Вулканы
Суджива Тхера

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

ГЛАВА ОДИН

 

Я думаю, что великий индийский Мудрец, если бы в месте где он жил существовали вулканы, он бы обязательно использовал их в своем учении, как он делал это с высокими склонами заснеженных Гималаев.

До недавнего времени я имел возможность увидеть эти захватывающие побеги кипящих недр земли только в географических журналах и на телевизионных экранах. Кратеры, которые я наблюдал в моей поездке по Индонезии, были не самыми зрелищными, но их было достаточно, чтобы дать мне идею, что люди, которые посвящают всю свою жизнь изучая эту область науки о вулканической деятельности, делают это не только ради заботы о безопасности человека.

Мы живем совершенно равнодушно, не зная о многих вещах вокруг нас. Встреча лицом к лицу с вулканическим кратером, потрясла меня до внезапного осознания поверхностной стабильности той самой земли, на которой мы стоим. В Малайзии, где я живу, недалеко от кольца огненных вулканических регионов, иногда случаются подземные толчки, но землетрясения и вулканические извержения, как правило, считаются чем-то не являющимся частью нашего мира. Люди, живущие на склонах вулкана, должны сильнее осознавать эту опасность, но это происходит не часто, потому что по своей природе люди чаще предпочитают быть похожими на страусов, оставаться слепыми к опасностям жизни. Даже при наличии своевременных предупреждений этот вид катастрофы все еще приносит человеческие жертвы. Плодородная почва обещает обильные урожаи и люди привязываются к своим домам. Земля, кров и эмоции вскоре становятся совершенно неразделимыми.

Наш гид рассказал нам о многих видах вулканов: живые вулканы, спящие вулканы и мертвые вулканы. Живые — это вулканы, все еще имеющие геологическую активность, как видно из их все еще дымящихся
кратеров. Он может взорваться в любое время, хотя современная наука обладает инструментами и может в какой-то степени предупредить нас. Спящие — это вулканы которые дремлют, они уже некоторое время не показывают какой-либо активности. Но такой вулкан все еще может «проснуться», если для этого будут созданы условия. Пинатубо Филиппин, взорвавшийся в 1991 году, спал до этого около 600 лет.

Когда ученые более уверенны в вулканическом вымирании горы, которая когда-то была действующим вулканом, они объявляют его мертвыми. Но даже тогда мы никогда не может быть полностью уверенными в этом, если точно не знаем, что под ним происходит.

Только задумайтесь о горячей расплавленной породе, называемой каскадной лавой, на огромной скорости бегущей вниз по крутым склонам и сжигая все на своем пути. Хотя есть и другие вещи легко убивающие людей, такие как пирокластические потоки. Чтобы убить человека или причинить больше страданий, чем он может вынести не нужно очень уж много усилий, но состояние природы безлично, и поэтому, когда происходит взрыв, остается только спасать свою жизнь.

Ява является наиболее вулканически активным регионом мира. Двое из самых печально известных вулканов Тамбора и Кракатау, унесли много тысяч жизней, не говоря уже о причиненных страданиях от потери имущества.

Людей также можно разделить на три группы — активные вулканы, дремлющие вулканы и мертвые вулканы.

Когда вы находитесь в припадке гнева, очарованы похотью или захвачены заблуждением, вы подвергаетесь извержению. Оно вселяет в вас ужас, сея его вокруг. Так вы можете потерять много хороших вещей в вашей жизни. Хотя оно может и не отнять жизнь, но может быть даже более смертоносным, чем настоящий вулкан. Вспомним например атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Японцы убили несколько миллионов китайцев во Второй мировой войне. Творя жестокие преступления человек сам может сделать больше, чем стихийное бедствие.

Поэтому, стоит добавить, что существует три типа извержений: незначительные, крупные и катастрофические.

Незначительные извержения вызывают незначительный ущерб, такой как потеря богатства, уважения в обществе.

Крупные извержения вызывают более невосполнимые потери, такие как потеря частей тела, постоянная разлука с близкими и даже потеря собственной жизни.

