Как я могу способствовать возникновению войны?
Панньявати Бхиккхуни

 

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф


Меня часто спрашивают: «Какова позиция Будды в отношении войны?”
Он учил что все возникает по соответствующим причинам. Война возникает тогда, когда для нее имеются причины и создаются условия.
Все мы говорим, что против войны. Но так ли это? Что лежит в ее основе? Можем ли мы своими действиями невольно
призывать к войне?

Будда призывал нас постоянно размышлять над своими мыслями, словами и действиями. «Есть моя личная вовлеченность повышающая градус общественного накаленности, даже если она не идет вразрес с рамками общественной морали? Каким образом лично я могу вносить свой вклад в оскорбление других посредством своих действий или наоборот бездействия? Какие вещи, которые считаю неправильными, мне приходиться сносить, ради сохранения дружбы или своего социального статуса?
Если
у каждого из нас не будет личной этики и нравственности окончание постоянной угрозы войны так и не наступит. Мировые фракции не вызывают войны. Страны не сражаются друг с другом. Такие люди, как вы и я делают это своими словами, оружием или бомбами. До тех пор пока каждый из нас не обуздает свой ум, подпитываемый индивидуальной алчностью, ненавистью и заблуждениями, он будет способствовать несправедливости и совершать насилие в отношении человечества. Мы должны осознать это и изменить себя. Не просто выполняйте практику медитации. Эти изменения требуют большего! Изучайте Дхамму и исследуйте свою жизнь в свете изученного. Жизнь ради других так же может стать идеальной для этого практикой.
Невозможно иметь
гармонию в обществе, когда в нем существует несправедливость, вызванная господством одной группы над другой: господством при помощи насилия, закона, вероисповедания или любых других средств, с помощью которых может создаваться меньший угнетаемый класс людей.


”Чего бы я ни пожелал
себе, — учил Будда, — я не должен делать этого другим.» Итак, вопрос, который нужно задать себе, как человеку принадлежащему к привилегированному кругу: в силу расы, статуса, денег, славы или общественного положения — готов ли я отказаться от идеи, что я являюсь более важным или достойным человеком, чем любой другой член моего общества? Считаю ли я, что моя группа, общество или страна имеют больше прав, чем другие?
Велик ли будет мой предел, как человека с считающего себя выше других, готовности сносить оскорбления? Какой выход, при помощи искусных средств, я могу найти чтобы изменить эту ситуацию? Как мне развить в себе неприятие злоупотреблений и несправедливости и в то же время помочь созданию более гуманной культуры?
Вот еще один вопрос, который вы можете
себе задать: знаю ли я о каком либо неравенстве, действующем в моем городе, городе, штате и как на него реагирую?
Вот пример: американские правительственные организации и законы работают так, как задуманы их разработчиками: чтобы сохранить баланс и привилегии
белых людей. Один из способов «сохранить Америку в безопасности», по-видимому, заключается в том чтобы сажать в тюрьму как можно больше черных мужчин. По статистике, каждый третий из них может рассчитывать на тюремное заключение. Часто унижение начинается с привычки обычной для дорожно полиции остановки-проверки машины которую ведет негр. Так черные водители сразу находяться в зоне особого контроля, как только получают водительские права. Это называется DWB страхование или «вождение черными». Каждый водитель получая права так же получает к ним карточку с советами, которые рекомендует ему при задержании полицией ничего не говорить до появления своего адвоката. В Америке это уже стало правилом из-за запугивания цветной молодежи и злоупотребления властью в ее отношении.
Поскольку общество считает, что такие меры необходимы для сохранения безопасности привилегированного
белого класса, это унижение продолжается, вызывая возмущение лиц, подвергшихся дискриминации. Страна разделена на части негодованием и лицемерием ее граждан: люди не имеющие возможности полагаться на правовую систему для обеспечения безопасности своих детей, начинают искать способы за это отомстить.
Такова всего лишь одна маленькая часть большой мировой проблемы. Стараетесь ли вы мирно противостоять несправедливости общества своим голосом или просто закрываете на нее глаза? Действуете ли вы ли вы вместе со своими друзьями или молчите, даже когда не согласны с их действиями, потому что хотите, чтобы они вас принимали или не считали другим?
Моя Сангха в Северной Каролине вся белая. Я люблю их и чувствую к ним сострадание. Многие делятся тем, как им больно, когда они сидят за семейным обеденным столом и делают вид, что согласны с пренебрежительными разговорами о черных и латиноамериканцах. Они не могут говорить
иначе. Потому что не хотят быть изгоями общества. Некоторые из них высказывались по этому поводу в кругу семьи и это стоило им отношений со своими родственниками. Какую цену вы готовы заплатить? Подумайте об этом. Вот еще один вопрос, который нужно задать себе: считаете ли вы, что ваши права и свободы важнее, свободы других людей? Каждая жизнь одинаково драгоценна: и моего сына, и сына деревенской женщины на другом конце света.
Невежество или отрицание прав 
других людей является основным фактором возникновения войны. Неравенство в заработной плате, образе жизни или уважении, которому подвергаются многие, для увеличения богатства некоторых, порождает болезни, ненависть и отчаяние. Осознают ли живущие «хорошей» жизнью, истинную цену человеческого достоинства? Готовы ли мы пожертвовать личным комфортом, чтобы сохранить ресурсы, в которых нуждается весь мир? Или мы чувствуем, что можем пользоваться комфортом других людей для своего удобства? Не смогли бы вы отказаться от своих дизайнерских туфель, сумок и одежды, сделанных в бангладешских потогонных мастерских, теперь, когда вы понимаете их истинную стоимость в страдании других людей?