в книге «Путь очищения» (Висуддхимагга). Саматхаэто термин означающий спокойствие. Бхавана означает развитие. То есть развитие любящей доброты — это один из способов, с помощью которого мы можем достичь состояния успокоения ума.

Спокойствие, или Саматха, относится:

Во-первых, к спокойствию ума, освобожденного от загрязнений. Воистину, эти загрязнения: жадность, ненависть, заблуждение, ревность и т. д. — мучительны и беспокоят ум. Сознание, освобожденное от них, действительно можно назвать умиротворенным.

Во-вторых, к собранному уму, или уму сосредоточенному на объекте. Ум, постоянно блуждающий от одного к другому, рассеян, слаб и склонен к беспокойству. Неподвижная высокая и концентрированная чистота сознания придает ему силу и устойчивое спокойствие.

В-третьих, к устранению из сознания менее спокойных состояний, которое углубляет состояние покоя. Это происходит при переходе от низших медитативных поглощений (джхана) к высшим. Например, при переходе от первой ко второй необходимо отказаться от направления ума (витакка).

В этой книге будут объясняться пятиричные рупа-джханы (как они объясняются в Абхидхамме), а не четырехкратные (как в Суттах).

Бхавана относится к повторному развитию этих спокойных состояний, так что бы они длились дольше и становились глубже. Здравое состояние ума здесь, конечно, относиться к уму Любящей доброты.

Максимальная глубина концентрации проявляется в четвертом состоянии медитативного поглощения (четвертой рупа-джхане). Объекты, на которых можно сфокусировать это состояние ума могут быть различными. На самом деле его можно распространять на неограниченное число существ. По этой причине его также называют безграничным (аппаманна).

В своем развитии ума человек должен быть целостным. Ум обычно вовлечен в разные аспекты нашей жизни, и поэтому нам следует рассмотреть каждый из них. Правильное понимание Учения Будды очень важно и в частности в отношении медитативной практики.

Предварительные подготовления, приведенные в «Пути очищения», часто встречаются в различных руководствах и трудах по медитации. Они также могут быть применены и к Метта бхаване. Мы рассмотрим их вкратце применительно к нашему методу медитации.

1. Чистота нравственности
Это сдерживание безнравственных поступков, особенно действий тела и речи. Нездравые состояния ума противостоят здравым, поэтому нравственность — это один из начальных уровней очищения. Поступки, совершаемые из гнева, например убийство и драка, прямо указывают на недостаток Метты. Те же, что совершались из жадности и невежества, являются косвенной, но тем не менее все ещё противостоящей очищению ума силой. Первые являются прямым врагом Любящей-доброты. Вторыесопутствующим. Мы часто можем более неосознанно относиться ко второму типу врагов.

Четыре аспекта Нравственности таковы:
I. Соблюдение предписаний – пяти или восьми для мирян.
II. Охрана чувственных-органов — общая внимательность, применяемая при восприятии объектов видения, слуха и т. д.
III. Правильные средства для заработка на жизнь.
IV. Правильное пользование вещами в Святой жизни (для монахов).

2. Отсечение препятствий для практики
Этими препятствиями считается все, что может побеспокоить и нарушить вашу практику. Часто они делятся на десять категорий:
i. Непригодное жилье
ii. Члены семьи (для мирян) / спонсоры миряне (для монахов)
iii. Имущество или обретения
IV. Ученики
V. Строительство или чрезмерное вовлечение в другие хозяйственные работы
VI. Путешествия
VII Родственники (для мирян) или беспокойная обстановка в месте где живешь (для монахов)
VIII. Болезнь
IX. Обучение
X. Сверхъестественные способности

Хотя они и не обязательно могут быть вредны для здоровья, но могут отнимать ценное, предназначенное для практики время. Они также могут стать источником привязанности, гнева или других загрязнений ума, к которым новичок может быть особенно подвержен.

