Как разрешать конфликты
Достопочтенный Чао Кхун Самай

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Некоторым людям очень трудно жить с искренностью, но так часто ее отсутствие является причиной наших проблем. Экспериментируя вы обнаружите, что все, что исходит из неправильного образа жизни, не поможет вам жить споконо. Хотя оно и может помочь вашему телу чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но вскоре испортит ваш ум. Вы также должны вести правильный образ жизни, иначе скоро можете обнаружить, что злые на вас люди приходят и забирают ваше имущество и покой.

Если вы не практикуете искренность и честность, тогда вам будет очень трудно уживаться с людьми, получать их помощь и поддержку. Вам не следует ожидать помощи или поддержки от недавних друзей и знакомых. В первую очередь: вы должны создать кредит благодарности, начав первыми помогать им. Делая так, возможно, через несколько лет вы сможете рассчитывать и на их помощь.
В первую очередь вы должны практиковать искренность и честность в кругу семьи. Если отец и мать могут показать своим детям пример любви и сострадания, то им очень повезет и они смогут копировать его в своей жизни. Если же в общении с детьми у вас будут просто добрые намерения, без воспитания их своим хорошим примером, то они будут расти неправильно. Без искренности и честности семейная жизнь рухнет: партнеры останутся порознь и никто из них не сможет нормально присматривать за детьми.

Видя такие семьи я чувствую печаль, так как дети будут следовать примеру своих родителей. И даже если жена и муж разведутся, им не станет лучше и удовлетворения они не обретут.

Будда жил более 2500 лет назад и обучал пяти обетам. Эти заповеди таковы: воздерживаться от убийства, воровства, лжи, неправильного сексуального поведения и употребления опьяняющих напитков. Если вы не можете им следовать, то у вас есть сеьезная возможность причинить себе много неприятностей.

Вы должны сделать все возможное чтобы их соблюдать!

Если вы будете строго соблюдать эти пять заповедей, вы станете уважаемым хорошими людьми человеком. Окружающие будут доверять вам. Вы станете популярны и авторитетны везде где бы не находились. Но как только вы начнете нарушать эти правила, у вас начнутся проблемы! Иногда, даже когда вы соблюдаете пять заповедей, вы можете быть вовлечены в конфликты и страдания. Часто, чем больше распространяется ваши известность и слава, тем больше неприятностей вы получаете от других, ревнивых, злых и эгоистичных людей. Вы так же можете стать не сильно любимы теми кто не любит добрых Учений. Но наберитесь терпения. Его отсутствие автоматически означает, у вас будет много проблем!
Позвольте мне рассказать вам одну историю. Однажды Будда пошел в деревню учить и столкнулся с большими трудностями. Его помощник, Достопочтенный Ананда предложил ему перебраться жить в другое место, но Просветленный возразил: «Как я могу оставить этих людей, когда они не полностью понимают мое Учение. Они подумают, что я некомпетентен и всегда будут оскорблять меня.» Затем он спросил своего соратника:» Где твое терпение? Где твоя сила? Когда люди оскорбляют тебя, ты должен благодарить их.»

Так случается и со мной, в монашеской жизни. Иногда мне бывает очень тяжело, особенно в общении с молодыми людьми. Однажды, по дороге к дому одного из мирян, где я должен был обучать Дхамме, я почувствовал, как меня ударил камень. Я был очень обижен и зол. Я огляделся, но вокруг никого не было. Я заглянул за забор и увидел маленького мальчика. Мое сердце сжалось. Но я был так зол, что поднял камень, чтобы бросить в отместку. Затем я подумал, что нехорошо монаху бросаться камнями. Я закурил и продолжал осознавать свою злость! Соблюдая умиротворение и постепенно давая своему гневу пройти, я уронил камень, который с такой яростью хотел бросить. Так этот маленький мальчик преподал мне урок: я научился контролировать свой гнев.

