Единый Разум
Луанг Пор Фуанг Джотико

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф


Аджан Фуанг редко позволял записывать свои беседы на пленку и был даже боле непреклонен в том, чтобы не позволять записывать свои интервью со студентами. Однако, каким-то образом нижеследующее интервью было записано с его разрешения. В нем он дает советы своим студенткам — молодым тридцатилетним женщинам — на которых давили их родители, чтобы они остепенились, вышли замуж и начали рожать детей. Были и другие случаи, когда его спрашивали и он давал советы о том, как вести счастливую супружескую жизнь любому из своих студентов, который планировал брак, но из этого обсуждения легко понять, к чему действительно было склонно его сердце.

Студент: Когда я вижу, что кто-то беременный и начинаю размышлять обо всем этом, все, что я вижу, это просто масса дискомфорта и страданий.

Аджаан Фуанг: Правильно. Подумайте об этом хорошенько. Раз есть рождение, должно быть и страдание. Мы все страдаем подобным образом. Вначале это ваше собственное страдание, затем вы начинаете принимать на себя страдания других. Посмотрите на ребенка. Что это? Откуда он взялся? Будда говорит, что это страдание создано из жажды и загрязнений ума. Сначала вы должны носить его в своем чреве, затем, когда он рождается, вы должны носить его на руках, а затем, когда он начинает ходить, вы должны водить его за руку. Когда думаете о таких вещах, ваше сердце просто…

Студент: …Увядает.

Аджаан Фуанг: Да. Оно чувствует дискомфорт. Это дает вам чувство духовного трепета. Это то, что мотивирует вас к духовной практике. Сейчас это ваш Учитель. Теперь они называют ребенка своим Учителем. Спросите себя: «То ли это, что вы действительно хотите от жизни? Желаете ли вы чего-то подобного?» Я думаю что это не совсем так. Если ты не хочешь этого, просто не влезай в подобные вещи. Сколько раз ты уже проходила через это? Это уже не в первый раз, знаешь ли. Вы занимаетесь этой рутиной удержания-переноски-взвешивания-себя-вниз в течение долгого, долгого времени — сотни тысяч эонов. Если ты продолжишь участвовать в этом круговороте, то не сможешь освободиться.

Рождение, старение, болезнь и смерть — все это нормально. Рождение — это нормальный ход вещей, старение — это нормальный ход вещей, болезнь и смерть — это нормальный ход вещей. Сделайте так, чтобы вы могли ясно понимать обычность всех этих явлений. Вот тогда может возникнуть чувство разочарования. Вы сможете ослабить свои цепляния и влияние, которое эти вещи имеют на вас. Вы сможете вытащить их корень.

Как долго мы страдали как рабы осквернения и жажды? Ты можешь вспомнить? Спроси себя. Ты можешь вспомнить все, через что тебе пришлось пройти? И как долго вы собираетесь позволять этому продолжаться — держать, тащить и отягощать себя? Сколько эонов вы уже занимаетесь всем этим? Десятки тысяч, сотни тысяч кальп. Вы можете сосчитать их всех? Конечно же не можете. И как долго вы должны продолжать страдать? Если вы все еще упрямы, все еще не хотите слушать учения Будды, это страдание будет своего рода наградой, которую вам придется ожидать от жизни. Ты хочешь этого? Тебе это нравится? Если вы не хотите этого, тогда вам придется развивать доброту своего ума, чтобы вы смогли увидеть выход, чтобы вы смогли увидеть свои загрязнения, чтобы вы смогли увидеть страдания и вред, которые они вам причиняют.

Посмотрите на страдание. Посмотрите на вознаграждение за страдания. Когда люди чувствуют, что мы страдаем недостаточно сильно, они находят для нас еще больше страданий. Даже пять совокупностей дают нам их более чем достаточно — это страдания которые мы испытываем сами по себе. Поэтому, когда они говорят о счастье принятия ответственности за другого человека, о каком счастье может идти речь? В этом поступке нет ничего кроме новых страданий. Это «сокровища», которые лишь приносят вам новые страдания. Наши родители хотят чтобы мы поженились, чтобы имели супруга и семью. Они много страдали, воспитывая нас, и все же считают что этого недостаточно. Сколько детей выносила твоя мать в своем чреве? И теперь она хочет такого же страдания и для них.

Студент: Луанг Пхо, правда ли высказывание, что женщина получает много заслуг от рождения ребенка, из-за того, что дает кому-то шанс родиться?

