Внутренний Ученик
Досточтимый У Ревата Саядо
Лесной Монастырь Па-Аук

 

источник — тхеравада.рф
редакция — Парияно Бхиккху
перевод — Леша Тэль

 

Проповедь Дхаммы, которую я собираюсь произнести, основана на Антевасика Сутте Самютта-Никаи. Антевасика означает «ученик внутри». Если мы поместим «ученика» в восемь мирских условий, где он будет находиться? Знаете ли вы, что такое восемь мирских условий? Это приобретение и потеря, известность и бесславие, удовольствие и боль, похвала и порицание. Что если мы поместим ученика в одну такую пару восьми мирских условий, например, в известность и бесславие? Известность и бесславие относятся к изобилию последователей и их отсутствию. У Учителей и монахов есть ученики. Ученики являются их последователями и если у их будет много, то зачастую Учителя будут очень довольны. Разве вы все не хотите иметь «много учеников»? Ученики здесь означают «внутренние ученики». Хорошо ли иметь учеников внутри? Что скажете? Я знаю, хорошо или плохо иметь учеников внутри, потому что у меня они есть. У меня такое чувство, что большинство из вас здесь сегодня вечером хотели бы иметь учеников внутри или учеников поблизости. Когда Будда упоминал ученика внутри, имел ли он в виду обилие последователей и их отсутствие? Мы должны глубоко задуматься над этим. Сегодня вечером я поделюсь с вами тем, что на самом деле имел в виду наш Будда. Я обещаю вам, что это откроет вам глаза и заставит вас глубоко и серьёзно задуматься о том, чему Он нас учил. 

Эта Дхамма чрезвычайно глубока. Я начну с чтения для вас того, что сказал Будда: 

«Бхиккху, эта святая жизнь должна быть прожита без учеников внутри, без учителя внутри. Монах с учеником и мастером внутри живёт со страданием и без покоя. Бхиккху [Символ] монах[Символ] у которого нет ученика и учителя внутри, пребывает в мире». 

Это то, что Благословенный увещевал нас делать с полной своей любящей добротой и состраданием. Если Будда сказал, что мы должны практиковать святую жизнь без ученика, без учителя внутри, разве это не заставляет вас задуматься? Что это значит? Трудно сразу понять, что имел в виду Будда. Это весьма озадачивает. 

Пожалуйста, послушайте ещё раз, что сказал Будда: 

Монах, у которого есть внутренний ученик, внутренний учитель, должен будет практиковать в страдании, боли и печали. Тот, кто практикует без ученика или мастера внутри себя, сможет делать это с радостью, счастьем и удовлетворением. Он может жить в мире, в спокойствии. Так вот, в одной из сутт Будда также сказал: «Спасение от страданий круга перерождений, который вращается подобно ветряной мельнице, всецело зависит от хороших друзей, хороших Учителей и хороших Наставников». 

Что ж, если Будда также сказал, что человек, практикующий святую жизнь без внутреннего ученика, без внутреннего Учителя, сможет жить в мире, то эти два утверждения кажутся противоречащими друг другу. Это звучит как головоломка, не так ли? 

Итак, мы должны точно выяснить, что наш Будда имел в виду под «учеником внутри» и «мастером внутри». Мы должны выяснить и осознать, в какой жизни мы живём. Настало время для нас пересмотреть то, как мы живём, и какой образ мышления у нас есть. Поскольку сегодня канун нового 2008 года, я считаю, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы глубоко задуматься над этим вопросом. Вот почему я хотел выступить с этой темой сегодня вечером. 

Итак, в уме каждого живого существа есть загрязнения жадности (лобха), загрязнения ненависти (доса) и загрязнения невежества (Моха). Кроме того, мы имеем внутри себя зависть, скупость (иссамиччхая) и тщеславие (мана). У каждого из нас есть эти загрязнения. Всякий раз, когда мы видим что-то, что мы считаем очень желанным или нежелательным, в нас возникают злые нездоровые состояния, которые связывают нас, подобно оковы. Наши чувства, наши воспоминания, наши восприятия и наши ощущения становятся очень занятыми и вовлечёнными в формировании нездравых состояний (акусала). Эти загрязнения живут внутри нас. Поскольку они живут внутри нас, их называют «учениками внутри». 

