Глава 3.
Об аскетических практиках.

перевод — Иван Иванов
редактор — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Вопрос. Теперь же, если йогин, который имеет чистую нравственность, и устремляется к достижению превосходных благих заслуг и желает обрести выгоду от аскетических практик, должен размышлять таким образом: «Почему следует обретать выгоды от аскетических практик»? Ответ. Из-за различных предпочтений йогина. Для малости желаний, для удовлетворенности малым, для свободы от сомнений, для уничтожения жажды, для увеличения энергии, ради пользования малым и не принятия подношений, сделанных для других, для уединения, для отбрасывания цепляния и для защиты нравственного поведения. Это (заслуги аскетических практик) — снаряжение для концентрации. Это — (практики) древней линии Благородных. Это превосходные темы для размышлений.

Тринадцать аскетических практик

Каковы же аскетические практики? Существует тринадцать учений: два учения, связанные с одеждами, а именно: «грязные обноски» и «три одеяния»; пять учений, связанных с подаянием, а именно: «пожертвованная пища», «поход за подаянием без выбора», «еда раз в день», «ограниченное количество пищи», «отказ от еды после определенного времени»; пять учений, связанных с местом жизни: первое — «жизнь в умиротворенном месте», второе — «жизнь под деревом», третье — «жизнь без крыши надо головой», четвертое — «жизнь среди могил», пятое — «жизнь в любом месте»; и также есть тип сидения, связанный с энергичностью, а именно, всегда сидеть и не ложиться.

Краткое объяснение аскетических практик.

Какова суть практики «грязные обноски»? Ответ. Свойство, позволяющее соблюдать практику, — это свойство практики «грязные обноски». В случае других практик — аналогично.

Какой смысл соблюдения практики «грязные обноски»? Не принятие даров от домохозяев.

Какой смысл соблюдения практики «три одеяния»? Отказ от дополнительных одежд.

Какой смысл соблюдения практики «пожертвованная пища»? Не принятие приглашений от других.

Какой смысл соблюдения практики «поход за подаянием без пропусков»? Прекращение пропусков в сборе подаяния.

Какой смысл соблюдения практики «еда раз в день»? Не садиться снова*.

Какой смысл соблюдения практики «отмеренная еда»? Отказ от жадности.

Какой смысл соблюдения практики «отказ от еды после определенного времени»? Отказ от желания поесть позже.

Какой смысл соблюдения практики «пребывание в умиротворенном месте»? Отказ от пребывания в городе/деревне. Какой смысл соблюдения практики «пребывание под деревом»? Отказ от пребывания в доме.

Какой смысл соблюдения практики «пребывание без крыши над головой»? Отказ от пребывания в укрытых местах. Какой смысл соблюдения практики «пребывание среди могил»? Отказ от пребывания в других местах и в хороших местах.

Какой смысл соблюдения практики «пребывание в любом месте»? Отказ от желания приятных мест.

Какой смысл соблюдения практики «всегда сидеть и не ложиться»? Отказ от кроватей.

«Грязные обноски»

Как некто решает соблюдать (аскетическую практику) «грязные обноски»? Он, видя изъян в том, чтобы просить об одеждах домохозяев и преимущество практики «грязных обносков» (и решает так): «Я отказываюсь от подношений домохозяев и буду соблюдать (аскетическую практику) «грязные обноски».

Каковы достоинства соблюдения практики «грязные обноски»? («Грязные обноски») настолько же пригодны к использованию как и одежды домохозяев и их достаточно. Практик не полагается на других. Больше нет страха потери и практик не привязан. Воры не хотят «грязные обноски». («Грязных обносков») всегда достаточно для практика.

_____________________________________________________________________________________________________

Примечание переводчика: *Имеется в виду садиться и принимать пищу второй раз за день.

Получить («грязные обноски») не составит труда и соблюдение практики будет примером для хороших людей. Эта аскеза подходит тем, кто свободен от сомнений и нравственен. Практик живет счастливо в этой жизни. (Это соблюдение) сделает его нравящимся людям и побудит их практиковать правильно. Таковы достоинства соблюдения практики «грязных обносков», которую хвалил сам Будда.

Вопрос. Сколько существует видов практики «грязные обноски»? Кто ее соблюдает? Как можно потерпеть неудачу в ее соблюдении?

