Краткие фрагменты наставлений

Дост. Тханиссаро Бхиккху

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

 


Благородны поиск (избранные отрывки)

Как говорит Будда, благородный поиск – это счастье, которое не стареет, не болеет и не умирает. Все другие ваши поиски связаны с тем, что подвержено увяданию, старению, болезням и смерти. Наши тела будут болеть и умирать, поэтому не получится добиться чего-то особенного, отдав их скоротечным и сомнительным удовольствиям. Но если вы решитесь на благородный поиск, то это будет то, что совершил сам Будда. Он сказал, что именно это делает жизнь стоящей. Даже когда он не был уверен в благоприятном исходе, он сказал, что то, что он приложил усилия, что был готов пожертвовать собой на этом пути, придало его жизни определенное величие.

Всё это придает смысл тому, что у вас есть это тело, которое действует и ум, который мыслит. Направьте их на благие дела.

Вы потеряете своё тело, потеряете эти ощущения, распознавания и процессы волевого конструирования. Вы потеряете даже сознание в какой-то момент. Так почему бы не использовать их на благородном пути, вместо того, чтобы видеть, как они дряхлеют и увядают из-за того, что вы не используете их верным способом, или ждать пока у вас их «вырвут из рук», потому что вы не применяли их надлежащим образом.

Поэтому подумайте, что вы можете сделать со своей жизнью, с благородной жизнью. Посмотрите, что вы можете сделать со своей жизнью, с полученными вами способностями. Это именно то, что придаст вашей жизни смысл.

О МОТИВАЦИИ

«В то время, когда я жил в Таиланде и ходил за сбором подаяния, то часто так бывало, что несколько очень бедных людей клали пищу в мою монашескую чашу. Особенно мне запомнилась одна пара. Они недавно поженились. У них была маленькая хижина, достаточно вместительная для того, чтобы они могли в ней спать вдвоём и небольшая кухонька на заднем дворе. Тем не менее, каждый день они клали небольшое количество пищи в мою чашу – немного риса и кусочек колбасы или горсточку сушеной рыбы. Я возвращался в монастырь, ел их пищу и предостерегал себя: «Итак, сегодня ты пользуешься щедростью этих бедных людей. Тебе нельзя быть небрежным в своей медитации. Тебе нельзя быть ленивым. Тебе следует заниматься медитацией для них».

Даже когда вы, будучи мирянами, сидите и медитируете в этом монастыре, вы окружены щедростью людей. Земля здесь была подарена. Этот зал для медитаций – «сала» был построен на пожертвования людей. Всё здесь является даром для того, чтобы мы могли медитировать, а затем, благодаря нашей медитации, мы сможем принести пользу другим. Постарайтесь смотреть на это с такой перспективы. Особенно, когда вы чувствуете вечером усталость и говорите себе: «Ну, на сегодня этого хватит». Вам необходимо спросить себя: «Итак, сделал ли я немного больше чем другие? Этого достаточно?» Приложите ещё немного усилий, для того, чтобы вернуть свой долг другим».

О ДОСТОИНСТВЕ И СДЕРЖАННОСТИ

Важно, чтобы мы поняли ту роль, которую играет сдержанность в преодолении проблемы страдания и в нахождении подлинного благополучия. Поймите, что вы не отказываетесь от того, что вам действительно необходимо. Хотя наше тело нуждается в небольшом количестве необходимых продуктов питания, одежды, лекарств, а также в небольшом жилище, существует огромное количество того, в чём оно не нуждается. И поскольку использование необходимых вещей связано со страданиями, как наших, так и других людей, участвующих в их производстве, то мы обязаны перед самими собой и другими двигаться в направлении ограничения и сдержанности, отказываясь от тех вещей, в которых мы не нуждаемся, чтобы не быть отягощенными ими.
~
Какая-то часть нашего ума сопротивляется этой истине, а наша культура не очень этому способствует, потому что она поощряет это сопротивление: «Поддайтесь этому импульсу, уступите тому влечению, подчинитесь своему страстному желанию. Это хорошо для экономики и хорошо для вас в духовном плане. Будьте осторожны, если вы будете подавлять свои желания, то запутаетесь в психологических проблемах».
~
Уроки нашей культуры учат нас выходить в свет и покупать, покупать, покупать, учат нас быть жадными, алчными, повсюду уступать и поддаваться. И что же следует из такого послания, о каком достоинстве здесь идёт речь? Это похоже на достоинство рыбы, заглатывающей свою наживку.
~
Если мы хотим возродить такие слова как достоинство и сдержанность, то нам нужно отучиться от подобных привычек, предать забвению такие послания и пожинать те плоды, которые преподносят нашим умам подлинное достоинство и сдержанность.

