За пределами скуки и депрессии
Ачан Джагаро

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Часть 1

«За пределами скуки и депрессии» — звучит как интересная тема. Конечно, мы никогда не знаем что таится за ними — иногда там может ожидать и что-то еще более плохое — но я уверен, что для большинства людей этим станет достижение более счастливых переживаний.

Эта беседа будет главным образом размышлением об обычном человеческом опыте, который время от времени переживается всеми нами. Скука обычна для всех нас, но я думаю, что она становится все более распространенной среди людей современного общества, особенно среди молодой его части. Депрессия также является большой проблемой современности, поэтому я подумал, что эта тема так же послужит основой для некоторых интересных для вас размышлений.

Я, конечно, не хочу выставлять себя экспертом в этих областях: я не психиатр и не психолог, поэтому мои определения не будут медицинскими заключениями, но скорее утверждениями человека, который наблюдал и созерцал свои чувства, эмоции и состояния ума и пытался их понять и осознать как им противостоять.

Скука и депрессия — два совершенно разных состояния. Скука — относительно простое состояние ума. Состояние депрессии — совсем другое дело: это гораздо более сложная эмоциональная область. С ним гораздо труднее иметь дело как в теории, так и на практике. Тем не менее, я постараюсь разобраться с ними обоими в этой короткой беседе.

Скука это состояние просто означающее, что мы не заинтересованы. Ситуация, такой как она сложилась в данный момент, нас не интересует. Мы говорим, что нам скучно, или чаще всего мы говорим: «это скучно».
«Это действительно скучное место. Это скучный фильм. Это скучный разговор. Это скучная книга. Это скучный человек»… и так далее. Качество скучного рассматривается нами как нечто внешнее. Это первое, что я хотел бы оспорить. Я не согласен с этим. «Нет ничего по настоящему скучного» — таково по моему мнению будет правильное утверждение. Оно будет одинаково в своей правильности высказыванию «Все одинаково скучно.» Оба утверждения верны по отношению к реальности.

Скука создается не чем иным, как нашим собственным умом.
В этом мире нет ничего скучного, но есть просто скучающие умы. Скука это часть ума. Это очень важное умозаключение, оно поможет нам оценить и рассмотреть это состояние, иначе мы всегда будем говорить: «Это скучное место, что-то с ним не так. Это скучная книга, что-то не так с книгой» итд. Исправить ситуацию, выбросив скучную книгу и найдя, более интересную: именно так мы обычно подходим к жизни. Мы лечим скуку, изменяя обстоятельства: пытаясь сделать их более интересными. Мы никогда не обращаемся к истинной причине или сути проблемы.

Скука — чисто субъективное переживание

Чтобы проиллюстрировать это, я поделюсь своими наблюдениями. Как я уже упоминал, я увлекался научной фантастикой. Я смотрел по телевизору научно-фантастический фильм и был по-настоящему очарован им. Фильм был настолько интересным, адреналин лился рекой, и я был полностью бодр и бдителен. И тут я заметил, что человек, сидевший рядом со мной, задремал. Как он мог заснуть? Фильм был таким интересным, но ему было скучно. Необычно не так ли? Этот случай доказывает, что скучным является не наблюдаемый объект, а ум, не заинтересованный в нем. Скука — весьма субъективное переживание и очень личное. Вы обнаружите, что это справедливо для большинства вещей. Вы читаете книгу и находите ее интересной, но кто-то другой не одолеет даже ее первую страницу. «Она такая скучная. Как ты можешь такое читать?»

Так что же такое скука? Это субъективный опыт, который возникает, когда ум не заинтересован или не достаточно мотивирован и ему не нравится то, что происходит в настоящем. Вы хотите чего-то другого, вам скучно. Вы говорите: «Это скучно. Интересно другое», но правильнее было бы сказать: «Уму скучно.» Так происходит, потому что он не хочет данной ситуации: он хочет чего-то другого, он хочет быть где-то в другом месте; он хочет иметь что-то другое, испытывать что-то другое, где-то еще…

Очень важно понять, что источник скуки находится в вашем собственном уме. Следствием непонимания этого является то, что вы всегда будете пытаться ее избежать, находя новые ситуации и новые, захватывающие переживания.

Но как вы думаете, куда это вас приведет? Вы когда-нибудь замечали, что для сегодняшней молодежи, пятнадцатилетней и шестнадцатилетней скучно все? Особенно если это длится дольше пяти минут. Должно быть, это ад — быть учителем, потому что удерживать внимание учеников — это действительно тяжкий труд. Почему в течение пятидесяти минут им нужно уделять внимание тому что вы преподаете? Вам приходиться искать всевозможные уловки, трюки, игры и другие способы их развлечения, чтобы сохранять фокус внимания на учебе.