Ответ. Есть два типа практики «грязные обноски». Первый: «грязные обноски», которые не имеют владельца;

второй: «грязные обноски», которые выброшены людьми. Те ткани, которые собираются на кладбище, из грязной кучи, на улице или на обочине дороги и затем разрезаются, окрашиваются, соединяются вместе, сшиваются в завершение и используются, называются «грязные обноски, которые не имеют владельца». Остатки обрезков ткани, разорванные крупными животными куски ткани, погрызенная мышами или сожженная ткань и выброшенная ткань, ткань с трупов и выброшенная аскетами ткань называется «грязные обноски, которые выброшены людьми».

Каково соблюдение практики «грязные обноски»? Когда бхикку отказывается от подношений домохозяев* — это называют соблюдением практики «грязные обноски». Как можно потерпеть неудачу? Когда бхикку принимает подношение* от домохозяев — это называют неудачей в ее соблюдении.

Три одеяния

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «три одеяния»? Практикующий немедленно отдает свои дополнительные одежды. Зная изъян хранения (дополнительных одежд) и видя преимущества соблюдения «трех одеяний», (он решает так): «Я отказываюсь от дополнительных одежд с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «три одеяния». Каковы преимущества соблюдения практики «три одеяния»? Это предписание для достойных людей. Бхикку прекращает накопительство лишнего, уменьшает хлопоты и становится умеренным. Подобно птице всегда несущей свои крылья с собой, нигде их не оставляя. Он приобретает достойных последователей. Это предписание нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Что такое практика «три одеяния»? Как ее соблюдать? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Накидка на плечи, верхняя часть одеяния и нижняя часть одеяния. Это и называют «три одеяния». Каково соблюдение практики «три одеяния»? Когда бхикку не накапливает дополнительные одежды, это и называют соблюдением практики «три одеяния». Когда бхикку принимает четвертую одежду — это называют неудачей.

Пожертвованная еда

Как решают соблюдать (аскетическую практику) пожертвованная еда? Если бхикку принимает приглашение**, то он прерывает свои дела и не находится в покое. Он видит изъяны этого и видит заслуги соблюдения практики «пожертвованная еда» (и решает так): «Я буду отказываться от приглашений с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику «пожертвованная еда»)».

Каковы преимущества соблюдения «пожертвованной еды»? Практик может пойти куда-то или остаться, в зависимости от того, чего он хочет. Он не нуждается в еде, которая была бы приготовлена для него. Он уничтожает негибкость и гордость. Он не жаден до вкусной еды. Он позволяет другим получить пользу и никогда не привязан к месту проживания. Он приобретает достойных последователей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Как много есть типов приглашений? Как соблюдать практику? Как можно потерпеть неудачу в ней?

Ответ. Есть три типа приглашений. Первый: общее приглашение***, второй: приглашение посетить****, третий: повторяющееся приглашение*****. Непринятие этих трех типов приглашений это и есть соблюдение практики «пожертвованная еда». Если бхикку принимает приглашения какого-либо из этих трех типов, то он терпит неудачу в соблюдении «пожертвованной еды». ________________________________________________________________________________________

*от принятия подношений в виде одежд от домохозяев

**на принятие пищи в доме мирянина

***приглашение посетить в целом; ****приглашение посетить в какой-то конкретный день

*****приглашение имеющее длительный срок от нескольких дней до сезона дождей

Поход за подаянием без выбора.

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «поход за подаянием без выбора»? В случае если бхикку получает вкусную еду в любом доме, осуществляя поход за подаянием без выбора, он не идет снова(в этом направлении). Если же он идет снова, то это является обычным походом за подаянием. Если по дороге есть сомнительное место, то он избегает его. Он видя изъяны (обычного похода за подаянием) и преимущества соблюдения практики «поход за подаянием без выбора» (и решает так): «Я оставлю выборочный поход за подаянием с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «поход за подаянием без выбора».

