ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Дост. Ситагу Саядо

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru


Вопрос гостя: Существуют ли в буддизме разные школы?

Ситагу Саядо: Да, есть две основные школы. А именно: школа буддизма Махаяны и школа буддизма Тхеравады.

Вопрос гостя: Пожалуйста, объясните их различия.

Ситагу Саядо: Есть беседы Будды, касающиеся учений и дисциплины, включающие в себя изучение и практику, которые были даны при жизни Будды. Все первоначальные учения и своды дисциплины оберегались, не искажались, им следовали, и их поддерживали поколения старших монахов. Всё это известно как учение старейшин (Тхеравада). Буддистские монахи Тхеравады следовали след в след за старшими монахами. Буддизм Тхеравады доминирует в Юго-восточных странах Азии: Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже и Шри-Ланке. Буддизм Махаяны мигрировал из Индии на север в Китай, Тибет, Японию и Корею. Буддизм Махаяны вносил в первоначальные учения Будды – в понятия, концепции, идеи и практики, понемногу и постепенно многочисленные изменения и заменил их понятиями и практиками новых учителей Махаяны.

Вопрос гостя: Вы обнаруживаете изменения и дополнения в буддизме Тхеравады и буддизме Махаяны?

Ситагу Саядо: В вашей христианской религии ведь есть Ветхий и Новый Завет? Что собой представляет Ветхий Завет и что Новый Завет?

Ответ гостя: Старый Завет – это Библия, отражающая то, чему учил Бог до того, как родился Христос. Новый Завет – это Библия, отражающая то, как учил Иисус Христос и христианские учителя.

Ситагу Саядо: Точно так же и буддизм Тхеравады сохраняет и несёт более чем 2500 тыс. лет самые ранние учения Будды и своды дисциплины. Мы практикуем в соответствие с 2500-летней традицией, не внося изменений или дополнений. Мы поддерживаем их подлинность. С другой стороны традиция Махаяны вносила постепенные изменения в течение этих 2500 тыс. лет в зависимости от страны, местных учителей – в соответствие с их интерпретациями и представлениями. Можно сказать, что традиция Махаяны похожа на протестантов, которые внесли в учение римского католицизма поэтапные изменения, сделанные в первоначальных текстах и практиках. Христианским монахам, когда они приезжают в Америку, позволяется вести семейную жизнь. Похожим образом махаянским монахам, попадающим в Японию позволяется иметь жену и детей.

Вопрос гостя: Чем отличается дисциплина у вас в буддизме Тхеравады? Могут ли монахи вести семейную жизнь? Откуда вы берете деньги на строительство монастырей?

Ситагу Саядо: Все тхеравадинские монахи придерживаются чётко установленных 227 дисциплинарных правил Винаи. Хотя страны Тхеравады имеют различия по национальности и языку, но в них все монахи обязуются следовать тем же самым 227 правилами Винаи. Согласно правилам Винаи монахам запрещено жениться, им нельзя заниматься мирской работой, им также запрещено участвовать в свадебных церемониях, и им запрещено взимать деньги за деятельность связанную с похоронами. Вся наша еда, кров, одежда и обучение буддизму зависят от пожертвований буддистов из буддистских стран.

Вопрос гостя: Осуществление буддистом Ниббаны это тоже самое, что и восхождение христианина на небеса?

Ситагу Саядо: Это совсем разные вещи. Царство небесное в Христианстве располагается где-то на небесах. Согласно Абхидхамме Будды, если есть становление в новом месте где-нибудь на небесах, тогда это не является ни конечной истиной, ни конечным умиротворением (Ниббаной). Если есть оставшееся «имя» (психическая составляющая) и «форма» (телесная составляющая), тогда у вас есть равное им страдание. Ниббану в буддизме сравнивают с масляным светильником, с маслом и фитилём, и вот когда масло и фитиль сгорают, то пламя гаснет. Но, если кто-нибудь попытался бы найти, куда ушло пламя, то вы не назвали бы такого человека сумасшедшим? Ниббана подобна гаснущему пламени, которое полностью прекращается. Нет каких-либо остающихся «имени» и «формы» или существа. Так же как фитиль и масло выгорело, так же и здесь нечему больше гореть. Это и есть окончательный покой (Ниббана).

Вопрос гостя: Являются ли идентичными Трипитака (буддийские канонические тексты) Махаяны и Типитака Тхеравады? Они различаются?

Ситагу Саядо: Даже при том, что Типитака Тхеравады появилась в Индии, а затем получила своё распространение на Шри-Ланке в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже на протяжении этих 2500 тыс. лет в различные периоды, при различных учителях, первоначальные тексты не были видоизменёны и в них не вносились дополнения. Тексты Трипитаки на Собраниях представителей Сангхи (Соборах) из различных тхеравадинских стран вновь получали подтверждение в том, что они отражают первоначальное учение Готамы Будды.
С другой стороны, школа Махаяны и Трипитака Махаяны получила распространение в Тибете, Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. Но Собрания махаянской Сангхи традиционно не проводились, и поэтому никакого тщательного сравнения текстов не делалось. Поэтому махаянские Трипитаки в разных странах имеют свои отличительные особенности, и в разных странах имеют распространение различные практики.

Вопрос гостя: Даже при том, что в буддизме есть деления на школы, являются ли одинаковыми фундаментальные учения Будды?

Ситагу Саядо: Это как в христианстве. Даже при том, что в христианстве есть разделение, но в своей основе все христиане верят в Бога, учение Иисуса Христа и обладают верой в Библию. Также и в буддизме, даже при том, что в Буддизме есть разделения на школы, но в основе у всех буддистов есть вера в Будду как в учителя, все буддисты верят в Восьмеричный благородный путь, все верят в Четыре благородные истины, и все полагают, что Ниббана – это конечная цель, являющаяся освобождением от страданий (подлинное освобождение) для всех буддистов.