Как я влюбилась в Сутты?
Миргхафори Никки

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

источник — Тхеравада.рф

 

У практикующих есть разные точки входа в практику медитации: некоторые из них начинают с чтения книг, сутт и размышления об учениях, прежде чем начать практиковать медитациию. Некоторые же начинают с самой практики. Чтение книг, если оно вообще когда-нибудь случиться, происходит позже. Как бы ни хотелось моим друзьям и коллегам думать обо мне как о мыслителе и ученом, надо признать, что я принадлежу к последнему типу практиков. Много лет назад меня привлекло именно личное исследование своего разума.

В свои первые годы, когда я посещала недельные ритриты, я приезжала главным образом для того, чтобы медитировать и исследовать свой ум. Меня не очень интересовал ни буддизм, ни какой-либо другой «изм». Буддийские учения, представленные в вечерних беседах о Дхамме, казались лишней глазурью на вкусном торте моего личного опыта. Поскольку они были частью ежедневного расписания ритрита, а я была воспитана как ответственная персидская молодая леди, для меня было совершенно немыслимо поставить на карту честь моей семьи и пропустить их! И, должна признаться, что мне было любопытно. И так я прослушала каждую беседу. Я слушала не только лекции учителей и практические наставления, но все больше и больше, начала знакомиться с сутью Учения. Вскоре я начала узнавать в беседах некоторые аспекты своего опыта и наоборот, учения, которые я слышала по вечерам, служили еще одним указателем на различные аспекты моего ума и поведения.

Я точно не помню, когда именно впервые имела великую честь и удовольствие познакомиться с суттами. Я думаю, что наше знакомство происходило медленно и постепенно, на протяжении многих лет. Сначала это было просто случайная встреча: цитата от учителя здесь и абзац там. Отрывки были мудрыми и прекрасными, мощные и благоухающие, как эссенция самого ароматного цветка мудрости, приносящие вдохновение и радость моему уму и сердцу. Это был аромат мудрости и освобождения, к которому хотелось не просто прикоснуться, но полностью впитать в себя сам источник.

Я была сильно вдохновлена, но огромное количество книг  по-началу делало знакомство немного пугающей задачей. В то время мне был нужен проводник и поддержка общины, чтобы помочь отправиться в это путешествие. Эта поддержка со временем пришла через занятия по изучению сутт.

Я отчетливо помню свое первое чтение знаменитой Сатипаттхана сутты, четырех основ осознанности, из Маджхима Никая (МН), бесед Будды средней длины, в Spirit Rock на курсах выходного дня, предлагаемых моим наставником Гэем Армстронгом. В конце концов я поняла, откуда была взята последовательность утренних наставлений на ритритах, которые я посещала. Ура! Они были прописаны прямо здесь в МН: начните с осознания различных аспектов телесного опыта (включая дыхание), затем откройте для себя более тонкие его аспекты, такие как различные виды ощущений (приятные, неприятные и нейтральные), состояния ума, ментальные качества, как они обусловлены, и т. д. и т. п. Я все ближе знакомилась с суттами, и в процессе этого мое сердце чувствовало себя все более и более вдохновленным. Постепенно случилось неизбежное — я влюбилась.

Неоднократно сутты наставляли меня, потрясали, бросали вызов, возвышали, вдохновляли и подбадривали на моем пути: когда я следую наставлениям сутты осознавания смерти (Ангуттара Никая 6.19) и созерцаю свою потенциально надвигающуюся смерть в течение одного вдоха и выдоха, я чувствую потрясение и тревогу. Сравнение с пилой (МН 21.20) бросает вызов моему сердцу и уму к высотам и глубинам не причинения вреда и Любящей доброты, к которым я могу стремиться, когда читаю, что «даже если бандиты жестоко разрубят вас на части двуручной пилой, тот, кто породил ум ненависти к ним, не будет выполнять мое учение». Канки Сутта (МН 95.17) возвышает и вдохновляет меня привести свою повседневную жизнь в соответствие со своими намерениями и быть внимательными к своему «телесному и ментальному поведению» как практикующего, и особенно как учителя, «в отношении трех видов состояний: жадности, ненависти и заблуждения.» Когда я читаю сравнение с тканью (МН 7.8), я чувствую себя ободренной, поскольку узнаю свой жизненный опыт в Учении об уверенности и преданности к практике, ведущей к радости ума, которая, в свою очередь, приводит к восторгу, спокойствию, удовлетворению и концентрации.

Мой роман идет полным ходом, но мне кажется, что он только начался. Для меня читать то, что может быть самым близким к первоначальным учениям самого замечательного человека, жившего около 2600 лет назад это большие радость, восторг и вдохновение. Я приглашаю вас исследовать и самим находить те отрывки, которые больше всего резонируют с вами драгоценные камни сутт. И кто знает, может быть, вы тоже скоро обнаружите, что начинаете влюбляться в сутты…