Зачем мы родились?
Дост. Буддадаса Бхиккху

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Прежде всего, актуален ли этот вопрос для обычного человека? Думаю, мы можем согласиться, что данная тема интересует каждого, все озабочены этим вопросом. Но могут найтись и те, кто возразит:
«Будда учил не-существованию: «существа», «индивидуальности», «самости»,
«вас» и «меня». Он учил тому, что не рождается никакого «я». Таким образом, проблемы «Почему мы родились? – вообще не возникает!»
Такого рода возражения будут правомерны только на самом высоком умственном уровне, для того, кто сам познал свободу. Но для обычного человека, который всё ещё не свободен, такие рассуждения не имеют силы, они здесь просто неуместны. Человек, который ещё не полностью познал Дхамму, будет ощущать себя вовлечённым в процесс рождения и у него будет много трудностей и вопросов. Он понятия не имеет, для чего он родился.
Только арахант, то есть тот, кто прошел путь Будда-Дхаммы до конца, действительно понимает, что не существует рождения, как не существует «бытия», «личности», «я», которые рождаются. Для араханта вопрос «зачем я родился» не возникает. Но для того, кто ещё не достиг стадии араханства, даже если он и находится на одной из начальных ступеней прозрения такой, например, как вошедший в поток, и в ком ещё возникает идея «я» и «моё», вопрос: «Зачем я родился?» определенно существует.
Таким образом, мы задаёмся вопросом: «Зачем я родился?» и соглашаемся с его актуальностью для всех, кто ещё не достиг араханства. Теперь давайте рассмотрим идеи, которые приходят на ум разным людям, которые задаются таким вопросом.
Если спросить ребенка, зачем он родился, то он ответит, что он родился для того, чтобы просто играть и веселиться. Подростки скажут, что они здесь для того, чтобы хорошо выглядеть, заводить знакомства и флиртовать. И, наконец, взрослый человек, родитель, домохозяин, вероятно, скажет, что он рождён для того, чтобы зарабатывать на жизнь, накопить денег для своих детей и выйти на пенсию. Вот какие ответы мы получим.
У человека, который стал старым и слабым, вероятнее всего будет глупая идея, что он родился для того, чтобы умереть и затем снова и снова рождаться. Лишь немногие считают, что родившись, мы затем просто умрём и на этом всё закончится. С самого раннего детства нас познакомили с идеей иного мира, мы обусловлены этой идеей. Мы считаем, что после смерти будет ещё одно рождение, и эта идея жестко и основательно зафиксирована в нашем сознании. В любой культурной традиции, ведущей своё происхождение из Индии, большинство людей – буддисты, индуисты и другие, придерживаются учения о перерождении после смерти. Поэтому люди, которые слишком стары и немощны для того, чтобы мыслить самостоятельно, скажут, что они родились для того, чтобы умереть и затем снова родиться.
В общем, таковы ответы, которые мы можем получить. Если углубиться в детали более подробно, то мы увидим, как некоторые люди считают, что рождены для того, чтобы есть, так как испытывают слабость к еде. Здесь же обязательно будут рабы алкогольной зависимости, для которых нет ничего другого, более значимого, и они скажут, что родились для того, чтобы пить. Другие родились для того, чтобы играть в азартные игры, и они скорее расстанутся с собственной кожей, чем откажутся от своей порочной привычки. Существует ещё великое множество других вещей, некоторые из которых совершенно тривиальны, и которыми люди настолько поглощены, что воспринимают их как нечто самое лучшее. Некоторые люди, которых считают хорошо образованными, придают большое значение престижу, они очень обеспокоены тем, чтобы сделать себе имя. Такие люди родились ради имени и славы.
Итак, одни считают, что родились ради того, чтобы есть, другие для чувственных удовольствий, некоторые ради имени и славы.
Первое из перечисленного – это еда, которая является необходимой потребностью, но люди заходят здесь настолько далеко, что становятся захваченными вкусовыми предпочтениями и у них развивается пристрастие к приёму пищи. В настоящее время мы повсеместно наблюдаем повышение интереса к еде. Темпы развития газетной рекламы, продвигающей гастрономическое искусство, приводят к тому, что многие становятся одержимы едой, делают из неё культ. Те, кто родился ради того, чтобы есть, составляют первую группу.
