Каковы четыре фазы медитации?
Бергс

перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Медитация — это развитие вашей способности правильно воспринимать свою жизнь

Медитация — это весьма обширная область, когда мы только начинаем ей заниматься, то действительно не знаем, во что ввязываемся. Если мы посмотрим на множество приложений по медитации, к которым можем получить доступ через интернет, то можем понять, что медитация — это упражнение либо в успокоении ума (безмятежность), либо в обучении его уделять больше внимания настоящему моменту (внимательность).

Когда мои ученики приходят на ритрит, в течение первых нескольких лет я знакомлю их с различными направлениями практики, чтобы помочь им развить более целостное понимание той обширной области исследования, которой является медитация. В сущности она является наукой о развитии ума. Наше сознание является проводником, через который мы переживаем нашу жизнь. Поэтому, нам следует относиться к медитации как к развитию способности правильно воспринимать свою жизнь. Вот такая она глубокая и удивительная вещь. Надеюсь, что все мы способны осознать, насколько ценной вещью на самом деле является наша медитация.

Фаза 1. Субъект растворен, остается лишь объект
— Медитация саматха — это развитие качеств безмятежности и сосредоточенности ума
— Самадхи или поглощение ведет к переживанию отсутствия самости
— Достижение кратковременного прекращения страдания

Фаза 2. Субъект остается, исчезает объект
— Разрушение иллюзии компактности физических аспектов нашего опыта и развитие Мудрого внимания
— Разрушение компактности нашего ментального опыта — неправильных воззрений и неразумное внимания (неведения)

Фаза 3. Исчезновение и объекта и субъекта
— Наблюдение за тем, как ум и материя достигают стадии растворения, познавание Ниббаны
— Чистое пребывание — опыт когда остается лишь только чистое осознавание
— Тонкая грань

Фаза 4. Отсутствие разделения между субъектом и объектом
— Состояние абсолютного бодрствования
— Умелое распознавание и применение четырех фаз медитации
— Рост и углубление того, как вы воспринимаете свою жизнь
— Окончательная практика


Фаза 1. Субъект растворен, остается лишь объект

Медитация саматха — это развитие качеств безмятежности и сосредоточенности ума

В принципе, мы могли бы разделить практику медитации на четыре фазы, четыре круга, четыре поля. И единственный способ объяснить их возможен в терминах субъекта-объекта:  вы являетесь «субъектом», а то, на что вы обращаете внимание в своей медитации, является «объектом».

Поэтому мы рассматриваем этот вопрос с точки зрения взаимодействия между вами — медитирующим, и тем, на что вы медитируете. Поэтому в первой фазе, которую мы называем саматха (или развитие безмятежности и сосредоточенности), мы стремимся развить состояние сознания, в котором субъективное ощущение нас, медитирующих, исчезает из нашего восприятия, в то время как опыт нашего объекта медитации остается. Это дает мгновенное освобождение от страданий самости и эгоистического ума, которые она приносит. Это состояние мы называем поглощенностью, а иногда и самадхи.

Самадхи, или поглощение, ведет к переживанию отсутствия самости.
Позвольте мне объяснить вам: когда мы становимся глубоко сосредоточенными, наш процесс ощущения себя как медитирующего ненадолго прекращается и исчезает. В этот момент единственная вещь в нашем опыте — это объект, который мы переживаем. Это первая фаза медитации, как её описывает Будда, и она приравнивается к той части его Благородного Восьмеричного Пути, которую он называет «правильной концентрацией». Почему он называет это правильной концентрацией? Потому что именно через это состояние концентрации йог или медитирующий приходит к переживанию, свободному от «я»( отсутствия «я» / или «анатта» на языке Пали). Почему именно это состояние приносит переживание «не-я»? Потому что, когда ум входит в это состояние полной концентрации, или поглощенности объектом, наше сознание бхаванга (которое является аспектом нашего бессознательного ума, создающим иллюзорное ощущение себя в нашем обычном сознании) на мгновение отсекается и перестает возникать. Это первое переживание «не-я» приходит через развитие медитации концентрации, которая ведет к переживанию единению «познающего», «знающего» и «познаваемого». Это самадхи является результатом первой фазы медитации, которую мы называем саматха.

 

Достижение кратковременного прекращения страдания

Как только у нас появляется первое переживание «не-я», в нас начинает возникать понимание, что большинство наших страданий вызвано навязыванием нам чувствами и представлениями о себе тому переживанию, которое мы испытываем. Учение Будды о том, что «я» это причина страдания, является для нас не чем иным, как возвышенной идеей до тех пор, пока мы не обретём личное переживание отсутствия «я», при котором оставшиеся переживания ощущаются полноценными, полностью удовлетворяющим нас и далеким от страдания. Оно мотивирует нас выйти за пределы мгновенного прекращения страдания, которое мы переживаем в состояниях самадхи и искать то, что Будда называл прекращением страдания за счет растворения его причины.