Поэтому из всех этих 10 аспектов лучше всего отказаться от как можно большего количества. Для начинающего практика отказаться от них всех по началу может быть довольно сложным.

В отношении практики Метта-Бхаваны особо мешающими являются препятствия, касающиеся людей (II, IV, VII). Это может показаться противоречивым и кто-то может спросить: «Можете ли вы оставить всех их, когда развиваете Любящую доброту ко всем живым существамТут мы должны понять, что для того, чтобы действительно развить сильную Метту в отношении окружающих, мы должны сначала глубоко укорениться в этом состоянии. Так, например, нам потребуются действительно сильные и мощные Метта и терпение, чтобы иметь возможность отрешенно воспринимать глупость окружающих людей. И поэтому уединение и практика всегда должны стоять для нас на первом месте. Для всего остального мы обязательно найдем время потом.

Другой вопрос касается Сверхъестественных способностей. Чтобы использовать их, требуется концентрация, поэтому они не будут препятствием для Метты. Они больше являются препятствием для практики Випассаны (Прозрения).

В медитациях Саматхи окружающая среда должна быть максимально умиротворяющей и удобной, поскольку она способствует успокоению ума. Природа также способствует умиротворению и естественному успокоению ума. Свежий воздух и отсутствие беспокоящих насекомых обеспечивают безопасность, здоровье и помогают растворению беспокойства, в то время как окружающие, и поддерживаемые вами чистота и порядок также помогают развитию концентрации.

Еще одним фактором является подходящая компания: например, друзья практикующие с небольшим или полным отсутствием гнева в умах, те, кто не раздражает и не беспокоит вас, станут идеальными компаньонами, для тех кто в них нуждается. Лучшими кандидатурами для этого будут практики, имеющие сильную Метту или достигшие ее полного совершенства.

3.Удобное место
В Ангуттара Никае объясняется, что подходящее место должно иметь следующие атрибуты:
I. Удобство в прибытии туда и отъезде от туда.
II. Спокойная атмосфера днем и ночью.
III. Отсутствие опасностей.
IV. Наличие всего действительно необходимого.
V. Наличие наставника.

4. Опытность наставника
Как и в других формах медитации, искусный Учитель является важным фактором для обучения. Лучше всего, если мы найдем того, кто обучен, сдержан и совершенен в медитации. В этом случае это означает, что наставник достиг совершенства в практике Метты или Брахма-вихарах (Четырех безграничных состояниях в которые входит и метта). Так же Учитель должен быть искусен в обучении других и в преподнесении информации.

5.Подходящий объект для медитации
Здесь речь идет, конечно же, о Любящей-доброте (Метта). Обычно практика Четырех безграничных состояний (Брахма Вихара) касается их всех. Все они фокусируются на живых существах в качестве своего объекта. Мы так же можем сказать, что все они являются позитивными отношениями к одному существу или группе.

Эта форма медитации особенно подходит для тех, кто намеревается преодолеть гнев или связанные с ним проблемы (например, плохое настроение, ревность, жестокость, страх, беспокойство и нервозность). Это состояние весьма полезно, поскольку создает хорошее взаимоотношение между людьми и к себе самому. Это сделает ваши жизнь и работу легкими и счастливыми. Эта медитация также обычно хорошо подходит для начинающих практиков, так как приносит быстрые результаты. Есть известное высказывание, что ум человека практикующего Метту  быстро успокаивается. Эта практика безопасна и не имеет особых сложностей. Поэтому Метта — одна из медитаций спокойствия, которую рекомендуют начинающим практикам.

6.Устранение малых препятствий
Этот процесс завершает второстепенную часть работы, устраняет все внешние помехи, которые могут вызвать некоторые возбуждение или неспокойное состояние ума.

