Интервью с монахом медитирующим 24 часа подряд
Американский Субхути Бханте

(переведено  с аудиозаписи поэтому речь иногда обрывочна)

источник — тхеравада.рф
редактор — Василий Упорников

перевел — Леша Тэль

Сейчас я сижу здесь с одним анонимным монахом. Он просидел в медитации более 24 часов, в 4-й джхане (медитативном поглощении) и я хотел бы взять у него интервью анонимно, чтобы вдохновить других практиков. Итак, мы здесь с Бханте.

Бханте Субхути: Я хочу задать несколько вопросов. Во-первых — вы довольно долго уже монах и я не думаю, что вы раньше были успешны в своей медитации. Чем же вы занимались в ранние монашеские годы? Вы учились? Вы пробовали медитацию и какие ее типы вы практиковали раньше? Вы свободно владеете Пали? Не могли бы вы подробнее остановиться на этом?

Бханте Аноним: Я многое сделал для Сасаны (учения Будды) и был вовлечен во многие дела. Я попробовал много методов медитации и после многих лет монашеской жизни много наставлял других, строил монастыри и т.п. Большая часть моего времени была занята… Но все равно я упорно старался заниматься медитацией, посещал многих Учителей и опробовал множество техник: Махаси, Гоенка и различные другие традиции.… Но они никогда не походили на практику которую я выполняю сейчас.

Бханте Субхути: Ничего похожего на методом на основе Нимитты (сосредоточении на свете возникающем от концентрации) или методам на основе визуальной концентрации или чем-то подобном?

Бханте Аноним: Нет-нет

Бханте Субхути: Но предварительная работа с внимательностью и индриясамваро (сдержанность в чувств) обычно присутствовала?

Бханте Аноним: Что-то похожее… они называли это Випассаной… Гоенка так же как и Махаси… Но практика никогда не была такой последовательной как сейчас. У меня зачастую было много других дел и обязанностей: обязанности монаха и служение Сасане — такие вещи никогда не возможно закончить... Став старшим монахом ты должен присматривать за младшими и обстановкой в монастыре… Постоянные обязанности когда ты думаешь, что закончишь что-либо, оно начинается заново… А потом за этим возникает что-то еще.. Например кто-то говорит: “Бханте, я очень хочу построить в монастыре хижину для монаха.» [смех].

Бханте Субхути: [смех] Да, люди думают, что как только станут монахами, у них будет все свободное время в мире [смех]

Бханте Аноним: Я тоже так думал. Мне очень нравилось слушать Дхамму... Тогда я думал, что после того, как становишься монахом, у тебя будет время слушать ее все больше и больше. В первые три моих сезона дождей это так и было… Я встречался со своим Учителем только один раз в месяц… Это было не очень приятно… И для этого я должен был ходить в место куда привозят письма. Я очень скучал по нему т.к. он проводил Вассу в другом монастыре.

Бханте Субхути: Так что вы рады быть здесь и наконец стали хозяином своего свободного времени.

Бханте Аноним: Да конечно. Это так. Сейчас я полностью свободен, никто меня здесь не знает и сейчас у меня есть концентрация. Но на самом деле, мне потребовалось 5 месяцев для того чтобы, чтобы утвердиться в ней

Бханте Субхути: Это был мой второй вопрос. С момента как вы приехали сюда, сколько времени вам потребовалось, чтобы успокоиться и обрести нимитту (свет от концентрации). Сколько? Вы начали развивать концентрацию на дыхании? Всегда ли у вас была нимитта? Нимитта становилась все сильнее и сильнее или осознавание дыхания становилось все сильнеенимитта возникла уже позже… И тогда ужевы развивали пять управляющими способностей джханы. Как много времени прошло прежде чем концентрация начала возникать? Как долго длится каждый этап? Сначала дыхание, затем нимитта, затем яркая нимитта… не могли бы вы объяснить все это.

Бханте Аноним: До того, как приехать сюда, я был волонтером в другом месте… Тхабавара? Слышали о нем? Это был очень грубый и жесткий опыт.

Бханте Субхути: [смех] О, вы были там [смех]. Это место похоже на зоопарк буквально, у них там довольно много животных [смех].

Бханте Аноним:[смех] Это было жесткоИтальянец я встретил его там, он стал моим спонсором и мы помогли многим людям. Я много занимался благотворительностью… Я сделал много добрых дел. Я попал сюда, потому что группа из Вьетнама, собрались посетить Па-Аука Саядо, и они спросили меня, хотел бы я также приехать туда…

Бханте Субхути: Значит, приезд сюда не был частью вашего плана?

Бханте Аноним: Нет. Моим планом было — опробование других техник Випассаны, потому что я был в Баго примерно 6 месяцев и затем практиковал Махаси в ПандитарамеИ встретил там вас.

Бханте Субхути: Да.

Бханте Аноним: Затем меня пригласили в ПаАук и я приехал. В предыдущем месте было очень трудно и когда мы высказывали уважения старшим монахам Па-Аука итальянский мирянин попросил их о том можно ли нам остаться здесь. В Тхабаваре жизнь по сравнению с Па-Ауком была похожа на ад: много грубой работы, много страданий… Мы очень много работали, много бетона и много дел… Мирянин итальянец был там добровольцем в течении года. Я же жил там около 3х месяцев. Мы очень много работали, ухаживая за пациентами… Это было очень тяжело.

Бханте Субхути: Я как-то там был.

Бханте Аноним: Вот итальянец и попросил Саядо У Чандима, можем ли мы остатьсяОн ответил, что нужно заполнить анкеты и послать ему. Мы сделали это прямо на месте. Очень быстро мы пошли в хижину и заполнили формы. Нам повезло, что у нас были с собой фотографии. А потом мы вернулись в Тхабавару, куда через месяц нам пришло приглашение. Мы не могли в это поверить! Было очень трудно сюда попасть – здесь очень длинный список ожидания. Когда однажды утром пришли приглашения мы раздали лишнее имущество и итальянский мирянин заказал автобус для нас и мы, проведя в путешествии целый день, приехали к ночи.