Катастрофические извержения вызывают крупномасштабные войны, массовые убийства и другие формы невообразимых страданий.

Вы можете пережить много мелких извержений, но одного крупного достаточно, чтобы несколько человек сошли с ума. Надеюсь (вопреки всему), что такие несчастные случаи не случатся с вами, но трагичность жизни так или иначе со временем сыграет свою роль. Загляните глубоко в свое сердце, и вы поймете, о чем я. Посмотрите на окружающих — на все остальные «Ходячие вулканы» вокруг вас и вы сами убедитесь в нестабильности мира в котором вы живете. Огонь жадности, ненависти и заблуждения струится глубоко в жилах каждого из нас. Спящий вулкан может не просыпаться веками, но все равно его загрязнения копятся день ото дня.

Что может их погасить? Ответ находится там, где существует начало этой проблемы — он спрятан под землей, где текут жилы горячей расплавленной лавы, там также могут быть прохладные освежающие источники жизни, то есть в самом уме — охлаждающие воды осознанности!

На минуту остановившись на самой большой ступе в мире, я увидел как далекий вулкан Мерапи смешивает свои пары с облаками. Название Боробудур, иногда упоминавшееся как гора Будд, возможно, на самом деле было вдохновленно присутствием вулканов.

Наблюдая за величественными статуями безмятежно сидящего Господа Будды, мне пришло в голову, что это действительно мертвый Вулкан, давно потушивший огонь своей скверны.
Как чудесно вписывается в жизнь этот символ мира! 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Магия ума

Магию можно разделить на два типа: белую и черную. Сейчас мы говорим не о цвете кожи людей ее практикующих, а о психических состояниях с нею связанных. Ментальные состояния называются темными или черными, когда они окутаны иллюзией относительно реальности вещей происходящих в этом мире. Например, человек в припадке гнева не обращает внимания на доброту объекта своего гнева, точно так же, как одержимый влечением будет слеп к недостаткам того, чем бы он хотел обладать. Такие состояния, как вы можете понять, в конце концов не приведут ни к чему хорошему.

С другой стороны, состояния ума, описываются как светлые или белые, когда являются чистыми и ясными. Вы можете ощутить свежесть и сияние, когда вы внимательны и спокойны. Нетрудно понять, почему счастье следует за такими людьми, как тень, которая, кажется, никогда их не покинет.

Ум — это действительно волшебный шар мага. Из него выходят вещи, недоступные вашему пониманию. Вы можете сравнить его с телевизором, компьютером, транзисторным радио и многим другим — все это будет подходить. Когда он в порядке, вы можете бесконечно веселиться и радоваться жизни, но если ваш ум выйдет из-под контроля, тогда перед вами широко распахнутся врата Ада.

Вы скорее всего знаете о том, что сейчас дети любят играть в видео игры. Эти игры ставят вас во всевозможные ситуации: начиная от участия в Мировом Гран-При и борьбы с инопланетянами, до спасения попавших в беду женщин.
Вам даже предоставляется выбор транспортного средства, смертоносного оружия и того, кем вы хотите быть. Идея состоит в том, чтобы преодолеть все препятствия, сбить все инопланетные корабли и получить как можно больше очков. Однако, если вы не похожи на тех вундеркиндов, которые часами давят пальцами на цветные пуговицы, то в этом деле скорее всего будете неудачливы.
Но не волнуйтесь, это только игра и через некоторое время просто пробуя играть в нее вы вскоре разовьете этот навык. Я думаю осталось не так уж много времени до того, как появятся виртуальные видео игры с полным поглощением.

Реальная жизнь тоже очень похожа на подобную игру, в ней тоже постоянно случаются сложные ситуации. Но беда в том, что вы не можете выключить ее, когда устали играть. Вы не можете оценить, что раковая опухоль является хорошей игрой, не так ли? Не очень-то весело становиться шизофреником или невротиком. Даже самоубийство не будет решением на подобные ситуации. Я вам сказал, что ваши умы могут привести вас в ужаснейший из кошмаров.

Как же такое может случиться?

