Как Правильно Жить
Дост.Таккасила Ашин Сумангала


В нашем мире существует множество драгоценных вещей. Подумайте, что является самым ценным из них? Это человеческое рождение. Вторая Чиддала Сутта, проповедь, произнесенная Буддой более 2500 лет назад, дает сравнение ярма от плуга и слепой на один глаз черепахи, чтобы объяснить, почему человеческое рождение так ценно. Представьте себе, что ярмо с отверстием в центре было сброшено в океан, и что ветер дующий ото всюду, двигает ярмо по его поверхности. А теперь представьте себе, что в океане живет слепая черепаха, которая только раз в сто лет поднимается на поверхность этого океана чтобы вдохнуть воздуха. Может ли эта черепаха попасть своей головой в центр этого ярма? Сколько времени потребуется, для того чтобы это произошло? Такое почти невозможно. Точно такая же вероятность, учит Будда, переродиться человеком — это действительно очень редкое событие.

Каждый, кто рождается, должен однажды умереть — это неумолимый факт. Смерть придет ко всем в этом мире рано или поздно, независимо от того, стары мы или молоды, черна ли наша кожа или бела, богаты мы или бедны, поскольку это природа каждого живого существа. И даже в лучшем случае — человеческая жизнь коротка, и, как показывает сравнение, шансы скоро вернуться к человеческому состоянию после смерти очень малы.

Еще одна причина, по которой человеческая жизнь так драгоценна, заключается в том, что она дает нам наилучшую возможность практиковать Путь и достигнуть плодов Освобождения. Животные и низшие существа не столь удачливы, как и девы — житель царства форм и бесформенных планов. Все это делает, человеческое рождение драгоценным (дуллабха) в трех аспектах: оно редко и трудно достижимо, оно недолговечно будучи даже однажды достигнутым, и оно представляет собой лучшее состояние, из которого можно достичь Освобождения.

Как нам правильно жить достигнув этого ценного рождения? Будда учил этому и эти наставления применимы ко всем людям, независимо от их религиозных убеждений. «Путь», которому он учил, называется Восьмеричным Срединным Путем, и он включает в себя все правила обучения Благородных (ариев).

В древности жили люди, которые верили, что лучший способ жить и обрести счастье-это предаваться чувственным удовольствиям и проводить время в наслаждении, роскоши и развлечениях. Были и такие, кто верил в прямо противоположное: что лучший способ жить и обрести счастье — это умерщвление плоти (самоистязания). Но Будда путем прямого переживания и достижение Просветление, что оба эти пути — неправильны; что они бесполезны, недостойны, низки и не приводят к достижению Сверх-человеческих состояний.

Избегая этих двух крайностей, Будда открыл Срединный путь, который состоит из восьми факторов: 1) Правильного понимания, или Правильных взглядов, 2) Правильных мыслей, 3) Правильной речи, 4) Правильного действия, 5) Правильного образа жизни, 6) Правильного усилия, 7) Правильной осознанности и 8) Правильной концентрации. В буддизме этот Восьмеричный путь приводит практикующих к конечной цели — Ниббане, но также верно и то, что любой человек, независимо от религии, может интегрировать эти Восемь факторов в свою повседневную жизнь и достичь настоящего счастья здесь и сейчас.

1) Первое, что требуется, — это правильно понять реальность нашего существования, или, можно сказать, законы природы. Одним из законов, управляющих человеческой жизнью, является закон каммы, иначе известный как закон причины и следствия. Термин «Камма» относится к мотивации поступков и волевым действиям. Неблагочестивые поступки, мотивированные жадностью, ненавистью и заблуждением, приводят к страданию и боли для того, кто их совершает. С другой стороны, если действия мотивированы великодушием, любящей добротой и состраданием, то результатом для делающего их будет счастье и покой.

Другой факт, который должен быть понят, заключается в том, что не существует никакой души, самости или индивидуальной сущности. Это всего лишь условные названия, применяемые к двум составляющим чувственного существования, а именно к уму и материи. Если человек может уменьшить свою привычную привязанность к «я» и «моему», это приведет к здоровым состояниям ума, лишенным эгоизма, собственничества и гордыни.