После приезда мне было действительно тяжело. Пять месяцев мне понадобилось, что-бы осесть на новом месте и успокоить ум. Моя практика не была очень усердной: 2 сессии в день, от 2 до 3 часов за раз, если честно.

Бханте Субхути: Два или три часа за раз? Это не так уж и плохо.

Бханте Аноним: Иногда я ленился и общался по телефонуНичего запретного, но продолжал общение с внешним миром… Затем внезапно из ниоткуда, так как и многие люди здесь в Майме практикуют очень старательно, вы слышите на интервью о практике некоторых медитаторов, которая продолжают медитировать всю ночь… Некоторые люди медитируют сидя по 8-10 часов подряд! Сначала я действительно страдал — не было нимитты, потому тогда что я читал много книг…

Бханте Субхути: 5 месяцев без нимитты?

Бханте Аноним: ТВ некоторых из этих книг говорилось, что нимитта должна быть очень яркой итпИ вдруг Саядо и еще один духовный друг, говорят мне: «Бханте, я думаю, что у вас есть нимитта»

Бханте Субхути: Вы никогда не сообщали о ней?

Бханте Аноним: Я никогда не думал что она у меня есть. Я думал, что мне придется медитировать, пока я не состарюсь или что-то в этом роде. Вы слышали о монахах, которые практиковали в течение многих лет? Некоторые живут как монахи уже много десятков лет — они хорошие Учителя, но долго практиковали до того как достичь успеха.
У меня же не было никакой уверенности: тогда я думал “внешний» ли это свет или ”внутренний». Потом один Бханте сказал мне:«Бханте внешний свет не остается надолго, внутренний же остается и это нимитта”. Тогда мой разум все еще не был готов к тому что у меня есть свет. Ему мешали сомнения. Затем, я подумал, что увеличу свои усилия и начал практиковать по четыре трехчасовых сеанса в день. Затем, из-за книги Тины Расмусен и Стивена Шнайдера «Делая Джханы» где написано что они практиковали здесь только 2 месяца и действительно начали прогрессировать в концентрации. Они каждый раз делали только один час перерыва сразу после еды, а затем снова садились медитировать. Эти медитаторы продвигались в практике очень быстро. Так что я просто начал следовать их примеру. Я получил разрешение, нашел коврик и начал практиковать в хижине: ходил и сидел снова и снова. Сначала это было очень тяжело. Я засомневался в свете и закрыл все окна робами, чтобы было темно. И тогда, наличие постоянного света стало для меня более явным. Затем у меня были сильные боли в коленях…

Бханте Субхути: Ваша нимитта это — круг, в районе дыхания или что-то в этом роде?

Бханте Аноним: Когда я закрывал глаза, она была очень тусклой

Бханте Субхути: Занимала ли она весь экран перед глазами?

Бханте Аноним: Нет, нет, она была только впереди: напротив лица, но она была очень неяркой. Она была похожа на процесс когда в кастрюле сжигается сахар — похоже на тускло горящую карамель. Вот как я впервые увидел ее. Я не мог понять. Она была очень тусклой — ничего похожего на фонарик или что-то подобное, но когда я закрыл глаза, она сохранялась. Ночью, когда я высказывал дань уважения Будде, я мог видеть ее остаточное отражение. И затем я рассказал об этом Саядо У Кумаре и он ответил: «Хорошо», а затем он попросил меня дольще оставаться с нимиттой. Он очень добрый. Раньше он подбадривал меня, говоря: ”Не волнуйся” Поначалу я очень волновался. Если вы с самого начала ждете чего-нибуть совершенного, вы никогда не добьетесь прогресса. Вы должны верить в себя… Определенно доверие стало ключом, потому что у меня была нимитта, но я не доверял ей, пока мне не указали на это.

Бханте Субхути: И обычно все происходит не так, как вы об этом читали. Читать может быть опасно.

Бханте Аноним: Да, в некотором смысле и я был тем, кто попался в эту ловушку… Висудхимагга (древний Учебник Бханте Буддагоши по медитации «Путь очищения») говорит, что не следует обсуждать с другими подобные вещи, потому что если вы говорите, что моя нимитта такова, а потом другой человек говорит, что моя нимитта такова и вы начинаете хотеть нимитту другого практика, то есть того, чего у вас нет…

Бханте Субхути: Да, да… Я думаю, что в Виссудхимагге говорится что-то подобное в разделе О защите знака. Так что по поводу вашей нимитты — она начала расти?

Бханте Аноним: Концентрация стала глубже и меня попросили проверить джхана факторы в области сердца…

Бханте Субхути: Блуждающие мысли присутствовали или нет?

Бханте Аноним: Они присутствовали. Но Саялай Дипанкара рассказал мне очень хорошую вещь… У нее есть эта глава в книге «Счастье прекрасного ума». В этой книге говорится о блуждающих мыслях. Она сказала: «Я не хочу тебя унижать. Многие из вас приходят и говорят мне, что у вас блуждающие мысли. Я не хочу говорить тебе, но я должна. Ты приходишь и говоришь мне, что не хочешь блуждающих мыслей, но они все равно приходят. Они не приходят без приглашения — они приходят, потому что это твои желания.»
Это была пощечина, в которой я нуждался, как в настоящем пробуждении. Затем, когда я сидел и практиковал, если мешал звук снаружи или мысль я проверял действительно ли я хочу отвлечения или хочу внутренней тишины. Тут я понял, что отвлечения это действительно мои желания. Тогда мне захотелось сидеть дольше… Потом опять были желания. Мой ум был очень хитрым: после окончания грубых ощущений и грубых вещей, он вызвал очень хорошие и правильные мысли: «О, ты должен организовать здесь пожертвование старшим монахам.» Тогда я отвечал: «Уходи. Это тоже желание, хотя и хорошее.» А потом они вдруг начали затихать. Затем после этого возникла другая проблема. Мне казалось, что я уперся в стену и просто вижу, как в меня закрадываются мысли и ничего не могу с этим поделать. Когда я спросил об этом Саядо, он сказал: «Возможно это намек на лень и оцепенение.”

