ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ ЗАСЛУГ
Ньянадассана Греческий Махатхеро

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Вступление

Мы живем в смутное время. Раздоры, раздоры и дисгармония правят нашей жизнью. Настало время искать осмысленное утешение в качествах, возвышающих наш ум, чтобы превозмочь эти, казалось бы, непреодолимые препятствия.
Естественно, мы обращаемся за помощью к просветленному (Будде), ибо он культивировал такие качества, которые вознесли его ум к высшему счастью и совершенному Просветлению, а именно качества заслуг (puñña).

Он проповедовал, что создание заслуг является мощным противоядием для преодоления многих трудностей, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поэтому он заявил: «Не сторонитесь заслуг.» «Создание заслуг» — это термин, обозначающий счастье, то, что желательно, приятно и дорого нашему сердцу. Ибо все мы очень хорошо помним, что после доброго поступка в течение длительного времени испытываем желанные и приятные последствия. Поэтому пусть человек тренирует себя в создании заслуг, что даст ему длительное счастье. Пусть он культивирует практику щедрости, добродетельного поведения и ум Любящей-доброты. Взращивая эти качества, мудрец приходит в безмятежное и счастливое состояние. Будда учил: «Не думайте легкомысленно о заслугах, говоря, что они не вернуться мне. Подобно тому, как при падении капель воды наполняется кувшин, так и мудрый человек, накапливая мало-помалу, наполняется заслугами.»


Зная о современном увлечении общества накоплением материальных богатств, мы также решили написать о том, что Будда называл настоящим богатством.
Мы надеемся, что, прочитав эту брошюру, вы вдохновитесь на то, чтобы создавать больше заслуг и накопить настоящее богатство, которое принесет вам пользу как в этом мире, так и в будущем.

Мы очень благодарны Дост. Ньяадассане из Ниссарана Ванайи Митиригала, ибо он внес бесчисленные исправления в первоначальную работу и руководил нами в ее составлении, несмотря на свои другие обременительные обязанности.
Пусть все существа будут здоровы и счастливы.

Введение

«Если человек создаст заслугу, пусть он повторяет ее снова и снова
И обратит к ней свое сердце преисполненное восторга,
Ибо Счастье — это накопление заслуг.»

Общее желание всех живых существ на протяжении всей их жизни состоит в том, чтобы избежать болезненных и нежелательных переживаний и искать обстоятельства, помогающие росту личного счастья. Многие люди, не знающие истинных путей обретения подлинного счастья, ищут его только в круге чувственных желаний. Он приносит счастье только в краткосрочной перспективе в лучшем случае и страдания от него скорее всего последуют рано, нежели поздно. Увлечение чувственным не принесет счастья или избавления от желаний. Но, оно будет доступно тому, кто совершает усилие, с намерением совершения добра (пуннья). Все человеческие совершенства, любые наслаждения божественных сфер и даже Ниббана все они обретаются по причине накопления заслуг.

Заслуга, как провозгласил Будда, — это такая вещь, которая неразрушима ни огнем, ни даже землетрясением. Её действие не сможет заглушить ничто. Воры не смогут украсть её. Правители не могут отнять её в качестве сбора налогов. Другими словами, заслуга неразрушима для внешних факторов.

Сокровищница приобретенных вами заслуг поможет осуществлению любого божественного желания или же желания мира людей, независимо от того, что они хотели бы иметь.

Заслуга или пуннья (на языке Пали) — это то, что очищает и осветляет ум. Заслуги имеют силу освобождать от жадности, ненависти и заблуждений. Поэтому их следует рассматривать как действия, улучшающие качество ума. Они имеют тенденцию повышать уровень сознания, на котором обычно работает ум, очищая его от грубых умственных загрязнений. Создание заслуг, обеспечивает человеку ведение сбалансированной и гармоничной жизни.

Еще одним следствием создания заслуги является то, что заслуга открывает все двери. Достойный человек обычно беспрепятственно следует по жизни. Какой бы работой он ни занимался, он способен довести ее до успешного завершения. Заслуги смазывают ее прогресс. Каммический эффект от созданного добра переживается как в этой жизни, так в следующей. Поэтому Будда учил: «Сейчас он счастлив, счастлив и в будующем. Достойный человек будет счастлив в обоих мирах. Думая, «я молодец«, он радуется. Еще больше радуется он, когда уходит в Царства блаженства.»


