Внимательность и сострадание
Адриан Бинт

Информационный бюллетень Лесной Сангхи (Великобритания), апрель 1997

источник — тхеравада.рф
перевел- Леша Тэль


Доктор Адриан Бинт местный последователь монастыря Ратанагири, проводит в монастыре занятия по медитации для начинающих; она также ведет курс по стрессотерапии для медсестер и врачей в больнице Ньюкасл (Великобритания), где  работает. В ниже следующей статье она представляет подход сострадательного реагирования на потребности других, который находит весьма полезным.


Грубая картонка гласила: «Бездомный. Безработный. Пожалуйста помогите.» Молодой человек, державший его, сидел на тротуаре перед супермаркетом в холодный зимний день. Он был бледен и прыщав и смотрел на меня с легкой печальной улыбкой на лице. Увидев его в первый раз и не зная, что ответить, я смутилась и прошла мимо. Позже я почувствовал себя виноватой, но затем в уме возникли мысли: «Он вполне способен работать и просто получает больше денег, прося подаяния», «В такие благополучные времена просто не должно быть нищих», «Если я дам деньги, это просто побудит его и дальше их просить». Через несколько дней я снова увидела его. На этот раз я наклонилась к нему, чтобы поговорить и рассказать о центре для бездомных расположенном в нескольких сотнях ярдов отсюда. Вдруг резкий запах алкоголя ударил мне в лицо. «Ага! Если я дам ему денег,» — торжествующе подумала я «Он просто потратит их на выпивку.»

Вот она я, верующий Буддист, демонстрирующий явное отсутствие сострадания. Столкнувшись с этим нищим, мой ум прошел через целую гамму мыслей и чувств: отвращение, жалость, совестливость, стыд и мысли о своей правоте, но увы очень малое количество сострадания. Я думаю, что многие из нас иногда задаются вопросом, достаточно ли у нас сострадания, или мы можем каким-то образом стать более чувствительными к чувствам других. Так что же такое сострадание, и где мы можем его найти?

Мы могли бы определить сострадание как сильное проявление сердечности, которое часто приводит к предложению практической помощи. Оно безусловно по своей природе и, будучи предложено окружающим, не требует ничего взамен. Но часто мы пачкаем свое сострадание элементом торга: «Если я дам вам свое сострадание, то взамен хочу вашей благодарности, уважения или вашего подчинения моему совету в ответ.» Если же я этого не получу, я начну по другому к вам относится. Иногда мы напускаем на себя видимость заботы или беспокойства, но наши глубинные мысли направлены лишь на то, чтобы защитить себя.

Все люди обладают природным потенциалом безграничного сострадания, но оно часто скрыто за стеной мыслей и чувств, направленных на защиту нашего эгоистичного и хрупкого «я». Чтобы быть по-настоящему сострадательными, наша первая задача состоит в том, чтобы открыть свои собственные сердца и с добротой (меттой) к самим себе и противостоять нашему собственному дискомфорту, страху и страданию. Истинное сострадание подобно солнцу, всегда присутствует в небе, но, иногда, скрыто за густыми слоями темных облаков. Для некоторых людей облака защищающих эго мыслей никогда не открывают солнце сострадания; для большинства из нас оно лишь проявляется на различные промежутки времени.

Лучший способ позволить нашему естественному состраданию течь — это повысить уровень осознанности в ежедневной медитации и повседневной жизни. Когда мы внимательно наблюдаем свои мысли и чувства, появляющиеся из момента в момент в уме, то начинаем видеть их как естественные явления, которые возникают, существуют некоторое время, а затем прекращаются сами по себе. Нам не нужно считать их хорошими или плохими, правильными или неправильными. Нам не следует ни подавлять их, ни потакать им. Когда у нас есть гневные, испуганные, осуждающие или обвиняющие мысли, у нас нет необходимости действовать немедленно неумелыми способами; вместо этого мы можем подождать, пока они пройдут, а затем начать действовать из мудрости. Обращая свое пристальное внимание на облака мыслей, мы можем видеть промежутки между ними и ощущать за ними присутствие Солнца сострадания.

Так мы начинаем видеть, что страдание универсально для всех живых существ. Мы все будем страдать в течение нашей жизни. Кажется, что основная причина, по которой нам так трудно сопереживать страданиям других людей — это наше ощущение, что мы являемся совершенно отдельной от других личностью. Представьте себе глубокую, широкую реку, внезапно падающую с высокой пропасти. Так эта река превращается в водопад, распадаясь на мириады капель. Каждая капля кажется отдельной, порожденной внешними силами, борющимися за само ее существование. Но на дне водопада все капли сливаются обратно в реку, вся отделенность исчезает. Мы, люди, похожи на эти капли воды: живем, постоянно забывая, что мы всегда являемся частью великой реки жизни. Чувство отделенности — это действительно иллюзия. Всё на планете и всё во Вселенной взаимосвязано. С такой точки зрения страдание другого человека – это так же и наше страдание.

Истинное сострадание возникает естественным образом, когда наши защищающие эго мысли начинают угасать. Мы можем помочь этому процессу, будучи внимательными, проявляя сострадание к собственным дискомфорту и боли. Когда болезненный барьер отделенности начинает рушиться, сострадание начинает изливаться из сердца ко всем существам без каких либо ограничений.