Медитативное искусство внимания
Дост Паньяваро

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Медитативное внимание — это искусство, или приобретаемый навык, приносящий ясность и свойства ума помогающие видеть истинную суть вещей. Среди множества техник развития ума искусство внимания является общей тенденцией, лежащей в основе всех школ буддийской медитации: Махамудры в тибетской традиции, Дзадзэн в дзен-буддизме и медитации Випассаны в Тхераваде. Ее вездесущность хорошо показано дзенской историей: однажды монах спросил своего Учителя: «Каково главное Учение в Будды
Учитель ответил: «Внимание».
Ученик, недовольный ответом, сказал: «Я не спрашивал о внимании, но хотел узнать об главном Учении«.
Учитель ответил: «Внимание, внимание, внимание».

Итак, можно понять, что сущность буддийской практики заключается в слове — внимание!
Но, что это за практика и как ее выполнять? Неясные советы начинающему медитатору, такие как «Будьте внимательны» или «Будьте осознаны«, даже будучи даваемыми с благими намерениями, вряд ли будут эффективными. Это будет похоже на попытки правителей утопического романа Олдоса Хаксли «Остров», которые учили птиц Майны повторять «внимание» в надежде научить жителей острова быть внимательными: это просто не будет работать.

Признать тот факт, что большинство из нас склонны действовать довольно невнимательно и несфокусированно, что приводит к довольно поверхностному переживанию жизни: значит увидеть необходимость систематической тренировки своего блуждающего внимания под руководством опытного Учителя.

Тренированное внимание привносит эффект раскрытия или обнажения природы вещей, такими какие они есть на самом деле. Именно внимательность способна видеть через «содержание» ума лежащие в его основе процессы: обнажая реальность этих психофизических явлений, выявляя их характерные черты и одновременно не вмешиваясь в них. Искусство внимания состоит в том, чтобы без предпочтений или вмешательства, как свидетель просто отмечать возникновение преобладающего объекта своего сознания. То есть просто регистрировать изменяющиеся явления без реакции на них: будь то ощущение, звук, мысль или состояние ума.
Однако, если во время наблюдения в уме будет присутствовать реакция, что естественно для нетренированного сознания, то она тоже должна быть отмечена. Такой способ наблюдения обладает потенциалом раскрывать истинную природу наблюдаемого феномена и приобретать нереактивное, необусловленное осознавание, приносящее освобождающее «видение» или знание Прозрения.

Фокус на шесть дверей чувств
Быть внимательным — это не практика, ограничивающаяся позой со скрещенными ногами. Медитативное внимание — это динамическая практика пристального внимания к тому, что вы делаете, в какой бы позе или ситуации вы ни находились. Чтобы сориентироваться в этой практике, нужно буквально «прийти в себя». Это стратегия полного осознания всей своей деятельности посредством сознательного фокусирования на пять чувствственых органов и «шестое чувство» — ум.

Шесть дверей чувств — это название пяти физических органов чувств: глаза, уха, носа, языка и тела, а также шестого чувства, которое является объединяющим термином для пяти видов сознания: сознание глаза, сознание уха и т. д. Итак, практика состоит в том, чтобы быть сознательно внимательным у преобладающей в вашем внимании в данный момент двери или органа чувств. Например, стоя на страже у двери глаз, вы можете отмечать эффект контакта между глазом и видимыми объектами и то, как вы к нему относитесь. Подобная фокусировка приносит осознание того, что происходит во время любого чувственного опыта и вместе с ним способность контролировать возникающие с ним чувства и сознание.

Фактическое значение слова «внимание» указывает на саму практику: «внимать», «присутствовать с». Старательная внимательность, развивает и свойство «присутствия ума». Хотя существуют разные уровни внимательности (вплоть до его полного отсутствия), можно сказать, что существует два его типа: естественное внимание, которое является «автоматическим реактивным вниманием», и намеренное «развернутое» внимание, развивающееся в «медитации».

Развернутое внимание в своем применении может быть либо пассивно, либо активно. Пассивный режим — это «голое внимание», то есть просто регистрация того, что происходит без реакции на это: воспринимающее состояние ума. Активный же режим внимания применяется, когда совершается какое-либо движение или действие, включая активное обдумывающее мышление о наблюдаемых вещах.

Попробуйте это упражнение

Проверьте! Где ваше внимание находиться в данный момент? Какое чувственное впечатление преобладает в уме сейчас? Может быть это  дверь зрения, когда вы просматриваете эту страницу, дверь слуха, привлеченная звуками или телесные ощущения контакта тела со стулом, на котором вы сидите. Этот момент — самое подходящее время, чтобы установить привычку сознательного присутствия у чувственных дверей и отмечания, того что происходит во время чувственного впечатления.
Выберите дверь чувств и будьте внимательны к тому, что там происходит. Какое чувство присутствует? Каково его качество? Приятное ли оно, неприятное или нейтральное? Какие мысли с ним связаны? Обратите особое внимание на его изменения. Так же весьма полезно будет  иметь привычку проверять себя во время повседневно жизни: «У какой двери чувств находиться внимание?», «Что там происходит?» «Какие чувства из-за этого возникают?»

Взаимозависимое возникновение

Эта стратегия присутствия у дверей чувств связана с практическим применением и изучением Взаимозависимого возникновения (Паттича Самуппада). Когда вы осознаете эту серию причинно следственно связи, вы можете прервать ее на стадии сознания, контакта и/или чувств. Это дает вам возможность освободиться от обусловленного цикла страданий, в который, сами того не зная, попадает большинство людей.