Наш Будда сказал, что люди, у которых есть такие ученики внутри, ведут несчастную жизнь. Кроме того, эти так называемые ученики внутри нас — жадность, гнев, заблуждение, зависть, скупость и тщеславие через наши чувства подавляют нас и управляют нами. Вот почему Будда сказал, что если у нас есть такие ученики и учителя внутри, то мы никогда не сможем жить в покое в этой жизни. 

Мы можем иметь изобилие материального богатства или испытывать в нём недостаток. Что из них вы бы выбрали? Конечно, вы бы хотели изобилия. Точно так же, если бы вам пришлось выбирать между избытком последователей и очень малым числом последователей, выбор пал бы на то, чтобы иметь много учеников, не так ли? Хвала или порицание, богатство или бедность — если бы у вас был выбор, я уверен, что вы бы выбрали только благоприятные вещи. Никто не хотел бы плохих. Хотя люди хотят чести, они не хотят позора. 

Однако, хотят они того или нет, человеческие существа всегда преследуются восемью мирскими условиями, и точно так же восемь мирских условий всегда преследуются человеческими существами. Противоположности, которые являются богатством и бедностью, изобилием последователей и отсутствием последователей, похвалой и порицанием, когда и где бы они ни возникали, противоположности, которые являются счастьем и печалью, приходят вместе. Это потому, что мы обладаем мастером, который является учеником внутри! Хотя мы чувствуем радость, когда получаем благоприятные вещи, которые являются богатством, честью и славой, когда мы получаем противоположности таких вещей, мы испытываем большую печаль. Если есть счастье, то будет и страдание. Если вы хотите получить радость, вы также должны быть готовы принять печаль. Это неизбежно, когда внутри есть ученик. Поэтому все те, кто обладает учителем, который является учеником внутри, никогда не смогут жить в счастье, но будут пребывать в страдании. 

Выражаясь яснее, владеть загрязнениями — все равно что быть обременённым долгами. Таким образом, жизнь с ними — это существование, полное долгов. Вы будете постоянно бояться, что ваш кредитор придёт к вам и потребует, чтобы вы их погасили. Жить с лобхой (жадность) очень похоже на то, когда вы имеете серьёзную задолженность. Пока вы не избавились от лобхи, ваши долги остаются неоплаченными. Подобно тому, как кредитор приходит, чтобы взыскать долги со своего должника, так и осквернения призывают вас вернуть долги. «Как я хочу этих вещей!» Требуя погашения долгов. «О, как я дорожу этими вещами!» Это лобха пришла собирать свои долги. Чувствовать, как сердце трепещет от волнения, тоски, желать быть рядом с кем-то, жаждать услышать чей-то голос и тосковать по вещам или людям; жаждать чувственности, чувствовать жадность, искать понимания, желать успеха, славы и изобилия последователей — все эти чувства и желания обусловлены одержимостью «жадность». Таким образом люди проводят свои жизни. Все те, у кого есть лобха, обязаны возвращать долги. 

Кроме того, быть наполненным досой (ненавистью) — это все равно что иметь долги, которые ждут своего погашения. Если человек не лишён ненависти, у него всегда будут долги, которые он должен вернуть. Осквернения досы будут преследовать вас, как кредитор преследует должника для погашения долга. Быть полными печали, горя, скорби, тревоги и недовольства; обвинять, мучить и убивать друг друга; быть наглыми и жестокими по отношению друг к другу; выносить обиды и мстить, запугивать, терроризировать и угнетать других — почему возникают такие виды поведения и чувств? Это все потому, что люди заимствовали осквернение досы, и из-за этого они глубоко влезли в долги! У них внутри появился ученик! 

Быть ревнивым, скупым и тщеславным — это то же самое, что быть в большом долгу. Если вы ещё не можете искоренить эти загрязнения, у вас все ещё будут долги, ожидающие погашения. «Он или она преуспел и догнал меня! О, я в такой ярости. Как я могу разрушить его успех? Я ненавижу, когда люди смотрят на него снизу вверх. Пусть они все приходят только ко мне. За кого они меня принимают? Я не могу позволить им говорить такие вещи обо мне. Я дам им знать, кто я. Кто ты такой, чтобы мне кланяться?» Все те, кто носит подобные мысли недоброжелательности и самомнения, несомненно, должны выплатить долги. 