Терпение — всегда останется самым важным фактором развития, подобно фундаменту дома или корням дерева. Вы должны понять свои собственные недостатки и слабости. Для этого необходимо много терпения. У вас в уме должно постоянно присутствовать много любящей доброты по отношению к окружающим вас людям. Например, если вы можете жить в лесу, не жалуясь на насекомых или диких животных, тогда вы сможете жить где угодно. Вы должны стараться не жаловаться на комаров, плохих людей, отсутствие комфорта или болезни. Если вы думаете, что у вас в жизни всегда должно быть хорошее жилье или добрый друг иначе у вас просто не будет нормальной жизни: это показывает, что вы просто не можете жить удовлетворенно.

Привязанность к хорошим людям это проблема, но не настолько серьезная как отвращение к плохим! Нам хочется всегда находиться в компании добрых друзей, но это невозможно и зачастую будь это так — это принесло бы нам конфликты и неприятности. Если вы правильно понимаете своих друзей, то можете уменьшить свои страдания. Например когда вы играете в теннис, вы должны понимать, что мяч всегда улетать в сторону более слабого игрока! Поэтому вы должны понимать, что более слабые из ваших друзей будут привлекать к себе гораздо больше неприятностей! Вы должны относиться к ним с любовью, добротой и стараться помочь им.

Терпимость также очень важна для распространения Буддизма. У вас должно быть что-то, чем можно показать другим, что Буддизм достоин того что бы его практиковать. Буддизм изначально возник в одном уме — уме Будды, распространившись в другие посредством терпения и доброты. Всегда старайтесь поддержать своих друзей. Помогайте сами, никогда не ожидая помощи от других и старайтесь как можно больше практиковать медитацию.

После того, как я впервые приехал в Австралию, мне приснился плохой сон о постоянной необходимости говорить с сотнями австралийцев. Это было сразу после того, как тот мальчик бросил в меня камень. Я все время боялся сказать что-нибудь, что могло бы расстроить моих слушателей в моих объяснениях Буддизма. Мне снилось, что все люди бросают в меня палки и камни, я бегу в полицейский участок и вся полиция выходит меня защищать. 

Этот сон напомнил мне, что мы можем быть приняты законопослушными людьми, только пока мы сами являемся добродетельными. Если мы будем хорошо себя вести, нас примут и будут уважать.

В1 — Почему у некоторох людей есть привычка постоянно лгать?
О1 — Если нам кажется, что мы никогда не получаем пользы от добрых дел, а некоторые люди получают ее совершая зло, тогда тогда внутри мы будем неосознанно поощрять себя к развитию дурных привычек. Иногда из-за наших прошлых действий требуется некоторое время, прежде чем мы сможем получить благодарность и доброту от других. Когда ложь становится привычкой, из нее очень трудно вырваться. Однако, когда человек поймет, какие неприятности приносит ложь, ему будет довольно легко остановить ее. Тогда человек начинает видеть добродетель в искренности и преимущества, которые она приносит.

В2 — Мой друг сильно переживает по поводу своих отношений. Как я могу ему помочь?
О2 — Если ваш друг должен оставаться со своим партнером, это может означать, у него недостаточно добродетели, чтобы постоять за себя. Возможно, она его счастье всегда зависит от других и он недостаточно силен, чтобы жить уединенно. Вспомните мой пример с теннисом, где слабый партнер всегда пропускает больше всего мячей. Вы должны помочь ему. Возможно, в этой ситуации, один человек создает неприятности, а другой, живущий в неведении и заблуждении, в результате этого очень расстраивается.

В3 — Если мы не должны привязываться к хорошим людям и вещам, стоит ли нам искать компании плохих людей?
О3 — Если бы все хорошие люди постоянно жили с нами, мы бы скучали по ним и развили в уме сильную зависимость от подобной компании. В жизни такого не бывает. Ваша привязанность к ним доставила бы вам неприятности в будущем. Вспомните восемь мирских дхамм: приобретение и потеря, слава и неизвестность, похвала и порицание, страдание и счастье. Если ваше счастье начнет зависеть от материальных вещей, ваше жилище быстро будет забито ими. Живя подобным образом вы не следуете Учению Будды! Наш общий долг — обучить свой ум выходить за пределы подобных привычек. Вы должны быть в состоянии отдать все свои материальные ценности ради счастья других. С вами всегда должны оставаться чистота, мудрость и удовлетворенность от собственных поступков. В конце концов вы также осознаете и поймете, что разумнее для вас будет не привязываться к известности или славе.