Учителя рассказывают мне об этом, когда приглашают выступить в школе. Они говорят, что продолжительность внимания учащихся очень коротка, и что уже не расстраиваются, когда те становятся беспокойными. Они говорят что такое происходит постоянно. Не очень-то приятно говорить такое о своих учениках, не так ли?

Вообще-то, когда я преподаю, слушателям всегда интересно, потому что я — странный. Учителя всегда спрашивают: «Вы принесете с собой что-то, чтобы показывать им, чтобы удержать их интерес?» Мне не нужно брать с собой ничего, кроме самого себя, обычно этого достаточно. Я сижу в своем наряде, лысый, выглядя так странно и говорю о чем-то настолько необычном, что они обычно сохраняют свой интерес и внимание. В такой ситуации пятьдесят минут — не так уж и много, но для обычных уроков, обществознания, арифметики, английского, химии и так далее, учащимся обычно очень трудно удерживаться сосредоточеными. Я думаю, что вскоре преподаватели попытаются сократить периоды обучения до тридцати минут.

Почему им так легко становиться скучно? Вы когда-нибудь задумывались, чем они сыты по уши? Задумывались о скорости и разнообразии сенсорной стимуляции, потребляемой современной молодежью? Посмотрите телевизор. Я не очень часто смотрю его, но когда делаю это, то чувствую, что меня просто разрывает его содержимое. Количество картин, цветов и звуков просто потрясает. Особенно это касается неожиданно вспыхивающей рекламы. Столько всего происходит за каких нибудь тридцать секунд. Вы знаете, сколько всего туда может влезть? Вы летите по воздуху, занимаетесь серфингом на волнах — и все это за тридцать секунд! Фильмы сейчас также очень быстрые: своего рода скоростные трассы, очень захватывающие, разнообразные и сжатые в довольно короткое время. Поэтому, когда студенты должны сидеть слушая, как кто-то рассказывает им о химической реакции, им становится скучно. Даже просто мысль о том, чтобы участвовать в чем то подобном, в течении целого часа, кажется весьма скучной. Они просто не привыкли к более медленному темпу, потому что сенсорная стимуляция нынешнего века поставляет так много и так быстро.
Когда вы просыпаетесь утром и включаете радио, вы можете услышать, что происходит во всем мире. За десять минут вы узнаете, что произошло за последние двадцать четыре часа. Сколько каналов вы можете посмотреть по телевизору? Я не знаю, но с этим новым телевидением вам доступно так много. И музыка! Когда вы включаете радио, там так много музыки и все происходит так быстро, с такой высокой энергией.

Все это приводит к тому, что вы начинаете пресыщаться: ваши чувства притупляются. Из-за того, что существует так много стимуляции, чувства не могут оставаться острыми, иначе они бы просто подавили ум. Для меня просмотр телевизора это очень сильное переживание.

Я устаю от него уже через полчаса, из-за очень интенсивно сенсорной стимуляции. Чтобы регулярно смотреть телевизор, вы должны стать менее чувствительными. В результате вам постоянно требуется все большая насыщенность чувственного опыта, чтобы воссоздавать те же реакции ума и стимулировать тот же уровень интереса. Так вам тебуется все большая стимуляция, чтобы вызвать интерес, волнение и энергию жизни.

Чтобы доказать это, я обращу ваше внимание на то, что вы считаете обычным: дорогу домой. Вы поедете домой на машине или на автобусе, поезде или трамвае. Вы же не думаете, что в этом есть что-то особенное? Довольно заурядная поездка на трамвае. Дома вы открываете холодильник; у вас есть холодные напитки, фрукты. Вы щелкаете выключателем и загорается свет. Вы идете в туалет, нажимаете на кнопку и он смывает. Включаете кран в нем есть горячая и холодная вода. Все это обыкновенно и не очень интересно.

Теперь представьте себе человека, скажем, жившего сто лет назад, в подобной ситуации — его глаза выскочили бы из орбит: «Посмотрите на это! Что это? Машина! Она едет и вы можете управлять ею! Телевизор, холодильник, электричество… Фантастика и волшебство!» Это волшебство: щелкни выключателем и зажжется свет. Тебе даже не нужно вставать: просто сядь и нажми на пульт. Фантастика: сядьте, щелкните выключателем и телевизор, видео или стерео включатся.

Часть 2

Вы теперь можете включить и выключить так много вещей. Приехав домой вы можете просто нажать кнопку и дверь откроется как по волшебству!

Люди, не привыкшие к такому, нашли бы это невероятным, захватывающим и даже ошеломляющим. Им не было бы ни капельки скучно. Они, вероятно, даже не смогли бы заснуть ночью. Представьте себе как они ходят по вашему дому: настолько взволнованные всеми приборами и вещами, которые у вас есть в доме, что просто они не могут спать ночью. Думаете, им было бы скучно? Так скучный ли ваш дом? Сколько раз вам бывало в нем скучно? Дело в том, что большинство людей несмотря ни на что часто скучают.