Ум — это комплекс сил или, как некоторые предпочитают называть его, энергий. Постарайтесь спокойно сидеть и наблюдать за своими мыслями и вы увидите их в действии. Ум бесконечно пытается создавать новые ситуации, реальные и не реальные, и реагировать на них. К сожалению, многие не утруждают себя внимательным исследованием работы его механизмов и, следовательно, постоянно попадают во все эти проблемы, проблемы, проблемы! Именно в нем и находится реальная сила, ответы на все вопросы и источник настоящего счастья. 

Хотя все это может выглядеть трудно понимаемым, на самом деле достигнуть этого не так сложно. Нужно осознать и применять несколько полезных приемов по управлению этим процессом, чтобы заставить этот волшебный шар работать для вас.

 

Глава Третья: Главная управляющая способность


Главная контролирующая способность ума это — внимательность. Вспомните моменты, когда вы были спокойны и собраны? Осознание, приходящее с ними, также очень яркое и ясное. Прямая противоположность этому состоянию моменты, когда ваш ум охвачен возбуждением или находится в сомнении. С помощью осознанности вы сможете выполнять любую работу так хорошо, как это только возможно, будь то вождение автомобиля, приготовление пищи или сдавание экзаменов. Но эта особенность не осознается так глубоко, как другие, такие как вера и концентрация, а поэтому, обычно, не отмечается умом. Если же мы разовьем ее до состояния, когда она станет по-настоящему сильной, долгой и всеобъемлющей, наша жизнь будет просто мягко течь если не экстатически, то, по крайней мере, беcпрерывно.

Преимущества осознанности – различение

Как говорят люди, существует лишь тонкая грань между здравомыслием и безумием. Безумный гений, например, не так далек от того, чтобы стать маньяком. Вот почему в мире известны фантастические истории типа Франкенштейна и Терминатора. В любом случае оружие всех видов — это нездравая вещь. Но какой бы тонкой ни была эта грань различия, она все равно остается линией, и даже если она действительно важна, если ваш ум неосознан, вы не будете способны ее распознать.

Внимательность является этой гранью. Если вы неосознанны, например, пребывая в ярости, вы действительно ничем не отличаетесь от сумасшедшего. Различие здесь только в вопросе степени вовлечённости в состояние. Если вы потеряли осознанность на очень долгий период времени, то вы легко можете считать себя сумасшедшим. Так что если вы не хотите сойти с ума, держитесь за свою внимательность, потому, что за ее гранью вас ждет лишь ад и страдания. Здравомыслие — это действительно тонкая грань. На самом деле не нужно много усилий, чтобы свести человека с ума. Просто заприте его без внешних контактов на несколько дней или недель и вот он уже готовый пациент психбольницы.

Если вы медитатор, у вас есть шанс бороться с подобными состояниями, и, возможно, вы даже пребываете в более здравом состоянии ума, чем кто-либо другой. Но окружающие все равно могут называть вас сумасшедшими, потому что вы будете сильно от них отличаться. Я помню, как некоторые люди считали моего друга сумасшедшим, потому что он после своего ритрита не вел себя так возбужденно и раздражительно как все остальные. Окружающие люди удовлетворялись только тогда, когда им удавалось вывести его из себя. Можете ли вы представить себе такие отношения, будь они все регулярно медитирующими людьми? Кто же тогда сумасшедший? Но если вы действительно внимательны, то без сомнения знаете, что ваш ум ясен и мыслит рационально, это все остальные люди сбиты с толку. Если само собой разумеется, что при внимательности ум чист от таких загрязнений, как жадность, гнев и заблуждение, тогда это будет означать, что в нем проведена ясная граница между подлинным счастьем и страданием.

Мы можем понять, почему гнев и заблуждение приносят страдания, но куда сложнее будет осознать жадность, особенно когда она возникает вместе с радостью. Так происходит потому, что радость имеет тенденцию затуманивать то, что происходит в уме. Убери ее, и что останется? Останутся действительно беспокойные состояния жажды и увлеченного цепляния. Они очень похожи на чувство голода.