Пока у кого-то есть долги, кредитор обязан преследовать их, чтобы их погасить. У каждого человека накопились эти долги — каммические долги. Есть кусала (здравые) каммические долги и, акусала (нездравые) каммические долги. Совершать дела кусалы, а затем загадывать желания — это тоже форма получения кредита. Если вы пожелали иметь возможность совершать поступки во благо других, когда-то в жизни эта Камма даст свои результаты, вы сможете их совершить, так как пожелали раньше. Поскольку вы сами пожелали этого, поступки будут вполне полезными. Однако долги есть долги, и их не избежать. 

Наш Бодхисаттва стремился в течение четырёх неисчислимостей и ста тысяч эонов совершенствовать парами (добродетели) только для того, чтобы просветить умы живых существ. Виды задолженностей, которые такие необыкновенные, высшие существа навлекают на себя, невероятны. Тем не менее, они сами пожелали этого, и поэтому должны были оплачивать свои взносы, и они были готовы к этому. Долги, в конце концов, имели под собой благие намерения. Однако наши долги за акусала (нездравые) дела огромны! Они могут быть чрезвычайно суровыми, карающими, резкими, невыносимыми и смертельно опасными. Если мы изучим более ранние жизни Бодхисаттвы, то увидим, что из-за своей незрелости во время этих существований, он имел в себе загрязнения жадности, ненависти, заблуждений, скупости, зависти и тщеславия, которые вовлекали его в долги. Такое случалось, даже когда он уже достиг Просветления! Просто у него не было никакого способа отпустить их. Страдания Будды — боль в спине, головная боль, диарея — были расплатой за них. 

В одной из своих прошлых жизней Бодхисаттва был известным борцом. Хотя он уже ушёл в отставку из-за возраста, его высокомерие и тщеславие было довольно большим. Думая, что он был единственным, кто ещё способен защищать честь страны, он вышел на ринг и сломал спину своего противника. Из-за этого даже в своём последнем существовании Просветлённый страдал от сильной боли в спине, которая стала средством погашения своего долга акусала каммы. 

В ещё одной из своих прошлых жизней наш Бодхисаттва был жителем рыбацкой деревни. Как-то он с большим удовольствием наблюдал, как его родственники и односельчане бьют по голове рыбу, которую поймали и вытащили на берег. Этот долг злого наслаждения, принесённый лобхой, был погашен тем, что ему пришлось страдать от головной боли в течение последней жизни Будды. Бодхисаттва просто наслаждался видом убитой рыбы. Он не принимал участия в самом поступке. Это говорит о том, что даже молчаливое одобрение поступков акусалы наверняка введет вас в каммический долг. Только представьте себе интенсивность акусалы, которую развивают зрители на боксёрском поединке или корриде! Они кричат, они аплодируют, подбадривая участников борьбы, причиняющих боль, бьющих и, иногда даже убивающих друг друга. Они хотят, чтобы одна сторона выиграла; они хотят, чтобы другая сторона проиграла. Какой ужас! Как это страшно! Они накапливают долги акусала каммы. Хотите ли вы принимать участие в таких мероприятиях? Пока у вас есть загрязнения, которые являются внутренними учениками, вы будете сталкиваться со злом на всем своём жизненном пути. Вы не сможете избежать этого. Так что будьте осторожны. 

В другой прошлой жизни ещё незрелый Бодхисаттва был искусным врачом. Однажды ему пришлось лечить скупого больного от диареи. Вылечившись, скряга стал лукавить и неохотно платил гонорар за лечение. Несмотря на то, что навыки врача направлены на благо пациентов, гнев и самомнение Бодхисатвы заставили его дать ему очень сильное слабительное, которое убило пациента. За этот неправильный поступок, вызванный гневом и самомнением, Бодхисаттва страдал в аду в течение бесчисленных жизней. Даже в последнем существовании Будда был вынужден платить свои каммические долги, страдая от болезни диареи. Это были долги акусалы. Жизнь — это постоянное залезание в долги и их погашение. 