Аджаан Фуанг: Если бы это было правдой, то собаки получали бы большие заслуги, ведь они рождают целый помет за один раз. Нет, это просто пропаганда тех, кто хочет видеть все больше и больше существ рождающихся в этом мире.

Студент: Тогда люди хотят жениться, потому что у них много плохой кармы связанной друг с другом. Разве не так?

Аджаан Фуанг: Конечно, это так. Просто посмотри, что они делают. Мне нет необходимости это объяснять. Это не что иное, как навязывание себя другому человеку и причинение друг другу страданий и боли. В этом нет настоящего счастья, ничего, кроме страдания. Женитьба — это не способ избежать страданий. На самом деле, все, что вы делаете, это наваливаете на себя еще больше проблем. Будда учил, что пять совокупностей — это тяжелое бремя, но если вы женитесь, то внезапно вам придется беспокоиться о десяти, затем о пятнадцати, а затем и о двадцати. И это еще не все. Как только рождается ребенок, он приходит с массой разных забот. Дело не в том, что с того момента, как он появляется, его нужно кормить. Мы не можем просто оставить его в покое, чтобы он просто сам рос день и ночь. Подумайте о всем том, что вы должны сделать для него, пока он не вырос! Все начинается с того, что он такой маленький и может просто лежать, но сколько вещей и забот требуется ему. Затем подумайте о том сколько всего ему понадобиться до тех пор, пока он не научиться садится, а затем о всем том, что ему нужно, пока он не сможет стоять, а затем о всем том, что ему будет нужно, пока он не сможет ходить. В какой период жизни родителям действительно легко растить своего ребенка? И это еще не все. Как только вы захотите прилечь для небольшого отдыха, он обязательно заплачет. Вы ложитесь на некоторое время и он начинает кричать. В этом нет ничего особого или удивительного.

Когда люди давят на тебя, чтобы ты женился и завел детей, это похоже на то, что кто-то при ходьбе наступил в кучу экскрементов, а затем пытается понять, как заставить других людей тоже вляпаться в них, чтобы компенсировать свою собственную ошибку. Да, эта карма, которая заставляет людей желать жениться. Карма — это то, что затемняет ясность их понимания. Они не могут понять, что то, чего они хотят — это форма страдания. Для них это нечто удивительное — потому что это лучшее, что они знают. Лучшее для них. Они просто не знают ничего лучше этого.

Когда ваши родители хотят, чтобы вы поженились, это происходит потому, что это все, что они знают. Заставьте их медитировать, и тогда они начнут понимать: «О! То, что мы пережили женившись было страданием!» Но чтобы его познать, необходимо медитировать. Если вы не медитируете, вы этого не увидите. Если вы не медитируете, вам придется видеть реальность замутненно. Даже когда вы медитируете, вы все равно можете видеть реальность замутненной. Нелегко вытащить себя из подобного способа мышления. Это совсем не просто. Только когда сила ваших загрязнений начнет спадать… Только тогда ваши взгляды станут правильными и вы действительно отпустите все страдания, только тогда вы сможете покончить со всем этим.

Даже дэвы на небесах удовлетворены своими зрениями, звуками, запахами, вкусами и тактильными ощущениями. Они очень довольны тем, что имеют. Они влюблены в то, как выглядят, звучат и пахнут, влюблены в своих товарищей. Они привязаны к чувственному по рукам и ногам, поэтому находятся в постоянном возбуждении. Когда мы медитируем дэвы начинают боятся, что мы оставим этот мир. Дэвы полны решимости не допустить этого. Когда мы медитируем и наши умы начинают успокаиваться, они приходят и наносят удар, возбуждая нас так, что мы начинаем отступать прямо по своим собственным следам, из-за того что перестаем видеть правильный путь для освобождения от страдания. Это называется кармой, которая удерживает нас в круге сансары, кармой, которую мы совершаем, которая заставляет нас идти в ногу со всеми остальными живыми существами, так что мы не видим пути к освобождению от страданий. Все, что мы можем видеть — это путь, направленный на то, чтобы оставаться в тупике и страдании.

Студент: В таком случае, если вы думаете, что нашли себе пару, в действительности вы нашли кого-то, кто держит некоторые из ваших старых кармических долгов.

Аджаан Фуанг: А как ты думал? Это как подковообразные крабы. Вы когда-нибудь видели их? Они живут в море. Даже у них есть свои друзья. Куда бы они ни пошли, они идут парами. Самец не знает, как себя прокормить, поэтому он едет на спине самки.