Десять способов создания заслуг

Так как же человек создает заслуги? Для этого существует десять способов, называемых даса-пунья-кирия-ваттху. Это:

1. Дарение или щедрость (дана-маян нуннья-кирия-ваттху)

2.Моральное поведение или добродетель (сила-маян)

3. Медитация или умственное развитие (бхавана-маян)

4. Уважение или почтение (апачити-сахагатан)

5. Услуги в оказании помощи другим (веяваччасахагатан)

6. Разделение заслуг (паттануппаданан)

7. Радость от заслуг других людей (абханумоданан)

8. Разъяснение или Учений Дхаммы (десана-маян)

9. Слушание Дхаммы (савана-маян)

10. Исправление своих взглядов (динньхиджукамман пуннья-кирия-ваттху)

 

1. ДАРЕНИЕ ИЛИ ЩЕДРОСТЬ (ДАНА)

Это самая основная практика создания заслуг. Жертвование материальных объектов включает в себя дарение еды голодным, лекарств больным и так далее. Дана (даяние) высоко ценилось Буддой, поскольку оно является фундаментальной добродетелью и помогает уменьшить танху (жажду), создателя всех страданий, как Просветленный называл это умственное осквернение.

Говорят что тот, кто дает все, что необходимо для жизни нуждающимся, зовется дарителем материальных объектов. Миряне жертвуют монахам четыре вида материальных даров. Это одеяния, пища, кров и лекарства. Тем самым они накапливают заслуги.

Дающий пищу, например, дарует получателю пять благословений: долгую жизнь, красоту, счастье, силу и разумность. В результате долгая жизнь, красота, счастье, сила и интеллект становятся его будущей судьбой. Кроме того, дарующий так же обретает еще пять благословений: поддержку людей, общение в компании благородных людей, хорошую репутацию, уверенность в себе и небесное перерождение.

Как и в других хороших или плохих действиях, так и в щедрости, именно намерение, а не сам поступок, действительно считается хорошим действием.

Здесь доброе намерение (кусала-четана), возникающее у дающего в трех случаях вызывает создание заслуги:
(а) принятие решения подарить (б) во время самого процесса дарения и (в) во время воспоминания о нем с довольным сердцем.

 

2. НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ ДОБРОДЕТЕЛЬ (СИЛА)

Нравственное поведение является основой всей практики Благородного Восьмеричного Пути, а вместе с ним и первого из трех видов обучения (сиккха), а именно нравственности, сосредоточения и мудрости.

Соблюдая пять или восемь обетов и т. д. человек обретает множество заслуг. Ведя добродетельную жизнь, человек становиться счастлив и удовлетворен сейчас и в будущей жизни. Нравственность помогает ему быть бесстрашным, поскольку он не сделал ничего плохого ни себе, ни другим. Он не чувствует угрызений совести, вины или стыда; и из-за этого его ум постоянно переживает радость, восторг, спокойствие и счастье; он легко достигает сосредоточенности, знания видения вещей такими, какие они есть на самом деле, и так далее. Кроме того, он обретает пять благословений: удачу как следствие усердия, хорошую репутацию, уверенность в себе, отсутствие страха в момент смерти и небесное перерождение.

В основном все моральные поступки подразделяются на действия тела, речи и ума. Отказ от отнятия жизни, кражи и неправильного сексуального поведения составляют нравственность поступков. Нравственная речь разделена на четыре аспекта: воздержание от лжи, резкой речи, сплетен и пустой болтовни.

Наконец, нравственные действия ума это воздержание от алчности, недоброжелательности и неправильных взглядов. Без силы, или нравственного поведения, прогресс человека в духовной сфере определенно будет ограничен.

Сила или нравственное поведение — это в каждом случае явно намеренное сдерживание себя от плохих поступков. Стыд (хири) и страх совершить зло (оттаппа) являются его непосредственной причиной. Ибо когда они существуют, намерение морального поведения возникает и сохраняется в уме; если же их нет, оно не сможет возникнуть или сохранится.

В частности, существует два вида силы: мирская и внемирская. Вся сила, подчиненная асавам (загрязнениям ума) мирская. Она приносит улучшение в будущих жизнях и является предпосылкой для избавления от всех страданий сансары. Та сила, которая не подчиняется асавам, является внемирской. Она непосредственно приводит к избавлению от всех страданий Сансары.

И здесь снова благое намерение, возникающее у того, кто принимает заповеди и соблюдает их, является основой для создания заслуги нравственного поведения или добродетели.