Поэтому, если вы хотите настоящего счастья, ищите покоя ума, рожденного из чистоты и внимательности. Это счастье, которое действительно приносит удовлетворение и укреплено Благородной целью. Никакое чувственное наслаждение не может сравниться с ним. Кроме того, оно всегда открыто для вас (пока вы практикуете) и вам не нужно ничего платить, чтобы его обрести.

Внимательность также может стать решающим фактором разделяющим жизнь и смерть. Многие неосторожные ошибки и оплошности заканчиваются смертью. Ей может стать падение с лестницы или неправильный переход дороги. Дорожно-транспортные происшествия ежедневно уносят жизни многих людей. Электрические замыкания или даже удушье из-за невнимательного питания — тоже относятся к ним. Вопрос внимательности касается не только вашей жизни, но и жизни других людей.

Что же произойдет, если смерть все таки случилась? Если вы внимательны в момент смерти, это может привести к счастливому перерождению. Если нет, то вы может попасть в ад. Буддисты верят в закон Каммы (закон Возмездия). Внимательность означает добродетельную камму, а загрязнения — нездоровую. Все поступки, совершенные на протяжении всей вашей жизни, добавляются к запасу сил, решающих, что произойдет с вами в будущем: рай или ад.

И последнее, но не менее важное — внимательность также является фактором, отличающим Ниббану от Сансары (цикла перерождения, смерти и страдания). На Благородном восьмеричном пути накопление заслуг нравственности, сосредоточения и понимания зависит от развития осознанности. Без осознанности не возможно даже просто быть нравственным. И, наконец, кульминацией Прозрения является чрезвычайно сильная и острая внимательность, которая проникает сквозь плотную завесу неведения, чтобы осознать нерушимую и вечную умиротворенность Ниббаны. Поэтому до ее переживания, пожалуйста, всегда старайтесь быть максимально внимательными, чтобы выйти из цикла рождения, смерти и страдания Сансары.

Утверждение в основной управляющей способности

Теперь, когда вы (как я надеюсь) осознали, важность осознанности, вам, возможно, будет интересно узнать, как ее развивать. Основной метод состоит в том, чтобы развивать осознанность до тех пор, пока она не станет привычной и непрерывной, а затем применять ее для более специализированных целей, таких как получение знаний и умений.

Для начала, позвольте мне предложить вам несколько упражнений, которые будут полезны в достижении этой цели. Это довольно простые техники, которые вы можете смело опробовать. Они подразделяются на три вида:
медитация при ходьбе
медитация сидя
— осознанность в повседневной жизни.

Медитация при ходьбе

Можете ли вы представить себе объем всей активности нашей жизни, связанной с ходьбой? Вы идете в офис, ходите, выполняя упражнения или гуляя, идете обедать, ходите для расслабления и для многих других замечательных и невероятных вещей.
Но можно воспринимать этот процесс совершенно по-разному: прогулка по уединенному пляжу в свете начинающейся зари сильно отличается от состояния, когда вы подходите к креслу стоматолога. Все дело тут в состоянии ума. И имейте в виду, что состояние ума может определять, где вы будете, чего достигнете и как будете чувствовать себя на пути к этому. Если вы идете неосознанно, то можете оказаться либо в больнице, либо на кладбище. Конечно, в наше время многие люди урезают время ходьбы, они ездят. На тех скоростях, которые обеспечивают современные технологии, вам, возможно, придется прикладывать больше внимательности, чтобы обеспечить свою безопасность.

Позвольте мне предложить вам несколько советов, для начала практики медитации при ходьбе:

! Чтобы научиться ходить осознанно, нужно найти тихое место с дорожкой длиной не менее тридцати футов, желательно прямой чистой ровной и уединенной настолько, чтобы никто не смотрел на то, чем вы собираетесь заняться. Но, в принципе, подойдет любое пространство длиною больше чем десять шагов.