Каковы преимущества соблюдения «похода за подаянием без выбора»? Практик думает о том, чтобы принести пользу всем существам** в равной степени и уничтожает изъян удовольствия***. Он не радуется, когда его приглашают, не радуется многословию, и не навещает домохозяев****. Он идет за подаянием без спешки. Он появляется перед мирянами редко, подобно полной луне, и он почитаем ими. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Что такое «поход за подаянием без выбора»? Как соблюдать практику? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Когда бхикку входит в город или деревню за подаянием, он идет за ним без пропусков от последнего дома и назад*****. Это и называют «поход за подаянием без пропусков». Как терпят неудачу? Избирательный сбор подаяния — это неудача.

Еда раз в день

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «еда раз в день»? Есть в двух местах, есть часто, принимать пищу часто, мыть чашу часто — все это противоположно «еде раз в день». Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение. Видя изъяны (того чтобы есть в двух местах и т.д.) и заслуги соблюдения практики «еда раз в день» (решают так): «Я прекращаю есть в двух местах с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «еда раз в день». Каковы преимущества соблюдения «еды раз в день»? Практик берет не больше и не меньше. Он не жаден до неподобающих подношений, он не затруднен наличием множества болезней, его образ жизни также не приносит проблем и он счастлив. Это предписание для достойных людей.

Вопрос. Что такое практика «еда раз в день»? Каковы ограничения? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Есть три ограничения: ограничение в сидении******, ограничение в воде, ограничения в еде. Что такое «ограничение в сидении******»? После того, как заканчивают есть, нельзя больше садиться****** снова. После того, как бхикку получает воду и моет свою чашу, он не может принимать пищу еще раз. Это называют «ограничение в воде». Что такое «ограничение в еде»? После******* практик думает: «Эта пригоршня еды последняя» и ему не следует пить и есть больше. Это называют «ограничение в еде».

Если же бхикку садиться****** дважды, за исключением случаев, когда ему надо принять жидкое лекарство и тому подобные вещи, он терпит неудачу в соблюдении предписания «еды раз в день». Такое не одобряется Буддами. Это называется «ограничение в еде».

______________________________________________________

*в этом же направлении

**имеется в виду дать возможность накопить заслугу всем людям, желающим пожертвовать ему пищу

***избавляется от загрязнения влечения к получению удовольствия

****это может быть опасно и для медитации и для нравственности

*****Бхикку должен идти от дома к дому не пропуская ни одного из них от начала к концу. Как правило он снимает обувь и расчехляет чашу проходя несколько кварталов и этим показывая мирянам что он пришел просить еду и давая им время подготовиться. И затем, дойдя до какого-то места, идет по этому же маршруту назад, останавливаясь у каждого дома на 3-5 минут молчаливо с опущенной головой и приготовленной чашей. Затем, идет к следующему дому и так, не пропуская ни одного, и, не выбирая домов, где дают вкусную еду (иногда бедные выносят ложку сахара или риса — больше у них ничего нет). Так, монах дает возможность каждому желающему создать хорошую карму, пожертвовав пищу буддийскому монаху

******в данном контексте, «сидение» — это сесть за стол для принятия пищи

******* после приема пищи

Ограниченное количество пищи

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «ограниченное количество пищи»? Если бхикку пьет и ест слишком много, то его сонливость увеличивается, он всегда жаждет много еды и не ограничивает свой аппетит. Видя эти изъяны и видя заслуги практики «ограниченное количество пищи» (он решает так): «С этого дня я буду принимать пищу без жадности и буду соблюдать (аскетическую практику) «ограниченное количество пищи».

Каковы преимущества соблюдения «ограниченного количества пищи»? Практик измеряет количество принимаемой пищи. Он не ест ради насыщения. Он знает, что принятие большого количества пищи вызывает усталость и поэтому он не желает много*, и он заставляет болезни уйти и избавляется от негибкости. Вопрос. Каково соблюдение практики «ограниченного количества пищи»? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Когда бхикку принимает еду и питье, он размышляет о количестве того, чего он хочет. Он не принимает слишком много еды и хорошо знает (подходящее) количество и не превосходит этот предел. (Это и) называют соблюдение практики «ограниченное количество пищи». Если же бхикку делает по-другому, то он терпит неудачу.

Отказ от еды после определенного времени

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «отказ от еды после определенного времени»? Практик оставляет предвкушения и избегает дополнительной еды. Он знает эти изъяны (предвкушение и т.д.) и видит преимущества соблюдения «отказа от еды после определенного времени» (и решает так): «Я отказываюсь от дополнительной еды с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «отказ от еды после определенного времени».