ИСТОРИЯ ПРО МОНАХА

В Каноне есть история про одного монаха, который находился в затворничестве в своей маленькой лесной хижине. Из деревни поблизости доносились звуки какого-то веселья, и монаху было их слышно, вероятно, это был какой-то местный праздник. Он сидел и думал о том, насколько должно быть весело местным жителям в деревне и сокрушался о том, насколько мало веселья у него здесь, где он находился. И тут перед ним возник дэва (небожитель) и сказал: «Вы не понимаете, насколько вам повезло. Все эти люди направляются в ады, и на самом деле это они завидуют вам – тому, который находится здесь в лесной хижине».

Конечно, ад это не единственная альтернатива, которая способствует тому, что практика медитации выглядит чем-то лучшим. Но просто взгляните на то, куда прямо сейчас направлены жизненные пути большинства людей. У них или полностью нет какой-либо цели в жизни, или они преследуют странные, неверные цели, которые приведут их к большому страданию, а так же будут страдать люди, которые их окружают. Вся та важная работа в их умах останется несделанной. Но у нас здесь [в монастыре] есть всё необходимое время, есть возможность и поддержка, в которой мы нуждаемся для того, чтобы непосредственно сосредоточиться на своём уме. Это трудная работа, но у нас есть благоприятная возможность. У большинства людей в мире такой возможности нет.

О НАЗНАЧЕНИИ ОСОЗНАННОСТИ

Назначение осознанности заключается не в том, чтобы просто наблюдать, как что-то возникает и исчезает. Её подлинное назначение состоит в том, чтобы активно способствовать появлению чего-то умелого и содействовать тому, чтобы как можно скорее уходило всё неумелое. Вот о чём вам следует помнить.

Правильная осознанность имеет дело с тем, о чём вам необходимо памятовать, когда вы пытаетесь развивать умелые качества и отказываться от неумелых. Если в уме появляется что-то умелое, то вы не просто наблюдаете, как оно приходит и уходит, и говорите себе: «Ну, это нечто изменчивое». Вы не забываете о том, что надо приложить все усилия для того, чтобы оно возникло. Когда оно присутствует, вы памятуете о том, чтобы приложить все усилия для того, чтобы оно оставалось, и позволяете ему расти.

Что же касается неумелых вещей, то вы помните о необходимости прилагать все усилия для того, чтобы избавляться от них. Как только вы от них избавитесь, не забудьте убедиться в том, что они не вернутся снова».

О СЧАСТЬЕ

Некоторые люди чувствуют, что не достойны счастья, не заслуживают его. Итак, проблема, связанная с тем, что кто-то достоин или не достоин счастья никогда не поднимается в учении Будды. Существует просто вопрос причины и следствия. Благотворное действие, которое было мотивировано умелым, благим намерением, приводит к хорошим результатам. Этот механизм безличен. Неумелые действия, мотивированные неблагими намерениями, ведут к боли. У каждого из нас было множество деяний в прошлом, поэтому обязательно будет что-то хорошее смешанное с чем-то плохим. Вам не нужно сначала избавиться от плохой каммы, прежде чем вы сможете наслаждаться хорошей. Просто учитесь использовать удовольствие и боль наилучшим образом, когда они приходят вместе.

Будда никогда не говорил о том, что прежде чем вы сможете достичь пробуждения, вам сначала нужно избавиться от своей старой каммы. Подобное представление о том, что медитация – это очищение, которое сжигает вашу старую камму, является в действительности учением джайнов, которое Будда в одной из своих бесед высмеял.

Другими словами, существуют потенциальные возможности для страданий, которые проистекают из ваших прошлых дурных проступков, но также есть потенциальные возможности для счастья, которые проистекают из ваших прошлых благотворных деяний.