Вторая группа включает в себя тех, кто был рожден для чувственных удовольствий, для всех видов наслаждения и удовольствий, получаемых посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Большинство людей, удовлетворив себя едой, отправляются на поиски других чувственных удовольствий. Чувственность настолько подчиняет их себе, что они буквально становятся её рабами. В конечном счёте, все виды пристрастий, которые мы упоминали до сих пор, можно считать чувственностью. Даже идеи ума, шестого органа чувств, могут быть источником наслаждения и предметом восхищения, что равносильно страстному увлечению. Можно сказать, что такие люди живут ради чувственности, ради зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных и умственных наслаждений, которые служат им в качестве объектов желания. Эти люди составляют вторую группу.
Третья группа состоит из тех, кто родился ради имени и славы. Эти люди до такой степени преклоняются перед престижем, что могут пожертвовать ради него своей жизнью. Имя и слава, вне зависимости от того, добиваются ли их ради блага других или ради себя, могут всё ещё иметь большое значение, и с точки зрения мирских ценностей они не являются чем-то осуждаемым. Тем не менее, с точки зрения абсолютных ценностей, зайти настолько далеко, чтобы стать рабом имени и славы – это трагедия. Такое положение совершенно не прекращает неудовлетворительного состояния (дуккхи).
Итак, еда, чувственность, и престиж – всё это приводит к различным видам одержимости.
Среди бедных людей мы чаще всего слышим о необходимости зарабатывать на жизнь для того, чтобы получать всё необходимое. Для бедного человека ничего не имеет такого большого значения, такой необходимости, как зарабатывать себе на жизнь. Это и есть его главная забота, и можно сказать, что он родился для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Он всё время работает в поле, или следит за своим бизнесом, или занимается чем-то ещё. Это становится его единственной заботой и сколько бы он не получал, этого никогда не будет достаточно. Другими словами, он действительно чувствует, что родился для того, чтобы зарабатывать на жизнь, и никакое другое занятие не может быть для него более важным.
Всё это происходит потому, что такой человек никогда не находился среди духовно развитых людей, и никогда не слышал от них о Дхамме. Совершенно ясно, что его круг составляли люди, поглощённые исключительно земными интересами, и он слышал только о мирских вещах. Над этим стоит задуматься. Такой человек считает свой образ жизни правильным и стоящим, но в действительности это лишь половина правды, если не меньше. Такая одержимость материальными вещами демонстрирует, что этот человек живет для того, чтобы получать гораздо больше, чем ему необходимо для пропитания.
Теперь о том, почему мы были рождены зарабатывать на свою жизнь, поддерживать её – вот на что каждому из нас следует обратить внимание, изучить и ясно понять. Когда мы хорошо осознаём, какова высшая цель нашей жизни, тогда приходит понимание, что зарабатывание на жизнь является чем-то второстепенным. Это дополнение к другой, большой и важной цели, той, ради которой мы родились.
Для чего мы зарабатываем на жизнь? Для того чтобы поддерживать жизнь и продолжать бесконечно накапливать всё больше и больше имущества? Или же мы это делаем для того, чтобы достичь некоей высшей цели? Похоже, что для большинства людей такое бесконечное накопление богатства и имущества, и представляется целью зарабатывания на жизнь. Очень немногие останавливаются на том, чтобы обеспечить свои основные потребности, чтобы прокормить себя и свою семью, обеспечить себя всем необходимым для счастливой жизни, свободной от страданий. Большинству людей всегда не будет хватать богатства и собственности. Многие даже не понимают, где остановиться, и обладают таким количеством, что не знают, что с этим делать. В нашем мире такое встречается очень часто.
С точки зрения религии такого рода поведение, явно или неявно, считается греховным. В христианстве накопление богатства сверх меры, несомненно, рассматривается как грех. Другие религии говорят примерно тоже самое. Тот, кто до бесконечности занимается накоплением собственности и богатства, кто в той или иной степени этим увлечен и одержим, воспринимается как заблудший или грешник. Он не настолько грешен как тот, кто убивает, но, тем не менее, он грешен. Вот как нам нужно это видеть. Жить надо не только для того, чтобы продолжать бесконечно накапливать имущество и богатство. Эти вещи надо рассматривать просто как средство. Мы должны приобретать материальные блага просто для обеспечения основных потребностей, для того, чтобы иметь возможность искать что-то ещё, что-то лучшее, чем богатство. Позже мы обсудим то, что здесь имеется в виду.
