Исследование Дхамм
Сусила Саялай

 

источник: тхеравада.рф
Перевод: Леша Тэль
редактор: Ксения Тэль


Очень важно ясно осознавать аспекты ума (четасики), видя их непостоянными, приносящими страдание и обусловленными. Будда изложил Анупада Сутту («Происходящие один за другим»), ссылаясь на то, как Достопочтенный Сарипутта исследовал ментальные факторы, связанные с джханой, и от одного за другим с помощью этого метода он смог отказаться от всех умственных загрязнений через прямое знание, которое привело к его Пробуждению.

Процесс многократного исследования пяти Кхандх (совокупностей) в свете Випассана-ньяны (Знания-прозрения).
Фактор просветления — исследование —  который является тем же самым, что и мудрость (Панья), абсолютно необходим для этой практики. Внимательность без мудрости, хотя и важна, не сможет достичь цели. Когда вы действуете с осознанностью и мудростью, путь к цели становится ровным, прямым и ясным.

Посидев некоторое время, возьмите ощущение «твердости» как объект для исследования следующим образом:
1. Кто прикасается к твердости? Контакт.
2. Кто чувствует неприятную твердость? Чувство.
3. Кто воспринимает качество твердости? Восприятие.
4. Кто направляет ум к твердости? Внимание.
5. Кто не забывает о твердости? Внимательность.
6. Кто принимает решение, что это твердость, а не мягкость? Решение.
7. Кто делает усилие, чтобы знать, что это твердость? Усилие.
8. Кто неоднократно фокусирует ум на твердости? Постоянное удерживание ума (Вичара).
9. Кто действует на твердость и накапливает полезную камму? Намерение.

Контакт, чувство, восприятие, внимание, внимательность, решение, усилие, постоянное удерживание ума и намерение — это не я, не мое, не самость. Это просто факторы ума, выполняющие свои функции и немедленно исчезающие. Когда вы можете распознавать их один за другим вместе с их функциями, несамостоятельность ментальных явлений становится очевидной. Восприятие «я» растворяется.