Каковы преимущества соблюдения «отказа от еды после определенного времени»? Практик отказывается от жадности и переживает радость самообуздания. Он бережет свое тело и избегает принимать пищу заранее, не испытывает сильного желания, не просит вещей у других, не следует своим склонностям. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Сколько видов практики «отказ от еды после определенного времени»? Каково ее соблюдение? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Есть два вида «отказа от еды после определенного времени»: ограничение неумеренности, ограничение принятия.

Что такое «ограничение неумеренности»? Если бхикку принимает дополнительную еду, то его проступок равен проступку, как в случае, когда кто-то принимает еду, предназначенную какому-то конкретного человеку или людям**. Ему не следует есть еще раз. Что такое «ограничение принятия»? Бхикку не следует принимать*** после того, как он съел двадцать один кусок****. Если он соблюдает предписание «отказа от еды после определенного времени», он отказывается от дополнительной еды. Если он принимает дополнительную еду он терпит неудачу в соблюдении предписания «отказ от еды после определенного времени».

Жизнь в умиротворенном месте

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «жизнь в умиротворенном месте»? Когда город или деревня переполнены людьми, то в них ум практика затрагивается контактом с объектами пяти органов чувств и наполняется чувственными влечениями. Когда он пребывает в многолюдном месте, то его беспокоят приходящие и уходящие люди. Он видит эти изъяны и заслуги соблюдения практики «жизнь в умиротворенном месте» (и решает так): «Я отказываюсь от пребывания в городах или деревнях с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «жизнь в умиротворенном месте».

Каковы преимущества «умиротворенного места»? Даже когда город или деревня переполнена людьми, ум практика не затрагивается контактом с объектами пяти органов чувств и находится вдалеке от привязанности. Если он пребывает в многолюдном месте, то его беспокоят большое количество приходящих и уходящих людей: Он знает превосходство десяти типов слов, восхваляемых богами и людьми. Он не хочет мирского и желает обрести спокойствие.

____________________________________________________________

*много еды; **то есть еда сверх определенного лимита уже рассматривается как еда не предназначенная ему

***принимать пищу; ****меры еды в монашеской практике измеряются кусками: в правилах монашеской дисциплины есть предписания регулирующие их размер и насыщенность, а так же объясняющие как их делать. Это микс из риса, сцементированного бобовым соусом в определенной пропорции.

Он пребывает в уединении, говорит мало и медитирует в соответствии со склонностями ума. Это практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Каково ближайшее допустимое расстояние для практики «жизнь в умиротворенном месте»? Каковое ее соблюдение? Как можно потерпеть неудачу в ней? Ответ. Практик пребывает за пределами (города или деревни), сохраняя некоторое расстояние до его стен и избегая дальних окраин пригорода. Ближайшее допустимое расстояние в предписании «жизнь в умиротворенном месте» составляет 500 длин-луков. Одна длина-лука это четыре длины локтя среднего человека*. Избегание пребывания в городе или деревне и называют «жизнь в умиротворенном месте». Если бхикку пребывает в городе или деревне, он терпит неудачу в соблюдении предписания «жизнь в умиротворенном месте».

Жизнь под деревом Как решают соблюдать (аскетическую практику) «жизнь под деревом»? Практик избегает имеющих крышу жилищ. Он не содержит домашних животных. Он не строит или не желает обрести в будущем (жилище, имеющее крышу). Он не ищет (жилище, имеющее крышу). Он видит изъяны (жизни в местах, имеющих крышу) и заслуги соблюдения практики «жизнь под деревом» (и решает так): «Я отказываюсь с этого дня от жилищ, имеющих крышу, и буду соблюдать (аскетическую практику) «жизнь под деревом». Таким образом он решает соблюдать это предписание.

Каковы преимущества «жизни под деревом»? Практик полагается на то место, которое ему симпатично и он не поддерживает связей с миром, он удовлетворен, потому что он свободен от всех работ**, он пребывает вместе с богами, он отбрасывает рефлексию и желание по отношению к жилищам и он свободен от привязанности. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. Под какими деревьями бхикку следует жить? Каких деревьев ему следует избегать? Каково соблюдение этого предписания? Как можно потерпеть неудачу в нем?

