Как найти правильного партнера Буддийским путем
Бханте Сатто
переводчик — Леша Тэль
редакция — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф
Я хотел бы начать с короткой медитации. Так, мы можем лучше понять сегодняшнюю беседу и развить больше любящей доброты к окружающим. Сначала попробуете расслабиться и затем отпустите все свои беспокойства.
——
Будда хотел достичь абсолютного Просветления. Он практиковал в течении многих тысячелетий с целью обрести мудрость и накопить заслуги. После достижения этого состояния он провел несколько недель ,думая о том, что следует ему делать дальше. В конце концов Просветленный дал свое первое Учение в Сарнатхе.Будда осознал, что и Ниббана и неведение имеют своей причиной состояние ума. Поэтому его Учение состояло из Четырех Благородных Истин. Эти истины раскрывают познающему: страдание; его причину – влечение; его окончание – Ниббана; и Путь, ведущий к этому состоянию — Срединный Благородный Путь. Первых пять последователей он учил видеть страдание как страдание. Когда мы говорим о страдании, мы имеем в виду Дхукку. Дхукка означает неудовлетворенность или отсутствие комфорта. Будда делал сильный упор на страдании. Почему? Если мы не чувствуем никакого страдания в нашей жизни, тогда нет необходимости в духовных практиках, будь то Буддизм, Христианство, Ислам или что-то еще. Целью всех религий является помощь всем живым существам. Страдания постоянных изменений переживаются каждым человеком в любое время его жизни.

Например, после долгой прогулки вы чувствуете усталость, и когда присаживаетесь отдохнуть, чувствуете себя счастливыми. Но после некоторого времени вам снова захочется встать и подвигаться. То же самое относится к состояниям голода или скуки. Если вы переживали радость, правда ли, что чем дольше вы его испытываете, тем радостнее вы становитесь? Вначале, у вас возникает приятное или радостное чувство, но если вы слишком долго будете предаваться ему, то скоро вы почувствуете неудовлетворенность.

Если мы внимательно исследуем нашу повседневную жизнь, то быстро поймем, что постоянно переходим от одного чувственного объекта к другому, постоянно переживая эмоциональные взлеты и падения. Будда учил об страдании эгоистичного цепляния и эгоцентричном уме. Нам следует проверить каким образом мы воспринимаем себя самих. Потому что именно из-за этого заблуждения создается сильный разрыв между другими людьми(дуализм) и нами: это приводит к возникновению концепции друзей и врагов.

Поскольку у нас есть «я», у нас есть привязанности. Как мы можем наслаждаться едой или определенным человеком без желания или привязанности? В чем же причина счастья? Когда мы действительно чувствуем себя счастливыми? Когда апельсиновый сок встречается с языком? Тогда ли мы можем сказать, что действительно наслаждаемся моментом?

На самом деле, если есть первоначальная привязанность, то мы не сможем наслаждаться нашим опытом. Привязанность — это преувеличение качества чувственного объекта или человека. Привязанность усиливает образ чувственного объекта в нашем уме так, чтобы он стал совершенным и желанным. Если бы каждый мог видеть один и то же объект с одной и той же силой привязанности, все мы чувствовали к нему совершенно одинаковый уровень желания. Но разные люди смотрят на различные объекты с разными эмоциями. Это показывает, что все, что мы видим, является результатом нашей личной привязанности и не существует нигде, кроме нашего ума. Привязанность делает наших друзей такими приятными. Но когда мы хорошо узнаем их, у нас часто возникают сомнения!

Каков правильный партнер? Каким будет лучший путь работы с привязаностями ума? Что нам делать с нашим умом? Познавание нашего ума — это наш лучший партнер!

Ум полностью создает положительное и отрицательное восприятие объектов. Если наш ум будет работать правильно — он станет нашим лучшим партнером. Мы можем видеть людей без привязанностей и желаний. Если ум видит отталкивающий объект, то сразу начинает преувеличивать его черты. Наша привязанность, проецируя влечения, так же приносит нам большие страдания. Но то, что нас действительно беспокоит это не внешние объекты, а страдания ума. Покой ума нарушают гнев, ненависть, негодование.

Они являются наихудшими партнерами для нашей жизни. Нам необходимы гармония и душевный покой. Поэтому мы должны учиться защищать наш ум. Мы должны тщательно исследовать наше восприятие тех, кто нам не нравится.