! Во-первых, вы должны попытаться вызвать в уме ясное осознавание положения вашего тела. Это не визуализация, но ощущение своего тела таким, какое оно есть: напряженным, упругим, может быть, немного покачивающимся. Убедитесь, что вы расслаблены и сохраняете прямую осанку. Сложите руки вместе, чтобы сохранить большую собранность в осознанности тела. Закройте глаза и сделайте ум более свободным, спокойным, расслабленным и счастливым. Научитесь отпускать все свои проблемы и мысли. Не стоит обдумывать их постоянно. Дайте вашему уму передохнуть. Просто будьте в настоящем моменте и осознавайте.

! Теперь, успокоившись и собравшись, начните ходить, удерживая внимание на нижней части движущихся ног, ниже икр. Ходите свободно (с открытыми глазами) в темпе, в котором вы чувствуете себя наиболее комфортно и расслабленно. Чтобы помочь удерживать ум в ногах, вы можете мысленно отмечать «правая«, «левая» или «иду, иду» или использовать любое другое слово, которое вы предпочитаете. Помните — не думайте, но просто сохраняйте ум в настоящем моменте. Когда пришло время повернуться, помните об этом действии.

! Всякий раз когда ваше внимание переключается на мысли, вы должны будете вспомнить об осознанности, мысленно отмечая “мышление, мышление”, а потом снова вернуться к процессу хождения. Если возникли напряжение или скука, вы должны остановиться, чтобы вернуть свою осознанность к телу так, как вы это сделали вначале. Остановившись, обратите свое внимание на напряжение или скуку, отмечая их, а затем возобновите медитацию при ходьбе.

Я бы посоветовал вам ходить в определенном ритме, который удобен уму для повышения осознанности. Однажды найденный вами, он как будто введет вас в поток осознавания. Поддерживайте этот ритм в течение некоторого времени. Когда вы почувствуете себя сильно спокойным или немного усталым, замедлите свой темп и одновременно постарайтесь еще больше расслабиться умственно и физически. Люди, достигшие концентрации в медитации при ходьбе, могут ходить в течение часа или даже дольше, и все же чувствовать, что прошла всего одна минута. Они чувствуют себя невесомыми, им кажется, будто они ходят по облакам. Вы можете достичь глубокой безмятежности!


! Есть, однако, еще одна вещь, которую стоить упомянуть. Когда вы чувствуете себя действительно расслабленными, держите свой ум остро осознанным, текущим вместе с процессом ходьбы. Попробуйте почувствовать ощущения, текущие с этим процессом: напряжение, натяжение и толкание, легкость или вес и, наконец, соприкосновение подошв с землей.

Чтобы помочь новичку получить более острое восприятие этого, Учителя разработали метод, разбив каждый шаг на различные этапы, начиная с двух и заканчивая шестью. Хотя большинству людей достаточно делить шаг на три фазы, их количество также можно постепенно увеличивать, но только тогда, когда ученик к этому готов.

! Во время интенсивного ритрита или сессии формальной практики, стандартная процедура состоит в том, чтобы выполнять один час медитации при ходьбе, разделив его на три периода: первые двадцать минут для однофазной ходьбы, вторые двадцать минут для двухфазной ходьбы и последние двадцать минут для трехфазной.

! Принцип, лежащий в основе этого метода, заключается в постепенном приведении ума к более сконцентрированному осознаванию, которое может возникнуть при замедлении ходьбы и более тщательном наблюдении ее процесса. Наиболее подходящим типом ходьбы, будет тот тип, который вызывает у практика наибольшую внимательность.

Фазы шагов, от одной до шести:
1. правая нога — левая нога;
2. нога поднимается, нога делает шаг (на нее опирается тело);
3. нога поднимается, нога опускается, нога делает шаг;
4. нога поднимается, нога двигается, нога опускается, нога делает шаг;
5. нога поднимается, нога двигается, нога опускается, стопа касается пола, нога делает шаг;
6. стопа перестает соприкасаться с полом, нога поднимается, нога двигается, нога опускается, стопа касается пола, нога делает шаг.


На каждой фазе своего шага при внимательном его наблюдении можно будет воспринимать ощущения или силы, переживаемые вместе с ним. На самом деле их можно переживать как поток напряжения, толкания или твердости при каждом шаге. Чтобы картина была полной, отмечайте намерение, возникающее перед каждым шагом. Также следует уделять внимание намерению остановиться, повернуться и.т.п. 