Ответ. Место, на которое падает тень от деревьев в течение дня, и место, где листья деревьев падают, когда нет ветра, подходят для того, чтобы жить там. Практик избегает опасных и трухлявых деревьев, гнилых деревьев, имеющих пустоты и деревьев, населенных злыми духами. Также он избегает жилищ, имеющих крышу. Таково соблюдение предписания «жизнь под деревом». Если же бхикку отправляется куда-то, чтобы жить там под крышей, то он терпит неудачу в соблюдении предписания «жизнь под деревом».

Жизнь без крыши над головой.

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «жизнь без крыши над головой»? Практик не желает пребывать в жилищах, имеющих крышу, под деревьями и в местах, где хранятся товары или содержатся животные. Он видит изъяны всех этих мест и преимущества «жизни без крыши над головой» (и решает так): «Я буду избегать неудовлетворительных, неприятных мест*** с этого же дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «жизнь без крыши над головой».

Каковы преимущества «жизни без крыши над головой»? Практик не ходит в неудовлетворительные, неприятные места и отбрасывает небрежность и вялость. Он идет туда, куда он пожелает и подобно лесному оленю он не привязан к какому-либо конкретному месту. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

В чем заключается это предписание? Как в его соблюдении можно потерпеть неудачу? Практик избегает мест, имеющих крышу и укрытий, которые создают деревья. Таково соблюдение «жизни без крыши над головой». Если же человек пребывает в местах, имеющих крышу и пользуются укрытием, которые создают деревья, то он потерпел неудачу в соблюдении «жизни без крыши над головой».

Жизнь среди могил

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «жизнь среди могил»? Тот, кто живет в других местах**** становится беспечным и не боится совершать проступки. Видя изъяны этого и преимущества «жизни среди могил» (решают так): «Я буду избегать других мест с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «жизнь среди могил». Таким образом решают соблюдать это предписание. ____________________________________________________________

*Локоть — единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки; **по его починке и т.д.;

***то есть таких мест, речь о которых шла выше, т.е. имеющих определенные изъяны и недостатки для практика; ****а не на кладбище

Каковы же преимущества соблюдения аскезы «жизнь среди могил»? Практик понимает чувство того, что жизнь конечна. Он видит, что все нечисто, непривлекательно. Он обретает почтение духов. Он не позволяет возникнуть беспечности, обуздывает страсть и сильнее отрешен. Он не боится того, что приводит в страх обычных людей. Он созерцает пустотность тела и способен отринуть мысли о постоянстве. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

Вопрос. (Каковы преимущества «жизни среди могил»?) Где следует находиться*? В чем заключается соблюдение этого предписания? Как можно потерпеть неудачу в нем?

Ответ. Если в том месте, где расположены могилы, постоянно слышны стенания и плач, а также постоянно присутствуют дым и огонь, то следует, помедитировав, найти спокойное место и пойти туда.

Если бхикку живет «среди могил», то ему не следует строить хижину или делать удобное место для сна. Ему следует сидеть спиной к ветру. Ему не следует сидеть лицом к ветру**. Ему не следует проваливаться в глубокий сон. Ему не следует есть рыбу. Ему не следует пить молоко или пахту, а также есть кунжут или мясо животных***. Ему не следует жить под крышей или употреблять большое количество пищи****. Когда практик берет свой коврик*****, одеяния и уходит (из монастыря) и идет, чтобы находится «среди могил», то он, так сказать, оставляет свои вещи вдалеке******. На закате, он берет коврик, одеяния и возвращается в монастырь и избегает других мест*******. Если же он находится в каком-либо еще месте, то тогда он нарушает и терпит неудачу в «жизни среди могил»

Жизнь в любом месте

Как решают соблюдать (аскетическую практику) «жизнь в любом месте»? Практику не симпатичны места, которые жаждут люди. Он не испытывает трудностей, когда другие просят, чтобы он покинул какое-либо место. Он видит эти изъяны (жадности по отношению к месту пребывания) и преимущества соблюдения «жизни в любом месте» (и решает так): «Я отброшу жадность в отношении жилищ и буду соблюдать (аскетическую практику) «жизнь в любом месте». Таким образом и решают соблюдать это предписание.