3. МЕДИТАЦИЯ ИЛИ РАЗВИТИЕ УМА (БХАВАНА)

Это одна из самых обширных областей создания заслуг. Есть два типа медитаций, а именно: спокойствие (саматха), то есть сосредоточение (самадхи), и прозрение (випассана), то есть мудрость (паннья). Можно сначала развить спокойствие, а затем прозрение, или использовать осознанность, из которой также в последствии возникает прозрение.

Оба типа практик имеют в качестве своих целей переживание прозрения и роста мудрости. Человек медитирует, чтобы успокоить грубые умственные загрязнения и развить ум таким образом, чтобы он обрел настоящую мудрость, которая не является результатом простого книжного знания. Это мудрость, с помощью которой возможно переживание Ниббаны.

Если даже, человек размышляет о своей щедрости или нравственности (сила), то в настоящем его ум не одержим жадностью, ненавистью и заблуждениями и обретает праведность. Поэтому, когда он подавляет ментальные помехи (ниварана), возникают факторы джханы, и он может достичь концентрации доступа (упачара — самадхи). Он переживает сильные счастье и радость. И даже если он не сможет проникнуть глубже, то, по крайней мере, направляет себя к счастью сейчас и в будущем.

Спокойствие или сосредоточенность дарует тройное благословение: благоприятное перерождение, счастливую жизнь в настоящем и чистоту ума, которые являются предпосылками для возникновения прозрения, очищая ум от пяти ментальных помех (ниварана) мешающих духовному прогрессу; в то время как прозрение создает четыре внемирских состояния и освобождения ума, так что человек сможет видеть вещи такими какие они есть на самом деле. Как сказал Будда: «Тот, кто сосредоточил ум, способен видеть суть вещей этого мира

Благие намерения возникают у того, кто медитирует, например, на дыхании, на визуализационных касинах и т. д. и достигает джхан путем медитации покоя. Благие намерения возникают у того, кто медитирует на глаз, ухо, нос, язык, тело, ум и другие чувственные и ментальные объекты как непостоянные (аничча), приносящие страдания (дуккха) и не имеющие сущности (анатта) развивая медитацию прозрения. Все эти намерения или желания являются способом создания заслуг.

 

4. УВАЖЕНИЕ ИЛИ ПОЧТЕНИЕ (АПАЧИТИ)

Уважение как способ создание заслуг должно проявляться в таких действиях, как вставание со своего места, приветствие первым, помощь, высказывание почтения: матери, отца, старшего брата, старшей сестры или пожилого человека и т. д. Так же заслугой является уважение чувств других, их привилегий, собственности и жизни; аккуратное и бережливое к ним отношение; избегание унижения, оскорбления или прерывание их речи; воздержание от направления их по неправедному пути. К сожалению, сегодня молодому поколению не хватает уважения и почтения.

По словам достопочтенного Нагасены, в Милиндапанхе есть двенадцать типов человек, которые не проявляют уважения или почтения к другим: похотливый человек из-за своей похоти; злой человек из-за своего гнева; смущенный человек из-за своей растерянности; надменный человек из-за своей гордыни; человек, лишенный особых качеств из-за своей глупости; упрямый из-за своей непокорности; низменный из-за отсутствия обученности; злой человек из-за своего эгоизма; страдающий из-за своей болезни; жадный из-за того, что его одолевает жадность; и бизнесмен из-за того, что работает ради прибыли.

Ясно, что, в отличие от вышеназванных лиц, благоговейный и почтительный человек развивает свой ум (и тем самым накапливает заслуги), ибо своим отношением он побеждает гордость и заменяет её мудрым смирением. Уважение старших и Сангхи являются наглядными примерами этого аспекта. Даже уважение, оказываемое монахом-послушником старшему-монаху, подпадает под эту категорию.

Здесь опять же, благое намерение, возникающее у того, кто проявляет уважение или почтение, является способом создать заслугу от высказывания уважения другим.

 

5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДРУГИМ (ВЕЯВАЧА)

Это следующий способ создать заслугу. Будучи способным добровольно служить нуждам низших существ с состраданием, человек обретает заслуги. Служение как способ достижения заслуг должно быть известно в тех действиях, посредством которых мы выполняем свои обязанности по отношению к другим. Например, мы берем у монаха чашу, моем ее, наполняем пищей и подносим ему.