СВОБОДА ОТ ПРИРОДЫ БУДДЫ

«Что есть ум? Ум не есть «что-то”».
Аджан Ча

«Ум не хорош и не плох, но он является тем, что осознает хорошее и плохое. Ум – это то, что совершает хорошее или плохое. И ум – это то, что отпускает, освобождается как от хорошего, так и от плохого».
Аджан Ли

Отсутствие врожденной природы

Будда никогда не поддерживал идею, когда уму приписывали бы какую-то врожденную природу, будь она светлой, дурной или даже будь она природой самого Будды*. Идея врожденной природы проскользнула в буддийскую традицию в более поздние времена, когда принцип свободы был забыт. Прошлая неблагая камма была представлена как полностью предопределенная, и казалось что с ней ничего не поделать, до тех пор, пока вы не признаете наличие в уме “внутреннего” Будды, который может её преодолеть, или “внешнего” Будды, который может вас от неё спасти. Но когда вы понимаете принцип свободы, что прошлая камма не формирует целиком ваше настоящее, и что настоящая камма есть вопрос свободного выбора умелой альтернативы, тогда вы понимаете, что идея врожденной природы является излишней, подобно багажу сверх нормы в пути.
Из-за этой идеи вы увязаете. Если вы предположите, что ум в своей основе плох, то будете считать, что не можете следовать по пути и будете стремиться искать помощь извне, чтобы работу выполнили за вас. Если же вы предположите, что ум в своей основе является хорошим, то будете считать, что можете следовать по пути, но в скором времени остановитесь, удовлетворившись этим. Такие допущения будут препятствием для старательности, которая необходима для того, чтобы идти по пути, и поддерживать вас на нем, когда путь создаст состояние относительного умиротворения и лёгкости, которое покажется надежным и очень реальным. Если вы допускаете наличие природы Будды, то не только рискуете впасть в самодовольство и самоуспокоение, но также запутываетесь в колючем кустарнике метафизики: если что-то может случиться с пробужденной природой, то настолько ли она хороша? Как могло нечто пробужденное, которое является врожденным, вдруг стать загрязненным? Если ваша подлинная природа Будды введена в заблуждение, то, что помешает ей не стать жертвой заблуждения после повторного пробуждения?

Эти вопросы на более поздних стадиях пути становятся особенно важными, поскольку вы достигаете тонких уровней процессов конструирования (sankhāra). Если вы будете настроены на то, чтобы искать врожденную природу, то будете стремиться увидеть её, когда достигнете ярких, недвойственных стадий сосредоточения, которые называют беспредметными, в которых царит пустота и ненаправленность. Вы споткнетесь на той стадии, которая будет подходить под ваши предположения о том, какой является пробужденная природа. Но если вы будете настроены на поиск процесса конструирования, то увидите эти стадии как разновидность конструирования, что позволит вам их разобрать, умиротворить, до тех пор, пока вы не столкнетесь с таким покоем, который будет совершенно не сконструированным.

*Прим. пер.: Надо заметить, что в Палийском каноне есть упоминание только о том, что ум является сияющим, если он не покрыт омрачениями.

О РЕЧИ
Итак, тот метод, с помощью которого мы тренируем ум, это не просто вопрос, связанный с немедленной остановкой мышления. Это обучение тому, как мыслить более умело, а начинается всё это с того, как более умело пользоваться своим ртом. Как однажды сказал Аджан Ли: «Вы должны каждый день совершать поклон своему рту». У вас есть человеческий рот, и этот рот обладает большой силой. Он не похож на пасти собак и кошек, у которых очень ограниченный запас издаваемых звуков в виде лая и мяуканья. Мы способны говорить различные вещи, и эти вещи могут оказывать огромное влияние на нашу жизнь. Если вы начнёте обращать внимание на то, что говорите в течение дня, и если будете стараться делать это более умело, то вы начнете понимать, что это влияет на то, как вы относитесь к другим людям, и как другие люди относятся к вам.

Весь контекст вашей жизни сильно зависит от вашей речи. Когда вы тренируетесь в этом направлении, то процесс внешней речи связан с вопросом работы над своим собственным умом. Осторожность, с которой вы формулируете то, что говорите, конкретная мысль и осмотрительность, с которыми вы обращаете внимание на подходящее время, решая, что стоит сказать, а что не стоит – все эти вещи развивают осознанность. Они развивают бдительность, то есть все те благие качества, которые так вам необходимы в медитации. Вы учитесь оценивать то, о чём стоит размышлять и то, какое время является подходящим или не подходящим для размышления. Ваша внутренняя речь превращается в правильную речь, в ещё один фактор пути.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЧАСТЬЕ

Когда мы говорим: «Пусть я буду счастлив, пусть все живые существа будут счастливы», то в этом случае мы вовсе не надеемся, что все будут сидеть и улыбаться, окруженные красивыми видами, приятными звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. В сущности это означает, что мы надеемся, что они будут творить добро, потому что именно в этом и заключается счастье.