Каковы преимущества «жизни в любом месте»? Практик удовлетворен любым местом пребывания, стремится к спокойствию, отрешается от разнообразных удобств, почитаем другими и живет с состраданием в сердце. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

В чем заключается соблюдение этого предписания? Как можно потерпеть неудачу в нем? Оставить страстное желание, которое связано с жильем — это и называют практиковать предписание «жизнь в любом месте». Если же бхикку идет жить в какое-либо приятное место это называют «неудачей».

*во время соблюдения этого предписания

**опять же чтобы не беспокоить практику и здоровье нечистым воздухов

***если есть мясо или вышеупомянутые вещи, то есть шанс стать более привлекательным для животных, якхов и духов приходящих питаться мертвыми останками

****для уничтожения сонливости

*****коврик для сидения на земле, чтобы не запачкать одеяния и не стирать их слишком часто и т. д.

******бхикку либо держит все вещи с собой, либо оставляет их в монастыре, это связанно с монашеским предписанием — всегда находиться со всеми вещами рядом или хранить их в безопасном и недалеком от себя месте, дабы они не были повреждены и не пришлось тратить время на поиск новых или их ремонт

*******кроме монастыря и кладбища

Всегда сидеть и не ложиться Как решают соблюдать (аскетическую практику) «всегда сидеть и не ложиться»? Видя изъяны, того чтобы предаваться сну и лени в своем жилище и достоинства того, чтобы «всегда сидеть и не ложиться» (решают так): «Я оставляю сон и лежание с этого дня и буду соблюдать (аскетическую практику) «всегда сидеть и не ложиться». Таким образом и решают соблюдать это предписание.

Каковы преимущества предписания «всегда сидеть и не ложиться»? Практик избегает положений тела, где возрастает ленность. Он удаляет недовольство, возникшее из-за своего тела и он свободен от удовольствий, портящих его чувство осязания. Он уменьшает обволакивающую вялость. Он всегда спокоен и способен к практике превосходной концентрации. Эта практика для достойных людей. Нужность этого предписания нельзя поставить под сомнение.

В чем заключается соблюдение этого предписания? Как можно потерпеть неудачу в нем? (Соблюдение этого предписания заключается) в отказе от сна и лежания. Если практик ложится, то это называют неудачей.

Целесообразность в соблюдении аскетических практик

Что такое не «грязные обноски»? Это конопляные, хлопковые, шелковые и шерстяные одежды, а также другие одежды, поднесенные домохозяевами. Если бхикку принимает их, потому что это целесообразно, то он не терпит неудачу в соблюдении практики «грязные обноски».

Что такое не «три одеяния»? Лишние одежды, хранящиеся у бхикку в течение более чем 10 дней; не следует иметь одежд кахина и других подобных, использующихся как простыни для постельного белья, покрывал, кусков ткани для больной кожи и тому подобного, носовых платков и полотенец, одежды, используемой в сезон дождей, только если это не подарок разрешенный правилами к хранению. Если монах использует их целесообразно, то он не пренебрегает соблюдением «трех одеяний».

Каковы наставления относительно целесообразности в соблюдении практики «пожертвованная пища»? Ради целесообразности не будет поражением в соблюдении «пожертвованной пищи» принимать еду, поднесенную Ордену в целом, еду для общих запасов*, еду, распределяемую по талонам, еду, поднесенную раз в лунные две недели**, еду, поднесенную на священный день***, еду, поднесенную монастырю, и еду, поднесенную в честь монастыря. Если же практик видит несоответствие, то ему следует отказаться от такой еды.

Каковы наставления относительно целесообразности в соблюдении практики «поход за подаянием без выбора»? Если бхикку, увидев у ворот**** дерущихся или находящихся в брачном периоде слонов или лошадей, избегает их или, увидев неприкасаемого, прикрывает свою чашу*****, или если бхикку идет позади своего упаджайи, учителя или бхикку, который временно остановился в его монастыре и, таким образом, совершает некоторые нарушения ради соображений целесообразности, то он не терпит неудачу в соблюдении предписания «поход за подаянием без выбора».