7.Подробные индивидуальные наставления
Медитация это индивидуальное развитие ума, требующее определенных навыков и непосредственного практического опыта. Поэтому, несмотря на одинаковые состояния, в которые в итоге попадает каждый практикующий, для достижения максимальной эффективности ему все равно потребуются персональные наставления, соответствующие его темпераменту и конкретной жизненной ситуации.

Мотивация — это важный фактор для выполнения любой задачи. Для успешного развития Любящейдоброты необходимо иметь много терпения, чтобы настойчиво преодолевать все возможные трудности.

Поэтому начальный этап практики так же предполагает размышления на следующие темы:
I. Преимущества терпения.
ii Преимущества любящей доброты.
III. Опасность гнева.

Эти размышления следует практиковать как можно чаще, чтобы они служили постоянным напоминанием и мотивацией в вашей практике.

Терпение:
i. терпение означает способность принимать существующую ситуацию без расстройства, беспокойства и гнева.
ii. Когда человек терпелив, он избегает многих ненужных проблем.
III. Когда человек терпелив, он может обрести много полезных возможностей недоступных нетерпеливым людям.
iv. Когда человек терпелив, он способен сильно развиться в любых своих начинаниях, потому что большим достижениям обычно предшествуют сложности.
V. Терпеливый человек будет способен преодолеть куда больше гнева, чем нетерпеливый, в своем развитии Любящей-доброты и других добродетельных состояний.

Мы можем также размышлять о событиях из жизни Будды и его учеников, о том, как они преодолевали свои трудности, чтобы достичь Истинного величия при помощи своего терпения.

Одной из таких историй является одна из прошлых жизней Бодхисатвы, в которой он работал над развитием Парами (Совершенного состояния) терпения. В этой жизни, даже когда его пытали, отрезая ему руки и ноги, он не выказывал гнева. Он просто спросил короля, который приказал это сделать: «Как ты считаешь, я действительно терпелив?» В конце Бодхисатве вырезали сердце, но даже тогда он не выказывал гнева и был терпелив. Его назвали носителем/практиком терпения – Кханти-вади.

Так же мы можем размышлять и о преимуществах любящей доброты.
1. Легкое засыпание.
2. Счастливое пробуждение.
3. Отсутствие плохих снов.

Эти первые три аспекта не следует недооценивать. Сон — это восстановительный процесс и играет важную роль в нашей жизни. Если мы не будем получать правильного сна, наше тело и ум на следующий день будут сильно страдать, и жизнь будет казаться несчастной, как это бывает во время бессонницы.
У тех, кто практикует Любящую-доброту, ум не несет никакой недоброжелательности по отношению к кому бы то ни было. Его ум спокоен и наполнен радостью.

Это подходящие условия для легкого и спокойного сна, и если сновидения возникают, хорошее состояние, предшествующие им, оказывает на них благоприятное воздействие. После такого сна, проснувшись, человек будет достаточно здоров, чтобы счастливо выполнять повседневные обязанности. Это, в свою очередь, делает его все более счастливым.

В буддийской психологии глубокий сон — это состояние сознания, не имеющее какого-либо мыслительного процесса. Оно является результатом каммы и чувственной дверью ума. Когда же в нем возникают мыслительные процессы, ум переходит из пассивного состояния в активное. Сновидение — это активное состояние, возникающее в уме.

Для сновидений существует множество причин, четыре из которых приведены ниже:

I.Мышление в течение дня продолжается даже после того, как человек перестал осознавать окружающее.
ii.Мысли, возникающие из-за дисбаланса элементов в организме, например, таких как дискомфорт и болезнь. Эти сильные ощущения будоражат мысли.
III. Духи или умершие родственники, пытающиеся установить контакт с человеком.
Iv. Ясновидение.

Сны часто не поддаются контролю, так как возникают после того, как нормальное осознание отключается. То, как они возникают, зависит от нашей собственной природы и привычек. Тот, кто привык в течение дня поддерживать дурные мысли, будет переносить их в свои сны. Точно так же человек с хорошими мыслями будет видеть хорошие сны.