И сейчас тому, кто живет ради чувственности, нужно поразмышлять над одной древней мудростью: «Поиски удовольствия в еде, сне, сексе и избегание опасностей – всё это присуще как людям, так и животным. То, что отличает человека, так это Дхамма. Без Дхаммы человек ничем не отличается от животных». Это древнее высказывание, датированное добуддийскими временами, без сомнения существовало и во времена Будды. В любом случае, оно определённо согласуется с буддийскими принципами.
Как правило человеческие существа ведут себя так же, как и низшие животные в отношении еды, сна, секса и опасностей в виде боли, болезней и врагов. Низшие животные справляются с такими вещами так же хорошо, как и человеческие существа. Озабоченность тем, что доступно любому животному, указывает на не слишком высокий уровень интеллекта. И поскольку объекты чувственности оказывают такое влияние на ум, то любому обычному существу трудно распознать, чем они являются, и трудно от них освободиться.
Если жить ради чувственных удовольствий, получаемых посредством глаз, ушей, носа, языка, тела и ума, то это никогда не приведёт к Освобождению. Большинство людей находится далеко от верхнего уровня, от высшей стадии, которую можно достичь в человеческой жизни. Попав во власть чувственных объектов, они застряли на дороге – на полпути к цели. Не стоит на них равняться. Если бы эта чувственность действительно была настолько ценной, как они об этом думают, то тогда их вместе с их животными собратьями следовало бы рассматривать как высших существ.
Здесь мы должны отметить, что даже небожителей, обитающих в «чувственном раю» (kāamāavaca radevata) никак не назовёшь особо благополучными. Они тоже подвержены страданию и тревогам. Они также нечисты, потому что постоянно загрязняют себя своими телесными, речевыми и умственными действиям и поступками. Каждый раз, когда дэвам этого типа удается возвыситься, они оставляют свои чувственные миры и уходят на поиски Будды, Дхаммы и Сангхи. Чувственность никоим образом не может быть для человека чем-то высшим – даже в своей наивысшей форме, и никому не следует утверждать, что она является целью его рождения.
Теперь мы подошли к престижу, или авторитету. Когда человек считает, что он родился ради имени и славы, то это трагедия. Если мы рассмотрим престиж, то увидим, что он является чем-то совершенно незначительным. Престиж зависит от высокого мнения со стороны других людей. Очень возможно, что это высокое мнение может быть совершенно необоснованным, хотя никто этого и не понимает. Когда большинство людей глупы, неразборчивы, введены в заблуждение, непрозорливы и лишены какого-либо знания Дхаммы, тогда те вещи, которые они высоко ценят и уважают, и которые для них являются престижными, непременно будут в соответствии с обычными моральными критериями, чем-то довольно заурядным и посредственным.
Едва ли большинство людей высоко оценит то, что отстаивают и чему обучают духовно развитые люди. На самом деле мы неизменно обнаруживаем, что чем больше люди озабочены своей славой и авторитетом, тем более приземлённые вещи они ценят. Высокой оценки заслуживают те, кто способен отказаться от мирских ценностей и приносить пользу обществу, но на практике мы видим, что авторитет приходит к тому, кто ответственен за умножение несчастий и беспорядков в мире. Это пример мирского представления о престиже, пример того, насколько люди зациклены на мирском.
Говорить, что мы родились ради престижа, власти и авторитета так же нелепо, как и сказать, что мы родились ради того, чтобы предаваться чувственности или наслаждаться едой. Все эти взгляды одинаково ничтожны. Они отличаются только степенью изощрённости. Короче говоря, нет никаких сомнений в том, что ни еда, ни чувственность, ни престиж не являются высшими ценностям, целями, к которым должны стремиться буддисты.
А теперь давайте посмотрим на высказывание Будды, которое, как я считаю, может помочь нам ответить на вопрос о том, зачем мы родились:
Saṅkhārā paramā dukkhā
Nibbānaṁ paramaṁ sukhaṁ
Etaṁ ñatvā yathābhū taṁ
Santimaggam va brūhaуeti
Сансара – это высшая тягота,
Ниббана – это высшее блаженство.