Таким образом, в практике сосредоточения ощущение самости постепенно удаляется из нашего сознания по мере того, как мы приближаемся к полному состоянию поглощенности, в котором исчезают все его следы — субъект ушел, но объект остался.

 

Фаза 2. Субъект остается, исчезает объект

Разрушение иллюзии компактности физических аспектов нашего опыта и развитие Мудрого внимания
Затем мы приступаем ко второй фазе нашей практики, в которой субъект остается, а объект исчезает.

Мы начинаем её с исследования своего материального опыта в медитации на Четыре элемента. Через углубление нашей концентрации и различения мы разрушаем компактность нашего материального опыта. При его достижении мы перестаём осознавать его в терминах идей, которыми мы обычно связаны. Так например, мы медитируем на части тела, разделяя его на части — руку, сердце, легкие, ноги и т. д. В этот момент мы все еще очень сильно отождествляем себя с объектом считая тело и его части как «я», «мое» и т. д. Это связано с восприятием завязанным на привычку ума рассматривать свое тело как — «мое тело»…

Таким образом, через практику медитации мы постепенно разрушаем компактность своего опыта посредством применения мудрого внимания, направляемого на то, чтобы увидеть, из чего состоит тело. В конце концов, мы приходим к точке, в которой мы разрушили компактность, где восприятие самого объекта исчезает. Остается лишь переживание мгновенного возникновения и исчезновения обусловленных состояний материи и растворение восприятия тела как «я», «мое тело» и т. д..

 

Разрушение компактности нашего ментального опыта, неправильных воззрений и неразумное внимания (неведения)

Эта практика разрушения компактности является подготовительным действием для практики випассаны. Когда мы разрушаем компактность нашего восприятия материи, подобным же образом мы разрушаем компактность нашего восприятия ума, чтобы разрушить идею «этот ум — это я» или «это мой ум». Так мы практикуем Четыре Основы Внимательности, чтобы удалить всё не мудрое внимание из своего восприятия. Это часть Благородного Восьмеричного Пути, который Будда называет «правильной внимательностью» или йонисо манасикарой (мудрым вниманием). Помните, что именно неведение является началом цепи Взаимо-зависимого возникновения (Патичча-саммупада) и, следовательно, основной причиной наших страданий. Посредством тщательного исследования переживаний, которые мы на самом деле испытываем, мы постепенно разрушаем неправильные воззрения и неразумное внимание (неведение), которые привязывают нас к нашим обусловленным привычным паттернам страдания.

Итак, мы делаем это с телом, мы делаем это с умом — это фиксированные объекты, с которыми я мог бы отождествиться как с моим телом и с моим умом. Это вещи ,создающие мое представление о себе. Так мы приходим к тому, что видим, что наш ум — это не что иное, как мое представление о себе и начинаем замечать, из чего он состоит. Мы поэтапно разрушаем его компактность и таким образом перестаем отождествлять себя с ним. Итак, при помощи принятия этих техник  мы разрушаем восприятие компактности, и постепенно ощущение связи с этими объектами исчезает.

Это точка, с которой мы, на самом деле, начинаем практику випассаны. Все, что мы делали до этого момента — это подготовительная работа, чтобы мы могли быть уверены, что не медитируем на идеях, но переживаем личный опыт.

 

Фаза 3. Исчезновение и объекта и субъекта

Наблюдение за тем, как ум и материя достигают стадии растворения, познавание Ниббаны

Итак, вы проводите определенное количество времени на первой стадии — субъект исчезает, объект остается; затем на второй — субъект остается, объект исчезает. Третья фаза медитации — это когда исчезают и субъект, и объект. Мы переживаем это двумя способами: во-первых, мы переживаем это, наблюдая за возникновением и исчезновением того, что казалось объектом, того, что вы разрываете на части до точки, где оба ментальных и материальных состояния (включая обусловленный ум как свидетеля) прекращаются, это точка того, что мы называем прекращением, или переживанием Ниббаны. В этот момент происходит нечто экстраординарное. И ум, и материя достигают прекращения, и мы это осознаем. Для дальнейшего объяснения этого феномена потребуется более детальный анализ того, что происходит на самом деле, и мы чуть позже его проведем.