Зачастую скучна не сама ситуация, но состояние ума, которое находит ее обычной, больше не возбуждающей, не интересной для вашего познания. Ситуация не возбуждает, она не вызывает в нас никакого интереса, поэтому мы впадаем в пассивное состояние скуки, думая: «Я хочу чего-то другого, я хочу испытать что-то другое, я хочу быть где-то в другом месте. Мне скучно.» Подобное состояние очень распространено.

Обычно мы относимся к этому так: находим новый опыт или начинаем его искать. Зачастую это то, что общество поощряет нас делать, чтобы обрести что-то новое. Вам скучно, поэтому вы выходите из дома и покупаете себе что-то новое: новое платье, новую мебель, новую машину, новое видео, новый фильм. Чтобы не скучать, вы просто постоянно продолжаете находить что-то новое.

Что это за процесс и к чему он нас приведет? Что он делает с нами? Он делает нас все менее и менее чувствительными, все менее и менее удовлетворенными, все менее и менее способными чувствовать радость жизни, за исключением тех редких случаев, когда мы находим что-то новое. В результате большая часть жизни становится скучной. Все большее и большее время в ней мы будем скучать, если продолжим следовать этой тенденции.

Богатые люди, которые уже успели везде побывать и перепробовать все что только можно, довольно часто чувствуют скуку. Так трудно найти что-то, что бы их стимулировало. После того, как вы перепробовали все кухни мира, после того, как побывали в каждом ресторане в Мельбурне, все это начинает казаться очень скучным. «Как мне интересно провести вечер?- Если вы уже пересмотрели все программы по ТВ… «О Боже, по телевизору ничего интересного. Так скучно.» Вам становиться все скучнее, потому что вы становитесь все более и более пресыщенным, все более и более бесчувственным, зависимым от все большей и большей чувственной стимуляции. Современная молодежь сильно страдает от этого. Пресыщенность влияет на всех, но молодежь будет чувствовать ее сильнее, потому что они воспитываются с такой высокой степенью чувственной стимуляции.

Люди довольно часто спрашивают меня о жизни монаха, особенно когда я выступаю перед студентами школ. Они спрашивают, чем я занимаюсь. «Ну, мы встаем в четыре утра и медитируем.»

-Что вы делаете, когда медитируете?

— О, мы просто сидим с закрытыми глазами.

— Что вы делаете после этого?

— Мы пьем чай, а потом делаем кое-какую работу по дому, подметаем и убираем, едим раз в день, немного читаем после обеда.

— А как насчет спорта?

— О нет, мы не занимаемся спортом.

— Развлечения?

— Нет, нам нельзя развлекаться: петь, танцевать, слушать музыку и смотреть телевизор…

— Никаких фильмов! Вам не скучно? Разве это не скучно? Вы что, весь день сидите в лесу? Разве у вас нет вечеринок?

— Нет, никаких вечеринок.

— Разве это не скучно? Вам не скучно?

— О да, это очень скучно, условно говоря, совершенно скучно. Наша жизнь создана, так чтобы быть абсолютно скучной: просто совершенно скучной жизнью — до тех пор пока вы не станете Учителем, у вас, к сожалению, не будет времени скучать.

Монахам скучно? Конечно же, всем, кто приезжает в монастырь, становится очень скучно и что происходит? Мы играем для них музыку или водим их в кино, чтобы избавиться от скуки? Нет. Почему? Скука — это состояние ума и очень важно, чтобы люди понимали свой ум. Вам не нужно отвлекаться, чтобы преодолеть скуку. Если вы понимаете, что такое скука, вам больше не нужно беспокоиться о ней. Источник скуки — в сердце, в уме, в том смысле, что вы хотите чего-то другого, нуждаетесь в чем-то другом, хотите чего-то нового. Это жажда, которую в Буддизме мы называем «Танха» — жажда.

Что самое желанное в мире?

Один из видов жажды — сенсорная стимуляция и эта жажда никогда не может быть удовлетворена. Что самое желанное для вас? Зачастую это очень субъективно, у каждого человека будет свой ответ. однажды я возвращался из аэропорта Бангкока, и, как известно, в Бангкоке ужасные пробки. Мы встали в пробку и у меня случился тяжелый случай диареи. На дороге произошел несчастный случай и мы застряли. Дорога была полна машин и идти было некуда: ни кустов, ни каких укрытий — я застрял в машине. Это была очень неприятная и напряженная ситуация, особенно представляя то, что могло случиться. Могу сказать вам со всей откровенностью, что самым желанным для меня в то время было просто попасть в туалет. В этот момент это было для меня самой желанной вещью в мире, единственным, чего я действительно хотел. Все остальное просто вылетело из головы.