4.Любим людьми.
5. Любим другими живыми существами.

Мы не можем избежать встречи с людьми или другими существами. Даже лесной отшельник может встретить диких животных! Так что лучше всего для всех нас настроиться на благоприятное отношение ко всем живым существам. Метта — это состояние, которое будет способствовать благосостоянию и выгоде друг для друга. Оно делает счастливым человека, людей, семьи, общины, страну, мир и миры. При помощи нее можно избежать многих страданий.

6.Дэвы (боги) защищают его.
Дэвы — это существа, которые живут в небесных сферах. Хотя мы, возможно, и не можем их видеть, они, как известно, оказывают влияние на жизнь людей. Тем, кто добродетелен и с Любящей-добротой относится ко всем существам, в том числе и дэвам, они могут оказать помощь и защиту.

7.Огонь, яд, оружие не могут повредить практику.
Метта — это защитная сила ума и её свойство заключается в том, чтобы создавать благоприятные состояния ума и устранять вредные. Огонь, яд и оружие, часто ассоциирующиеся с опасностью, также отбрасываются ею в сторону. Эта сила до какой то степени существует в жизни человека, когда он постоянно имеет Метту в своем сердце. И чем сильнее эта Метта, тем сильнее эта сила может себя проявлять. История Бодхисаттвы, совершенствующего парами Метты, является хорошим примером этому.

8.Ум практика легко успокаивается.
Поскольку счастье — это ближайшая причина для сосредоточения, то очевидно, почему практикующий Метту обладает этим преимуществом. Потому этот объект сосредоточения, может легко успокоить ум даже начинающих практиков. Это будет особенно верно для тех, кто обладает злым темпераментом и тех, кто вовлекается в большие стресс и напряжение на работе. Кроме того, эту практику можно легко и без вреда выполнять даже после кратких инструкций.

9.Проясяется лицо.
У счастливого лица счастливое сердце и это нравится всем. Вот почему вам советуют улыбаться, даже если вы не чувствуете себя счастливым. Однако в буддизме нам необходима искренность, иначе улыбка может быть воспринята как лицемерие. Поэтому Метта служит лучшим косметическим средством для мужчин и женщин, а также лучшим мотивом для благого дела!
Хороший цвет лица также является признаком хорошего здоровья. Чистое состояние ума приносит пользу и создает в организме полезные, способствующие хорошему здоровью вещества. И наоборот, человечеству давно известно, как гнев и другие злые состояния ума могут вызывать такие болезни, как гастрит и другие психосоматические заболевания.

10.Умиротворенный уход из жизни.
Когда наступает смерть, очень важно поддерживать ум в чистом состоянии, так как он оказывает сильное влияние на созревание хорошей каммы, которая будет определять природу следующего перерождения. Тот, у кого в сердце постоянно существует Метта, будет иметь хорошие каммы, которые принесут ему мирную, далекую от насилия смерть. Его добрая камма созревает так, словно добрые друзья и родственники приходят издалека, чтобы поприветствовать его. Это приносит ему благоприятные и счастливые знаки во время умирания, которые приведут его к счастливому перерождению.

11. Если практик и не достигнет полного Освобождения (то есть не переживет состояния Архата), он умерев попадает в мир Брахмы.
Четыре Пути и Плода Просветления достигаются только путем практики Випассаны, но Метта может служить сильной основой для сосредоточения. Если эта концентрация достигла уровня поглощения (джханы), то она может привести к перерождению в мирах Брахмы. Если же в медитации достигается концентрация доступа, то она может помочь перерождению Девой или человеком.

Состояния глубокой концентрации очень сильны своим каммическим потенциалом и имеют преимущество перед другим состояниями ума.
Противоположностью Метты выступают различные состояния гнева. Вкратце их не выгодность можно привести так:
человек спит и просыпается несчастным, видит плохие сны;

люди, дэвы не любят его, его преследуют враги и демоны;
его жизнь, может быть полна опасностей;
— у
него темный и некрасивы цвет лица;

он страдает от слабого здоровья;
— к
огда приходит смерть, он умирает в смятении и достигает горестных перерождений.