Тот, кто познал эту истину,
Находится на пути к умиротворению.
Чтобы понять первую строку из этой цитаты, нам нужно в первую очередь
правильно понять слово «санкхара». У этого слова несколько значений. Оно может относиться либо к физическому аспекту, то есть к телу, либо, как в данном случае, к ментальному, или уму. В буквальном смысле «санкхара» означает просто «конструирование»*, как действие или процесс и конструкция как результат. То есть речь идёт о действии, которое мы называем «конструированием» и о «конструкции» как о результате.
*Прим. пер.: В оригинальном тексте для обозначения палийского термина «санкхара» используется слово compounding, которое переводится как составление, соединение, смешивание, и которое одновременно является как существительным, так и глаголом. В русском языке наиболее близким по смыслу вариантом перевода «санкхары» будет «процесс конструирования или конструирование», и именно оно будет по большей части встречаться далее по тексту.
Если следовать этому определению, то конструирование является абсолютным несчастьем, оно совершенно неудовлетворительно (дуккха). Тем не менее, не говорится, что конструирование само по себе является несчастьем, причиной человеческих бедствий и страдания. Слово «конструирование» подразумевает отсутствие покоя, только постоянное конструирование, ведущее к постоянному «перерождению». А несут ответственность за это конструирование – умственные омрачения (килесы). Это они конструируют. С возникновением неведения, заблуждения, страсти, возникают жадность и ненависть, которые являются главной причиной для других омрачений. Килесы ответственны за конструирующую функцию ума, они заставляют его хвататься и привязываться (упадана). Когда же нет привязанности, когда не происходит загрязнения посредством привязанности, тогда термин «конструирование» здесь уже не приемлем.
Saṅkhārā paramā dukkhā
Всё составное, конструированное – полностью неудовлетворительно. Это означает, что вовлеченность, которая перешла в привязанность и страстное желание, являются ничем иным, как страданием. Отсутствие такого конструирования – это свобода от всех страданий, обусловленных неудовлетворительными состояниями. Это то самое конструирование, которое известно как колесо сансары, это циклический процесс с его тремя аспектами: загрязнениями, поступками, основанными на этих загрязнениях и результатами этих поступков.
Загрязнения вызывают удовлетворение от результатов наших действий (или
кармы), и этим побуждают нас к дальнейшим действиям, и таким образом этот цикл из загрязнений, действия и результата действий продолжается до бесконечности. Именно этот процесс и называется конструированием, и именно этот бесконечно повторяющийся процесс конструирования упоминается в утверждении, что всё составное является совершенно неудовлетворительным.
Теперь вторая строка:
Nibbānaṁ paramaṁ sukhaṁ
Это высказывание стало широко известным. Здесь речь идёт о Нирване (ниббане), которая является полной противоположностью составного или конструированного состояния, другими словами, свободой от санкхар. В тот момент, когда прекращается конструирование, возникает Нирвана. Окончательная Нирвана – это полная и окончательная свобода от конструированного, а кратковременное освобождение от конструированного – это преходящая, кратковременная Нирвана, лишь «опытный образец» настоящей Нирваны. У того, кто полностью постиг истинную природу конструирования, не будет проблем с пониманием. Он сможет логически отделять состояние свободы как состояние, противоположное конструированию. Слово «Нирвана» может быть переведено как «угасание» или «прекращение», или «умиротворение», или «свобода от бедствий, страданий». Все эти значения согласуются с идеей остановки, прекращения конструирования. Конструирование это ни что иное, как постоянное беспокойство, проблемы, несчастья, страдания. «Нирвана» – это полная противоположность «санкхаре», то есть это свобода от процесса конструирования.
Теперь следующая часть цитаты: «Тот, кто знает истину, находится на пути к умиротворению». Это означает, что понимание этой истины приводит к поиску пути, ведущему к умиротворению, или Нирване. Нирвану иногда называют миром (санти), то есть спокойствием, прохладой. Это взаимозаменяемые термины. Таким образом, данное понимание побуждает нас делать всё возможное, чтобы двигаться в направлении умиротворения Нирваны.