Если существует внутренний ученик, тогда будет и камма. Если есть камма, то будут и долги, которые нужно будет заплатить. Обладание загрязнениями — это влезание в долги. Могут ли эти долги быть оплачены? Могут ли эти долги когда-нибудь быть полностью погашены в этой жизни? Это невозможно. Они должны быть перенесены в следующее существование. Поэтому обращайте очень серьёзное внимание на свою камму. 

Если вы развиваете здоровую камму, вы платите соответствующий каммический долг. Если вы решите развить нездравую камму, то вам придётся заплатить соответствующий каммический долг. Что мы, монахи, делаем? Мы также оплачиваем наши собственные каммические долги — здравые каммические долги. Впрочем, долги есть долги. 

Мы можем сказать, что есть четыре способа, которыми мы расплачиваемся с нашими долгами: 

  1. Мы возвращаем старые долги (такие как забота о наших родителях);
  2. Мы даём в долг, что также является формой влезания в долги (помогая друзьям и родственникам, совершая заслуги и обеспечивая наших детей, чтобы они могли вернуть нам долг позже);
  3. Мы занимаем на будущее, совершая плохие поступки;
  4. Мы расплачиваемся, чтобыне иметь долгов. 

Теперь можно сказать, что вы все находитесь в процессе погашения старых долгов. Вы также даёте в долг. Это не закончится никогда. Вы просто глубже залезаете в долги. Когда вы сердито разговариваете друг с другом, вы влезаете в долги. Когда вы высмеиваете друг друга, вы накапливаете ещё больше долгов. Когда вы относитесь друг к другу с высокомерием, это также добавляет к вашим счетам долга. 

Наш Бодхисаттва однажды высмеял и обвинил Благородного человека, который был истинным носителем Силы, Самадхи и Панньи. Благодаря этой акусала камме, даже после своего Просветления он страдал от насмешек и обвинений. Он должен был заплатить свои долги. Он не мог этого избежать. Вот почему Будда сказал: «Люди рождаются с разделочным ножом во рту. Дурак использует этот нож, чтобы порезать себя, произнося плохие слова». Так сказал Будда после достижения Просветления. 

Как часто вы уже резались этим ножом? Возможно, вы уже совершили слишком много порезов! Чем больше вы их делали, тем больше долгов вам придётся возвращать. Создание ещё больших долгов просто означает, что в какой-то момент у вас не будет никакой альтернативы, кроме как их погасить. Это будет похоже на то, как если бы вы поклялись вернуть в настоящей жизни те долги, которые сами накопили в прошлых. Обвинения, насмешки, оскорбления, от которых мы страдаем, — это лишь выплаты долгов. Мы, монахи, также возвращаем свои долги. Миряне, мирянки, монахини и все остальные выплачивают свои собственные долги. Когда вы возвращаете свои долги, не гримасничайте, не корчите рожи. Попробуйте сделать это с улыбкой. В конце концов, вы взяли долг на себя и должны вернуть его. Если вы сделаете это с хмурым видом, вам придётся продолжать его оплачивать. 

Я не хочу больше влезать в долги, но только освободиться от них после погашения того, что я уже должен. Я говорю вам это, чтобы вы также пожелали освободиться от всех своих каммических долгов. 

Внутренний ученик загрязнений также подобен очень страшной и злокачественной болезни. Всякий раз, когда вы подхватываете болезнь, вы чувствуете себя несчастным. Вы испытываете усталость и тяжесть как в теле, так и в уме. Когда такие загрязнения, как жадность, ненависть и заблуждение, овладевают вашим умом и телом, и вы стимулируете и подпитываете их без ограничений, размышлений, тогда вы будете ужасно страдать, подобно тому как вы страдаете от чрезвычайно тяжёлой болезни. Итак, вы можете сказать, что человек с осквернениями — это больной человек, не так ли? Всякий раз, когда мы видим вещи, которые мы воспринимаем как восхитительные, жажда и похоть переполняют нас. В эти моменты мы должны быть замучены этими вещами. Всякий раз, когда обвинения, ненависть или злоба направлены на нас, наши тела трясутся и дрожат от ярости и ненависти. Такие страдания очень серьёзны. Точно так же происходит, когда возникают тщеславие и высокомерие и мы начинаем относиться друг к другу пренебрежительно. Как мы чувствуем себя в подобные моменты: прохладно и спокойно или горячо и возбуждённо? Конечно же, мы становимся горячими и возбуждёнными! Это, как если бы мы были поражены болезнью. Вот почему о тех, кто осквернён, можно сказать, что они больны. 