Самое желанное — это то, чего вы хотите сейчас. Но, конечно, оно никогда надолго не остается прежним. Оно меняется. Не важно, чего вы хотите, как только вы это получите, вы перестанете это хотеть. Захотите чего то другого. Даже если вы не получите этого, ваше желание может длиться какое то время, но затем вы обязательно захотите чего-то другого.

Жажда никогда не бывает верна своему объекту. Она всегда захочет чего — то другого, такова ее природа. Такова суть жажды — жажда чего-то другого и никогда того, что у вас уже есть. Вот почему вам надоедает все и вся. Не имеет значения, насколько оно интересно или увлекательно, оно вам наскучит, точно так же, как вам наскучило водить машину, смотреть телевизор, смотреть фильмы, пользоваться холодильником и даже электричеством. Вам даже надоедает говорить о Буддизме. Вам просто это поднадоело: скучно. Летать на самолете становится скучно. Если бы у вас была возможность каждую неделю летать на ракете на Луну, вам бы это тоже быстро надоело. Жажда не знает верности ни одному объекту. Она всегда хочет чего-то нового.

Вам все наскучит, потому что у ума есть болезнь, которая ведет к скуке. Болезнь — это жажда. Попытайтесь осознать, что она становится своего рода зависимостью. Сенсорная стимуляция подобна наркотику: чем больше ее у вас есть, тем больше вам нужно. Вы курите только десять сигарет в день: скоро вам понадобится двадцать. Пьете только две чашки кофе в день, очень скоро вам будет нужно четыре. Я могу судить по собственному опыту — я люблю кофе. Да, скоро вы привыкнете и тогда вам потребуется немного больше этого опыта, чтобы получить ту же стимуляцию. То же самое касается и всего остального.

Пока мы действуем руководимые жаждой чувственной стимуляции, мы всегда будем испытывать скуку и всегда будем нуждаться в чем-то другом. Если мы не поймем этого, не начнем обращаться с этим внимательно и мудро, мы будем становиться все менее и менее довольными, все менее и менее чувствительными, все менее и менее способными наслаждаться жизнью и все более скучающими.

Вы когда-нибудь задумывались, что, возможно, нам нет необходимости скучать в скучной ситуации? Если у нас есть некоторое понимание и контроль над умом, возможно, у нас не будет нужды скучать. Не меняя внешних условий, мы сможем преодолеть скуку. Может быть, это просто вопрос изменения нашего отношения? Может быть, это просто видение того, как обстоят дела сейчас и способность принять их такими, какие они есть, не поддаваясь чрезмерной жажде чего-то нового? Тогда, в момент принятия того, что есть сейчас, мы сможем испытать удовлетворение и мир.

Интересным является все, если приглядеться к нему и открыть для него свой ум. Есть очарование в мелочах: песчинка, цветок, свет солнца сквозь деревья, звезды ночью — во всем: в тишине и в шуме. Все это может стать интересным, когда ум пробуждает интерес. Обратите внимание, что ум вызывает интерес к тому что есть, а не жажду чего-то другого. Ум может создавать интерес с той же легкостью с которой создает жажду. Если вы пробуждаете интерес, вы получаете удовлетворение от того, чем заинтересованы. Другими словами, вы чувствуете себя живым, вы чувствуете себя оживленным, вы можете даже чувствовать возбуждение.

Я всегда говорю об этом, когда учу медитации, потому что одна из техник, которой мы учим, — это концентрация на дыхании. Часто люди говорят, насколько скучна и недуховна такая медитация. На лекции в Персе, озаглавленной «Введение в буддийскую медитацию», я преподавал медитацию на дыхании. В конце беседы одна женщина сказала: «Почему бы вам не преподавать более духовную медитацию?» Тогда я подумал, что отвечу так, что бы вызвать следующий вопрос. Я сказал: «О, но дыхание — это самое духовное, что только у нас есть.» Она сказала: «О, действительно.»- и больше ни о чем не спрашивал, что меня очень разочаровало.

Часть 3

Она просто приняла это как должное, но дыхание может быть очень духовным. Это может быть очень интересно, даже поучительно. Если вы вызываете к чему то свой интерес, это становиться самым интересным в ваше жизни. Когда вы пробуждаете интерес и ваше внимание становится сосредоточенным и устойчивым, вы можете испытать восторг, радость и блаженство. Эти вещи возникают из интенсивного интереса ума, который независим от своего объекта. Это то, что возникает в вашем уме, и то что вы можете создать. Нейтральный объект, такой как дыхание, может дать вам блаженство, восторг, переживание радости и счастья, которых не сможет дать ни одно даже самое захватывающее чувственное переживание.

