Вопросы и ответы на Ритрите в Монастыре Па-Аук

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Коротко о Махатхере Ариядхамме
1.Досточтимый родился в 1939 году и был орденован в 1959 году.
2. Ему 62 года и к этому времени он живет как монах уже в течении 42 Васс (сезонов дождей т.е. лет).
3. Ему был присвоен титул Ачария (Саядо) в Традиции Па-Аук и главного Учителя монастыря На-Уяна.

Namo Tassa Bhagavato Arahato Samma SamBuddhassa

Вопрос 1: Как преодолеть пять препятствий (Ниварана) в практике медитации?
Ответ: Во время практики нам следует всегда сохранять внимательность на объекте медитации. Так вы постепенно преодолеете пять препятствий. Например, во время практики анапанассати, если мы сохраняем внимательность, концентрируясь на дыхании, наша концентрация становится все сильнее. Когда возникнут пять факторов Джханы, эти препятствия будут временно растворены.
В суттах Будда также упоминал другие методы их преодоления. Например, размышляя о мертвом теле, мы можем преодолеть препятствие влечения; практика Любящей-доброты, помогает преодолеть препятствие отвращения; сосредоточение на свете, помогает преодолеть лень и оцепенение. Какой бы метод медитации мы не практиковали, нам следует стараться полностью сконцентрироваться на нем. Я очень советую вам практиковать Осознанность дыхания. Полная концентрация помогает преодолеть препятствие беспокойства и стыда. Размышление о качествах Будды поможет преодолеть сомнение и неуверенность.

В2: Возможно ли что бы в уме присутствовала какая-либо сильная или навязчивая мысль, когда он находиться в глубокой медитации?
Ответ: В концентрации поглощения, то есть Джхане, такого рода мысли не возможны. В них вы сосредоточены только на своей Нимитте (знаке концентрации). Если когда вы сконцентрированы на ней такие мысли начинают возникать, это означает, что вы вышли из Джханы и больше в ней не прибываете. Возьмем в качестве примера Осознавание дыхания. Если медитирующий хочет войти в Джхану, он должен полностью сосредоточиться на Патибхага Нимитте этого объекта медитации и полностью в него погрузиться. Если в его уме не присутствует ничего, кроме Патибхага-нимитты, это значит практик на сто процентов сосредоточен на ней. Если же в это время возникает какая-то мысль, это означает, что он уже не находиться в Джхане.

В3: В практике Знания-Прозрения (Випассана-ньяна), до знания Невозмутимости по отношению к формациям, может ли тот кто решил избрать путь Бодхисаттвы продолжать активную фазу познавательного процесса или на этом этапе пути ему уже следует принять решение стать Бодхисатвой?
Ответ: Избравшему путь Бодхисаттвы, так же следует практиковать Сосредоточение и Прозрение. Он должен практиковать Випассану (Прозрение) до Знания-Прозрения невозмутимости по отношению к формациям и после этого остановившись, выпонять другие виды тренировок, воздерживаясь от углубления своего Прозрения. Если же он пойдет дальше, продолжая движение к Освобождению, он достигнет Пути и Плода. Возьмем в качестве примера Будду — в прошлых жизнях, следуя пути Бодхисаттвы, в своей практике он развивал Випассану до Знания невозмутимости по отношению к формациям, после чего выполнял другие обязанности, связанные с тренировкой своих Добродетелей (Парами). Существует десять видов парами и есть три уровня сложности практики для каждого из них: вместе это образует тридцать видов тренировки. Их он и практиковал развивая в уме эти качества.