Болезни физического тела человека могут лечиться и излечиваться с помощью обычных средств и медикаментов. Однако, в случае болезней загрязнений, единственная форма лечения, которая существует, — это принимать лечение и лекарства, предписанные нашим Буддой. Практика трёх Благородных тренировок предназначена для исцеления и искоренения страданий от загрязнений. Без интенсивной практики развития Сила (нравственности), Самадхи (сосредоточения) и Панья (мудрости) никогда нельзя избавиться от болезни загрязнений, которая является нашим внутренним учеником. 

Кроме того, злые загрязнения, называемые «учеником внутри», очень похожи на клетку. В нашем мире есть тюрьмы, и есть люди, которые находятся в них. Такие пленники испытывают столько страданий и мук. Для них свобода была заменена ограничением. Они не контролируют свою жизнь. Их заставляют подчиняться приказам других. Оковы омрачений, являются обязательными для них. Правители — осквернения, управляют ими. Все те, кто находится в тюремных камерах, сильно страдают. Вот почему осквернения так похожи на тюрьмы. 

Возникновение желания и жажды указывает на то, что человек попал в клетку лобхи. Человек, попавший в такую клетку, должен действовать согласно воле лобхи. Когда похоть становится сильной, нужно искать возможность чтобы исполнить её желание. Это время возникновения мук голода. Именно тогда человек становится настоящим пленником в клетке похоти. Что вы будете делать в такой ситуации? Возьмёт ли кто-нибудь из вас кредит? Останется ли в долгу? Существование полно опасностей. Оно так небезопасно. Здесь царствуют жадность и похоть. Оно — падение в тюрьму жадности. Попав в эту тюрьму, человек обязан подчиняться приказам тюремного надзирателя и жить в согласии с ним. 

Всякий раз, когда человек не чувствует себя удовлетворённым, пока не сможет отомстить, можно сказать, что он был связан ненавистью. Разозлиться или почувствовать ненависть — значит связать себя и держать в плену. В тюрьме гнева и ненависти не может быть свободы. Нужно просто подчиняться приказам тюремного надзирателя. Цепи осквернений, которые лишили вас свободы, не связывают вас лишь в настоящей жизни. Вы уже создали долги, которые вам придётся оплачивать в будущих жизнях. Каждое новое существование предлагает вам возможность быть заключёнными в тюрьму загрязнений. Быть заключённым в тюрьму досы — значит, выплачивая долги, сразу брать ещё больше кредитов. Люди, страдающие болезнью загрязнений — те, кто обладает учеником внутри, осуждены навсегда. Даже преступники могут рассчитывать на окончательную дату освобождения. Однако для заключённых тюрьмы осквернений не может быть освобождения до тех пор, пока они ими владеют. Тюрьма осквернений — это ужасно суровое место, полное страданий и несчастий. Вот почему Будда сказал: «С внутренним учеником, никто не сможет жить в мире, но только в страдании». 

И ещё одно: осквернения превращают нас в рабов. Хотели бы вы быть хозяевами или рабами? Я уверен, что вы все хотели бы быть хозяевами. Вы можете даже пытаться быть ими, но все ещё живете как рабы. Если бы меня попросили указать тех, кто рабски подчиняется приказам загрязнений, я бы должен указать на тех, кто внутри себя имеет ученика. Человек, который не контролирует себя и подчиняется диктату загрязнений, называется рабом. Если мы будем рассматривать нашу жизнь в течении всего дня, то увидим, что большинство людей живёт под диктатурой своих загрязнений и просто являются рабами. 