 

6. РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАСЛУГ (ПААТТАНУППАДАНА)

Разделение своей заслуги как способ создания заслуги следует понимать как действие, в котором человек, создав хорошую камму, разделяет ее с другим так: «Пусть благая камма этой заслуги будет разделена с тем то и тем то!» Или: «Пусть это добро послужит благу всех живых существ

Будет ли созданная заслуга потеряна после ее передачи? Нет. Точно так же, как бывает когда человек зажигая масляную лампу от ее огня зажигает тысячу других, нельзя сказать, что его первая лампа исчерпывается из-за этого действия. Напротив, свет первоначальной лампы, будучи единым со светом тысячи масляных ламп, безмерно возрастает. Точно так же заслуга того кто создает ее во благо других, напротив, только увеличивается.

Под эту категорию подпадает разделение заслуг для того чтобы поддержать умерших. Будда учил, что одной из обязанностей детей по отношению к своим умершим родителям заключается в передаче им своих заслуг.

 

7. РАДОВАТЬСЯ ЧУЖИМ ЗАСЛУГАМ (АБХАНУМОДАНА)

Радоваться заслугам других, как способ создания заслуги, следует понимать как радость от успехов других словами и мыслями: «Хорошо! Хорошо сделано (садху)» — когда, например, другие разделяют с нами заслуги или когда они совершают другой достойный поступок. Это также относится к одному из четырех Возвышенных состояний, а именно к мудитеорадованию).

 

8.РАЗЪЯСНЕНИЕ УЧЕНИЙ ДХАММЫ (ДЕСАНА)

Если кто-то учит Дхамме из влечения или гордыни, с мыслями: «Так они все узнают, что я проповедник Дхаммы» — такое обучение не приносит больших заслуг. Если же человек делает главным своим мотивом достижение слушающими освобождения от страданий и таким образом разъясняет или учит других Дхамме, в которой он преуспел, это доброе намерение является способом создавать заслуги.

Стоит отметить, Будда сказал, что самый высокий дар из всех-это «дар Дхаммы«. Другими словами, если кто-то может открыть Дхамму другому человеку, объяснив ему, рассказав или показав ему ее, то это величайший и высочайший дар из всех возможных. Так же Будда сказал, что даже если человек будет заботиться о своих родителях, нося их всю свою жизнь на своих плечах, он все равно не сможет вернуть им долг благодарности за заботу о себе. Единственный способ сделать это — научить и утвердить их в Дхамме. Даже больной Архат Сарипутта, незадолго до того, как достиг Париниббаны (окончательной Ниббаны), вернулся домой для того чтобы обучить свою мать Дхамме и помочь ей достичь Ниббаны.

Можно наилучшим образом снабдить всех учеников Будды четырьмя необходимыми вещами: одеждой, пищей, кровом и лекарствами или дать бедным людям все нужные им материальные вещи. Но просветить их в Дхамме даже строфой всего из четырех строк будет лучшим и высочайшим из всех даров.

Таким образом, дар Дхаммы —  это обучение и объяснение ее другим, отклонение их от неправильного пути, направление их на правильную дорогу, утверждение их в том, что нравственно, организация бесед о Дхамме, написание и печатание книг по Учению Будды и т. д.

 

9. СЛУШАНИЕ ДХАММЫ (САВАНА)

Если человек слушает Дхамму, думая: «Пусть окружающие примут меня за одного из верующих» — такое слушание не принесет больших заслуг. Если, однако, человек слушает, желая себе и другим благополучия, думая: «Пусть прослушивание этой беседы сделает меня и других лучше» — то это доброе намерение является способом создать заслуги.

 

10. ИСПРАВЛЕНИЕ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ (ДИННЬХИДЖУКАММАН)

Намерение исправить свои воззрения — это способ создать заслугу Правильного воззрения. Правильные взгляды — это, по сути, фактическая особенность всех десяти способов создания заслуги. Потому что именно они приносят множество хороших результатов тем, кто создает какую-либо заслугу. Какую бы заслугу человек ни делал, она приносит большие плоды, только если его точка зрения правильна или правдива, иначе никаких результатов ожидать не стоит. Вот почему Будда сказал: «Я не знаю никакой другой вещи, кроме «правильного воззрения«, благодаря которой бы совершались еще не совершенные добрые дела, а уже совершенные росли и множились».

Согласно учению Будды, существует два вида Правильных воззрений: мирское и внемирское.