Я снова начал читать свои книги. Они были очень полезны, потому что я никогда не вчитывался в разделы касающиеся сонливости. Где то там было написано: “Вы должны вернуться к основам.» и я согласился с этим. В уме я отказался от желания продвинутого уровня практики и снова начал считать вдохи и выдохи [скромный смех]. Я просто оставил это в стороне все свои эгоистичные желания в практике. У Аджхана Брахма есть хорошая беседа, в которой он говорит о контроле и свободе. Там есть очень хорошая часть которую я всегда слушал перед медитацией. В ней он говорит, что вы ничего не должны делать. Никаких намерений на 3 часа сидения, никакой лени и оцепенения. Ничего. Ничего. Ничего. Он учит: «Просто сидиПодобное отношение всегда делает практику расслабленной. И я начал считать дыханияЭто очень меня раздражало, потом я чувствовал себя униженным, ни на что не годным или что-то в этом роде. Затем я начал, практику осознавания дыхания из Пандитарамы

Да… брюшное дыхание с четками. Я стал практиковать счет дыханий наблюдаемых у живота с четками… Я просто рассказываю, что случилось со мной. Эти четки обычно имеют 108 бусин. Сосчитав один вдох, а затем один выдох я двигал бусину на четках. Я считал вдохи-выдохи до восьми и от восьми считал до одного в обратном порядке. Но если возникала какая-то мысль или неправильный счет — я просто останавливался и начинал снова.

Это помогало мне каждую секунду становиться все более внимательным, каждую отвоеванную у загрязнений секунду прибавляя к длельности своей осознанностиПрактиковать стало проще. Может быть, потому что я был так занят? Практика стала так… Так приятнаПриятно было что-то делать… А потом я смог просто сидеть и считать «12345» и так в течении всего своего сидения... Все 3 часа сидения я проводил подобным образомКоличество наводнявших мою голову мыслей сильно уменьшилось

Затем эта концентрация начала становиться все сильнее и сильнее. Мне больше не нужны были четки. Затем я мог сосредоточиться просто на дыхании. А потом стал появляться все более яркий свет. Тогда Саядо попросил меня проверить бхавангу. Сначала у меня получалось погрузиться туда лишь 1 раз в 3 часа. Затем способность дошла к 1 разу в час. Затем я начал чувствовать в ней присутствие факторов джханы.

Это были вещи, которые, как я думал, я никогда не смогу постичь. До этого я пробовал много других техник и был введен в заблуждение, когда некоторые Учителя говорили: “Теперь ты обрел это”. На самом деле я пытался достичь Ниббаны, а они говорили, что джхана или Магга Пхала это не истинное Учение. К счастью, я кое-что читал. Книги с Учениями самого Будды. А затем, когда исследовал достигнутое состояние понимал, что все сказанное ими когда-то неправдаЯ чувствовал себя разбитым... Полностью… Все это действие Плохой Каммы.

Но в конце концов, когда вы приезжаете в хорошее место, с опытными Учителями, хорошими духовными друзьями, правильным окружением — начинают создаваться правильные причины. Это похоже на сравнение, которое дал нам Будда.. Когда вы хотите разжечь огонь, вы берете палочки и начинаете тереть. Затем, мало-помалу они начинают нагреваться. Если же мы просто остановимся — они охладеют. Но если все причины приходят в равновесия, тогда из искр появляется пламя. Затем вы должны начать добавлять в него вату или что-то еще и потихоньку подкармливать свое пламя.

Этот пример на самом деле очень похож на практику осознавания дыхания: вы начинаете с дыхания, когда дыхание становится нимиттой, вы просто поглощаетесь ею. Эта способность становится все лучше и лучше. Но на самом деле, ваша искра — это дыхание, которое действительно удерживает практику. Затем после того, как нимитта правильно выстроена, вы обращаетесь к ней. Затем появляются джханы; первая джхана, вторая джхана, третья и затем четвертая джхана. Затем практикуете Касины (объекты для визуальной концентрации).

Бханте Субхути: Объясните свое «поглощение в нимитту”

Бханте Аноним: Да, это на самом деле просто: вы просто наблюдаете за дыханием и все происходит. Говорят, что опыт каждого человека уникален? То, что произошло: я наблюдаю за дыханием, а затем дыхание медленно, как вода, как вы говорите, впиталось в почву. Оно просто исчезает и появляется свет. Затем свет занимает место дыхания. Так что они были как бы объединены. То, что я чувствовал, было похоже на то, что свет занял место дыхания, и дыхание просто “погрузилось в него”.

Бханте Субхути: И больше дыхания не было?

Бханте Аноним: Да. Но если я попытаюсь сосредоточиться на нем, я его почувствую...

Бханте Субхути: Это как чувствовать нимитту, да?

Бханте Аноним: Да, ты просто видишь ее перед собой и тебе ничего больше не нужно делать. Просто находись перед ней. А потом она приходит и как будто очень успокаивает. Она просто... Как сказать… окутывает тебя: просто закрывает твое лицо, как очень приятный бриз или что-то в этом роде. Она просто приходит и очень мягким способом, берет над тобой верх.

Мы наблюдаем за дыханием поэтому и в наблюдении дыхания и в других практиках, мы сосредотачиваемся на области лица, как будто смотрим в мониторПоэтому кажется, что нимитта возникает прямо перед вашим лицом и охватывает все, становясь все сильнее и сильнее. На самом деле, я приложил для этого много усилий, она не просто приходила в одночасье.

Бханте Субхути: И затем вы постоянно поддерживали ее. Без мыслей или у вас что-то возникало в уме даже на этой стадии? Или в ней не было мыслей и звуков? Или вы слышали звуки, но не беспокоились о них?

Бханте Аноним: Вы имеете в виду джханы?

Бханте Субхути: Да. На стадии Нимитты, а затем и позже на стадии джханы?

Бханте Аноним: Стадия Нимитты: сначала она кажется слабой… Она кажется слабой, а затем вы чувствуете, что иногда вас из нее выбрасывает и вы возвращаетесь к дыханию.

Бханте Субхути: Итак, вы внутри нимитты или поглощаете ее?