Из всего вышесказанного можно понять, что Будда хотел, чтобы мы знали о неудовлетворительном состоянии (дуккха), чтобы мы знали о свободе от неудовлетворительного состояния, и встали на путь, ведущий к свободе от этого состояния, или другими словами, к Нирване. Если человек не имеет ни малейшего представления о том, что Нирвана возможна, и не понимает, что Нирвана, будучи абсолютным прекращением неудовлетворительного состояния, является высшей ценностью, то он не проявит к ней интереса и никогда не начнёт двигаться в её направлении. Человек начинает проявлять интерес к Нирване и начинает движение по пути к ней только тогда, когда он признаёт своё нынешнее состояние полностью неудовлетворительным и теряет всякое желание к чему бы то ни было, кроме противоположного состояния. Чем он должен обладать, так это хорошей способностью всматриваться в свой собственный ум и подвергать его глубокому и тщательному изучению, чтобы выяснить, действительно ли он находится в состоянии конструирования.
Когда человек под влиянием омрачений совершает какой-либо поступок
(карма), особенно, когда этот поступок считается неблагим, таким как пьянство, убийство, прелюбодеяние, воровство, или что-либо ещё в таком роде, то он занят конструированием. Конструирование основано на неведении, заблуждении, глупости. Оно продолжается до тех пор, пока вызывает чувство удовольствия и удовлетворения в уме того, кто производит действие. Когда в результате этих действий не приходит удовлетворение, он пытается справиться с этим другими действиями, чем лишь усугубляет своё положение.
В результате конструирование продолжается более чем когда-либо, до тех пор, пока не приходит время, и он распознаёт его как неудовлетворительное состояние и решает его прекратить. Тогда он ищет что-то, что не является неудовлетворительным и это приводит его к возможности освободиться от своих неблагих путей.
А теперь давайте рассмотрим того, кто совершает благие дела, то есть воздерживается от неблагих поступков и совершает только то, что считается хорошим. Такой человек получает все соответствующие его добрым делам результаты. Он может получить богатство и уважение и всё то, что мог бы пожелать хороший человек. Тем не менее, если он проверит состояние своего ума, то он поймёт, что всё ещё подвержен тревогам и беспокойству.
Он испытывает страдания, которые всегда сопровождают богатство и славу. Тот, кто добился признания, обычно обеспокоен испытывает страдания от своей известностиэтим самым признанием, и это в равной степени относится к его детям и состоянию. К чему бы человек не привязывался и в чём бы он не находил удовлетворения, это неизбежно будет причиной его беспокойства.
Итак, даже хорошие поступки, которые вовсе не являются чем-то дурным, неправедным и неполезным, никоим образом не принесут свободы от неудовлетворительного состояния. Подобно тому, как злой человек испытывает мучения из-за неблагих деяний, хороший человек также будет испытать свой особый вид страдания. Хороший человек испытывает едва различимое страдание, которое появляется каждый раз, когда он привязывается к собственной добродетели. Поэтому когда мы рассматриваем законы природы, то видим, что не только злой человек, испытывая плоды своих злых дел, вращается в круговороте конструирования. Хороший человек, испытывая плоды своих добрых дел, также участвует в конструировании. Они оба участвуют в конструировании. Этому процессу нет конца. Он продолжается непрерывно. За мыслью следуют действия, и когда получен результат этих действий, за этим опять следует мысль. Это колесо сансары, круговерть блужданий. Сансара – это просто круговерть процессов конструирования.
Как только человеку удаётся постичь этот процесс, так он сразу начинает проявлять интерес к противоположному состоянию. Он приходит к пониманию, что деньги, имя и слава и тому подобное – вообще не помогают, что ему нужно нечто лучшее, чем всё это. Затем он начинает искать что-то лучшее и возвышенное, какой-то другой путь. Он будет продолжать свой поиск до тех пор, пока не встретит духовно развитого человека. Тогда он сядет у его ног и узнает от него Истину, Дхамму. Таким образом, он узнаёт о таком состоянии, которое является противоположностью всему тому, с чем он до этого имел дело. Он узнает о Нирване и о способе её достижения. У него появится убеждение, что это именно та цель, которую должен достичь каждый. Он поймёт: «Так вот для чего я родился!». Всё остальное является приманкой, запутыванием, конструированием. Такое понимание само по себе устраняет страсть, приносит и спокойствие. Его интерес к Нирване побуждает его искать средства к её достижению, и у него появляется убеждение, что движение по пути к Нирване является именно той целью, ради которой он родился.