2) Мысли, свободные от чувственных желаний и жестокости, — это то, что подразумевается под правильными мыслями. Чувственное желание — это что-то вроде соленой воды. Чем больше вы ее пьете, тем сильнее ваша жажда. А чем сильнее жажда, тем больше ее нужно пить, развивая это состояние все глубже и глубже до бесконечности. Нам необходимо, чтобы всякий раз, когда возникает чувственное желание, мы сразу осознавали его и отпускали. Действуя подобным образом, ум становится более легким и свободным от напряжения и беспокойства. То же самое относится и к мыслям недоброжелательности или гнева. Такие мысли должны быть распознаны, когда возникают в нашем уме, а затем отпущены. Вместо них следует думать о Любящей доброте и сострадании. Человек должен мыслить правильно и никогда не причинять вреда другим из эгоистичных чувственных желаний или ненависти.

3) правильная речь, рожденная правильной мыслью, означает воздержание от произнесения того, что ложно, является клеветой (ссорит людей), оскорбительно и воздерживаться от легкомысленных разговоров. Это означает говорить, что вместе всего вышеперечисленного мы должны говорить только то, что приятно, является истинной, полезно и может быть принято окружающими. Это так же значит говорить только в подходящий для этого момент так, чтобы слушающему было удобно понять и принять это. Такая речь будет способствовать миру, согласию и обладать силой убеждения.

4) правильное действие означает — прежде всего воздержание от убийства и причинения боли живым существам. Это также означает воздержание от кражи или взятия того, что не было дано нам другими, а так же воздержание от неправильных сексуальных проступков, определяемых как: половой акт с чужой женой и другие сексуальные проступки и отношениям происходящие вне брака. Аспект Правильных действий включает в себя основные нравственные принципы, которые управляют обществом. Когда человек воздерживается от неправильных действий, его поведение будет чистым и безупречным. Так, этот человек также приобретет социальное уважение и уверенность в себе.

5) Правильный образ жизни означает воздержание от занятий, причиняющих вред людям или животным, и честный заработок на жизнь. Нездоровые занятия включают: изготовление и/или продажу оружия, а также опьяняющих веществ, таких как алкоголь, наркотики, и яды. К ним же относиться профессии связанные с убийством животных, а также торговля людьми. Среди людей есть те, кто, будучи бедными, зарабатывают себе на жизнь надлежащим образом и обладающие высокой нравственностью. Напротив, некоторые богатые люди зарабатывают себе на жизнь рэкетом, воровством и тому подобным. Богатство само по себе не является мерилом честности или нравственности.

6) правильное усилие — это энергичная воля к выполнению своей задачи. Здесь оно описывается через четыре типа усилий — не совершение зла, искоренение зла уже существующего в нашем уме, развитие добродетельных качеств, которые нам еще не присущи и сохранение и развитие добродетелей, которые мы уже имеем. Никто не может добиться успеха без усилий; или, как говорится в старой поговорке: «нет боли, не будет и выгоды». Будда подчеркивал, что человек должен прилагать необходимое количество усилий, не слишком жестких и не слишком слабых. Другими словами, наряду с сильной решимостью, нужно так же иметь терпение и уравновешенность. С таким правильным усилием можно разрешить все жизненные проблемы.

7 и 8) правильная внимательность и правильная концентрация применимы в практике медитации, иначе называемой развитием ума. Правильная внимательность означает осознание своего ума и тела такими, какими они являются в настоящий момент. Правильная внимательность — это основа медитации Прозрения, являющаяся средством, при помощи которого человек очищает ум и обретает все более глубокие уровни мудрости, ведущие к конечной Сверх-человеческой цели Буддизма — Ниббане. Правильное сосредоточение является основой медитации спокойствия, благодаря которой человек может обрести сверх-способности и временное умиротворение ума. Прозрение и медитация спокойствия вместе образуют то, что в Буддизме называется развитием ума.

Применяя Восьмеричный Путь в своей повседневной жизни, человек может жить праведно и достойно, преодолевая все препятствия человеческого существования.