Бханте Аноним: Когда вы погружаетесь внутрь, ощущения другие. Там ты ничего не можешь сделать. Вы можете чувствовать себя по разному плавая в бассейне: находясь например на его середине или держась у края за стенку. Или если вы просто подходите к его краю — вы всегда можете в него прыгнуть. Но находясь там вы слышите звуки. Вы даже иногда можете чувствовать тело, но происходит это только тогда, когда вы действительно находитесь на краю.

Бханте Субхути: Но уже после вхождения — звуков уже нет?

Бханте Аноним: Они не возможны. Но в самом начале практики когда состояние еще нестабильно вас может, иногда чуть-чуть из него выбрасывать. Но со временем таких моментов становиться все меньше и меньше... С течением времени… Но все зависит от многих причин… например, вы кладете что-то в в молоко, а затем охлаждаете его и из него может получиться желе или йогурт, или творог. Тут вы ничего не можете сделать. Но все что получиться будет белым. И понять что получилось ты можешь только попробовав это. Но все это очень и очень приятно. Когда же ты вышел из этого состояния ты поймешь: «Это было так».

Затем, вы начинаете выполнять адхиттханы (решимость сидеть определенное время в джханах) в ней вы не можете двигать ни одно частью тела даже веками: они как будто действительно замерли. Когда вы начинаете входить в первую, вторую или третью дханы сначала они кажутся очень сильными, затем после того, как вы все больше в них бываете эти состояния уже становятся нормальными и привычными. Это не значит что они слабеют, но просто становятся лучше. Но первое время, вы действительно чувствуете, что совсем парализованы. Иногда когда становиться любопытно и хочется проверить информацию из книг, вы немного оставляете это состояние чтобы его проверить. И понимаете, вы действительно не можете в них ничего делать. Книги абсолютно правдивы. Что они говорят, вы действительно не можете ничего делать. [смеется] И это здорово!

Бханте Субхути: Так.. А каково качество нимитты в первом, втором, третьем и четвертом состояниях? Меняется ли оно?

Бханте Аноним: Определенно меняется. Во-первых, вы чувствуете себя просто потрясающе. Мы обычно ничего не знаем за пределами сферы чувств, так что этот опыт просто потрясает. Затем появляется свет, он становится все сильнее и сильнее, и вы поглощаетесь им. Но вскоре, когда вы входите во вторую [джхану], при этом вам даже не нужно думать о том, что в ней есть чтото непривлекательное [что является частью процесса перехода ко второй джхане]… Вы просто чувствуете, как будто спите снаружи на лужайке у дома. Трава на которой вы играли детьмиОбычно у вас есть зуд и другой дискомфорт, а затем, когда вы входите в джхану, и, сразу чувствуете удобство как в детском сне в безопасном месте. Вы уже не чувствуете зуда или укусов клещей или комаров. Ощущение это чем то похоже не это состояние.

Затем после того как побудете в этом состоянии вы чувствуете себя несколько разочарованным им. Из-за того, что ум чувствует факторы направление и удерживание и вы все определеннее чувствуете его ими разделение. И автоматически происходит их отпускание: как будто берешь кусок дерева, а потом берешь топор, рубишь его и чувствуешь, что половина его просто пропала или отвалилась. Таким образом, грубые факторы просто отпадают. Остаются лишь остальные три: Пити(восторг), Сукха(умиротворение), Эккагата(однонаправленность ума) — они остаются… и… Нимитта разрастается

Более яркая и более мощнаяеще более мощная…. Вторая [джхана] – переход похож на перелистывание страницы. Нет ощущения непривлекательности просто похоже на современный телефон или что-то с сенсорным экраном. Вы просто проводите пальцем и переходите к следующей части. Открывается новая глава. А потом ты ее чувствуешь… Пити и все такое.. Он дает вам так много энергии… Это очень мило и даже когда вы выходите из нее, вы чувствуете внутри своего тела так много энергии. Неудивительно, что они говорят, как в древние времена были существа, которые подпитывались от Пити. Вы чувствуете так много энергии… Вы так свежиДаже когда выходишь из этого состояния и идешь куда-нибуть, ты чувствуешь изнутри своего тела, как будто оно уходит само в себя. Это очень приятно…

Затем, когда вы подходите к третьей джхане — она гораздо мягче… Сукха. Вы чувствуете грубость Пити. Потому что перед тем как открывается следующая глава грубость Пити становиться очень явной как и приятность сукхи. И именно фактор комфортности приводит вас к третьей джхане.

Когда же вы подходите к четвертой джхане, тогда, как и в прошлый раз вы уже отпускаете суккху… Свет становится таким ярким… Свет… Нимитта стала такой яркой. И фактор суккхи также уже отпущен, но еще остается последний… Упеккха.. Чувство, которое вы испытываете в ней отличаеться от сукхи. Вы чувствуете как будто что-то уменьшилось, как будто вам было так весело. Теперь же вам как будто очень комфортно. Это тоже очень приятное чувство — упеккха.

Но раньше комфорт тоже присутствовал. Но старого ощущения комфорта больше нет, как будто вы сняли что-то, что было приятно для вас, но осталось что-то еще более приятное и очень сильное. А потом, когда вы выходите из этого состояния в повседневный мир или даже слышите какие-то грубые вещи, вы чувствуете невозмутимость. Вы не реагируете на них так, как делали бы раньше, вы думаете больше… и все такое. И вы чувствуете как это состояние повлияло на вас. Это правда. Например, даже если у вас был какой то очень грубый или резкий опыт: какие-то плохие новости или кто-то пришел и плохо с вами заговорил — раньше вы реагировали на это. Теперь же этого нет.

Бханте Субхути: Так… Если бы вы практиковали в медитационном зале, то не услышали бы никаких звуков?

Бханте Аноним: Я бы услышал. А ты бы нет? Ты имеешь в виду, когда я выйду из джхан. Внутри них нет. Там ты вообще ничего не слышишь. Нет. Но звуки происходят — люди говорят, открывают дверь, открывают москитную сетку и т д. Когда начинаешь прогрессировать, даже если что-то слышишь, это уже не имеет значения. В монастыре много чего строиться. Все эти грузовики, тракторы — все очень громко… И Тебе просто все равно.