Должно быть, существует бесчисленное множество случаев, когда люди были порабощены разными осквернениями, существующими в различных формах существования. Чтобы проиллюстрировать это, я расскажу вам о том, как один из наших йогов попал в рабство. 

Чтобы осознать, вам нужно будет увидеть свои прошлые жизни. Довольно многим из наших йогов удалось увидеть некоторые из их своих прошлых существований, и я хочу поделиться рассказом об одном из них. 

Он практиковал медитацию и достиг стадии обретения знания-прозрения о различении причины и следствий, и после того, как ему случилось увидеть одну из своих прошлых жизней, он почувствовал себя очень грустным и захотел рассказать мне об этом. Он просто записал это и отправил мне. Позже, когда мы встретились и я начал расспрашивать его об этом, на его глазах выступили слезы, и он, казалось, почувствовал сильные разбитость и подавленность. Я задавался вопросом, что за ученик проявился внутри него: какое осквернение поработило и мучило его в прошлой жизни? Прежде чем я расскажу вам об этом, позвольте мне прочитать вам перевод письма, которое было отправлено мне. Записка довольно серьёзная и глубокая. Там написано: 

«По велению каммы, с большим трудом и болью повозку пришлось тащить на вершину холма, чтобы погрузить туда материалы и тащить их обратно к его подножию. После загрузки тележки, путешествие вниз приходилось делать с ещё большей осторожностью, потому что вес телеги вместе с весом приходилось нести с огромным страданием и напряжением». 

Вы знаете, что тогда происходило? Я опишу то, что он увидел и почувствовал: 

Он увидел, что в одной из своих прошлых жизней он был запряжённой в повозку лошадью. До этой жизни он был очень красивой женщиной! Она была азиаткой. Должно быть, она была с Запада или с Ближнего Востока. И у неё был свой внутренний ученик. Она была рабыней: рабыней болезни азартных игр. Она очень любила скачки. Настолько что сама часто устраивала их. Она была довольно богата, но брала в долг и так накапливала долги – свои долги каммы. Знаете, как? Она разводила скаковых лошадей. Она разводила лошадей для скачек. Раньше она сильно любила одну из своих лошадей. Когда лошадь бежит наперегонки, она должна бежать изо всех сил, так быстро, как только может. Когда она так бежит, мышцы лошади сокращаются и растягиваются с большим напряжением и дискомфортом: это чрезвычайно её истощает. Вы можете себе представить, как устаёт лошадь во время скачек? Женщина испытывала восторг, наблюдая за тем, как ноги и мышцы лошади растягивались и напрягались, и ликовала всякий раз, когда её лошадь побеждала. К тому же она была очень привязана к ней. 

Хотя в той жизни она была довольно богата, к сожалению, в момент смерти её мысли были о её лошади. И, знаете, что случилось? В следующей жизни она переродилась лошадью! Её каммическая задолженность из-за того, что в прошлой жизни она до изнеможения заставляла своих любимых лошадей бегать на скачках, потребовала возврата этого долга. Поэтому, как лошадь она должна была тащить телегу вверх по склону холма, а затем тащить тяжело нагруженную телегу обратно вниз, снова и снова. Это было очень сложно и чрезвычайно утомительно. Именно так должен был быть оплачен каммический долг — сильными страданиями, болью в копытах, плечах и всех мышцах. Должно быть, есть много других людей, которые так же возвращают долги каммы болью в рогах, спине, шее и различными другими ужасными способами. 

Ещё одна вещь. Жить с учеником внутри — это как отправиться в долгое и трудное путешествие. Когда вы отправляетесь в трудное путешествие, вы всегда будете чувствовать себя очень усталыми и опустошёнными. Отправляясь в такое путешествие по пустыне, всегда есть опасность исчерпать запасы провизии, пищи и воды. Путешествовать через море песка довольно сложное и болезненное дело. Тех, кому удаётся успешно сделать это, можно назвать счастливчиками, имеющими много хорошей каммы. 