Как сказал [Будда], счастье заключается в поступках, то есть когда вы делаете что-то умелое, что-то благородное. Вот в чем заключается настоящее счастье. Во-первых, потому что во время совершения такого деяния вы чувствуете себя хорошо – вы понимаете, что то, что вы делаете, никому не приносит вреда, и, во-вторых, потому что такие деяния приносят счастье как вам самим, так и другим.

УРОК, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ АДЖАНА ФУАНГА
Вы не можете позволить своей доброжелательности зависеть от того, будут ли другие люди хорошими или нет.
Итак, вам необходимо выработать не сентиментальный подход по отношению к доброжелательности. И с таким подходом вам будет намного легче поддерживать эту доброжелательность. Если вы стараетесь испытывать ко всем любовь, а затем сталкиваетесь с кем-то, кто является по-настоящему злонамеренным и жестоким, тогда, скорее всего, вы замкнетесь в себе, спрячетесь в своей скорлупе. Вместо этого вам необходимо умение путешествовать по миру с доброжелательностью в качестве защиты, с вашим дыханием в качестве защиты, зная при этом, что эта защита вам понадобится, и вот эта доброжелательность обеспечит вас защитой, которой вы сможете доверять.

Существует множество людей, которым невозможно доверять, которым вы не можете довериться. Это был тот урок, который по-настоящему поразил меня, когда я впервые встретил Аджана Фуанга. Одно из его излюбленных утверждений было таким: «Если вы доверяете пути и людям, то, в конечном счете, вы об этом пожалеете». Он объяснил это следующим образом: предположим, вы множество раз проходили по одному и тому же пути, и считаете: «О, сегодня вечером мне не нужно брать с собой свой фонарик. Я знаю, что этот путь безопасен». Что ж, есть вероятность, что этой ночью на вашем пути может оказаться змея. Тоже самое и с людьми. Люди, возможно, были добры к вам, но это не тот случай, когда они всегда будут такими. Человеческий ум очень изменчив и он может без предварительного уведомления поменяться. Вы не можете полагаться на доброту людей как на что-то, что может давать вам подпитку и поддержку. Вам следует научиться принимать в качестве поддержки всё то хорошее, что вы сами в себе можете породить.

И вот здесь очень важна доброжелательность. Если вам причиняют какой-либо вред и при этом вы сами не желаете никому навредить, то в этом случае (обладая такой доброжелательностью) вы не будете чувствовать себя виноватыми, и не будете думать, что этот вред можно расценить как какое-то наказание за ваше неумелое отношение. Вы сможете просто списать его на прошлую камму и оставить всё как есть. Такой способ мышления представляется гораздо более чистым и более терпимым.

О НАСТОЯЩИХ ОПАСНОСТЯХ

(избранные отрывки)

Настоящие опасности в жизни связаны с нашими собственными поступками и действиями, и поэтому вам следует быть очень осторожными в том, что вы делаете. Зато проявляя осторожность в своих поступках, вы по-настоящему можете обеспечить такое счастье, которое является безопасным. Так что во всём этом есть и своя светлая сторона. Если бы всё было просто старением, болезнью, смертью, старением, болезнью и смертью, без какой-либо возможности «спасения», то обвинение буддизма в прошлом в том, что он пессимистичен было бы правдой. Но это не так. Будда говорит, что есть выход. В настоящий момент мы не можем взять с собой всех, кого любим, и всё, что нам нравится вместе с нами в дорогу, ведущую отсюда. Так что здесь потребуется определенная расстановка приоритетов относительно того, что действительно важно защищать и чем вам нужно быть готовыми пожертвовать.

От того на чём сосредоточены ваши привязанности, зависит, являются ли они сравнительно безопасными или нет. Если у вас в миру есть множество привязанностей, как сказал Аджан Ли, то значит у вас есть и множество магнитов, которые будут притягивать вас туда, где они находятся. Это как с разных сторон оставить себя без защиты. Всюду где у вас есть привязанность к чему-то, там вы и открыты, не защищены. Итак, вам следует перенести все свои привязанности на внутреннее. Другими словами, осознайте, что качество ваших поступков и действий, то есть ваши мысли, слова и деяния – это и есть ваши настоящие сокровища. Это то, за что вы можете держаться, даже если мир меняется к худшему.