В4: Как нам практиковать в повседневной жизни, чтобы очистить свои поступки, речь и ум?
Ответ: В нашей повседневной жизни мы должны всегда помнить о Учении Будды и видеть выгоды, которые дает нам его практика. Именно это помогает нам постепенно очисщать наши поступки тела, речи и ума. Так же нам следует использовать наше знание Будда-Дхаммы на практике насколько насколько это только возможно.
Например, мы должны охранять наши Шесть дверей чувств — глаз, ухо, нос, язык, тело и ум. Будьте осторожны, чтобы не отвлекаться на внешние объекты чувств. Будда также дал нам четыре защитные медитации. Мы так же можем использовать их в нашей повседневной изни.
К ним относятся практика Любящей доброты, Воспоминание о качествах Будды, Практика непривлекательности и Размышления о смерти. Любящую-доброту следует практиковать, когда возникает чувство сильной недоброжелательности. Размышления о качествах Будды практикуются, когда ослабевает наша вера. Практики непривлекательности следует выполнять, когда в наших умах возникает сильное влечение. Размышления о следует выполнять когда мы начинаем ленится. Они вызывают возбуждающий духовное рвение благородный страх.
Нам так же следует регулярно, каждый день практиковать сидя, то есть установить определенное время для формально практики утром и вечером. Это будет делать наш ум все сильнее и сильнее. И чем сильнее он будет становится тем чище будут становится наши поступки, речь и ум. Такая практика поможет нам развиваться и стать чище в повседневной жизни.


В5: Если медитирующий Осознавание дыхания и уже привыкший его контролировать вдруг перестанет за ним наблюдатьсделает ли это его дыхание более частым?
Ответ: Когда мы выполняем эту практику, нам не следует контролировать свое дыхание. Позвольте ему входить и выходить естественным образом. В ней наши усилия должны быть приложены только на направления ума на область вокруг ноздрей или верхней губы, то есть в пространство между ноздрями и верхней губой. Просто концентрируйтесь только на этом месте, не на ноздрях, губе или вдавленное местом под одной из них. Делайте это подобно охраннику ворот, не обращающему внимания на люде ходящих мимо по дороге, но строго следящиему за теми кто входит или выходит в ворота, которые он охраняет.
Так же точно, когда мы занимаемся осознаванием дыхания, мы концентрируемся только на той его части, которую ощущаем в районе ноздрей или верхней губы, не обращая внимания на его проявления в других частях тела. Так нам следует практиковать до тех пор, пока это не станет привычным. Затем нам следует неподвижно удерживать ум в одном месте и наблюдать за дыханием, при этом не контролируя его. Пусть оно всегда будет естественным.
Когда дыхание естественно, иногда оно может статновиться коротким или быстрым. Это не важно. Пока эти изменения являються естественными и мы продолжаем концентрироваться на нем — пусть меняется. Если дыхание становится длинным, мы должны осознавать что оно длинное. Если оно короткое, мы просто видим что оно короткое. Оно постоянно меняется. Ваша осознанность не может привести к его ускорению.

В6: Подходит ли эта медитация для ежедневной практики? То есть в моей ежедневной практике не стоит следовать за дыханием внутрь тела?
Ответ: Лучшим видом практики будет: если вы сможете сохранять свою концентрацию на пространстве между ноздрями и верхней губой. Если вы способны сохранять ее даже в своей повседневной жизни – другая практика вам не понадобится. Это означает, что вы можете Осознавать свое дыхание в течение всего дня. Некоторым людям это трудно. Если они не способны удерживать ум на этом объекте, им следует практиковать что-то еще, но во время медитации сидя им все следует возвращаться к осознаванию дыхания. На этом медитативном ретрите у вас не должно быть таких проблем, поэтому практикуте этот метод в течении всего дня.

В7: Как можно вдохновить человека на практику осознавания дыхания если если он не верит в перерождения и выгоду от достижения Ниббаны?
Ответ: Тем, кто не верит в перерождения и пользу Ниббаны, не стоит объяснять, что эта практика предназначена для этого. Тут нужно использовать другой метод. Скажите им, что она поможет им мгновенно достигать счастья. Что она поможет их уму быть сосредоточеным и развивать его концентрацию. Развитие концентрации делает ум спокойным. Это приводит к блаженству. После того, как они постепенно развиваясь смогут пережить это, мы сможем направить их на другие аспекты Пути. На самом деле даже такой метод практики поможет им оставить цикл бесконечных перерождений и достичь Ниббаны.
22/11/2000 19:00