Краткие фрагменты наставлений
Ачарья Годвин Самараратне

Источник — Dhammaeverywhere
Пер. с англ.: Цветкова Павла

 

ПРО ОТНОШЕНИЯ

Я считаю, что вопрос отношений – самый большой вызов, с которым сталкиваются люди. Потому что ни один человек не может избежать отношений. Даже отшельник, живущий в одиночестве, должен иметь какие-то отношения. Отношение к природе. Отношение к тому, что его окружает. Отношение к себе. Так что в этом смысле никто не может избежать отношений.

Теперь, первое, что следует упомянуть об отношениях – выяснить, как вы относитесь к себе. Некоторые из вас, возможно, слышали о французском философе Жан-Поль Сартре. Он написал пьесу об отношениях. И в этой пьесе у него есть такое высказывание: «Ад – это другие» (1). Вы согласны? Каким будет буддийский ответ на это утверждение? Ад внутри нас. Вот почему в буддийских учениях всё очень непросто, потому что как считается, вы сами несете ответственность за то, что вы делаете. Очень легко обвинять других людей. Но когда мы обвиняем других людей, то мы никогда не пытаемся работать над самими собой, и мы так делаем для того, чтобы можно было и дальше обвинять других, а не смотреть на самих себя.

Поэтому очень важно выяснить, как вы относитесь к себе в том смысле, что видите ли вы себя своим лучшим другом? Или у вас есть склонность к тому, чтобы относиться к себе довольно сурово, требовательно, ставить себе минусы? Вы не доверяете себе? Если у вас нет доверия и уверенности в себе, то вы никогда не сможете доверять и верить другим. Вот почему в буддийском учении так много внимания уделяется тому, что называется самопонимание, самопознание. Всё это для того, чтобы выяснить, как вы сами к себе относитесь.

Итак, для этого вам нужно установить связь с самими собой. Вам следует научиться наблюдать за своим поведением. Вам следует распознавать свои подлинные мотивы, свои намерения до совершения каких-либо деяний. Вам следует научиться быть очень объективным по отношению к себе. Вам следует быть очень честными, искренними и правдивыми по отношению к себе. Так что я бы сказал, что в отношениях это то, что очень важно прояснить.

Разберитесь также в своих ожиданиях, своём идеализме, своих представлениях. Потому что если у вас есть очень нереалистичные представления о других людях, о себе, о том, каким должен быть мир, то вы всегда будете разочарованы. И если вы страдаете от своего рода пустоты в самих себе, то как бы с вами не взаимодействовали другие люди, проявляя к вам привязанность, уделяя вам внимание, всего этого вам будет недостаточно.

Примечание переводчика

1. Эта фраза была произнесена одним из героев одноактной пьесы Сартра «За закрытыми дверями» (которая изначально носила название «Другие»). Однако еще при жизни Жан-Поль Сартр понял, что его трактуют неверно и опровергал общепринятое заблуждение относительно этой фразы. «Я подразумевал, что если наши отношения с другими искажены, повреждены, то другой человек может быть только адом».

 

О ЛЕГКОСТИ В ПРАКТИКЕ

Мы порой очень серьезно относимся к жизни. Я всегда подчеркиваю важность ощущения легкости, игривости и способности смеяться над жизнью и над самими собой. Это действительно важное духовное качество!

Как-то раз я разговаривал с очень мудрым монахом из Шри-Ланки, который живет в одной лесной обители, и вдруг он мне сказал: «Иногда я вижу жизнь как большую шутку. Иногда она может быть очень плохой шуткой! Но все равно жизнь – это шутка». Наша проблема в том, что мы слишком серьезно относимся к этой шутке. Мы воспринимаем эту жизнь как нечто, что должно быть совершенным. И из-за этого мы теряем легкость и игривость в своём отношении к жизни и в своём отношение к практике.

Эта идея об игривости пришла ко мне как раз тогда, когда меня попросили на Шри-Ланке обучить медитации группу юных буддийских монахов. Им было около пятнадцати лет, они носили свои монашеские одеяния и жили в храме. Прежде чем мы заговорили о медитации, я дружески побеседовал с ними и спросил: «Что вам не нравится в этом монастыре и в самом расписании?» Они сказали: «Вставать рано утром на медитацию». Я сказал: «Я очень рад, потому что это очень честный ответ! А теперь скажите мне, что вам здесь нравится?» Все широко заулыбались и сказали: «Играть с собаками!» Тогда я сразу же им сказал: «Видите ли, медитация – это тоже игра, но со своим умом!» Им это очень понравилось. Позже я познакомился с некоторыми из них, и они сказали, что медитация для них стала очень легкой, особенно сосредоточение на дыхании. Они говорили, что это похоже на игру с дыханием – иногда оно есть, а иногда его нет. Так что вот так у них появилась легкость в практике.