Бханте Субхути: Хорошо, Хорошо, хорошо. Но в джханах вы не слышите вообще?

Бханте Аноним: Когда вы действительно находитесь в них, вы не слышите ничего.

Бханте Субхути: А дыхание в джхане? Там его нет?

Бханте Аноним: Нет. Определенно нет. Если вы начинаете искать его, оно начинается проявляться снова. Это правда… Читта… Это другое Kāmāvacara citta. Нет? Это Самахаггата [амахаггата] Читта… И помехи – они просто не могут войти. Только если вы не сделаете что-то действительно сумасшедшее, я думаю, они не смогут появиться.

Бханте Субхути: И так вы сидели 24 часа подряд и даже дольше…

Бханте Аноним: Да-да, еще дольше..

Бханте Субхути: А вообще, как долго?

Бханте Аноним: (смех) это зависит, но для протокола 24 часа были просто ориентиром длины.

Бханте Субхути: Так, значит … и в туалет не встаете? Нет? Нет необходимости. Это Правда!?

Бханте Аноним: Туалет? Нет, нет, нет… Многие другие практики так же практикуют долгие сидения и не задумываются о туалете. Много кто практикует так.

Бханте Субхути: Да да да. Я слышал об этом.

Бханте Аноним: Потому что, например, когда вы действительно в нимитте…

Бханте Субхути: … Но вы двигаете ногами

Бханте Аноним: Иногда, когда это становится действительно нужным…..

Бханте Субхути: В 24 часа сидения сколько раз вы двигаете ногами?

Бханте Аноним: Я не могу вспомнить. Всего несколько раз…

Бханте Субхути: Несколько раз.

Бханте Аноним: Да.

Бханте Субхути: Вы прислоняетесь к стене или сидите так же, как сидите сейчас? Итак, какова ваше поза? Это еще одна вещь, которую я хотел обсудить. Поза в медитации. Итак, вы сидите на плоском резиновом пенопластовом квадрате прямо как сейчас. И у вас есть одна угловая подушка?

Бханте Аноним: Да, да

Бханте Субхути: У вас есть медитативная деревянная рама или вы прислоняетесь спиной к стене? Или просто сидите в центре комнаты?

Бханте Аноним: У меня есть деревянная рама, такая как ты говоришь…

Бханте Субхути: Поставка под нижнюю часть спины

Бханте Аноним: Да, да. Но обычно тело очень быстро выпрямляется само. Это происходит очень быстро… Вы как будто чувствуете гидравлику в спине или что-то в этом роде. Это происходит автоматически. У меня есть проблема в спине… Не большая травма. Вот почему я принимаю некоторые меры предосторожности. Вот почему я так уверен в словах Будды: ujum kāyam panihitam... Он был прав и я это понял, только когда пришли переживания.

Бханте Субхути: Нужна ли для практики позиция полного Лотоса?

Бханте Аноним: Нет.

Бханте Субхути: А вы его пробовали... Пытались это проверить?

Бханте Аноним: Я не могу в нем сидеть. После травмы у меня сложности со спиной и коленями. Раньше я мог недолго просидеть в лотосе. Но потом сидел больше в «Бирманской позе” (поищите в Google: «Бирманская поза”)

Бханте Субхути: Так что три часа обычно легко? А иногда получается и шесть.

Бханте Аноним: ДаДаже больше того… В этой позе вы просто чувствуете онемение, но не боль.. Это не боль, это как…
Бханте Субхути: Вы чувствуете некоторое онемение в ногах но вы можете игнорировать его.

Бханте Аноним: Только после долгого времени практики. Может это отсутствие циркуляции крови и вы чувствуете онемение. Но ваш ум хочет поменять позу, но вы можете это отпустить. Это не боль. Даже после долгого времени сидения

Бханте Субхути: А когда вы выполняете практику на 32 части тела, вы могли просто смотреть и видеть их. Или для этого вам первоначально нужна была книга или вы можете использовать свет? Вы сканируете их в своем теле или вы вначале должны знать, где их в нем искать?

Бханте Аноним: В начале в уме было сомнение. Сомнение означает мысли: «Правда, ли то что я вижу?”

Бханте Субхути: Сочетание того и другого возможно? Книга и свет вместе.

Бханте Аноним: Но иногда вы можете их просто видеть, как вы видите глазамиНо изначально у меня этого не было, потому что ум сомневался. Однажды у меня была такая сильная боль в руке и я думал, что вся моя рука была как будто скручена. Практикуя я думал: «мясо, мясо». Наблюдая мясо на этой части кости и увидел, что там происходит. Я прикоснулся к той части руки и понял, что боль идет именно оттуда. Все было очень похоже на сон, в котором открывается дверь и за ней есть картинка. Дверь закрывается и картинка исчезает. И я нанес на это место какую-то мазь и боль пропала.

Бханте Субхути: Вы сами себя вылечили.

Бханте Аноним: [смех.]. Нет, нет, нет. Вы не думаете, что причина была в кости. Болела вся рука. Я же должен был изучить ее?

Бханте Субхути: Вы увидели первопричину боли.

Бханте Аноним: Да, да. Люди говорят, что некоторые практики, имеющие сильные парами, могут видеть точно и положение, и цвет органов, и их возникновение и исчезновение. Из-за неправильного понимания книг у меня было неправильное представление об этом.

Я искал их, искал, но они не появлялись. Я не знал, что делать. Потому что раньше практиковал другие практики. Например Гоенку: там вы просто чувствуете ощущения. Я практиковал много видов медитаций. С другим Учителем мы делали эту практику по другому, когда вы говорите «мозг» или какую либо другую часть вы просто его чувствуете и чувствуете что ощущения меняются. В этой же практике вы не фокусируете их там, вы просто смотрите вперед.

Потом [он начинает говорить тихо, как будто рассказывает секрет] когда ты идешь в столовую или в зал медитации ты не хочешь, чтобы старший монах выглядел как куча мяса или костей.

Бханте Субхути: Вы можете это видеть?

Бханте Аноним: Когда я иду в зал, например, то как будто попадаю в мясную лавку… Много, много, много, много — мяса. Это не очень приятно, не так ли? Им становится даже маленькая птичка, которая поет очень красиво и нежно. Эта практика изменяет ваше восприятие.