Гнев, по своей природе вреден, насильственен и агрессивен, причиняет много вреда своему хозяину и окружающим его людям, при помощи злых поступков (убийства, разрушение и т. д.), злых слов (брани, клеветы, лжи и т. д.) и злых мыслей. Неудовольствие или несчастье всегда будет там, где есть гнев. Как можно быть счастливым в таком состоянии? Еще больше печали, страха и ужаса возникает в результате совершенных злых поступков. Такой, человек совершает поступки, о которых в послдствии будет сильно жалеть.

Всем людям следует осознавать опасность этих состояний. Их можно избежать, но для этого необходимо прилагать позитивные и настойчивые усилия. Зачастую каждому из нас довольно легко быть небрежными, оправдывая свои вредные поступки, которые уже были совершены и никак не могут быть отменены. За ними обязательно последует страдание. Осознавание опасности гнева может помочь нам преодолеть его и развивать Метту.

 

Начало практики Любящей-доброты
Нет такой позы, в которой вы не могли бы практиковать мысли Метты. Интенсивно развивая Метту практики излучает Любящую-доброту все время, в какой бы позе он ни находился – стоя, сидя, при ходьбе и (если не хочет спать) лежа.
Обычно сессии практики сидя чередуются с ходьбой, постепенно удлиняясь по времени.
Излучая Метту во время ходьбы, медитатор не обращает внимания на ощущения или явления, связанные с процессом ходьбы, с точки зрения Випассаны. Он просто продолжает практиковать ее при ходьбе. Когда концентрация становится более интенсивной, вполне естественным может стать замедление его шагов. Иногда так же можно просто неподвижно стоять и медитировать. Когда поток Метты прекращается, вам придется остановиться, чтобы пробудить его снова. Ходьба по природе своей включающая физическую активность, связана с Аспектом энергии и, следовательно, помогает поддерживать усилие в практике, сохраняя поток Метты, т. е. фактически помогает взращивать первый и второй факторы Джханы — направление и и удерживание ума на объекте медитации (витакка, вичара). Обычный рекомендуемый период медитации ходьбы — один час. Она так же помогает поддержанию физического здоровья.

Лучшей позой для практики медитации сидя будет положение со крещенными ногами в полном лотосе, с подошвами направленными вверх. Сидите — с прямой спиной, руками положенными на ноги, друг на друга и ладонями обращенными вверх. Поскольку большинство людей не может долго находиться в этой позе, они могут сидеть в полу-лотосе, положив одну ногу на другую. Есть и другие возможные варианты, такие как бирманский метод сидения, когда обе ноги согнуты, но не скрещены. Так же Есть и другие позы. Обычно же поза для практики должна быть сбалансированной спина прямая, а ноги согнуты. Это помогает сохранять бдительность ума, оставляя тело в достаточно комфортном положении. В медитации Саматха (Концентрации) это очень важно, особенно для тех кто только начал практиковать, поскольку медитатор не должен менять положения тела, оставаясь неподвижным в течение длительного времени.

Сидя мы вначале можем попытаться расслабиться, двигая свое внимание по телу от головы к ногам и от ног к голове, плавно осознавая тело по частям и медленно проникая вниманием от его поверхности внутрь к органам и костям. Расслабившись мы должны принять решение отложить все мысли о делах на весь период медитации. Все ваши проблемы должны быть отложены в сторону! Сейчас пришло время для медитации. Все остальное не имеет значения! Если человек достаточно решителен в этом отношении, ему удасться отбросить большинство мыслей. Затем мы должны убедиться, что ум остается расслабленным и спокойным. Нам также следует сохранять сильную осознанность или внимательность ума, иначе он впадет в состояние лени и оцепенения.

