Истинная цель образования
Луанг Пор Даттадживо Бхикху


перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф


Истинное образование сродни элементарному уровню достижения трех различных уровней мудрости или знания. Мудрость возникающая от слушания и чтения — это первая стадия достижения знания. Анализ и опыт развиваются во второй уровень мудрости, но высшим уровнем знания — является мудрость, которая приходит из медитации. Это знание полученное умом, остановившемся внутри тела и очищенным Дхаммой.
Как только мы очистимся и станем едиными с Дхаммой, эти знания сами откроются внутри нас: это состояние называется Просветлением. Это состояние, в котором наш ум навсегда освобжден от загрязнений. Как только нам удастся прорваться и полностью очистить свой ум от килес(загрязнений), мы сможем по-настоящему пережить опыт Просветления или наивысшего знания. Например, рыбак сквозь мутную воду видит движение и догадывается, что там есть сом или какая-то другая рыба.
Но он не может быть в этом уверен. Более опытный рыбак мог бы сделать более «обоснованное» предположение о том, какая рыба находится в воде, но так же не мог быть полностью в этом уверен. Единственный способ быть уверенным в том, что находится в воде — это когда вода кристально чиста, самому увидеть, что там плавает тот или иной вид рыбы. Это то же самое, что ум, свободный от килесы. Когда разум все еще затуманен Килессо, наших знаний не хватает, как мы не можем видеть и знать истину или реальность.
Столкнувшись с проблемой преодоления страданий от жизни, полезно отметить в качестве примера, что люди рождаются в неведении о возможности самосозерцании и переживании истинного умиротворения. Инстинктивно мы едим для удовольствия и облегчения страданий от голода; и инстинктивно же мы не осознаем подпитки тела элементами, которые поддерживают жизнь, и, конечно, мы не рождаемся со знанием пищевой ценности того, что мы едим, или каких-либо возможных вредных последствий от этого. Без образования о том, как заправлять наши тела, мы развиваем плохие привычки, из — за жадности переедаем и потребляем нездоровую или вредную пищу, которая, в результате нашего невежества, в свое время приводит к чрезмерным или ненужным расходам, а также к возможным заболеваниям и дорогостоящим медицинским платежам. Если наше финансовое положение не позволяет нам финансировать последствия наших вредных привычек в еде, то так же может привести к неэтичным и аморальным способам финансирования нашего неосведомленного или неуправляемого питания тела и его жадности и излишеств, вызванных килесами.


Образование для преодоления страданий жизни


До тех пор, пока мы вынуждены продолжать дозаправлять тело из внешних источников, нам приходиться продолжать бороться за выживание. Таково общее страдание всех людей в этом мире. В момент, когда мы рождаемся, мы автоматически узнаем, что теперь должны самостоятельно дышать, чтобы выжить. Позже в процессе взросления мы учимся есть, ходить и так далее. Мы узнаем, как зарабатывать на жизнь. Мы тратим жизнь за жизнью, изучая, как проживать их грамотно, поскольку каждая стадия рождения, старости, болезни и смерти приходит к нам заново в каждой последующей жизни.
Тем не менее, Господь Будда оставил нам мудрость своих Учений, чтобы помочь нам найти решения для преодоления и устранения своих страданий. Один из самых важных уроков, который нам нужно усвоить — это как различать потребность и желание. Для того чтобы научиться жить счастливо, нам нужно учиться развивать умеренность являющуюся ключом к влиянию на то, как мы работаем и на камму, которую мы для себя создаем. Обретение необходимого для восполнения четырех элементов, необходимых для поддержания жизни и знание того, как их использование, позволит нам облегчить или преодолеть страдания в нашей жизни, не обманываясь желанием того, что не является ни необходимым, ни морально выгодным.