В этой связи существует ещё один маленький вопрос – рад ли я тому, что родился? Доволен ли я этим или нет? Конечно, ни у кого и никогда нет никакого выбора в вопросе своего рождения. Не бывает такого, чтобы человек принимал решение родиться. Он просто рождается. Но как только он рождается, он сразу вступает в контакт с объектами органов чувств посредством глаз, ушей, носа, языка, тела и ума.
Эти объекты завладевают им, поглощают его и он находит в них удовлетворение. Это означает, что он доволен своим рождением и желает продолжать существование для того, чтобы переживать эти чувственные объекты. И когда люди говорят о большом накоплении благих заслуг для того, чтобы снова после смерти получать чувственный опыт только уже на более лучшем, чистом и более высоком уровне, то это указывает на ещё большее желание родиться ради этих приятных вещей.
Важный момент здесь заключается в том, что родившись, человек наслаждается формами, звуками, запахами, вкусами, тактильными ощущениями и умственными образами, с которыми встречается его ум. В результате он хватается и привязывается к ним с эгоизмом и желанием обладать. Он родился, и он находит удовольствие и удовлетворение в своём рождении. Он боится смерти, потому что смерть будет означать конец всех этих вещей.
Всё дело в том, что ни один человек никогда не рождается по своей собственной воле в результате какого-то решения, которое он принял в прошлом. Рождение просто происходит как естественный процесс, свойственный воспроизводству всего живого. Не успел человек родиться, как у него возникает ощущение своего рождения в том виде, который был описан выше. В природе, то есть среди низших животных, почти нет стремления к рождению, и там это не представляет такой проблемы, как в случае с человеком. Человек должен спросить себя и проверить две вещи: «Рад ли я тому, что родился?» и «Родился ли я для какой-то цели?»
В том случае, если человек приходит к выводу, что он доволен тем, что родился для того, чтобы осуществить наивысшую задачу из тех, что ему под силу, то его положение довольно парадоксально. Если реальная цель жизни – это свобода от перерождения, то он был рождён, чтобы не перерождаться, и таким образом, он не должен был рождаться в самом начале! Почему же он должен быть рад тому, что родился и в результате получил возможность идти по пути к Нирване? Если свобода от рождения такая хорошая вещь, почему же тогда есть изначальное рождение?
Есть некоторые вопросы, которые представляют собой неведение, или, по крайней мере, возникают из него.
«Родился ли я по собственной воле или это рождение было мне навязано?»
«Родившись, что я должен делать?» Обычный человек не вникает настолько глубоко в эти вопросы. Принимая своё рождение как свершившийся факт, он просто задаёт себе прямой вопрос: «Что теперь делать?» Полагая, что он родился для того, чтобы накопить богатство, человек занимается непосредственно накоплением богатства. Или, если он считает, что родился для того, чтобы есть, или чтобы стать известным, знаменитым, то он работает для достижения этих целей. Он считает, что этого достаточно. Быть известным и знаменитым, быть материально обеспеченным – это всё, чего хочет обыватель. Для него это является идеалом, и существует немало людей обладающих такими поверхностными взглядами.
Но мы сейчас рассматриваем этот вопрос более глубоко. Мы подошли к тому, чтобы увидеть, что никакое количество такого рода действий или такого рода условий не приносит какое-либо удовлетворение. Во всём этом существует что-то неудовлетворительное. Чего-то не хватает. Независимо от того, насколько успешно мы преследуем мирские цели, мы всегда остаёмся неудовлетворенными. Мы вынуждены признать, что нуждаемся в чём-то большем, и в итоге обращаемся к Дхамме. Мы пришли к пониманию, что родились для того, чтобы изучить самую возвышенную и драгоценную часть человеческого знания и прийти к её пониманию для того, чтобы достичь Свободы – высшего и самого дорогого, что доступно человеку. Нет ничего выше Свободы. Это суммум бонум*, самое лучшее, что достижимо человеку.