После того, как сядете в подходящую позу, вы должны оставаться неподвижными и максимально расслаблены до тех пор, пока физическое тело не обретет состояние сходного с бесчувственностью — в нем не будет ощущаться ни малейшего напряжения. Его как будто вообще не будет существовать. Тогда уже можно перейти к практике Метту к самому себе. Старайтесь практиковать это очень осторожно, иначе может возникнуть напряжение или беспокойство. Каждая пробужденная мысль должна быть подобна очень маленькому, тонкому, мягкому пузырьку или туману, исходящему из ума. Медитируя таким образом, мы сможем сохранять и увеличивать свое умиротворение.

Иногда некоторые люди думают, что практиковать Метту самому себе — эгоистично. Так происходит потому, что они неправильно понимают, суть этой практики и связанное с ней ментальное состояние. На самом деле оно заключается в том что главной ее мотивацией является искреннее и бескорыстное желание развиваться на духовном пути. То есть, чтобы быть счастливее и здоровее, нужно старательно практиковать, потому что с помощью этого можно отпустить гнев и все нездоровые состояния ума. Так, медитатор будет вводить эти намерения или стремления в свое сознание одно за другим, позволяя им глубоко укоренившись в нем, создавать далеко идущие последствия. Человек в своем уме произносит не просто слова, а скорее создает искренние благо-пожелания, полностью понимая смысл того что происходит т. е. зачем он это делает.

Эти благо-пожелания таковы:

Пусть я освобожусь от враждебности (аверо хоми)
Пусть я освобожусь от душевных страданий (абьяпадо хоми)
Пусть я освобожусь от физических страданий (аногхо хоми)
Пусть я буду жить счастливо и благополучно (сукхиаттанам парихарами)

Так следует практиковать в течение первых пяти минут (медитационной сессии), которая должна длиться не менее часа. Эта система преследует сразу несколько целей:

— Напомнить себе об истинной цели.
Человек должен постоянно следить за тем, что-бы иметь в уме чистую цель в своей жизни, это включает в себя и образ жизни во всех его аспектах: правильные средства заработка, нравственность поведения и так далее. Если этого не делать, в практике медитации и вне ее неизбежно будут возникать сложности.

— Пробуждение мотивации.
Осознав свою потребность быть по-настоящему счастливым, можно начать лучше понимать потребности окружающих вас людей. Это станет хорошей мотивацией и облегчит возникновения потока Метты.

— Создание предварительной концентрацией.
Искреннюю мотивацию благо-пожелания зачастую легче пробудить к себе, чем к другим существам. Что облегчает достижения некоторого начального уровня концентрации, которая в последствии сможет эволюционировать в более глубокие состояния по мере развития практики. После этого медитатор сможет продолжить излучать Метту другим людям.

Все окружающие нас люди могут быть разобраны на пять групп:

Чрезвычайно близкие (атипия)
Симпатичный (пия)
Безразличные (маджхата)
Неприятные (апия)
Враждебные (вери)