Побеждая скуку.

Итак, как же выйти за пределы скуки? Это требует развития внутренних ресурсов: способности генерировать энергию, способности вызывать интерес в собственном уме и способности не становиться жертвой навязчивой жажды чего-то другого.

Скука это всегда что-то другое, кто-то другой, где-то еще: никогда сейчас и никогда то, что есть. Возможно, вы едите изысканное блюдо экзотической кухни, но уже думаете о кино, в которое собираетесь пойти после еды. Вы идете в парк с красивыми цветами и смотрите на них. Сначала вас поражают цвета и формы, но через несколько мгновений вы начинаете думать о чем-то другом. Коротка же продолжительность нашего внимания: даже красивые вещи способны удержать его лишь на несколько мгновений. Какая надежда может быть на то, что обычный предмет сможет нас заинтересовать?

Нам нужно вырваться из навязчивого стремления к чему-то новому. Это просто привычка, вот и все; просто привычная, обусловленная реакция ума. Ее можно изменить: мы способны избавиться от этой привычки. Мы можем пробуждать интерес к тому, чем хотим быть заинтересованы. Мы способны пробуждать и поддержать свое внимание. Тренировкой в этом является одна из основных практик медитации и концентрации. Мы приучаем себя вызывать интерес, поддерживать интерес, удерживать внимание на чем-то, что для нас уже стало самым обычным.

Вот почему в буддийской медитации мы не даем вам увлекательных объектов медитации. Что в них хорошего? Так вы ничего не будете развивать в своем уме себя. Без сомнения, вы могли бы сосредоточиться на захватывающем новом фильме. Большинство из нас могли сидеть, поглощенные фильмом, два часа, даже не замечая проходящего времени. Но вы ничего не получите от этого, кроме возбуждения ума, кучки воспоминаний и никакого возможного ресурса отрешенности. Однако, если вы сможете пробудить интерес, интенсивность внимания, даже на пять минут, к нейтральному объекту, такому как дыхание, это значит что у вас внутри уже есть очень мощное качество ума. Это значит что у вас есть ресурс, который может служить вам и привносить большие радость и счастье в вашу жизнь. Это очень важно. Скука — это состояние ума, которое возникает, когда он теряет способность интересоваться, быть чувствительным и довольствоваться тем, что есть.

Проще говоря, есть ситуации, которые являются более стимулирующими, чем другие. Я не отрицаю, но источник проблемы находится внутри. Если мы будем продолжать идти по этому пути, ища все больше и больше стимулов, нам будет все труднее и труднее находить это чувство радости или восторга, это чувство жизни. Вместо этого мы будем становиться все более и более скучающими.

Чтобы перестроить ум, нужно изменить свое отношение. Почему жизнь монаха устроена так просто, что люди следующие ею часто испытывают скуку? Такое устройство весьма полезно, потому что тогда они поймут скуку, увидят ее источник и смогут преодолеть: не путем изменения внешних условий, но путем изменения своего отношения к ним.

Для всех нас очень важно понять это. Как только мы сделаем это, мы сможем избежать скуки даже в обычных жизненных ситуациях. По крайней мере в них, мы сможем быть довольны и умиротворены.

Удовлетворенность означает быть умиротворенным, а не безответственным, ленивым или безразличным. Удовлетворенность в Буддизме означает: быть в мире с тем, что происходит сейчас, совершенно чувствительным и открытым, независимо от того, являются ли условия стимулирующими, не стимулирующими, приятными или неприятными.

Это — тренировка ума, а медитация — инструмент, помогающий этой тренировке. Мы должны сами заботиться о себе. Страстная сила жажды манипулирует нами, заставляя нас постоянно думать: «мне это не нравится. Мне нужно кое-что еще.» Она — творение ума. Неправильный взгляд и неправильная мысль создают эти состояния постоянного умственного голода и нужды. Мы можем изменить это, если возьмемся за свой ум и разовьем достаточный контроль своего мышления. В работе ума нет ничего особенного, вы можете его контролировать. Для этого необходимо просто уметь контролировать мысли и говорить «Нет» и «Остановись» Просто остановиться и быть спокойным — каждый из вас способен на это. Перестаньте обдумывать свои влечения и и постоянно жаждать чего-то, что не имеете. Проявляйте интерес к этому, тогда в уме больше не будет скуки. Когда это случиться в нем будут мир и интенсивный интерес.

Как только вы поймете, о чем я говорю, просто изменение отношения ко всему вокруг начнет вам помогать. Простое изменение отношения: осознание того, что вам не нужно постоянно получать возбуждение от чего-то нового, чтобы быть счастливым, вы можете обрести покой и удовлетворение прямо сейчас.