 

ПРОСТО ЗНАЙТЕ
В повседневной жизни, когда нам приходится заниматься довольно напряженной деятельностью, мы можем учиться не практике сосредоточения, а тому, как в основном осознавать свои мысли. Не пытайтесь осознавать все свои мысли на протяжении всего дня, это будет нелегко. Но в течение дня просто возвращайтесь к своему уму и как можно чаще распознавайте, какие у вас присутствуют мысли в настоящий момент.

Второй совет относительно мыслей будет следующим – распознавайте как можно чаще на протяжении всего дня, какие вы испытываете эмоции, беспокоитесь ли, присутствует ли у вас какое-либо напряжение или какой-либо страх. Просто знайте, осознавайте, особенно эмоции, связанные с вашими мыслями. И третий совет – будьте осознанными, осознавайте, когда отсутствуют какие-либо неприятные эмоции.

На протяжении всего дня бывают такие моменты, когда мы свободны от этих неприятных эмоций, так что если у нас отсутствует осознанность, то мы даже и не знаем о том, что наш ум свободен. И последний совет – пытайтесь в течение дня возвращаться в настоящий момент. Когда вы что-то делаете, то по-настоящему присутствуйте с тем, что делаете, если не с каждым действием, которое вы выполняете, то хотя бы с некоторыми действиями, это позволит вам развить качество присутствия в настоящем. Вот таким образом мы можем применять осознанность, чтобы включить её в свой повседневный образ жизни.

 

ОБ ИДЕЕ СОВЕРШЕНСТВА
Я полагаю, что в западной культуре человек усваивает, впитывает некую идею совершенства. Меня поражает, когда на медитационных ретритах встречается довольно много людей, которые страдают от чувства вины. Мы проецируем эту модель совершенства на себя, на других людей и на саму жизнь. Пожалуйста, будьте открытыми к своему несовершенству, отпустите эти свои модели совершенства и оставайтесь открытыми к своей человечности. Научитесь воспринимать своё несовершенство и свою человечность в качестве опыта обучения, тогда вы научитесь гораздо проще относиться к себе и другим. У вас будет меньше трудностей в ваших взаимоотношениях, потому что вы будете знать, в каком мире мы живем.
ОБУЧЕНИЕ У СОБАКИ
Я воодушевляю практикующих экспериментировать, исследовать, изучать и познавать самих себя. Учитесь сами для себя быть учителями, особенно в повседневной жизни. Совершайте свои собственные открытия относительно неприятных переживаний, таких как телесная и умственная боль, а также относительно положительных переживаний, таких как радость и блаженство.
Главное тут заключается в том, чтобы обладать тем, что называют «ум новичка» или «незнающий ум». Речь идёт о наличии скромного ума. Благодаря этой скромности и смирению мы становимся открытыми для обучения чему угодно и у кого угодно. Мы можем учиться у дерева, птицы, животного или ребенка. Когда у нас есть такая открытость, тогда всё перечисленное также может быть нашими учителями.
В этой связи я хотел бы поделиться одним случаем, произошедшим со мной несколько лет назад. Я как-то проводил ретрит и это был его последний день. На ретрите присутствовала пожилая женщина, и в нашем последнем обсуждении она рассказала группе, что всему, чему она научилась на ретрите, она уже научилась у своей собаки! И тогда я её спросил: «Расскажите, пожалуйста, немного больше о вашей собаке». Она ответила: «Ну, вы наставляли нас быть в настоящем моменте, и моя собака в нём присутствует. Вы наставляли нас, что нужно быть благодарными за определенные вещи, и моя собака именно этим и отличается. Вы занимались во время ретрита упражнениями, которые называются йогой, и это тоже делает моя собака». В отчаянии я спросил её: «Разве нет разницы между вашей собакой и мной?» «Да – сказала она – есть одно отличие. Вы много говорите, а моя собака нет!»
Я был сильно впечатлен тем, как она действительно по-настоящему училась у своей собаки. В нашей повседневной жизни обладать подобным качеством – это нечто очень важное и прекрасное.