При выборе человека в качестве объекта для практики Метта Бхаваны (медитации Любящей-доброты) рекомендуется в начале выбирать людей из второй группы – симпатичного вам индивидуума, потому что Метта к нему возникает довольно легко. Люди из первой группы могут вызывать привязанность. Третья группа же может вызывать некоторые трудности для возникновения Любящей-доброты, а четвертая и пятая может вызвать вместо нее гнев. Также не рекомендуется практиковать ее к людям противоположного пола, так как это может вызывать вожделение. Тут возникает вопрос: «Что, если практиковать Метту, выбрав как объект свою мать или отца?”(противоположного пола) Обычно это не рекомендуется, так как неустойчивый ум может легко перескочить на другого человека противоположного пола. Другой тип людей, которых не рекомендуется выбирать в качестве объекта медитации — это покойные. Такая практика не сможет создать в уме глубокой концентрации, так как этого человека уже не существует и он уже находится в другом состоянии. Поэтому симпатичный вам человек должен быть живым и принадлежать к тому же полу, что и практикующий. «Симпатичный» означает, что он (или она) при воспоминании легко вызывают в вашем уме Метту. Скорее всего, в уме этого человека так же уже присутствует довольно много Метты, помимо всех остальных добродетелей, таких как нравственность, сосредоточенность, мудрость, терпение, смирение и так далее. Обычно это будет тот человек, к которому вы относитесь с большим уважением и дружелюбием.
Тот, кого вы можете назвать своим настоящим другом. Особенно хорошо для практики будет если вы знаете его в течение некоторого времени, проведя его лишь с небольшим количеством или совсем без каких-либо конфликтов. Так вы сможете вспоминать все хорошее, что он сделал для вас, а также счастливые моменты прошлого, чтобы пробудить в уме Метту.

Когда вы выберете такого человека, он станет основой и источником, из которого ваша Метта пустит глубокие корни и распространится далеко во всех направлениях. Сильнейшей причиной для Метты является дружелюбный человек или существо. Поэтому мы должны видеть благоприятный аспект их личности. Одним из способов использование этого будет воспоминание о его добродетели и хороших качествах. Мы даже можем перечислять их. Например — сердечность (в1), мудрость (в2) и.т.п. Чем более длинным будет наш список, тем легче будет наша практика. Одно только воспоминание об этих качествах вдохновит нас на благо-пожелания. Нам следует использовать их экономно, так что-бы этот эффект продолжался как можно дольше.
Например, когда мы вспоминаем о качестве (в1), в уме возникает Метта. Всякий раз, когда она затихает, мы можем вновь использовать (в1), чтобы снова ее пробудить. Через некоторое время качество (в1) может стать неэффективным (в течении какого то времени), тогда нам следует использовать качество (в2) для пробуждения состояния благо-пожелания. Нужно так-же использовать (в2) для поддержания Метты. Когда и оно на время потеряет свою эффективность, мы снова можем вернуться к (в1) и продолжать пробуждать свою Метту при помощи качеств (в1) и (в2) до тех пор, пока они оба не перестанут действовать, тогда мы должны начать пользоваться качеством (в3).

Другим способом увидеть положительные качества человека и пробудить к нему Метту будет вспомнить события, связанные с ним, которые могли бы вдохновить ее. Это может быть оказанная вам помощь, предложенные подарки или просто добрые, сердечные слова. Естественно вам следует избегать вспоминать связанные с ними неприятные моменты. Мы можем так же как и в прошлом примере вспоминать связанные с ним события:

Событие 1: дары подаренные вам на день рождения
Событие 2: помощь во время трудностей
Событие 3: помощь в духовном развитии
и т. д … С4

Когда в уме возникает состояние Метты, оно должно быть искренним и исходить из глубины вашего сердца. Его следует развивать так, чтобы оно текло обильно, свободно и безпрепятствено. Нет ничего плохого в том, чтобы практиковать Метту к любому объекту по вашему выбору. Единственное что следует помнить чтобы эти благо-пожелания практиковались с мудростью и были свободны от привязаностей. Когда в уме возникает состояние Метты, обычно практик побуждает его с помощью четырех типов пожеланий:

Пусть он / она освободится от вражды / опасности
Пусть он / она освободится от душевных страданий
Пусть он / она освободится от физических страданий

Пусть он/она живет счастливо и благополучно

Основный принцип этой медитации заключается в том, что когда мы проговариваем каждое из них, мы должны делать это с Меттой. Тогда оно вызовет еще больше Метты, позволяя этому состоянию длиться дольше. Важным аспектом этой практики так же является ясное и искреннее понимали смысла этих благо-пожеланий. Прежде чем Метта от первого пожелания стихнет, мы должны подталкивать ее использованием следующего. Когда же мы используем все четыре пожелания, нам нужно снова начать с первого. Так можно продолжать бесконечно.