Бханте Субхути: Давсе становиться состоящим из этих 32 частей.

Бханте Аноним: Да, да. Вы просто распространяете, распространяете, распространяете свет видения на все вокруг.

Бханте Субхути: В зале вы медитируете с открытыми или закрытыми глазами.

Бханте Аноним: Иногда да, иногда нет. Вы же не хотите видеть своего Учителя как груду мяса не так ли? Я слышал, что есть некоторые монахи которые способны входить в джхану даже с открытыми глазами.

Бханте Субхути: Ну да. Нимитта — это объект двери разума и не имеет ничего общего с глазами. Вы можете делать подобное?

Бханте Аноним: Я стараюсь. Но не часто. Мои результаты не идеальны. Но иногда попробовать интересно. Иногда делаю это перед походом за пожертвованием пищи — как раз перед спонсорамиТренирую vasītā [5 управляющих способностей джхан, как указано в пути очищения Path of Purification]: vajjanavasī, samāpajjanavasī, adhiṭṭhānavasī, vuṭṭhānavasī, paccavekkhaṇavasī.”

adhiṭṭhānavasī — быстрый вход в джхану.

vuṭṭhānavasī — намеренный выход из джханы по своему желанию.

Awajhānа …

Бханте Субхути: Нахождение в джхане столько, сколько захочешь….

Бханте Аноним: Итак, samāpajjanavasī это умение входа в джхану в любое время, когда вы хотите в нее 5 секунд…. В соответствии с этим мы должны тренироваться. Похоже, что некоторые люди могут это сделать. Как говорят почтенные Учителяпо своему желанию… я просто делаю adhiṭṭhānavasī .. мой разум настолько силен, что можно просто сказать «пока почтенный Субхути не ступит на первую ступеньку — пусть ум будет в первой джхане, во второй джхане или третьей джхане. Когда он сделает свой первый шаг пусть я выйду из этого состояния. И это действительно удается.

Бханте Субхути: Вы можете просто называть время: войти на два часа в состояние и потом через два часа из него выйти.

Бханте Аноним: Да, и зачастую чем короче отрезок времени тем это проще… Проще, потому что это время соблюдается умом точнее. Это похоже на то как вы ложась спать говорите себе проснуться в определенное время и вы встаете ровно в него и чуть раньше поставленного будильника.

Бханте Субхути: Да, за несколько секунд до него — это правда.

Бханте Аноним: Так же Учителя говорят, что если намеченное время отклоняется в пределах 5 минут — это нормально.

Бханте Субхути: Но вы были точнее.

Бханте Аноним: Да, да, мои отклонения были куда более короткие и точные. Но чем дольше ты практикуешь тем точнее в этих управляющих способностях становишься. Чтобы войти в какое либо состояние, я как будто просто толкаю свой ум в него. Это совсем не утомительно. Это фактор вирия я думаю. Нужно просто подтолкнуть ум: «Хорошо сейчас ты здесь, а теперь войди туда.» Вот так — по-доброму. Это очень-очень приятно и ты не чувствуешь усталости. Я думаю это похоже на засыпание.

Бханте Субхути: Итак, после этой 24-х часовой джханы как вы себя чувствуете? Вам нужно поспать или может поесть?

Бханте Аноним: Да. может быть в течении часа или двух вы чувствуете, как энергия падает… Вы действительно устаете. Но я не чувствую как будто не спал или что-то в этом роде. Телесная энергия чуствуется как низкая. Потому что она расходуется. Но это не похоже, на то что у тебя какая-то болезнь или что-то еще. Иногда по какой-то причине ты не спишь всю ночь и чувствуешь себя очень усталым. Здесь нет ничего подобного. Ты чувствуешь некоторую слабость в теле, но ум ум — сияющий и можно сказать светящийся.

Бханте Субхути: Вы уже закончили практику Белой Касины, верно? Или еще нет?

Бханте Аноним: Нет еще.

Бханте Субхути: Вам нравится белая Касина?

Бханте Аноним: Белая Касина. Я пока практикую ее. Учителя говорят, что это еще один большой шаг в развитии концентрации и поэтому я думаю, что просто попрактикую ее некоторое время. Утвержусь в ней и сделаю ее концентрацию более сильной.

Бханте Субхути: Так что — вам она нравится больше, чем наблюдение дыхания?

Бханте Аноним: Я не знаю.. Мне кажется практика на дыхании лучше...

Бханте Субхути: Потому что у вас больше парами для нее?

Бханте Аноним: Нет … я правда люблю эту технику. Она как мечта, ставшая явью. О ней говорят все, а потом она внезапно осуществляется. И теперь ты в ней…

Бханте Субхути: …практикуешь 24 часа подряд. О да…

Бханте Аноним: Это то, что мне действительно помогает. И Будда так часто подчеркивал важность это практики.

Бханте Субхути: Так что вы надеетесь, что сможете остаться в ней на 7 дней или что-то в этом роде?

Бханте Аноним: Нуувидим.

Бханте Субхути: Вы собираетесь попробовать непрерывную практику в течение двух дней после 4-й джханы на белой Касине?

Бханте Аноним: Посмотрим.

Бханте Субхути: А затем, когда вы перейдете к следующей цветной Касине — сидеть с ней непрерывно три дня, а со следующим цветом — четыре дня – и так до 7-ми дней непрерывной медитации... Тогда завершение курса концентрации займет у вам очень много времени, верно?

Бханте Аноним: Ну да … Как-то так…

Бханте Субхути: 24 часа в сутки непрерывно

Бханте Аноним: Даже Саядо (Учителя) говорят: чем дольше продолжительность сидения — тем лучше для развития практики... 

Бханте Субхути: Я не думаю, что ваша концентрация пропадет… Если только вы не начнете нарушать обеты… Так что, я думаю, что вы находитесь в хорошей компании и состоянии ума прямо сейчас. Спасибо. Я думаю, что это интервью вдохновит других людей. Сама запись довольно хороша, но я не знаю, можем ли мы просто сохранить это так “как есть”

Бханте Аноним: Пожалуйста… Зовите всех сюдаВо мне нет ничего особенного… как бы это сказать? Просто усилие, вера и доверие… Учителя здесь очень помогают и здесь хорошие духовные друзья – они вас мотивирует.