Предположим, что мы приняли то, что мы родились, и раз мы родились, то у нас есть определённая задача, которая настолько важна, что служить ей вплоть до завершения должно быть высшей целью человека. Не может быть цели выше, чем достижение полного освобождения от страданий неудовлетворительного состояния. И этого полного освобождения можно достичь, следуя наставлениям Будды.
*Прим. пер.: суммум бонум – величайшее благо с лат.
Буддийское учение пришло в мир для того, чтобы дать людям знание о том высшем, что доступно человеческим существам. Все остальные религии, существовавшие до буддизма, задавались целью ответить на тот же самый вопрос: «Зачем я родился?» Они были полностью заняты тем же самым вопросом: «Что является тем высочайшим благом, ради которого рождается человек?»
Некоторые из этих религий считают чувственное удовольствие наивысшим, окончательным благом. Другие принимают за суммум бонум чистое нематериальное блаженство брахманических миров (Брахмалока). Была также такая секта, которая утверждала, что цель человеческой жизни состоит в поиске блаженства, заключающемся в том знании, что ничего вообще не существует! Было даже такое представление, что самое высшее состояние, достижимое человеком – это состояние подобное смерти, состояние полной бессознательности, в котором вообще нет осознания чего бы то ни было.
Вот какие были самые передовые учения в то время, когда будущий Будда начал свой поиск. На тот момент, когда он искал и обучался в различных ашрамах – это были наивысшие учения, которые он смог тогда найти. Будда был достаточно мудрым, чтобы понять, что все эти учения не смогут привести к Величайшему благу, и тогда он приступил к самостоятельным поискам. Таким образом, он пришёл к совершенному прозрению, которое прекращает неудовлетворительное состояние и, как мы говорим – осуществил Нирвану.
Несмотря на то, что люди говорили о Нирване задолго до времён Будды, значение этого термина, которое он использовал, отличалось от того значения, которое в него вкладывали эти секты. Нельзя полагаться только на названия, самое важное здесь – это только значение. Когда мы говорим, что родились для того, чтобы достичь Нирваны, мы имеем в виду то значение слова Нирвана, которое использовал Будда. Мы не имеем в виду «Нирвану» других сект, под которой подразумеваются чувственные удовольствия или высшая степень умственного сосредоточения. Когда речь идёт о Нирване, мы говорим о таком толковании, которое приводится в учении Будды. А в учении Будды Нирвана, как правило, рассматривается как противоположность конструированному состоянию. На языке пали это выражается следующим образом в этой цитате:
Saṅkhārā paramā dukkhā
Nibbānaṁ paramaṁ sukhaṁ
Нирвана – это просто свобода от санкхар, от процессов конструирования. Мы должны понимать, что мы родились для того, чтобы достичь свободы от конструирования. Кому-то может показаться нелепым, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы достичь свободы от конструирования. Конструирование – это вращение в колесе сансары, оно является неудовлетворительным состоянием. Свобода от конструирования заключается в такой силе и глубине прозрения, что этот порочный круг разрывается, и мы полностью от него избавляемся. Когда у нас есть свобода от конструирования, то вращения больше нет, больше нет колеса сансары. Цель нашей жизни заключается в выходе из колеса сансары, нам нужно положить конец неудовлетворительному состоянию. Полное освобождение от неудовлетворительности называется Нирваной.
Нирвана не является чем-то таинственным или оккультным. Это не есть чудо, или что-то сверхъестественное. Кроме того, Нирвана достигается не только после смерти. Этот момент необходимо понимать. Нирвана достигается каждый раз, когда ум становится свободным от конструирования. Свобода от конструирования в любой момент, когда она есть – это Нирвана. Постоянное прекращение конструирования – это окончательная Нирвана. Временное прекращение – это лишь кратковременная Нирвана, и мы это уже обсуждали. Переживание временной Нирваны служит стимулом для того, чтобы идти дальше, чтобы достичь постоянной Нирваны, полной Нирваны, которая делает человека арахантом. Это состояние возникает от осознания того, что санкхары, то есть конструирование и процессы конструирования являются несчастьем, в то время как Нирвана, то есть свобода от конструирования является умиротворением, блаженством. Целью каждого человека в жизни должен быть путь, ведущий к полной Нирване.
Поэтому ответ на вопрос: «Зачем мы родились?» — заключается в следующем:
Конструирование – это всеохватывающее страдание,
Нирвана – это высшее блаженство.