Второй аспект заключается в том, что если одно пожелание, например “Да будет он свободен от вражды”, действует эффективно и производит сильную, долго длящуюся Метту, мы должны позволить этому продолжаться как можно дольше. Так практика будет углубляться. Однако, если одно из пожеланий не очень эффективно, мы можем пропустить его или быстро проговорить.

Третий важный аспект этой практики заключается в том, что у каждого из пожеланий есть более глубокий смысл, который так же можно осознав иметь в виду. Если медитатор познает его, он сможет практиковать с большей эффективностью:

Пусть Он / она освободится от вражды / опасности
Вражда может относиться к и вражде внутри ума (например его загрязнениям). Более позитивным пожеланием несущим тот же смысл будет Пусть ему будет сопутствовать Любящая-доброта«. Поэтому мы можем использовать пожелание «Пусть он живет в безопасности». Термин «Опасность» так же может к любым опасностям и вредящим нам состояниям внутри (например, загрязнениям, плохим каммическим результатам) или снаружи (например, катастрофам, авариям и т. д.)

Пусть Он / Она освободится От Душевных Страданий.
Термин душевные страдание” относится к печалям, разочарованиям, страхам, отчаянию, раздражению и всем видам загрязнений, которые присутствуют в уме, а также к неудовлетворенности обусловленного существования. “Пусть он будет мирным и счастливым » — таково позитивное пожелание идентичное ему.

Пусть Он / Она освободится От Физических Страданий.
Физическое страдание включает в себя все формы физического дискомфорта, болезни, недомогания и неудовлетворенности. Позитивное пожелание для него может быть таким: “Пусть он будет здоров и силен”.

Пусть Он/Она будет счастлив и благополучен.
Это означает, что мы хотим, чтобы он (или она) был способен выполнять все виды деятельности в своей жизни для ее поддержания, такие как сон, питание, заработок на жизнь, уход за детьми, женой, домом, отдых, выполнение духовных обязанностей итп

Последнее из этих пожеланий само по себе позитивно. Негативным его вариантом может быть “пусть у него не будет никаких неприятностей, проблем, препятствий”. На своем опыте и опыте знакомых мне медитаторов я понял что позитивность благо-пожеланий дает им совсем другой психологический эффект, более сильный в своей доброжелательности, нежели чем негативные формулировки, которые несут в себе большие аспект сострадания и избавления от страданий. Поэтому оба аспекта в конечном счете будут, явно заслуживать вашего исследования. В качестве возможной альтернативы можно использовать и позитивные, и негативные благопожелания, что увеличивает число пожеланий с четырех до восьми. Здесь также стоит отметить, что слишком большое количество пожеланий может мешать развитию концентрации у начинающих практиков. Поэтому я стараюсь придерживаться четырех.

Другая модификация ваших благо-пожеланий может быть связана с личным состоянием объекта на которого они направленны. Например: “Пусть он будет освобожден от смертельной болезни рака, которая поразила его”, или пожелание для сына, чтобы он хорошо учился. Они более конкретны и поэтому не могут быть применимы постоянно и ко всем остальным объектам. Тем не менее, они являются здравыми здравыми пожеланиями Метты, и, когда практикуются с сильной и глубокой концентрацией, то будет приносить позитивные результаты.

В начале ваш поток Метты не будет сильным и долгим. Вам следует остерегаться простого повторения благо-пожеланий без самого чувства Метты. Пытаясь пробудить его, нужно так же остерегаться беспорядочного и неконтролируемого мышления (которое приводит ум к беспокойству). Так же следите чтобы в уме не возникало разочарования, если ощущение Метты не возникает. Поэтому очень важно, чтобы в уме постоянно присутствовала осознанность, которая сможет заметить, как эти препятствия начинают возникать.