Например, когда преподобный Серабутанг понял что сегодня последний день его жизни, он в последний раз сделал все те же вещи, что делал каждый день. Выполнив свои обязанности и пригласив монахов, он сказал им: » Когда сегодня я уйду из этого мира — я более не вернусь» Так без привязанностей он провел свой последний день. Однако достопочтенный Ананда, когда его мачеха умерла, пролил много слез! Он был очень привязан к ней и горевал даже не смотря на то что, она говорила ему: «Я свободна от страданий, которые приносит мое тело. Я иду в Ниббану. Не печалься обо мне!»

Хорошие люди даже в сложных ситуациях способны сохранять спокойствие. Они могут помочь окружающим научиться не иметь слишком много привязанностей и проблем связанных с ними.

В4 — Что делать, если некоторые люди расстраиваются из-за нашей религии или нашей практики?

О4 — Мы должны забыть об этом и простить их. В противном случае нездравое действие приведет к плохой Камме, которая принесет еще больше страданий. Если вы осмелитесь причинить вред или обидеть человека, который очень искренен в своей заботе о вас, вы принесете себе большой вред в будущем. Мы должны посылать таким людям свою любящую доброту, помогать им и поддерживать их. Такое поведение навсегда должно оставаться нашей долгосрочной стратегией! Через некоторое время, возможно, окружающий начнут осознавать свое невежество и заблуждение.
Позвольте мне рассказать вам историю о преподобном Теладжунмуне: он был очень строг со своими учениками. Но тем, кто не знал или не понимал Буддизма, он разрешал и позволял все. Он всегда просил их приходить в храм и общаться с ним. Он давал им пищу, никогда не спорил и всегда был к ним добр. Позже, многие из этих людей присоединились к нему и научились уважать и соблюдать его строгие правила поведения. Таким же образом, мы должны помогать всем людям, не только буддистам, но и всем живым существам. Всегда старайтесь делать это изо всех сил.

Некоторые дети приходят в храм за благовониями: они любят китайский ладан, имеющий очень сладкий запах, но быстро сгорающий. Когда сюда приходят маленькие дети, они всегда просят немного этого благовония и я сразу даю им его. Но иногда мне приходится их сдерживать, иначе они будут приходить каждый день и беспокоить находящихся в храме. Так, нам следует используя мудрость, не портить окружающих своей добротой.

Как монахи, мы понимаем, что очень важно быть добрыми ко всем людям, поэтому мы надеемся, что этим показываем миру дух Учения Будды. Но мы так же должны проявлять любовь и доброту ко всем, включая наших врагов. Если вы обнаружите, что не можете с кем-то контактировать, тогда, боюсь, это означает, что вы вообще не практикуете Буддизм.

В5 — Каковы цели вашего храма?

О5 — У нас не слишком много желаний. Мы просто стараемся заботиться о себе. Я же просто стараюсь помогать везде, где я нужен. Иногда меня просят выступить в Мельбурне или Аделаиде. Если хоть один человек может понять Буддизм через мои поучения: я счастлив. Я стараюсь вести простую жизнь.

Я помню, как я ездил в Индию, чтобы увидеть места, где жил Просветленный Будда. Такая простота. Пещера, в которой медитировал Будда, была всего 2,6 метра в ширину. Это меня очень впечатлило и вдохновило! Позвольте мне привести вам последний пример. Лягушка всегда издает звуки, исполняя свою серенаду. Этим она напрашивается на неприятности: по ним ее можно легко найти и убить! Алмаз же никогда ничего не говорит под землей. Но его известность по всему миру сложно оспорить. Если вы хороший человек, вы должны стараться жить как подземный алмаз, а не шумная лягушка!

То что вы всегда должны повторять: «Пусть я буду здоров и счастлив. Пусть все живые существа будут здоровы и счастливы!» распространяя свое сострадание и любящую доброту на всех живых существ.