Понимание депрессии

Депрессия является более сложным состоянием, чем скука. Когда вам скучно, вы часто впадаете в депрессию. Депрессия не связана с желанием чего — то другого, в отличие от скуки, которая очень проста «мне это не нравится, я хочу чего-то другого.» Депрессия — более тяжелое эмоциональное чувство, обычно связанное с печалью и чувством отчаяния.

Она подобна темному и тяжелому весу; все кажется мрачным и безнадежным: в уме мало света и мало энергии. Когда вам скучно, у вас обычно есть энергия: «Ну, я просто пойду и сделаю что-нибудь еще.» Вы не хотите скучать и у вас есть энергия, чтобы что-то сделать с этим. Но когда вы подавлены, у вас нет энергии, вы потеряли надежду; она настолько подавляет, что вы чувствуете будто тонете.

Депрессия может возникнуть по многим причинам. Эмоциональные трудности, такие как неудача, испорченные отношения или сильная критика со стороны людей, которых вы любите и уважаете, могут легко привести вас в состояние депрессии. Вместо того чтобы реагировать на это гневом, вы начинаете думать, что, возможно, они правы. Депрессия — это очень низкое чувство: чувство безысходности.

 

Если вы хронически скучаете и знаете, что вам больше нечего делать, тогда вы не только скучаете, но и подавлены, потому что потеряли надежду. Так что депрессия является довольно тяжелым бременем. Она забирает энергию жизни. Она отнимает надежду и интерес; это темное и низкое чувство. Различные уровни депрессии являются довольно частым состоянием для каждого из нас, но для некоторых людей больше, чем для других.

Как вы с ними работаете? Очевидно, поскольку это сложное состояние, сам ответ будет не так прост. Здесь присутствует много аспектов, но сегодня вечером я хотел бы предложить некоторые техники, почерпнутые из одного из Учений Будды, которые можно использовать для борьбы с депрессией.

Одно из учений Будды называется «Семь факторов просветления». Это Семь духовных качеств, которые культивируются для того, чтобы его достичь. Хотя семь факторов Просветления — это совершенно особые качества, которые развиваются на пути к Просветлению, я хотел бы говорить о них в более мирском смысле, как о качествах, которые могут быть эффективно использованы в борьбе с депрессией. Мои определения могут не передать всей их глубины, но вы можете найти их полезными в вашей повседневной жизни.

Есть семь факторов, но сегодня вечером я буду говорить только о трех, потому что они имеют эффект подъема энергии и бодрости ума и, таким образом, являются очень хорошим противоядием от депрессии.

Первый из них — это исследование Дхаммы, или, можно сказать, исследование реальности, природы в соответствии с тем как она проявляет себя в жизни. Например, вы находитесь в положении, когда кто-то начинает критиковать вас и указывать на все ваши недостатки. Если вас критикует достаточное количество людей, вы начинаете им верить. Как только вы начинаете верить в то что они говорят, вы можете впасть в депрессию. Если вы не верите, вы просто начинаете сопротивляться: «О чем ты говоришь. Я знаю лучше, чем ты. Кто ты такой, чтобы говорить мне?» Вы не подавлены: вы злы и сопротивляетесь. Но как только  ощущение возможности того, что они правы, а вы неправы, начинает проникать в ваше сознание, вы можете впасть в депрессию. Вы начинаете думать: «Да, я действительно все напутал. Я действительно безнадежен.» Так все становиться действительно безнадежным. Что же теперь делать? Уже слишком поздно.

Часть 4

Видеть, что происходит.

Такое отношение и реакция обусловлены нашим непониманием природы жизни. Какова природа жизни? Жизнь постоянно приносит то похвалу, то порицание. Людb всегда будут хвалить и их ;t всегда будут ругать. Вы постоянно будете получать похвалу, а за тем будете раскритикованы, независимо от того, кто вы и чем занимаетесь. Где бы вы не жили и кем бы вы ни были, вы никогда не сможете этого избежать. Послушайте, что люди говорят о Боге: одни восхваляют Его, другие проклинают. Даже президент Соединенных Штатов находиться в той же ситуации — одни хвалят его, другие же высмеивают. Каждый из нас пребывает в одинаковом положении, даже буддийские монахи. Когда я общаюсь с Буддистами, они обычно очень добры ко мне. Когда я же нахожусь среди других людей или гуляю по улицам, обычно люди не говорят мне ничего хорошего. Хвала и порицание — так устроен мир. Никто не может их избежать.

Исследовать собственную природу — все равно что исследовать сущность жизни. Вы не идеальны… Ну, что вы знаете, что не являетесь идеальными! Вы когда-нибудь это понимали? Вы не совершенны: вы совершаете ошибки. Вы не всегда способны видеть все полностью и достаточно четко. Иногда вы ошибаетесь, иногда совершаете серьезные ошибки. Да, вы человек. Все люди совершают ошибки.