Чистое пребывание — это опыт когда остается только чистое осознание (Дзогчен)

Вторым методом для переживания отсутствия объекта и субъекта — это введения ума в состояние чистого неразличающего осознавания или недвойственности. Это не состояние полной концентрации, но при этом полной невозмутимости. В этом состоянии обусловленный ум абсолютно не стремится охватить какой-либо конкретный объект внимания. Различающий ум мгновенно приходит и исчезает, и остается только чистое осознание. Мы называем это состоянием чистого пребывания или Дзогчен. Здесь также исчезают и субъект, и объект, и остается лишь осознание.

Тонкая грань
С этого момента между третьей и четвертой фазами существует лишь весьма тонкая грань. В четвертой фазе и объект, и субъект существуют (как это было в нашем обычном состоянии сознания задолго до того, как мы начали медитировать), но теперь это уже совсем другое переживание.

Помните, что наша отправная точка — состояние, с которого мы начали до практики медитации. Субъект здесь — это одно, объект же — совсем другое. И это нормальное, обычное состояние сознания, в котором мы находимся. Последняя стадия Пробуждения состоит в том, что субъект и объект остаются, но в уме нет ощущения их разделения, они — одно. Мы не наблюдаем за прекращением обусловленных состояний, как это происходит в практике випассаны, мы просто отдыхаем в состоянии чистого пребывания, отпуская кроме него всё остальное. Нас не беспокоят переживания феномена ума материи, а мы не беспокоим их своим умом. Мы просто полностью погружены в состоянии «таковости» всего.


Фаза 4. Отсутствие разделения между субъектом и объектом

Состояние абсолютного бодрствования

Итак, третья фаза заключается в том, чтобы привести всё, за что мы цепляемся, к прекращению и наблюдать за этим процессом, отказавшись от своей привязанности к ним. Четвертая фаза — это состояние когда вещи не цепляются к нам и мы можем полностью оставить всё существующее как есть, чтобы мы могли просто существовать с «таковостью» всего в этом мире. Это значит — оставить всё в покое. На этой вершине нет разделения, и это то, что мы назвали бы полностью пробужденным состоянием; пробужденным и открытым всему «таким, каким оно является». Здесь нет никакого разделения между субъектом и объектом.

 

Умелое распознавание и применение четырех фаз медитации

На ритрите мы рассматривали и практиковали различные аспекты этих четырех фаз медитативной практики. Теперь я хотел бы, чтобы вы начали аккуратно замечать и учится распознавать в своей практике и обычной жизни взаимодействие между ними и то, как они поддерживают друг друга.

Довольно рано я привнес в вашу медитацию Дзогченовский подход оставления всего в покое, независимо от того, было ли у вас переживание отсутствия разделения между субъектом и объектом, это дало вам опыт чистого неразличающего осознавания, который является главной основой нашего существования. Но даже если вы смогли почувствовать вкус своей собственной уже пробудившейся истинной природы, это еще не освободило вас от привязанности к чувству самости. Этот процесс должен проходить постепенно и поэтапно, став вдохновением, мотивацией, основой нашего пробуждения. «Боже, есть более глубокий аспект существования, чем те, к которым я обычно привык, в которых чувство «я» всегда находится в центре переживаемого. И эти переживания «не-я» и кратковременное прекращение страдания, которое они приносят, создают в уме готовность работать старательно, для того чтобы высадиться на прохладный берег, являющийся причиной прекращения всех страданий, на который нам указывает Будда.

Будут моменты, когда вы будете практиковать концентрацию для поддержки своего исследования. Будут моменты, когда ваше исследование застопориться и вы не сможете пройти дальше, потому у ума пока еще недостаточно сильное сосредоточение и поэтому вы вернетесь к практике концентрации. Будет время, когда будем практиковать випассану через наблюдение за возникающими и исчезающими феноменами. Мы размышляем о непостоянстве всего, и это помогает нам избавиться от привязанности к ним, таким какими они нам кажутся. Это помогает нам дойти до состояния, когда мы позволяем им просто быть такими, какие они есть. Будут моменты, когда мы просто пробуем сесть и оставить всё в покое, находясь в этом до момента, когда при помощи этого мы позволяем этому всему прекратиться. Надеюсь, однажды все мы сможем пережить этот опыт и понять, что когда это происходит, всё в этом мире проходит без остатка, всё проходит без остатка всё время, каждый момент, и ничто никогда не появится снова. Каждый новый миг — в этом мире все совершенно новое. Как бы сильно феномены ни были обусловлены прошлым, то что появилось в настоящем возникает только в данный момент и в этот же момент растворяется без остатка, чтобы никогда не возникнуть снова. Это опыт непостоянства, над развитием которого нам нужно работать. Это абсолютная уверенность в том, что на самом деле нет ничего, за что можно было бы зацепиться.

