Вопросы и ответы
Дост. Бодхисамбхара Бхикху

перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Вопрос 1-1: Есть ли какая-то разница между состояниями «не-я» и «пустотой»?

Ответ 1-1: В Дхаммападе Будда говорит: «Все дхаммы — это «не-я» (Саббе Дхамма анатта). Здесь термин «дхаммы» относится как к обусловленной дхамме, которая включает в себя весь спектр ума и материи, так и к необусловленной дхаммеНиббане. Медитирующий начнет понимать, что такое «не-я», когда будет практиковать випассану, в которой он постигает суть ума и материи (нама-рупы) или Пяти совокупностей (панча кхандха) как непостоянных, вызывающих страдание и «не-я». Достигнув знания Пути-и-плода (Просветления), он поймет, что и Ниббана также не является самостью.

Что же касается пустоты, то она несёт в себе более широкое значение. Например, в Чуласуббата Сутте Маджхима Никаи Будда говорит, что когда глубоко практикующий монах практикует в лесу, его восприятие леса лишено (пусто от — не включает себя) слонов, крупного рогатого скота, лошадей, кобыл, золота, серебра, собрания мужчин и женщин. Когда монах практикует касину земли (визуальную концентрацию), его восприятие земли также лишено леса. Когда этот монах практикует основание бесконечного пространства, его восприятие безграничного пространства также лишено восприятия земли. Что же касается высших нематериальных достижений, то их следует понимать точно так же. Когда монах практикует випассану, его восприятие лишено (пусто от) постоянства, счастья и самости. Когда он достигнет Ниббаны, он увидит истинную пустоту, потому что Ниббана лишена ума и материи, постоянства и самости, жадности, ненависти и заблуждений.

Вопрос 1-2: Просветление Архатства (Архаттамагга) Достопочтенного Сарипутты и Махамоггалланы были связаны с путем главных последователей Просветленного (аггасавака-бодхибаной), а Просветление досточтимого Бахии Даручирии было связано в путем Великого последователя Просветленного (махасавака-бодхибаной). Разве аггасавака-бодхибана выше махасавака-бодхибаны? Помимо продолжительности, необходимой для накопления парами (хороших качеств ума накапливаемых в течении многих жизней для достижения Просветления) этих двух видов пути последователя, есть ли какая-либо другая причина для их различия? Все они были Арахатами (Полностью просветленными), почему же они отличались?


Ответ 1-2: С точки зрения достижения Архатства — все они одинаковы. Однако, как сказал Будда в Анупада Сутте Маджхима Никаи, Достопочтенный Сарипутта обладал великой мудростью, глубокой мудростью, радостной мудростью, быстрой мудростью, острой мудростью и проницательной мудростью. Он мог понять и объяснить короткую строфу, данную Буддой многими тысячами способов. Он был способен познать каждую мельчайшую частицу ума материи или формацию ума во всех деталях. Он даже мог сосчитать, сколько капель дождя упало в один и тот же момент во всей Индии. С точки зрения мудрости ему не было равных среди учеников Будды.
Что же касается достопочтенного Махамоггалланы, то он был самым выдающимся в сверх-способностях среди учеников Будды. Досточтимы Бахия Даручирия был первым в быстроте достижения Архатства. Будда также был Арахатом, но он мог познать все, что только хотел, при помощи своего качества всеведения (саббаббутабана), которое может принадлежать только Будде.