Рассмотрим эту цитату из древнего текста: «если кто-то ударит вас вас палкой, вы обозлитесь на палку или на бьющего ею человека?» На самом деле именно палка причиняет вам боль, но глупо злиться на нее из-за этого. На кого мы будем сердиться? Конечно на бьющего нас человека. За его действиями всегда стоит мотивация. Почему он бьёт тебя? Он бьёт тебя из-за собственного гнева. Именно гнев побуждает его бить вас палкой. Должны ли вы теперь злиться на этот гнев? Он создается причинами и условиями. Он возникает и спадает и через некоторое время полностью исчезнет.

Однажды наша мама, которая нас так любит, приходит домой совершенно пьяная и бьет нас. Мы долго гневаемся на нее? На мать трудно сердиться. Ее недолговечный гнев создан алкоголем. Нам следует проявлять сочувствие к нашим врагам, как и к ней. Наши враги находятся под влиянием гнева и мы должны понимать их.

Путь к умиротворению и обретение правильного партнера лежит через дисциплинированность и осознанность. Явления и объекты имеют физическую форму, но наш эгоистичный, цепляющийся ум, преувеличивает их недостатки. Худший партнер, которого мы только можем иметь — это самовлюбленный ум с сильными эгоистичными качествами. Нам следует воспринимать людей такими какие они есть на самом деле. Удачи вам и хорошего вечера!

В1 — Как помочь другим, если у них в уме присутствует гнев?

О1 — Вы должны осознавать болезненность гнева, загрязнани ума и сомнений. Вы видите то, чего не существует. Если вы злитесь, вы не можете нормально спать или наслаждаться едой. Когда вы в гневе, даже ваши друзья становятся врагами. Когда он возникает вы уже не способны наслаждаться дружбой. Первым шагом в избавлении от него будет — подумать о его последствиях. Наберитесь терпения. Оно очень важно для вашего душевного спокойствия. Терпеливость является противоядием от гнева.
Подумайте, мы не можем размышлять о терпеливости, не имея неприятного нам объекта. Только при помощи него мы можем начать тренировать свою терпеливость. Наш враг это наш учитель и величайший друг! Мы должны радоваться таким людям — они помогают нам развивать терпение! 
Сто лет назад когда одному ламе в Тибете посоветовали избавиться от грубого и злого слуги он ответил, что слуга дает ему много возможностей для развития терпеливости.

В2 — Что нам делать если мы хотим остановить гнев других людей?

О2 — Мы должны ждать, пока он сам не освободится от гнева. Даже Бодхисатва и Будда не всегда были способны рассеять гнев разгневанного человека. Поэтому подождите, пока гнев человека утихнет и затем с уважением обсудите его вспыльчивое поведение. Очень трудно повлиять на человека когда он находиться в гневе.

В3 — Что вы имеете в виду, когда говорите, что нужно осознавать страдание как страдание?

О3 — Мы должны осознать, что все в этом мире имеет причину и создает последствия, а так же возникает и исчезает.

В4 — Как помочь человеку имеющую сильное влечение?

О5 — Попробуйте объяснить этому человеку реальную ситуацию. По настоящему ли реален образ объекта его привязанности? Если в его образе нет никаких иллюзий, то все вокруг должны переживать те же эмоции по отношению к нему. Если другие не чувствуют того же, тогда человеку следует помочь понять что, возможно, объект его привязанности в действительности не так важен.

В5 — Может ли отрешенность быть чрезмерной?

О5 — Да. Например, когда дело касается детей. Их слишком большая отстраненность может означать, что они не уважают других или не хотят им помогать. Родители могли воспитывать таких детей без любви и заботы. И они выросли без любви и сострадания. Поэтому без некоторой степени привязанности мы просто не можем уважать, чувствовать любовь и сострадание к другим людям.

В6 — Почтенный, один из моих друзей всегда говорит мне: «Ты никогда не поймешь меня.» Что мне ему ответить?
О6 — Возможно, этот человек говорит с вами из состояния гнева и разочарования. Вы должны быть

терпеливы и ждать, пока эти эмоции не продут, а затем попытаться снова обсудить с ними эту ситуацию.