БУДДИЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ КАРМЫ — ЗАКОН ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

автор — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

Сегодня мы бы хотели поднять и разобрать довольно непростую тему — тему Кармы. Многие Религии и мастера разбирают ее и, как таковое, это понятие уже довольно известно человечеству.
Делаешь добро — и со временем или сразу получаешь добро. Тоже касается и зла.
Будда, как говорится в самых древних текстах Тхеравады, описывал свое понимание несколько по другому.» Те, кто говорит «Я сейчас переживаю счастье потому что когда-то хорошо поступал, или переживаю несчастье потому, что поступал плохо» — не имеют правильных воззрений. Правильным воззрением о причине и следствии будет Закон Взаимозависимого Возникновения.
Каков он? Неведение (Авиджа) порождает намеренную активность (Санкхара), которая образует поток сознания (Виньяна). Поток сознания порождает феномен формирования ума и материи (нама-рупа). Этот феномен имеет органы чувств (Салаятана). Из-за органов чувств происходит контакт(Пасса) с чувственными объектами. Чуственные объекты вызывают отклик — ощущение (Ведана). Ощущения порождают привычки (Танха). Привычки образуют поток становления (Бхава). Которое постоянно тащит нас от рождения к старению, болезням и смерти. Таков он — Закон Взаимозависимого Возникновения (Патичча саммупада).»
(вольный перевод с Пали).

Так уж получилось, что ум рядового человека не способен отметить всех явлений управляющих его жизнью и воздействующих на него, мы уже и не говорим о причинах их порождающих. Посему его оценка того, что есть хорошо, а что плохо, может быть сильно замутнена. Например — ввиду определённой кармы человек что-то обретает, при этом думая, что получил это по причине недавних действий в настоящем. Так, например, он может быстро разбогатеть и долго держаться на плаву там где у других ничего не получается, при этом думая что у него есть свой авторский метод ведения бизнеса, недоступный остальным и приводящий к богатству. Он даже может начать ему обучать=))) не зная, что причина его успеха кроется в действиях давнего прошлого. Конечно, это не обязательно всегда так.
Но главное, что здоровье, успех, известность и долгая жизнь, обретаемая при помощи хороших поступков, могут в любой момент смениться своими противоположностями, так как мы не знаем, насколько длинный и разнообразный кармический шлейф тянется за нами.
Посему, по словам Будды, как написано в древних писаниях, поступками, которые приведут к абсолютному счастью будут поступки мудрости и само-исследования. Все остальные так или иначе дают временные благополучие и радость. Самым же глубоким, вызывающим возникновение истинной мудрости является само-исследование по Закону Взаимозависимого Возникновения.

«…Процесс зарождения «я» состоит из нескольких фаз, возникающих друг после друга. Их видно на замедленной съемке ума, которую умеют делать некоторые аскеты. Будда насчитал двенадцать таких последовательных ступеней. Это своего рода цепная реакция. С практической точки зрения не особо важно, как называются эти этапы и сколько длятся. Достаточно выделить одну фазу в возникновении «я» и не дать ей развиться. Например, ту, когда стрелка вашего компаса пытается показать «хорошее» и «плохое», «приятное» и «неприятное». Вы каждый раз останавливаете процесс зарождения «я» в этой точке — и вся цепь рвется, потому что ни одна цепь не бывает прочнее самого слабого звена. Но это не теория, а практический навык. Которому, кстати, до сих пор учат в некоторых азиатских монастырях…»
(В. Пелевин)

В Буддийском мире существуют два мнения по поводу этого закона. Сторонники первого считают, что вышеперечисленная формула описывает причину перерождения вообще. Допустил неведение, значит родился и потому умер и родился опять. Другие считают, что она описывает работу одного кратчайшего момента сознания миллиарды раз в секунду происходящую с каждым из нас. Быть настолько осознанным чтобы уметь видеть отслеживать и прекращать их — вот цель истинно практикующего. Мы лично считаем, что одно не отрицает другого. Самое важное дойти в своем спокойствии и самоанализе до такого уровня что бы суметь максимальное количество моментов неведения заменить на мудрость и отпустить настолько много санкхар, насколько возможно. Это очень высокий уровень развития само-исследования. Одно из известных нам мест, где дают практический путь достижения этого — Бирманский Буддийский Орден ПаАук.