Бханте Субхути: И предписания Cилы (обеты нравтвенности) верно?

Бханте Аноним: Да, определенно и Сила. И даже миряне, приезжая за 5 дней, получают Джханы... В течение 5 дней нет?

Бханте Субхути: Да.. У одного человека опыты стали возникать через два дня после приезда.

Бханте Аноним: Пять дней и первая джхана. Просто удивительно что все эти состояния и техники до сих пор существуют и никуда не утеряны еще со времен Будды.

Бханте Субхути: Да, да, да, они не такая уж загадочная вещь.…

Бханте Аноним: Данет, ничего загадочного и любой может достичь их, но мы должны работать над этим. Определенно, вы чувствуете, как то, что сказал Будда так верно… И, как говорят, Архат может практиковать 7 дней даже без перерыва.

Бханте Субхути: Ниродха самапатти (состояния Архата в 8-ой джхане: считаеться наивысшим из существующих состояний. Оно может длиться до 7 дней и делает вошедшего в него абсолютно неуязвимым)

Бханте Аноним: Ниродха самапатти… Для меня все еще есть несколько уровне чтобы постичь? Я смогу сделать что-то подобное по длительности…  это не такое большое достижение как состояние Благородных. Но, если наши Килесы(загрязнения омрачающие ум) уменьшатся и сможем просто сидеть и практиковать? И все больше и больше отпускать их... Как это было бы чудесно… Мы также можем достичь этих стадий освобождения, нет? Тех что постигли Будда или Архаты… Как написано в книгах

Бханте Субхути: Вы вдохновляете других, а теперь вдохновляете себя. Это хорошо, я стараюсь вдохновлять себя все время… Я хотел бы поделиться этой записью с другими людьми. Теперь я так вдохновлен вами. Я хочу поделиться этим с другими.

Бханте Аноним: sādhu sādhu sādhu Пусть наша простая дискуссия будет им помощью… Для меня она ничего не значит. Это не вопрос эгоизма, иначе я бы потерял сосредоточение нет? Я был бы дураком. Я просто принял приглашение досточтимого, чтобы вдохновить его и другихЕсли человек вдохновлен — он приходит и практикует, а затем достигает и это будет заслугой всех нас для благополучия самих себя и всей Сасаны. Садху садху садху!

Примечание: ниже представлено небольшое 14-минутное, чтобы прояснить детали опыта анонимного монаха.

ИНТЕРВЬЮ 2 
Бханте Субхути: Во время последней записи я спросил вы чувствуете нимитту?
Когда вы находитесь в джхане, чувствуете ли вы какую-либо сущность в нимитте или что-то в этом роде? Или это просто только глядите на нее

Бханте Аноним: Это похоже на то вы купаетесь, омываетесь ей, находитесь в ней, а она омывает вас.

Бханте Субхути: Вы всегда знаете, что эта нимитта это дыхание. Всегда знаете и просто фокусируетесь на свете.

Бханте Аноним: В какой-то момент Учитель просит нас просто сосредоточиться на свете — тогда дыхание уже не нужно.

Бханте Субхути: А когда вы сказали, что в джхане нет звуков. Если бы я стучал в дверь когда вы медитируете вы бы услышали?

Бханте Аноним: Когда я нахожусь в поглощении — я не думаю.

Бханте Субхути: Что вы не думаете?

Бханте Аноним: Хм… Ничего подобного со мной не происходило.

Бханте Субхути: Или грузовик? и вы рядом…

Бханте Аноним: Я думаю что действительно поглощен этим состоянием, а потом ничего… ничего…

Бханте Субхути: Но … ум всегда действительно поглощен им?

Бханте Аноним: Не всегда.. Бывают моменты, когда ты выходишь из него и тогда возможно можно что-то услышать… Я думаю, что это зависит от условий: может быть, пищи и вашего здоровья.

Бханте Субхути: Это что-то вроде 80% внутри? или что-то в этом роде..

Бханте Аноним: Да… Более 50%

Бханте Субхути: Более 50%? Более чем на 50% вы полностью внутри. В другое время бывает и меньше…

Бханте Аноним: Оно приходит, а потом ты входишь внутрь… Особенно если вы сидите в течение длительного времени. Короткие сессии три или четыре часа очень легки, длинные же на 24 часа вы иногда чувствуете, что энергия спадает и тогда вы просто прилагаете усилия чтобы в него вернуться

Бханте Аноним: Вы дадите советы людям, которые слышат звуки? Должны ли они сделать это целью своей практики: не слышать звуки, или просто продолжать сосредотачиваться?

Бханте Субхути: Нет-нет..

Бханте Аноним: Просто игнорировать

Бханте Субхути: Да да

Бханте Аноним: Просто игнорировать. Если вы сфокусируетесь на этом, вы не сможете добиться прогресса… Вы всегда смотрите…Вы хотите услышать.. Начинаете слышать звуки…. А потом выходите из состояния.

Как сказал Аджан Чаа... как сказал Достопочтенный Аджан Чаа: «Почему ты беспокоишь звуки? Почему вы беспокоите их?» Если иметь слишком много идей — концентрация ослабеет. А потом, когда мы только начинаем практику и ум возбужден… Когда в уме столько мыслей и желаний он настолько грубый, что вы можете не слышать даже грубые и сильные звуки. Потому что ум вроде как сильно сосредоточен на них. Когда же вы действительно сосредоточены, когда у вас есть что-то лучшее, чтобы сосредоточиться, может быть, на нимитте, может быть, на джхане — тогда вокруг уже ничего нет. На самом деле нам не нужно беспокоиться об этих внешних факторах.

Бханте Субхути: Хорошо. Хорошо. Хорошо.

Бханте Аноним: Даже о боли итп.

Бханте Субхути: Вы не сможете прогрессировать, если вы всегда беспокоитесь о цели?