Образование для преодоления страданий от совместной жизни


Люди — социальные млекопитающие элитного статуса. Чтобы выжить нам необходимо жить вместе как сообщество. Однако каждый член этого общества руководствуется необходимостью выжить. Всем его членам приходится постоянно находиться в конфликте с кем то, где-то, так или иначе. Конфликты могут начаться в самой маленькой ячейке этого общества -семье и распространиться, как рак, вторгаясь на международный уровень глобальных масштабов.
Преодоление страданий от совместной жизни требует от нас осознавания себя как человеческого существа, без навешивания на себя кого-либо ярлыка: расы, религии или вероисповедания. Только тогда мы сможем научиться делиться с нашей семьей, обществом и человечеством в целом.


Образование, для преодоления страданий


Дхамма Будды учит нас, что путь преодоления килес — это Следование Благородному Восьмеричному пути, ведущего нас к полному искоренению наших загрязнений и скитаний по бесконечному кругу страданий, смерти и перерождений. Цель хорошего нравственного и структурированного образования состоит в том, чтобы поощрять изучение и практику Благородного Восьмеричного Пути с самого раннего возраста и до позднейших этапов зрелости. Молодой ум будет иметь меньше негативных влияний от килес и, следовательно, столкнется с меньшим количеством препятствий для преодоления; и вот почему полезно вводить принципы жизни Благородного Восьмеричного Пути как можно раньше, насколько это возможно и целесообразно для каждого человека.


Передача знаний от непорочного Учителя Будды


Безграничный источник знания и мудрости Будды был достигнут без внешнего обучения, силой самопросветления к сущности всех вещей путем развития медитации. Просветление — это состояние осознания и понимания, которое ведет к постоянному прекращению цикла перерождений путем преодоления всех человеческих желаний и страданий.
Господь Будда определил три уровня понимания целей жизни: элементарный, который позволит человеку жить в мире, средний, который позволит получить доступ к миру дэвов, и высший, ведущий к полному прекращению цикла человеческой реинкарнации и причин человеческих страданий. Этот последний уровень или Просветление и есть состояние Нирваны.
Учителя должны опираться на мудрость Дхаммы Будды на протяжении всего обучения, а затем и при выполнении своих обязательств по обучению других.


Процессы обучения


Добродетели Учения, способствующие росту мудрости, были изложены в Дхамме Будды на благо всех живых существ. Дхамма объясняет эти добродетели в четырех шагах:
Шаг первый: хорошему Учителю следует нравственно думать, говорить и действовать, иметь полное и четкое знание предмета обучения, постоянно продолжать практику самообучения, внушать уважение своим ученикам и другим людям в сообществе, а также обладать навыками и способностью эффективно передавать свои знания.
Шаг второй: хороший Учитель должен придерживаться принципов, необходимых для правильного понимания и усвоения содержания лекций. Здесь Учитель берет на себя роль ученика, слушая с уважением, определяя тему и приоритезируя важность и актуальность содержания.
Шаг третий: хороший Учитель должен тщательно обдумать цель своей лекции, чтобы полностью понять и осознать ее актуальность. Учитель должен тщательно изучить ее содержание, дабы оценить ценность лекции и сделать вывод, приведет ли ее содержание к правильному или неправильному пониманию Учения. Если учитель удовлетворен тем, что лекция передает правильные знания, он должен рассмотреть, как интегрировать содержание лекции в наиболее подходящий для студентов метод обучения.
Шаг четвертый: Он связан с передачей ученикам знаний и заслуг, приобретенных Учителем. Учитель должен знать выгоду, которую получат ученики и иметь терпение и внимание к их трудностям, когда они столкнуться с новыми знаниями и развивающимся от них восприятием. Учитель также должен быть последовательным и настойчивым, чтобы знания передавались как правильно, так и полностью. Учитель всегда должен стремиться к дальнейшему развитию этих навыков и удовлетворительному усвоению знаний учениками.


Успех и достижения Учителя и учеников идут рука об руку. Так же большое значение имеют выгоды от отслеживания прогресса как для Учителя, так и для ученика. Так они будут чувствовать себя более уверенно и воодушевленно. Это создаст в их умах счастье и узы взаимного уважения. Они оба будут двигаться дальше, чтобы совместно развивать свои личные достижения и навыки, приближая свои цели для реализации в этой жизни. Успех ученика — является успехом его Учителя.