Каковы наставления относительно целесообразности в соблюдении практики «еда раз в день»? Если во время приема пищи в надлежащее время, практик видит слонов, лошадей, стадо животных или змей, или если идет дождь, или если он видит упаджаю или учителя или бхикку, временно остановившегося в его монастыре, и поэтому встает из соображений целесообразности, и после этого снова возвращается к приему пищи, то он не терпит неудачу в соблюдении предписания «еда раз в день».

В предписаниях «отказ от еды после определенного времени» и «отмеренная еда» нет ничего, о чем можно было бы говорить из соображений целесообразности.

Каковы наставления относительно целесообразности в соблюдении предписания «жизнь в умиротворенном месте?» Если практик идет в деревню или город, для того, чтобы люди могли принять обеты в его присутствии, признаться в нарушениях, послушать Дхамму, а также на службу, проводимую в Упосатху, на службу, проводимую в конце сезона дождей, в случае болезни, для того чтобы ухаживать за больным, для того чтобы прояснить вопросы связанные с учением и тому подобное, то это не будет провалом в соблюдении предписания «жизнь в умиротворенном месте».

Каковы наставления относительно целесообразности в соблюдении предписания «жизнь под деревом»? Если бхикку из-за дождя идет в какое-либо место с крышей и возвращается******, когда небо прояснится, то он не терпит неудачу в соблюдении предписания «жизнь под деревом».

Соображения целесообразности в соблюдении предписаний «жизнь без крыши над головой», «жизнь среди могил» и «жизнь в любом месте» также подобны этому*******.

В предписании «всегда сидеть и не ложиться» нет ничего, о чем можно было бы говорить из соображений целесообразности. Тем не менее, существует норма касаемо закапывания лекарства в нос********. Делая так, практик не терпит неудачу в соблюдении «всегда сидеть и не ложиться».

*то есть семидневные тоники, медицину и т. п.

**похоже, что имеется в виду полнолуние и новолуние

***Упосатха (полнолуния); ****ворот в деревню/город

*****чашу для подношений, куда миряне кладут пищу и т.д. для бхикку; ******возвращается под дерево

*******этому=предписание жизнь под деревом; ********видимо, речь идет о том, что нужно временно лечь, чтобы лекарство затекло вглубь носа

Дополнительные учения.

Опять же, практик осуществляет восемь учений с помощью этих тринадцати аскетических предписаний. В Абхидхамме об этих восьми учат так: «Отмерянная еда» и «Еда раз в день» включены в предписание «не есть после определенного времени». «Жизнь под деревом», «жизнь без крыши над головой», «жизнь среди могил» являются частными случаями предписания «жизнь в умиротворенном месте», потому что если практик собирает средства для строительства дома или если он любит делать вознаграждаемую работу, содержать животных или привязан к тому, чтобы «жить в умиротворенном месте», то его ум не находится в покое. Думая таким образом, он пребывает в умиротворении, «под деревом», «среди могил», или «без крыши над головой». Таким образом осуществляются восемь учений.

С помощью этих 8 аскетических практик три учения осуществляются: первое — «жизнь в умиротворенном месте», второе — «грязные обноски», третье — «пожертвованная еда». Если эти три чисты, то аскетические практики осуществлены. Поэтому Будда учил Старшего Монаха Нанду так: «Тебе всегда следует соблюдать «жизнь в умиротворенном месте», «грязные обноски» и «пожертвованную еду». Тебе не следует нянчиться со своим телом и жизнью. Тебе не следует видеть объекты, вызывающие страстное желание».

Вопрос. Кого называют тем, кто соблюдает аскетические предписания? Как много есть видов учений, относящихся к аскетическим предписаниям? Какой из трех типов личностей может соблюдать аскетические предписания? В течение скольких сезонов следует соблюдать аскетические предписания? Кто, тот кто соблюдает, и тот, кто учит аскетическим предписаниям?

Ответ. Есть тринадцать аскетических предписаний, которым учил Будда. Это тренировки данные буддой. Их называют дхутанга (аскетические предписания). В данном случае, об умелом типе, неумелом и не имеющем признаков не следует учить, потому что неумелый человек полон страсти. Он не удалил страсть. Он живет во зле. Он жаден до мирских обретений. Поэтому неумелому человеку (не) следует практиковать аскетические предписания.