Таким же образом совсем нелегко успешно путешествовать по пустыне самсары. Тем, у кого хорошая камма, удаётся делать это. Те же, у кого она плохая – управляются своими загрязнениями и вынуждены следовать долгим, извилистым путём через бесконечную пустыню. До тех пор, пока вы продолжаете сохранять загрязнения жадности, ненависти, заблуждения, симпатий и антипатий, счастья и печали, богатства и бедности, удовольствия и боли в своём уме; до тех пор, пока вы не перестанете развлекать свою чувственность, вы будете продолжать это изнурительное путешествие в самсаре. И чем дольше вы будете держать эти загрязнения, учеников и учителей внутри себя, тем больше вы будете перерождаться снова, и снова, и снова, как если бы вы планировали остаться в ней. Когда вы получаете то, что хотите, вы чувствуете себя счастливым, а когда вы не получаете этого, вы будете чувствовать себя несчастным. Когда вы богаты, вы будете чувствовать себя хорошо, но когда вы живете бедно — вы будете чувствовать себя плохо, и так далее. Что бы ни случилось, что бы мы ни получили, мы обязательно обретём и противоположность этого. Таким образом, мы можем сказать, что всегда будем жить в мире горя и страданий. Жизнь с внутренним учеником — это жизнь, контролируемая хозяином, а это значит, что мы должны стараться жить жизнью, свободной от этого и только тогда мы сможем постичь её полноту и покой. 

Хотите ли вы продолжать накапливать, а затем снова и снова возвращать свои каммические долги? Хотите ли вы, продолжать путешествовать по изнурительной, извилистой и бесконечной самсаре? Хотите ли вы прожить свою будущую жизнь, находясь в плену загрязнений? Хотите ли вы, чтобы вас поразила страшная болезнь, внутреннего ученика? Хотите ли вы быть рабом этого ученика, жизнь за жизнью, жизнь за жизнью, всегда и без какой-либо возможности освобождения? Если — нет, то убедитесь, что вы не берете ничего в кредит после выплаты уже накопленных вами долгов. На самом деле, я бы хотел предложить вам не возвращаться домой, чтобы заплатить их. В конце концов, разве вы все не пришли в этот монастырь, чтобы освободиться от накопившихся долгов? Что ж, я желаю вам всем освободиться от всех них. 

То, что мы все действительно должны практиковать — это искоренение загрязнений, подобным долгам, ожидающим своего погашения; загрязнений, которые подобны оковам вокруг наших лодыжек; загрязнений, которые держат нас в тюремных камерах; загрязнений, которые заражают нас так, как не делает никакая другая болезнь на земле; загрязнений, которые являются учеником внутри нас, сделавшим нас своими рабами. Этот ученик внутри нас, являющийся нашим хозяином, держащим вожжи, никогда не сделает наше существование мирным или спокойным. 

Вот почему наш Будда сказал, что обладание внутренним учеником и учителем приводит только к горю и страданию. Именно поэтому Будда внушал нам, что если мы заботимся о своём благополучии и о том, что полезно для нас, то должны стараться не желать ни нечестивой радости жизни, ни избегать её страданий. Если есть радость, то со временем будет и страдание. Если вы встретите счастье, то не сможете избежать и печали. Вы никогда не получите одного без другого. Знаете, почему? Это из-за внутреннего ученика! 

Вот почему Будда сказал: 

«Тот, у кого есть внутренний ученик и внутренний учитель, тот должен будет практиковать в страдании, боли и печали. Тот, кто живёт без ученика или учителя внутри, сможет практиковать с подлинной радостью и удовлетворением. Он сможет жить в мире и спокойствии». 

Таким образом, чтобы иметь возможность практиковать без ученика или учителя внутри, нужно интенсивно практиковать три Благородные тренировки: Сила (мораль), Самадхи (сосредоточение) и Паннья (мудрость). 

Это единственный способ, которым любой из нас может когда-либо расплатиться с теми каммическими долгами, которые мы накопили. Это единственный способ, которым любой из нас может быть излечен от болезни загрязнений. Это единственный способ избежать заключения в камеру, называемую осквернением. Только так мы можем стать хозяином самих себя, а не рабом — рабом загрязнений ума. Это единственный путь, по которому мы можем безопасно, без ученика внутри, пересечь море песка, являющееся кругом рождений. 

Пусть все вы сможете успешно искоренить ученика и учителя внутри себя. 

 

Садху! Садху! Садху!