Закон Взаимозависимого возникновения — очень глубок. Это сама суть Учения Будды, проиллюстрированная знаменитым диалогом между Буддой и его личным помощником досточтимым Анандой. Ананда небрежно заметил, что, по его мнению, это Учение довольно легко понять. Будда же ответил: «Это не так, о Ананда. Никогда не говори так. Именно потому, что люди не понимают Учения о Взаимозависимом возникновении, из-за того что они не способны проникнуть в него, их умы затуманены. Как клубок бечевки запутывается и завязывается в узел, точно так же существа пойманы в ловушку и не могут освободиться от круга перерождений, страданий и миров разрушения».

Мы можем распутать клубок, «прозрев» в Взаимозависимое возникновение через осознание дверей чувств. То, что мы переживание сейчас — это результат ряда событий, возникших из-за предшествующих, созданных нами условий и связанны в причинно следственную серию импульсов.
Полезным будет иметь теоретическое знание одиннадцати звеньев цикла Взаимозависимого возникновения. Даже такой тип знания укажет вам верное направление: возможность освободиться от обусловленности ума, которую оно вызывает.:
1. С невежеством как условием возникают кармические образования или волевые действия;
2. С волевыми действиями как условием возникает сознание;
3. С сознанием как условием возникает феномен ума/материи;
4. С умом\материей как условием возникают шесть чувственных органов (дверей);
5. С шестью чувственными органами как условием возникает контакт (чувственные впечатления).;
6. С чувственными впечатлениями как условием возникают чувства (vedanа) ;
7. С чувствами как условием возникает влечение;
8. С влечением, как условием, возникает цепляние.;
9. С цеплянием как условием возникает привязанность;
10. С привязанностью как условием возникает становление;
11. С становлением как условием возникают боль, старость и смерть, то есть обусловленное страдание.

(не переводилась история Бахии)

Техника ментального отслеживания

Полезным средством поддержки медитативного внимания является присвоение имен или обозначение различных объектов во время процесса наблюдения за собственным телом и умом. При разумном использовании это становиться очень полезным инструментом для концентрации и поддержания внимания. Отслеживание осуществляется путем многократного ментального отмечания всего, что возникает в вашем теле/уме. Например, «слышание», «слышание», «мышление», «мышление», «прикосновение», «прикосновение» и т. д. Это — мощное подспорье, помогающее установить голое внимание, особенно в начале практики, когда жизненно важно будет систематически и как можно больше отмечать все что возникает в фокусе сознания, чтобы утвердить ум во внимательности.

В противном случае вы, скорее всего, заблудитесь в незамеченных длительных периодах невнимательности и отвлечений. Добившись успеха в поддержании внимательности ума, ментальное отмечание может быть отброшено, особенно если оно стало механическим или настолько неуклюжим, что уже мешает тонкому вниманию. Обретя способность контролировать свой ум при помощи голого внимания, вам следует возвращаться к отмечанию только тогда, когда он внимательность начинает ослабевать, теряться или нуждается в поддержке. Ментальное отмечание может сочетаться с практикой осознанности ваших чувственных дверей, посредством называния физических и ментальных объектов, возникающих в них. Будьте осторожны, чтобы не начать анализировать то, что наблюдаете: вы должны просто регистрировать или отмечать без какой либо реакции на них.

Четыре сферы для приложения внимания
Четыре сферы внимания — это основы или системы отсчета, используемые для развития практики. Они основаны на Сатипаттхана Сутте и могут быть использованы в качестве руководства и основы, для поддержки тренировки вашей внимательности, когда вы исследуете различные переживания в своих теле и уме.

1. Внимание к телу
Направлено на постижение первичных элементов тела (Земли, Воздуха, Огня и Воды), т. е. твердости, мягкости, температуры, текучести и движения внутри тела и/или осознания различных его поз, движений и действий в повседневной жизни.
2. Внимание к чувствам или ощущениям
Отмечая качества чувств как приятные, неприятные или нейтральные, стараясь при этом отличать первичное чувство от эмоциональных историй которые оно порождает.
3. Внимание к сознанию и состояниям ума
Сознание — это «знание» чего-либо, например. физического ощущения и его осознавание. Особое внимание здесь уделяется состоянию ума, например. счастье, печаль, волнение и отмечанию их возникновения и исчезновения.
4. Внимание к содержанию ума
Это не анализ ментальных феноменов или их классификация, но скорее использование внимания для пассивной регистрации того, что в нем происходит: мыслей, идей и концепций — в качестве молчаливого свидетеля без каких либо комментариев.

Два вида медитации
Есть два вида медитации: спокойствие (Саматха) и прозрение (Випассана). В медитациях успокоения используется техника «фиксации» внимания на одном объекте, исключающая все остальное, для достижения спокойствия и однонаправленности ума. Ее примерами являются техники, использующие визуализацию, осознавание дыхания, мантры и созерцание. Второй вид медитации это практики, развивающие осознанность. В них медитатор направляет пристальное внимание на доминирующий в своем физическом и ментальном поле объект, внимательно его осознавая. Такое медитативное внимание приводит к знанию Прозрения.

Способность успешно управлять сознанием в медитации зависит от того, сможете ли вы вносить соответствующие коррективы или «тонкие настройки» во время самого сеанса практики. Эта способность основана на понимании этих двух видов медитации: например, если во время медитации прозрения вы становитесь слишком напряженными: переход в режим медитации безмятежности успокоит и расслабит ваш ум; или если вы застряли в состоянии безмятежности и покоя ума, вы можете оживить ум при помощи упражнением на осознанность, придавая практике больше аспекта исследования.