Как много есть видов учений? Существует два учения в аскетических предписаниях: о не-жадности и о не-заблуждении. Как сказал Будда: «Если бхикку, который соблюдает (аскетическую практику) «грязные обноски» наделен малым числом желаний, удовлетворен малым, наслаждается спокойствием, свободен от сомнений и полагается на свободу, тогда его называют тем, кто соблюдает (аскетическую практику) «грязные обноски». Все другие аскетические практики свободны от возможности проявления жадности и заблуждений. Посредством этой свободы от жадности, бхикку удаляет невежество тринадцатью способами. Опять же, при помощи этого освобождения от жадности, данного и открытого Буддой, (бхикку) взращивает в своем уме отвращение к сансаре и он, свободный от сомнений, мудро* избавляется от загрязнений страсти и бесчестности. При помощи этого освобождения от заблуждений, он избавляется от утомленности плотью** и бесчестности. Таковы два учения об аскетических предписаниях. Это отсутствие жадности и свобода от заблуждений. Их целью являются отсутствие жадности и свобода от заблуждений.

Какой из трех типов личностей соблюдает аскетические предписания? Жадный человек и невежественный человек соблюдают аскетические предписания. Гневный человек не может соблюдать аскетические предписания. Жадный человек и невежественный человек могут соблюдать аскетические предписания. Жадный человек прогрессирует в внимательности при помощи привязанности. Если он становится внимательным, то он превосходит жадность. Невежественный человек прогрессирует за счет отсутствия сомнений. При помощи аскетических предписаний бхикку может развить свою внимательность. Если он внимателен, он также быстро одолеет невежество. По этой причине жадный человек и невежественный человек соблюдают аскетические предписания.

Невнимательный человек страдает и совершает не благие поступки. Невнимательному человек не следует соблюдать*** (потому что если он будет это делать, то он только увеличит свои страдания), подобно человеку, имеющему расстройство слизи, который только делает его еще хуже, употребляя горячее питье. И опять же есть сложившееся правило. Невнимательному человеку следует жить «в умиротворенном месте» или «под деревом». Почему ему следует жить «в умиротворенном месте»? Потому что там нет мирских забот и отвлечений. В течение сколько сезонов следует соблюдать аскетические предписания? В течение 8 месяцев следует соблюдать аскетические предписания, а именно, «жизнь под деревом», «жизнь без крыши над головой» и «жизнь среди могил». Будда разрешил жить в местах, имеющих крышу, во время сезона дождей.

Вопрос. Кто, тот кто соблюдает и тот, кто учит аскетическим предписаниям?

Ответ. Возможно так, что кто-то и учит аскетическим практикам и соблюдает их. Возможно так, что кто-то соблюдает, но не учит аскетическим предписаниям. Возможно так, что кто-то не соблюдает аскетические предписания, но только учит им и возможно так, что кто-то и не соблюдает и не учит им.

*при помощи грамотно и правильно объясненных техник для этого — аскетических практик

**т.е. своим телом, чрезмерной заботе о нем и удовлетворении его не самых существенных потребностей; ***эти предписания

Кто тот, «кто соблюдает и учит аскетическим предписаниям»? Совершенный*, тот кто соблюдал аскетические предписания.

Кто тот, «кто соблюдает, но не учит аскетическим предписаниям»? Совершенный, тот кто не соблюдал аскетических предписаний.

Кто тот, «кто не соблюдает, но только учит аскетическим предписаниям»? Ученик или последователь учения, который соблюдал аскетические предписания. Кто тот, «кто и не соблюдает и не учит»? Ученик или последователь учения, который не соблюдал аскетические предписания.

Вопрос. Какова сущностная характеристика, назначение и проявление аскетических предписаний?

Ответ. Малое число желаний — их сущностная характеристика. Удовлетворенность — их назначение. Отсутствие сомнений — их проявление. А также, не привязанность — их сущностная характеристика. Умеренность — их назначение. Отсутствие регресса — их проявление.

Каков начальный, средний и конечный уровень в аскетических предписаниях? Принятие обязательств их соблюдать — их начальный уровень. Их практика — средний уровень, а радость** — их конечный уровень.

*имеется в виду полностью просветленный Будда