Другой вид рождения
Достопочтенный Буддадаса Бхиккху

Пер. с англ.: Denis Naumenko
Источник: dhammaeverywhere.ru


(избранные отрывки)

Мы слышим разговоры о перерождении, рождении снова и снова, о страданиях, которые эти процессы неизбежно сопровождают. Что такое перерождение? Что именно перерождается? Рождение, о котором идёт речь, является умственным явлением, чем-то, что происходит в уме, на внетелесном плане, что является частью нас. Таково «рождение» на языке Дхаммы. «Рождение» в повседневном языке — это рождение от матери, а «рождение» на языке Дхаммы — это рождение от невежества, жажды, цепляния, возникновения ложного понятия «я» и «моё». Вот два значения слова «рождение».

Это важный момент, который просто необходимо понять. Тот, кто этого не сделает, никогда не преуспеет в понимании каких-либо учений Будды. Поэтому проявите к данной теме особый интерес. Существует два вида языка, два уровня понимания слов: повседневный язык, относящийся к физическим вещам, и язык Дхаммы, относящийся к умственным явлениям и используемый теми, кто обладает знанием.

Вне зависимости от того, в какой сфере существования вы родились, это не что иное, как страдание, потому что слово «рождение» здесь относится к неосознаваемой привязанности. Это важный момент, который нужно хорошо понимать. Если в сознании человека возникает идея «я такой-то и такой-то» и при этом он осознаёт появление этой идеи, то такое возникновение не будет рождением (в том виде, в котором этот термин используется на языке Дхаммы). В противном случае, когда он ошибочно отождествляет себя с этой идеей, происходит рождение. Поэтому Будда советовал быть постоянно осознанным. Если мы знаем, кто мы есть, знаем, что мы должны делать, и делаем это с осознанностью, то страданий нет, потому что не рождается «я» или «моё». Всякий раз, когда появляются заблуждение, беспечность и забывчивость, возникает желание и привязанность к ложной идее «я», «моё», «я такой-то», «я тот или этот», то это и есть рождение.

Рождение — это страдание, и определённый вид страдания зависит от определённого вида рождения. Рождение матерью приносит страдания матери, рождение отцом приносит страдания отца. Если, например, в человеческом существе возникает обманчивая идея быть матерью и возникает связанное с этим желание, то как сама идея, так и желание представляют собой страдание матери. Так же и в случае с отцом. Если он отождествляет себя с мыслью о том, что он отец, желает того или другого, привязывается и цепляется, то в этом заключается страдание отца. Но когда человек обладает осознанностью, то никакой запутанности, смятения и искажения у него не будет. Он просто знает с полной ясностью, что должен делать в качестве отца или матери, и делает это с уравновешенным умом, не цепляясь за идеи «я этот или тот». Так он становится свободным от страданий и, находясь в этом состоянии, способен воспитывать своих детей должным образом и на их благо. Рождение матерью приносит страдания матери; рождение отцом приносит страдания отца. Рождение миллионером приносит страдания миллионера, рождение нищим приносит страдания нищего. То, что здесь подразумевается, можно продемонстрировать с помощью следующих сравнений: Предположим, миллионер, который находится под влиянием заблуждения, желания и привязанности, хватается за представление «я миллионер». Уже само по себе такое представление является страданием, и всё, что этот человек говорит или делает, находится под воздействием этих омрачений и затем становится страданием. Даже отправляясь спать, его не отпускает представление, что он миллионер, и поэтому не может заснуть. Итак, рождение миллионером приносит страдания миллионера. Затем представьте нищего, испытывающего несчастья, бедность, страдания и трудности, — это и есть страдания нищего.

Если в какой-то момент кто-либо из этих двух людей освободится от данных представлений, то он освободится и от страданий. У миллионера не будет страданий миллионера, а у нищего страданий нищего. Поэтому иногда можно увидеть, что нищий радостно поёт. Это происходит потому, что в данный момент он не рожден как нищий, он не отождествляет себя с нищим или с какими-либо проблемами. На какие-то мгновения он позабыл об этом, он перестал рождаться нищим и вместо этого родился певцом или музыкантом. Или возьмём пример с бедным лодочником. Если он цепляется за представление, что он бедняк, и гребёт вёслами с чувством усталости и жалости к себе, тогда он страдает так, как будто находится в аду. Но если, вместо того чтобы зацикливаться на этих идеях, он поймёт, что делает то, что должен делать, что труд — это судьба людей, то делая свою работу с осознанностью и уравновешенным умом, он будет радостно петь, гребя вёслами своей лодки.

Поэтому очень внимательно, тщательно и глубоко посмотрите на вопрос: что мы называем рождением? Каждый раз, когда миллионер «рождается» миллионером, он испытывает страдания миллионера. Когда нищий «рождается» нищим, он испытывает страдания нищего. Тем не менее, если человек подобным образом себя не идентифицирует, то «рождения» не происходит, и миллионер, нищий, лодочник или ещё кто-то будет свободен от страданий. В наши дни мы не интересуемся такими вопросами. Мы позволяем себе впадать в заблуждение, вовлекаться в страстные желания, привязанности. Мы переживаем рождение в том или ином виде, неизвестно какое количество раз в течение дня. Будда сказал, что любой вид рождения без исключения является страданием. Единственный способ избавиться от этого страдания — освободиться от рождения. Поэтому человек должен заботиться о себе, постоянно держать ум в состоянии осознанности и понимания, не тревожить и не запутывать себя понятиями «я» и «моё». Тогда человек будет свободен от страданий. И кем бы он ни был: фермером, купцом, солдатом, государственным служащим или кем-то ещё, пусть даже божеством на небесах, он будет свободен от страданий.

Как только появляется идея «я», возникает страдание. Разберитесь с этим важным принципом, и вы сможете понять суть буддизма, извлечь из него пользу, используя все преимущества своего рождения человеком и встречи с буддизмом. Если вы его не поймёте, то, будь вы даже буддистом, пользы из этого никакой не будет. Вы будете буддистом только номинально, для галочки. Вас ждут те же горести, что и тех людей, которые не являются буддистами. Вы будете вынуждены испытывать страдания, как и те, кто не имеют к буддизму никакого отношения. Чтобы быть подлинными буддистами, нам необходимо практиковать истинное учение Будды, и в особенности следовать предписанию: не отождествляйтесь с «я» или «моё», действуйте с ясным сознанием — и страданий не будет. Тогда вы сможете хорошо выполнять свою работу, и эта работа будет доставлять вам удовольствие. Когда ум вовлечён в «я» и «моё», тогда вся работа становится страданием, её не хочется выполнять. Лёгкая работа становится тяжёлой, обременительной во всех отношениях. Но если ум не цепляется за идею «я», «моё», не привязывается к ней, если он осознан, то любая работа, даже тяжёлая или грязная, будет в радость.