Если вы сможете это сделать, вы действительно можете прийти к точке, где вы полностью забудете о себе, и единственным что останется, будет процесс осознания своего объекта. Так вы начинаете путешествие внутрь себя — путь к осознанию природы того, кто вы есть на самом деле. Тогда все конфликты с реальностью из-за неведения, которое является коренной причиной страдания, могут, наконец полностью раствориться.

 

Медитация сидя
Тот же принцип, используемый в медитации при ходьбе, применим и к практике сидя, только с различием основных объектов. Каков он?
Это метод трех шагов в осознанном наблюдении:
Не забывать — Внимательно следить за объектом наблюдения или уделять ему внимание.
Наблюдать его природу без мышления и концепций. Термин природа, здесь, относится к процессу ощущений, составляющих объект, который мы наблюдаем.
Когда человек идет, он внимательно следит за своими шагами, наблюдая за процессом ощущений, которые его составляют. Медитация в положении сидя использует ощущения в районе живота возникающие при дыхании. Некоторые, однако, используют ощущение дыхания возникающие на кончике носа.
Обычно медитирующие, сидят, скрестив ноги, с прямой спиной и закрытыми глазами. Люди с плохо гнущимися коленями могут сидеть на стульях. Не откидываетесь на спинку или другую опору, так как это не будет полезно для поддержания вашей осознанности, хотя это может быть весьма кстати, если вы намереваетесь полностью расслабиться перед сном, и в этом случае вы можете даже лечь.
Дышите нормально и естественно, удерживая осознанность внимания на ощущениях падения и подъема живота.

Мысленно произносите «подъем» и «падение» в отмечая соответствующие движения.

Новички что-бы лучше отслеживать ощущения движения, могут класть ладонь на область где наблюдается дыхание, до тех пор пока не смогут достаточно ясно наблюдать объект без этого.

Если ум блуждает сосредотачиваясь на других объектах, таких как мысли, звуки, зуд и т. д., вспомнив о медитации, мысленно отметьте их: мышление, слух и т. д. а затем вернитесь к исходному объекту.

Когда попытаетесь сделать это, вы заметите, насколько несговорчив и скользок ваш ум. Так, по крайней мере, вы лучше узнаете себя и сможете начать с этим что-то сделать!

С развитием практики ум будет все меньше блуждать и все долше оставаться с движениями подъема и падения живота в процессе дыхания. Затем постепенно можно будет переходить к следующей стадии осознанного наблюдения. Сначала вы можете воспринимать только движения стенки живота вверх и вниз. Но с усилением внимания вы уже сможете замечать гораздо больше. Эти движения время от времени начинают сильно меняться. Они могут становиться длинными или короткими, быстрыми или медленными, гладкими или резкими и так далее. Даже внутри движения подъема может возникать и исчезать множество различных ощущений. И все это в конечном итоге закончится как простые процессы взаимодействия ума и его объекта.

И наконец, боль часто являющаяся последним звоночком, перед тем как сдаться. Старайтесь игнорировать ее, если она незначительна, но если она начинает выделятся из наблюдаемого опыта и захватывать ваше внимание, то вам придется сделать ее своим главным объектом наблюдения.

Идея состоит в том, чтобы использовать ее для тренировки внимательности (а также, в данном случае, и терпения). Принцип трех-шагового наблюдения также является основой всего. Сначала вы должны сосредоточиться на боли со всей своей внимательностью. Наблюдайте за ней некоторое время, не раздражаясь. Если вы можете это сделать, тогда вы можете увидеть ее природу — ощущения жесткости, жара или онемения. Ими также могут быть вытягивание, скручивание или резь. У различных вариаций боли может быть больше видов, чем вы можете себе представить, и наблюдать их может быть очень интересно.

После этого вы можете приступить к исследованию их действий – как они возникают, изменяются и распадаются. Наблюдая за болью можно достичь более глубокого понимания своей собственной природы. Боль является неотъемлемой частью нас. Когда вы уже не можете больше ее терпеть, пришло время вставать.