Понимание того, что давать милостыню и подношения — это благо, что как добрые, так и злые поступки приносят и будут сопровождаться соответствующими результатами, — это мирское Правильное воззрение, хотя оно все еще подчинено асавам, но является похвальным, приносит мирские плоды и благие результаты. Но все, что связанно с истинной мудростью, прозрением, Правильными воззрениями связанными с Благородным путем называется внемирскими Правильными взглядами (локуттара самма-диттхи).

 

Обобщение

Из этих десяти способов создания заслуг заслуги щедрости (дана) возникают (а) когда человек думает «я дам дар», (Б) когда он дает дар, и (в) когда он размышляет «я совершил пожертвование«. Таким образом, три намерения: предварительное намерение (пубба-четана), намерение во время дарения (мунчана-четана) и последующее намерение после дарения (апара-четана) — становятся единым способом совершения заслуги дарения.

Заслуга, которая состоит из нравственного поведения или добродетели (сила), возникает также (а) когда человек думает «я буду придерживаться обетов«, (Б) когда он выполняет их, и (в) когда он размышляет «я сохраняю свои обеты«. Все три этих намерения становятся единым способом совершения заслуги нравственности. Это же применимо и для остальных восьми способов совершения заслуг.

 

Заметки

В Суттах есть только «три способа создавать заслуги«, явно упомянутые Буддой, а именно: 1. Щедрость (дана-маян пуннья-кирия-ваттху), 2. Нравственное поведение (сила-маян пуннья-кирия-ваттху) и 3. Медитация (Бхавана-маян пуннья-кирия-ваттху)

Остальные семь путей также упоминаются в Суттах, но не прямо. Примером может служить следующая строфа из сутты в Айгуттара-никаи:

«Когда дары даются благородным, честным и уравновешенным людям, приобретенные таким образом заслуги чисты и изобильны. И те, кто радуется этому (анумоданти, восклицая «Садху!»), или оказывают там свое служение (вейявачча),
Они также получают эту заслугу (пуннья), и их заслуга ничуть не меньше.’

Таким образом, семь способов создания заслуг, таких как «радоваться заслугам других» (абхану-модана) или служение (вейявачча) и т. д., следует понимать как включенные в вышеуказанные три. Они выделены комментариями таким образом:
В (1) Щедрость включены: (6) Разделение заслуг и (7) Радость от чужих заслуг.
В (2) Нравственное поведение включены: (4) Почтение и (5) Служение.
В (3) Медитацию включены: (8) Изложение Дхаммы и (9) Слушание Дхаммы.
Однако Исправление своих взглядов (10) входит во все три (1,2,3).

Таким образом, способов создавать заслуги вкратце всего три, а в деталях десять.

«Поэтому пусть человек (советует Будда) тренирует себя в создании заслуг, которые дают длительное счастье. Пусть он культивирует практику щедрости, нравственного поведения и ум Любящей-доброты. Взращивая эти качества, мудрец приходит в безмятежное и счастливое состояние. Поэтому не бойтесь создавать заслуги. «Создание заслуг» — это термин, обозначающий счастье, которое желательно, приятно и дорого.»

 

Семь Благородных Богатств (Сатта Ария Дханани)

Будда проповедовал, что хотя материальные богатства, такие как золото, серебро и материальная собственность, могут быть уничтожены огнем, наводнениями, землетрясениями и врагами, обложены налогом государства или украдены ворами, следующие богатства не страдают ни от одной из этих опасностей. Это:

1. Вера (саддха-дханан)
2. Нравственность (сила-дханан)
3. Стыд (хири-дханан)
4. Страх творить зло (оттаппа-дханан)
5. Обучение (сута-дханан)
6. Щедрость (чага-дханан),
7. Мудрость (панья-дханан)

Он также учил, что жизнь человека, обладающего этими богатствами, прожита не напрасно, и на пути своем он непобедим.

Эти семь духовных богатств являются сутью (сарой) учения всех Будд. Поэтому они называются «Благородными богатствами» (Ария-дханани), так как это богатство благородных людей (Ариев). Те, кто обладает ими, называются Буддами и воистину богатыми людьми, потому что они — те, кто действительно процветает.

Что касается саддхи, или веры, то человек, который ее имеет

(а) любит встречаться с добродетельными людьми,
(б) желает слушать истинную Дхамму (Саддхамму), и
(В) живет забыв о скупости.

Наделённый этими тремя качествами он действительно называется тем, кто действительно верует.