Некоторые из них, особенно Буддисты, думают, что Будда ни разу за всю свою жизнь не ошибся, потому что считается Буддой, всеведущим и всемогущим. Но один конкретный случай, описанный в Священных писаниях, всегда интриговал меня, заставляя чувствовать себя лучше, в случаях когда я совершал ошибки.

В тот раз Будда обучал большое собрание монахов. Медитация, которой он учил, не была внимательностью к дыханию. Это было нечто более жесткое. Одной из техник медитации, которых преподавал Будда особенно для монахов и монахинь, является созерцание тела. Иногда она называется размышлением о непривлекательности или отталкивающей сущности тела. В этой медитации вы мысленно расчленяете тело и видите его как непривлекательный объект, как кожаный мешок, полный различных наполнителей. Начиная с волос на голове, созерцание проходит через все тело, описывая все, что находиться внутри. Когда вы начинаете исследовать тело в этом направлении, все это выглядит довольно пугающе. Будда дал монахам эту весьма полезную медитацию, призвав их усердно практиковать, пока он уйдет в уединенный ритрит и оставил указания, чтобы никто не беспокоил его, кроме монаха, который должен был приносить ему пищу один раз в день.

Так Будда оставил монахов медитировать. Они практиковали усердно. Они медитировали на отвратительность тела и у многих из них начало развиваться большое отвращение к нему, этому мешку с грязью: «О, когда я освобожусь от этого тела? Когда я освобожусь от этой грязи?» Именно такая точка зрения стала развиваться в их умах. На самом деле это было неправильное воззрение, оно не является целью подобной практики, но способно возникнуть без тщательного руководства Учителя. В их умах произошло простое изменение восприятия, от прекрасного к уродливому и они стали считать тело отвратительным.

Некоторые из них испытывали такое отвращение к своим телам, что пошли к отшельнику, жившему рядом и сказали ему: «Послушай, друг, мы глубоко возмущены нашими телами, почему бы тебе не сделать нам одолжение и не убить нас. Если ты убьешь нас, ты получишь наши одежды и наши чаши.» Этот человек был простым и не очень умным: «Вы уверены, что это будет правильным? Это действительно важно для вас?» «О да, — ответили монахи. — именно этого мы и хотим. Тогда отшельник взял свой меч и убил молодых монахов, думая, что сделал доброе дело.

Однако, когда он подумал о том, что сделал, о том, что убийство человека-это плохо, он начал сожалеть. Когда он подошел к реке, чтобы смыть кровь с меча, его охватило раскаяние. В этот момент, как повествует история, Мара (главный противник Будды) проявился в воде как некое божество и сказал ему: «О нет, великий господин, это был благородный и достойный поступок с вашей стороны: вы помогли тем молодым людям пересечь океан Сансары и стать освобожденными. Это был акт большой заслуги, от которого вы обретете большую пользу, как сейчас, так и в будущем.» В итоге отшельник был очень взволнован тем, что делает большие заслуги.
Думая, что он должен сделать больше, он вошел в монастырь Буддийских монахов, размахивая мечом и переходя из комнаты в комнату, крича и убивая всех кто там находился: «Кто хочет, чтобы его освободили? Кто хочет достичь Просветления?»

История гласит, что в этот день он отрубил много голов и убил десятки и сотни монахов. Так произошло, что никто не рассказал Будде об этом. По прошествии времени, отведенного для ритрита, Будда вышел из леса и, проходя по монастырю со своим спутником Анандой, огляделся вокруг: «Ананда, что случилось? Почему здесь так мало монахов? Куда ушли все монахи, о Ананда?» Только тогда Ананда рассказал Будде, о том что произошло.

Будда созвал монахов и сказал: «Монахи, вам лучше изменить объект медитации. Затем он начал обучать их медитации на дыхании. Будда утверждал, что эта медитация более плодотворна и дал целый список ее преимуществ.

Является ли этот случай действительным историческим событием или нет, я не знаю. Однако, поскольку это часть писаний, это указывает на то, что даже Будда мог недооценивать результаты своих поучений. Со мной никогда такого не случалось, но я думаю, что был бы очень расстроен, если бы я чему-то научил и это привело бы к такому результату. Из этой истории следует, что даже Будда мог совершить то, что мы условно назвали бы ошибкой.

Ну что? Теперь вы знаете — что можете совершать ошибки! Возможно, то, как вы воспитывали своих детей было не совершенным. Возможно, вы не были идеальными матерью или отцом. Что же, вы не совершенны, вы не все-могущи и не все-ведущи.