Бханте Аноним: Да.. Мы не можем исправить мир, нет? Мы просто должны одень пару ботинок прежде чем идти по тернистому пути.

Бханте Субхути: Правильно, Правильно, Правильно… Вы были на слишком многих курсах Гоенки. Я слышал, как вы говорили что то из его бесед. Я тоже помню хотя был на курсах Випассаны 20 лет назад… Когда вы полностью внутри джханы, нет ни формы, ни цвета нимитты.

Бханте Аноним: Учителя просят нас не сосредотачиваться на этом.

Бханте Субхути: Так что вы просто внутри и там нет формы

Бханте Аноним: Только внутри… иначе

Бханте Субхути: У океана нет формы, пока вы находитесь внутри него, верно?

Бханте Аноним: Иначе получатся двойственность... Она может даже разрушить концентрации. Возникает другое восприятие, когда вы думаете о размере форме и всем таком… В практике Касин Учитель может попросить вас расширить ее, но в данной ситуации вы просто должны позволить всему произойти.

Бханте Субхути: Правильно, Правильно, правильно… и вы полностью забываете о себе.

Бханте Аноним: ДаТело и все остальное просто исчезают.

Бханте Субхути: Да.. Некоторые люди верят, что они не могут практиковать 32 части без джханы или ясного света. Вы можете сделать это в концентрации доступа. Можете ли вы объяснить — идете ли вы в джхану, прежде чем практиковать какую либо другую медитацию или просто сразу же переходите к использованию света мудрости?

Бханте Аноним: Учитель просит меня использовать четвертую джхану медитации на дыхании… Тогда практика становиться довольно легкой. Но теперь уже все происходит очень быстро… Вы быстро входите в первую джану потом во вторую и так далее… Я часто слышу на интервью как многие монахи проходят по ним в долю секунды туда и обратно… очень быстро. (свистит) просто 1,2,3,4, и так много раз.

Бханте Субхути: Позже они практикуют 14 способов работы с ними… они уже учатся пропускать... (не реализовывать их по прядку)

Бханте Аноним: Ах вот как...

Бханте Субхути: Пропускать джханыУ них есть карта Касин и номера джхан в которые необходимо на них войти. Вы просто прыгаете по ним (первая джхана на белой касине, затем 7-я на красной, вторая на желтой, пятая на белой итп)
Я забыл. Вообще забыл про эту карту и как она работает. Они делали это в 2012 году. В Па-Аук давали эту бумагу и говорили, что она нужна для тренировки психических сил. Потому, что вы должны уметь войти прямо в четвертую джхану, чтобы получить сверх-способности. Так что можете попробовать. 

Бханте Аноним: Так вопрос о практике 32 частей. Учителя говорят, что вы можете ясно их видеть. Свет после них становиться гораздо чище… мы должны использовать их чтобы уменьшить похоть и уменьшить концепцию цельности тела.

Бханте Субхути: В книге “Свет мудрости”, одной из ранних книг Па-Аук Саядо, написанной прежде чем «Знание и видние«, описано выполнение медитации 4 элементов и получение света мудрости. Затем используя свет внутри четырех элементов тела, вы переходите к практике 32 частей, а за ними к белой Касине. А в самом конце уже следует практиковать медитацию на дыхание.

Бханте Аноним: В самом конце? О…

Бханте Субхути: Да, ближе к концу. Вишуддхимагге похожая ситуация. В ней говорится, что дыхание — очень тонкая и очень отличается от других объектов… Поэтому и должна выполняться одной из последних, потому что нет уверенности сможете ли вы привести ее к концентрации доступа…

Можете ли вы объяснить про свет (свет мудрости — основной инструмент Випассаны или прозрения в суть вещей). Есть ли он с первой джханы патибхаги нимитты или только в четвертой джхане? Можете ли вы привести некоторые сравнения для него?

Бханте Аноним: Свет мудрости?…

Бханте Субхути: Да.. свет ясности, ясный свет, прозрачный свет.

Бханте Аноним: Пронизывающий свет … обычно говорят так… для меня то, что произошло, было сначала не очень понятным — концентрация доступа была похожа на какое-то облако… затем, когда пришла патибхага нимитта, сначала она была тусклой, а затем, когда я прошел дальше с джханами, она стала все ярче и ярче, а затем в 4-ой джхане она была самой яркой… Теперь, когда я практикую скелет, концентрация доступа также очень яркая. А потом, когда вы переходите к белой Касине и другим объектам и она становиться все более яркой. Все ярче и ярче.

Бханте Субхути: Видите ли вы разницу между яркостью и сиянием? Яркость подобна цвету, но сияние подобно свечению.

Бханте Аноним: Свечение. Это было похоже на пронзающий все свет. Как флуоресцентный свет…

Бханте Субхути: Вроде как в моем телефоне картина подводного солнечного света. Как в кубике льда.

Бханте Аноним: Да да.. но только более белый и более яркий.

Бханте Субхути: Как прозрачный кубик льда — вы можете ясно видеть сквозь него.

Бханте Аноним: Ясно, но это немного туманно, не так прозрачно. Это похоже на одну из этих флуоресцентных ламп. Она белая, но не совсем прозрачная.

Бханте Субхути: Имеет ли значения полупрозрачность света или что-то еще? Вы же не должны желать определенного цвета: оно не имеет значения. Когда вы практиковали на 32 части тела, вы видели что-то вроде флуоресцентных частей?

Бханте Аноним: Они видятся как во сне: он присходит и тогда вы можете видеть их внутри…

Бханте Субхути: Были ли ваши части тела во время практики медитации на них тоже освещены, или это было похоже на то, как вы смотрите на них сейчас.

Бханте Аноним: Не так ясно, как сейчас как будто смотришь затуманеным взгядом или  под водой… Там все видится не так ясно, как на суше.

Это хорошо, потому что много людей в Па-Ауке говорят, что видение должно быть таким же ясным, как и обычное зрение в соответствии с древними текстами, но не у всех практиков это получается. Так что хорошо, что мы это записали.

Конец второй записи

Примечание редактора: через несколько месяцев после этого интервью, я получил письмо о том, что Анонимный Бханте был так вдохновлен интервью что практикует 48 часов подряд.