Студент: Как же мы можем избавиться от всего этого? Мы же можем избежать этого, не так ли, о Луанг Пор, если действительно этого захотим?

Аджаан Фуанг: Если вы не хотите этого, то не позволяйте подковообразным крабам схватить вас. В конце концов, это всего лишь животный инстинкт. Животные должны спариваться, чтобы распространять свой вид и его влияние. Но если мы не хотим принимать в этом участие, мы просто не вмешиваемся в эти дела. Ваш партнер может потребовать погашения ваших старых долгов кармы только в том случае, если вы будете в нее вовлечены.

Студент: Реально ли сбежать от всего этого?

Аджаан Фуанг: А почему нет? Просто не вмешивайся во все это, не привязывайся. Старайся держать свой ум сильным и не отвлекающимся. Развивай хорошие качества ума так, чтобы их сила постоянно росла, и твои желания просто исчезнут. Они очень поверхностные, знаешь ли, и не приносят ничего, кроме страданий. Они возникают потому, что нас привлекают наши собственные тела, но когда вы видите образ себя в медитации, просто разберите его. Разбери его на части и что после этого останется? Что? Да, вообще ничего. Все дело в форме. Когда вы разбираете форму, ничего не остается. Какая субстанция есть в форме? Посмотри. Разбери ее на части. В ней нет ничего, кроме Земли, воды, воздуха и огня. Есть ли что-то, к чему стоит привязываться?

Студент: Нет, привязываться не к чему.

Аджаан Фуанг: Когда ты крепко спишь. Знает ли тело что-нибудь о желании?

Студент: Нет, вовсе нет.

Аджаан Фуанг: Ум — это подстрекатель. Тело само по себе не имеет ничего общего с иллюзиями. Оно просто действует по приказу своего босса — ума. Тело ничего не знает. Оно полностью зависит от приказов босса. Поэтому, когда босс говорит: «Хватит! Не надо больше! « на этом все и закончится. Ум не борется и не жаждет. То, что борется и жаждет, есть совокупность иллюзий (санкхара). Если вы цепляетесь за ложь, то это станет основой страдания, большого страдания. Если вы посмотрите на тело, вы увидите, что в нем действительно нет никаких проблем. Все проблемы возникают из-за иллюзий. Если ум может прорваться сквозь них и понять свою привязанность к телу, то откуда сможет возникнуть желание?

Тело на самом деле не наше. Где бы вы ни увидели что-то «ваше», исследуйте это, разбирайте на части и отпускайте. Разберите тело на частички: земли, воды, ветра, огня.

Это все, что существовало изначально. И это все что вам необходимо сделать сейчас. Проблема в том, что мы были введены в заблуждение и поэтому зацепились за элементы. Мы были введены в заблуждение, так же как и все остальные существа. В глубине души, разве ум уже не знает обо всем этом? Конечно, наш ум знает, ибо такова природа ума: знать. Мы должны знать. Поэтому пробудите это знание и внимательно отнеситесь к нему. Вы помните, что должны быть своим собственным прибежищем. Если вы из тех, кто должен искать прибежища в других, то вам придется смотреть на вещи так же, как смотрят они, а это значит, что вы должны быть такими же глупыми. Так что вытащи себя из всех этих мирских дел и хорошенько исследуй. Исследуй до тех пор пока все не прояснится. Продолжай созерцать вещи до тех пор, пока не останется только «знающий » внутри. Этот знающий не связан ни с чем другим. У него нет пары. Он одинок. Это один. И у него ничего нет. Поэтому сосредоточься на познающем и сделай его единым. Сделайте так, чтобы он отпустил все остальное. Он отпускает удовольствие, отпускает боль, отпускает невозмутимость. Он может светиться, сам по себе. Сосредотачивайся там до тех пор, пока в уме не останется ничего, кроме состояния единства. Затем спроси себя: это мужчина или женщина? Там вообще нет ни «мужчины», ни «женщины». Знание не помещает ярлыки на что-либо. И когда вы доберетесь до этого опыта, он станет концом всех ваших проблем.

Тех, кто в своей практике застревает на ментальных явлениях как только они достигают этой точки называют Брахмами… У дэвов на небесах все еще есть свои супруги, но Брахмы не проявляют никакого интереса к зрелищам, запахам, звукам, вкусам, тактильным ощущениям. Они счастливы от единства своего ума...