Исследование Дхаммы означает исследование сути жизни; жизнь такова, она двойствена. Есть похвала, есть вина, есть успех, есть неудача. Мы не знаем всего, мы ограничены в своих взглядах, мы совершаем ошибки. Да, так оно и есть. Понимание того, как обстоят дела, заставляет нас начать понимать, суть нашей жизни и помогает нам справиться с депрессией. Мы перестаем чувствовать себя такими подавленными, когда что-то идет не так, когда совершаем ошибки, когда нас критикуют или когда больны.

В наши дни, если вам говорят, что вы больны раком, у вас возникают не только физические проблемы: но вы начинаете чувствовать себя подавленными и виноватыми: «О рак, был вызван напряжением и стрессом — должно быть, что-то не так с тем как я думаю.» Ну и что? Вы не совершенны, вы не просветлены. Все мы совершаем ошибки.

Понимание того, как обстоят дела, принятие реальности такой какая она есть, понимание нашей собственной смертности и наших ограничений означает, что мы не будем так подавлены жизненными ситуациями. Таков мир. Как только вы поймете, что вы не совершенны, что вы совершаете ошибки, это бремя будет сброшено. Так происходит из-за понимания сути жизни, от исследования: пристального взгляда на природу реальности и и человечества, природу тела и ума.

Это пример того, что в Буддизме мы называем исследованием Дхаммы, первого из трех важных факторов, которые могут помочь вам преодолеть депрессию.

Второй фактор — это энергия, пробуждение энергии, которая похожа на пробуждение интереса. Мы должны уметь пробуждать энергию в нашей жизни, мы не можем просто ждать, пока она возникнет сама, так же как мы не можем ждать, пока что-то нас заинтересует. Мы должны сами пробудить ее. Встань и сделай что-нибудь. Что вы делаете, если у вас депрессия? Встаньте, пробудите энергию, чтобы что-то попробовать. Сделай что-нибудь хорошее.

Поработайте в саду, прогуляйтесь, подышите свежим воздухом и побудьте на солнце, посмотрите на деревья и послушайте птиц. Если вы просто пробудите немного энергии, это поможет ее развитию, вдохновит вас и выведет из депрессии. Все, что заряжает энергией, может помочь в подобной ситуации. Не ждите, пока жизнь вложит в вас силы, вы должны вложить свою энергию в жизнь: создайте ее внутри самих себя.

Точно так же, как я говорил, что мы можем пробудить интерес во время медитации, мы можем пробудить и энергию в нашей повседневной жизни. Если мы подавлены, мы можем пробудить энергию. Сделайте что-нибудь хорошее для кого-нибудь другого. Идите в Буддийское общество и сделайте что-нибудь для них. Сделайте что-нибудь для людей, потому что, когда вы создадите энергию, чтобы сделать что-то хорошее для кого-то другого, депрессия очень быстро станет менее глубокой и гнетущей.

 

Следующим фактором является восторг или радость. Когда мы пробуждаем энергию, мы пробуждаем интерес. В медитации, когда мы пробуждаем интерес к объекту, ум становится полным радости в результате концентрации. Точно так же, если мы пробуждаем энергию и интерес к своей жизни, делая то, что хорошо, то, что служит другим, наше сердце испытывает радость. Вы чувствуете радость, когда делаете что-то хорошее. Когда ваша жизнь полна подобного служения, вы постоянно чувствуете удовлетворение.

Удивительно, правда? Когда мы эгоистичны, мы чувствуем себя совершенно пустыми и несчастными. Когда же мы живем своей жизнью так, что она служит другим: культивируя различные виды добра, как ни странно, мы чувствуем удовлетворение, мы чувствуем радость, мы чувствуем самоуважение. Пробуждение энергии, чтобы встать и сделать что-то хорошее, заставляет нас чувствовать радость, потому что она вдохновляет ум. Это не похоже на счастье чувственного наслаждения. Счастье в его обычном смысле иногда заставляет вас чувствовать себя подавленным, особенно когда оно связано с неумелыми, нездоровыми вещами. Совершая их вы не чувствуете радости. Вы можете чувствовать возбуждение и удовольствие, но не радость. Радость в этом смысле всегда ассоциируется с добром, потому что она заставляет ум чувствовать легкость. В такие моменты в сердце присутствуют самоуважение и радость.

Эти три качества могут помочь вам справиться с депрессией или подняться над ней. Исследуйте: действительно пытайтесь познать суть существования. Часто депрессия случается из-за того, что мы просто не понимаем или не смирились с тем что наша жизнь окончиться смертью. Чем больше мы это понимаем, тем меньше будем страдать от депрессии. Вот как обстоят дела. Если мы сможем пробудить энергию, чтобы творить добро, это вызовет радость в сердце. Все это может быть сделано в как нашей повседневной жизни, так и в медитации. Если вы будете стараться поступать подобным образом в своей медитации, ум больше не будет подавлен. Если вы поступаете так в повседневной жизни вы больше не будете страдать от депрессии.