 

Рост и углубление того, как вы воспринимаете свою жизнь

Возможно, мы еще не достигли этой точки, но постепенно, поэтапно, компактность нашего восприятия будет разрушатся, если мы будем медитировать умело, систематически и под правильным руководством. Я надеюсь, что внутри всех вас начнет проявляться более текучее и глубокое состояние пребывания. Все это  результат развития метода, который мы практикуем и переживаем на личном опыте. Таков метод нашей практики. Это постепенное и систематическое развитие и углубление состояния восприятия, в котором вы осознаете жизнь. Так что, я надеюсь, в один прекрасный день все вы вернетесь к обычной жизни, в которой для вас не осталось ничего, что могло бы стать для вас источником несчастий. Тогда вы можете просто поставить себя в центр всего, что происходит, и быть полном умиротворении с этим. Что на самом деле и является нашей главной целью, не так ли? Находиться в умиротворенности.

Это долгое путешествие и все мы находимся на разных его стадиях. Если вы достигли точки практики випассаны на этом ритрите, тогда вы более или менее исследовали эти четыре фазы. Я думаю, наступает момент, когда вы должны будете, начать работать самостоятельно, относясь к практике как к долгой игре, понимая, что вокруг нас происходит совсем не то, что нам кажется. Это не тот случай, когда вы приходите на ритрит, и, пройдя его, в конечном счете уходите и забываете обо всем. «Теперь у меня есть медитация, и я пойду домой и буду практиковать ее.» Нет, это развивающаяся поразительная глубина. Как только мы достаточно свыкнемся с уровнем, на котором практикуем, мы можем начать более разумно осознавать, как лично нам следует практиковать, не обязательно работая в группе. Это понимание безусловно не будет одинаковым и не придет одновременно для каждого из нас. Итак, как только у вас появиться стабильная практика, которую, как я надеюсь, многие обучающиеся уже сейчас начинают развивать — период длинною в год или шесть месяцев развития концентрации или, может быть, шесть месяцев практики, то это приведёт вас к разрушению ощущения компактности феноменов, которые перестанут так сильно вовлекать нас. Или же вы можете проводить больше времени, наблюдая, как все феномены приходят к прекращению, полностью отдаваясь пустоте, в которой вы не цепляетесь ни за что. Или же вы можете потратить некоторое время на то, чтобы развить в себе состояние покоя и, оставляя все как есть, и наблюдать, как исчезает это чувство двойственности.

 

Окончательная практика

Итак, нам нужно осознать, что чувство разделенности исчезает, когда мы постепенно отпускаем нашу привязанность к чему? Ну что ж! Все думают об этом как о своей привязанности к машине, мужу, жене или детям. Это не так — вы должны отпустить свою привязанность к себе. Вы можете жить полноценной жизнью с детьми, машиной, бойфрендом, мужем, неприятностями на работе, и ничто не будет вас беспокоить, но из-за того, что вы так сильно привязаны к себе, все остальное в вашей жизни становится бременем. Они не являются бременем. Вы — это бремя для самих себя. Когда мы понимаем, что жизнь перестает быть бременем, мы перестаем беспокоиться о том, куда я должен идти, кем я должен быть, что я должен делать? Это не имеет ни малейшего значения. Ты делаешь все, что угодно! Вы больше не зациклены на себе. Итак, нам нужно осознать, на что на самом деле указывает Дхамма. И, я надеюсь, вы все теперь понимаете, что она указывает на переживание, которое находится за пределами «я», на ту точку пробуждения, где исчезает ощущение себя и того, что я делаю. За ней у нас остаются просто сами переживания, такие какие они есть, без добавления к ним чего-либо. Полное погружение в это переживание. Вот это и есть настоящее самадхи. Все в жизни становится непрерывным процессом. Это точка, в которой мы обретаем освобождение.

Достижение этого переживания занимает довольно много времени. Вы можете развиваться урывками или глубоко. Достижение этого может занять целую жизнь. Вы можете развить метод до определенной точки, или же можете дойти в нем до самого конца. Это не имеет значения. Выполнение любой из этих трех практик всегда будет обогащать вашу способность развиваться в окончательной практике, которая является простой необусловленной жизнью. Это переживание будет продолжать углубляться еще долго после вашего окончательного пробуждения. На самом деле я могу сказать, что это точка, с которой на самом деле начинается путешествие, ради которого вы действительно сюда пришли. Это далеко не конец … это начало. Начало настоящего чуда!